ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Медийно-информационно грамотный человек-это Я»
проект на тему

Ефремова Наталья Валерьевна

Название программы

Медийно - информационно грамотный человек – это Я

Номинация программы

Программа реализуется в рамках медиаобразования и  инфомационно-медийного направления общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ).  

Цель программы

 Обеспечение мотивации и создание условий для формирования коммуникативной, творческой, свободно мыслящей, обладающей аналитическим мышлением, умением аргументировано отстаивать свою позицию, владеющей современными информационно-медийными компетенциями и имеющей высокий уровень культуры киберсоциализации личности, способной к самостоятельной познавательной, творческой деятельности и практическому использованию современных информационно-коммуникационных технологий.

Задачи программы

1.      Организация единого информационного пространства гимназии;

2.      Содействие в воспитании информационной культуры гимназистов;

3.      Повышение интереса к учебе (литературе, русскому языку, информатике и др.);

4.      Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

5.      Формирование ключевых компетенций (в том числе, краеведческих) и начальных профессиональных навыков (выявление и развитие журналистских задатков у детей и подростков).

6.      Формирование положительного общественного мнения о гимназии и образовании в целом;

7.      Формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который востребован современным российским обществом

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_efremova.docx167.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

«Гимназия №1 г.Лаишево» Лаишевского муниципального района РТ.

ПРОГРАММА

 ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Медийно-информационно грамотный человек-это Я»

C:\Users\User\Desktop\мир\Рисунок1.jpg

        

Автор программы:

Ефремова Н.В.,

учитель математики, информатики и ИКТ

первой квалификационной категории,

классный руководитель 5А класса

                                                       

2017 г.

Информационная карта программы

1.

Название программы

Медийно - информационно грамотный человек – это Я

2

Номинация программы

Программа реализуется в рамках медиаобразования и  инфомационно-медийного направления общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ).  

3

Цель программы

 Обеспечение мотивации и создание условий для формирования коммуникативной, творческой, свободно мыслящей, обладающей аналитическим мышлением, умением аргументировано отстаивать свою позицию, владеющей современными информационно-медийными компетенциями и имеющей высокий уровень культуры киберсоциализации личности, способной к самостоятельной познавательной, творческой деятельности и практическому использованию современных информационно-коммуникационных технологий.

4

Задачи программы

  1. Организация единого информационного пространства гимназии;
  2. Содействие в воспитании информационной культуры гимназистов;
  3. Повышение интереса к учебе (литературе, русскому языку, информатике и др.);
  4. Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
  5. Формирование ключевых компетенций (в том числе, краеведческих) и начальных профессиональных навыков (выявление и развитие журналистских задатков у детей и подростков).
  6. Формирование положительного общественного мнения о гимназии и образовании в целом;
  7. Формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который востребован современным российским обществом

5

Адресат программной деятельности

  1. Учащиеся 5-11 классов
  2. Преподаватели гимназии;
  3. Родители;
  4. Общественность города.

6

Краткое содержание программы

Лаишево – небольшой провинциальный городок на карте Республики Татарстан. Наша гимназия в мае 2017 года отмечает свой 200-летний юбилей. У нее своя история, своя судьба, свои многолетние традиции, свои люди, которые вписали свою страничку в ее историю. На протяжении многих лет велась летопись событий нашей гимназии, которая представлена в школьном музее. На протяжении всей истории человеческой цивилизации происходили кардинальные изменения в области работы с информацией, что не обошло стороной и нашу гимназию.   Именно поэтому развитие культуры киберсоциализации человека является насущной задачей современного воспитания, обучения и образования личности.

Принципы программы-проекта:

  • Открытость − возможность включения в реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.
  • Сотрудничество − комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнёров.
  • Доступность − продукты проекта находятся в свободном доступе в сети Интернет.

Так как данная программа- проект реализуется на базе МБОУ «Гимназия №1 г.Лаишево»,  то она интересен непосредственно ученикам данного учебного заведения и учителям, родителям. Все продукты данного проекта: газета, сюжеты, ролики, фоторепортажи, презентации , демонстрируют жизнь школы или отдельных её представителей, что может быть интересно другим образовательным организациям.

       

Программа включает в себя пять основных  направления работы:

  1. Пресс-центр МБОУ «Гимназия №1 г.Лаишево»– добровольное творческое ученическое объединение, в состав которого входят дети и подростки 5-11 классов, а также сотрудники школы, чьи принципы не расходятся с целями и задачами объединения, функционирование которого направлено на формирование яркой творческой индивидуальности, ориентированной на созидательную социальную деятельность.

Задачи, которые решает школьный пресс-центр:   

  • Организация единого информационного пространства школы.   
  • Связь с общественностью, налаживание партнерских отношений с аналогичными центрами в районе и регионах России.   
  • Восполнение недостатка общения воспитанников школы, помочь в дальнейшей адаптации в социуме.   
  • Предоставление каждому ребенку возможности для самореализации и творческого самовыражения.   
  • Повышение интереса читателей и слушателей к делам и проблемам школы, дать им возможность принимать самое действенное участие в решении этих проблем.   
  • Развитие толерантности воспитанников школы.   

Форма работы школьного пресс-центра:  Внеурочная практико-ориентированная деятельность

Пресс-центр занимается следующими видами деятельности:   

  • издание газеты «Зеркало» (периодичность – 1 раз в месяц и спецвыпуски к праздникам, знаменательным событиям, юбилеям).

