Как предупредить переутомление? Твой режим дня
классный час (5 класс) на тему

Пирогова Татьяна Николаевна

Классный час для 5 класса. Содержит сценку о режиме дня. Ребята самостоятельно формулируют определение  режима дня. Работая в группах учащиеся знакомятся  с  основными компонентами режима дня, нормами для их возраста, определяют необходимость соблюдения режима. Проводится зарядка для глаз и подводятся итоги обследования соблюдения режима дня учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл режим дня22.83 КБ
Office presentation icon режим дня презентация 1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Как предупредить переутомление? Твой режим дня»

слайд 1.   Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Мы начинаем очередной разговор о здоровье.

Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю

здоровья.

Ход классного часа

Давайте посмотрим на Слайд 2, что вы видите?   Уточним о чем же конкретно мы будем говорить. (переутомление) – причины переутомления и режиме нашего дня.

Как вы думаете что такое переутомление?

Давай те посмотрим что же это такое и прочитаем определение. Из словаря Ушакова. Слайд 2

А как вы думаете, каковы причины переутомления. Обдумайте их в парах и озвучьте.

Давайте обобщим их. Слайд 3

Из всех вышеперечисленных причин на какие вы можете повлиять?

Сегодня более подробно мы поговорим о режиме дня. Слайд 4

Что же такое режим дня? Слайд 5

СЦЕНКА  «РЕЖИМ»

Действующие  лица: учитель  и  ученик  Вова.

- А  ты, Вова, знаешь, что  такое  режим?

- Конечно! Режим…!

- Режим – это  распорядок  дня. Вот  ты, например, выполняешь  распорядок  дня?

- Даже  перевыполняю!

- Как  же  это?

- По  распорядку  мне  надо  гулять  2  раза  в  день, а  я  гуляю – 4.

- Нет, ты  не  выполняешь  его, а  нарушаешь! Знаешь, каким  должен  быть  распорядок  дня?

- Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка  постели. Завтрак. Прогулка. Обед – и  в  школу.

- Хорошо…

- А  можно  еще  лучше!

- Как  же  это?

- Вот  как! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй  завтрак. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. И  сон.

- Ну,  нет. При  таком  режиме  вырастет  из  тебя  лентяй  и  неуч.

- Не  вырастет!

- Это  почему  же?

- Потому  что  мы  с   бабушкой  выполняем  весь  режим!

- Как  это  с  бабушкой?

- А  так: половину  я, половину  бабушка. А  вместе  мы  выполняем  весь  режим.

- Не  понимаю – как  это?

- Очень  просто. Подъем  выполняю  я, зарядку  выполняет  бабушка, умывание – бабушка, уборку  постели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы  с  бабушкой, прогулку – я, обед – я,…

 - И  тебе  не  стыдно? Теперь  я  понимаю, почему  ты  такой недисциплинированный.

 

А как вы думаете, ребята, что такое режим?

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы. После этого совместно формулируется определение понятия режим дня.

 Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности  

Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.

Повторяющаяся изо дня в день последовательность действий (а именно эта повторяемость и является режимом) способствует выработке условных рефлексов на конкретное время, формированию так называемых динамических стереотипов. Это в свою очередь, в значительной степени облегчает и делает более эргономичной работу организма – меньше времени и сил тратится на врабатывание, организм заранее настраивается на тот или иной вид деятельности, который ему предстоит.

При построении режима дня учитываются как физиологические закономерности организма, так и индивидуальные особенности жизни человека. Поэтому, не следует рассматривать режим дня, как единое и неизменное расписание для всех

Нужен ли школьникам режима дня?

Вопросы:

  1. Для чего нужен распорядок дня? (чтобы вовремя вставать и ложиться спать, уроки делать в одни и те же часы, ходить на прогулку, не опаздывать на уроки и т.д.)
  2. У кого из взрослых строгий режим дня? (у военных людей, спортсменов, космонавтов)
  3. Какую пользу им приносит строгое соблюдение времени? (Он позволяет достичь взрослым людям – спортсменам высоких результатов, космонавтам, ученым точности).
  4. Когда время подвластно человеку? (Если человек научится соблюдать режим дня, то время станет подвластным человеку).

2. Путешествие по режиму дня.

2. Изучение нового материала.   

«Какие факторы влияют на режим дня?»

«Основными компонентами режима дня школьника»

Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности .  

Основными компонентами режима дня школьника являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.

-Для чего необходим режим дня?

-К чему приводит нерационально организованный режим дня?  

Правильно организованный режим дня сохраняет здоровье, создает условия для повышения учебной мотивации, способствует нормальному развитию ребенка. Установлено, что нерационально организованный режим приводит к резкому снижению работоспособности, развитию утомления и переутомления, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьников.  

Как правильно составить режим дня.   

Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность.

Гигиенические нормативы продолжительности основных видов деятельности школьников в сутки

Питание

4 раза

Домашнее задание

до 3 часов

Прогулка

2,5 часа

Внеклассные и внешкольные занятия

1-2 часа

Просмотр телепередач + компьютер

1,5 часа

Ночной сон

10,0 часов

Так, при построении режима дня подростка следует соблюдать следующие условия:

  • сон не менее 8 часов (отход ко сну – не позже 22.00);
  • прием пищи – не менее 4 раз в день, промежуток между основными приемами пищи – не более 4 часов;
  • чередование различных видов деятельности (5-10 минутные перерывы после 40 минут умственной деятельности, отдых после занятий в школе). Смена видов деятельности в течение дня является наиболее эффективным вариантом отдыха. Связано это с тем, что переход на другой вид деятельности приводит к возникновению возбуждения в ранее не работавших зонах мозга, а в работавших возникает процесс торможения – клетки отдыхают;
  • просмотр телепередач, компьютерные игры – не более 1 часа в день;
  • физическая активность, прогулки на свежем воздухе – не менее 1,5-2 часов.

Строгое соблюдение режима дня повышает работоспособность школьника, позволяет многое успеть сделать за сутки при сохранении высокой работоспособности и хорошего здоровья.

 Работа в группах  

Я хочу вам предложить зарядку для глаз, которая поможет расслабиться вашим глазам и сохранить зрение. Слайд 13 (читаем и делаем)

Давайте обобщим все выше сказанное и ответим на вопрос для чего же нам нужен режим дня?

Спасибо за активное участие в обсуждении!

Составьте рекомендации для одноклассников, как правильно организовать режим дня.   3. Закрепление. 
В режиме дня школьника должны быть предусмотрены следующие основные компоненты:

1) учебные занятия в периоды подъема работоспособности в школе и дома;

 2) отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе;

3) регулярное и достаточное питание;

4) гигиенически полноценный сон.

Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт, самообслуживание, помощь семье).

Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье.

Анализ анкетирования учащихся.

4. Итоги урока. 

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день.  
Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года — при открытом окне или на свежем воздухе. Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал
воздушную ванну. 

После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний.     Утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут.  

Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома. Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду.
 На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников  средних классов —
2—3 часа.
Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть
не менее 2 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.
 Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная
с 8-8 1/2 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается.
При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать
перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
 Лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый
активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим.  

Подъём                       Уроки    

Минута гигиены           Прогулка

Зарядка                       Занятия по интересам

Завтрак                       Ужин

Дорога в школу           Отдых

Уроки                          Сон

Обед                           …………


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Вредные привычки. Как их предупредить?"

Совместное собрание родителей учащихся 6-9 классов. О вреде курения (докладчик - Малинина Н.В.)...

Внеклассное мероприятие "Как предупредить переутомление? Мой режим дня"

Классный час «Как предупредить переутомление? Твой режим дня»Класс: 5 классЦели урока:Изучить причины переутомления;актуализировать и способствовать у учащихся потребность всоблюдении режима дня...

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....

Предупредите развитие компьютерной зависимости.

В статье даются советы родителям по предупреждению компьютерной зависимости у детей....

«Легче, чем пожар тушить – нам его предупредить»

Пожар это совсем не весело. Он лишает людей домов, делает их неудачниками. И помните, что оказаться среди пострадавших может каждый, даже тот, кто думает, что ему это не грозит. ...

Памятки для родителей "Детский суицид: Как предупредить беду?"

Иногда мы не знаем ,что нам делать?Как помочь своему ребенку?  Куда и к кому обратиться за помощью? Данные памятки помогут найти выход  из сложившейся ситуации....

Разработка урока "Режим дня" (Көндәлек режим)

Тема :     Көндәлек режим. (2 сыйныф, рус төркеме)Язды: Яр Чаллы шәһәре 28 нче урта мәктәбенең татар теле һәм әдәбияты укытучысы Ярмиева Энҗе Салих кызы...