  • Выпуск буклетов, тематических листовок, памяток;
  • Выпуск видеороликов из жизни школы и по различным темам; еженедельный выпуск видеоролика «Эхо школьного коридора»    
  • информационное сопровождение направления «Школьных окон негасимый свет»,посвященного 200-летнему юбилею МБОУ «Гимназия №1, г.Лаишево»;
  • создание видеофильма о гимназии;
  • издание сборника  «200 лет гимназии», выпуск брошюры: «Выпускники – гордость гимназии»;

2.Создание в гимназии дискуссионных площадок:

Организация дискуссионных площадок предусматривает применение различных форм мероприятий: тематические дискуссии, видеолектории, круглые столы, дебаты, мастер-классы, интерактивы и проч.

3. Организация конкурсов медиатворчества: (конкурсы буктрейлеров:  «Открой свою книгу»; «Наши родители – выпускники гимназии»; конкурс слайд-шоу, видеороликов: «Самый классный класс!», «Наша классная самая классная!»)

4 Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов 

  • Для реализации данной идеи не требуются финансовые вложения, все этапы четко разграничены.
  • Учитель-предметник  обсуждает с учеником тему занятия, обеспечивает учебниками или иными методическими материалами;
  • Учитель информатики помогает в технических вопросах создания управляемой презентации или интерактивного теста;
  • Сам ученик создает презентацию, руководствуясь методическими материалами и техническими советами.
  • Координировать данное сотрудничество учеников и учителей, а также накопление банка цифровых материалов может заместитель директора по информатизации.
  • Целесообразно также производить обмен разработанными цифровыми материалами между учебными заведениями города или района.
  1. Организация сетевого взаимодействия участников программы

При сетевом взаимодействии происходит эффективное сотрудничество, обмен материалами разработками, идет процесс работы над совместными проектами, программами. Используется Интернет, технологии мобильной связи для решения задач.

 

7

Ожидаемые результаты

Желаемыми результатами, исходя из философии, ценностно-

смыслового содержания деятельности и ключевых задач направления становятся  следующие базовые информационно-медийные компетенции:

  ● открытость к новой информации и потребность в ней;

  ● желание и умение самостоятельно ставить и обосновывать задачи   конкретной деятельности, планировать и осуществлять

   деятельность согласно цели направления;

  ● принимать осознанные решения на основе критически   осмысленной информации и навыков представления и презентации

   информации;

  ● самостоятельно находить, анализировать, производить отбор,

   преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять

   перенос и обработку информации, в том числе при помощи   современных информационно-коммуникационных, компьютерных,   электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и   интернет-технологий;

  ● обрабатывать информацию, применяя логические операции

   (анализа,  синтеза,  обобщения,  структурирования, прямого и

   косвенного доказательства, доказательства по аналогии,

   моделирования, мысленного эксперимента, систематизации

   материалов);

  ● использовать информацию для планирования и осуществления   своей деятельности.

8

Автор и руководитель программы

Ефремова Наталья Валерьевна

9

Учреждение

МБОУ «Гимназия №1 г.Лаишево»

10

Адрес автора

422610, г.Лаишево, ул. Салиха Сайдашева, д.10, кв.1

11

Телефон, факс, электронная почта руководителя проекта

89030617009

nataliValer@bk.ru

12

География участников

Г. Лаишево

13

Целевая группа проекта

Учащиеся 5 - 11 классов

Преподаватели гимназии

 Родители (законные представители учащихся)

14

Исполнители программы

Школьный пресс-центр «Портфель», педагогический и ученический коллективы МБОУ «Гимназия №1», социальные партнеры.

15

Сроки реализации программы

2016-2017 учебный год

17

Особая информация и примечание

В ходе реализации программы – через работу школьного пресс-центра, создание дискуссионных площадок, конкурсов медиатворчества (в том числе посвященных 200-летниму юбилею МБОУ «Гимназия №1, г.Лаишево» ) ,организацию сетевого взаимодействия участников проекта, новых знаний с уроков информатики  - у обучающихся сформируется активная гражданская позиция, а также базовые информационно-медийные компетенции. Совместный труд учащихся, педагогов, родителей, общественности способствует формированию гражданских, патриотических и духовно-нравственных ориентиров учащихся.

  

Учителя, которым дети обязаны воспитанием,
почтеннее, чем родители:
одни нам дарят только жизнь,
а другие – добрую жизнь.
Аристотель

Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.

Научить человека жить в информационном мире –

важнейшая задача современной школы
Семенов А.П.

Концепция программы

ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием.

Медийно-информационная грамотность (ЮНЕСКО) – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, позволяющих получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он знает, когда и какая информация требуется и для чего, где и как ее можно получить. Он понимает, кто и с какими целями создал и распространяет эту информацию, он имеет представление о ролях, функциях и ответственности СМИ, институтов памяти и других поставщиков информации. Он может анализировать информацию, сообщения, представления и принципы, транслируемые медиа и другими производителями контента, определять достоверность получаемой и создаваемой информации по ряду общих, личных и контекстуальных критериев. Медиа- и информационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает в себя навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Медиа- и информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.

 В XXI веке человек находится в ситуации постоянно нарастающего темпа и ритма жизнедеятельности, при которых он практически постоянно вынужден осваивать новые способы деятельности, основанные на современных технологиях информационного общества.

Жизнедеятельность и взаимодействие с другими людьми и миром в целом осуществляется человеком XXI века интегративно в двух социализирующих средах: классической объективной реальности (материально-предметной действительности) и параллельно-альтернативной реальности киберпространства (символьно-знаковой действительности), обе из которых и потенциально и фактически влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики) реальности и действительности.

Сегодня киберпространство – сетевое информационное воплощение ноосферы – обретает приоритетные позиции для жизнедеятельности человека, удовлетворения его многочисленных современных потребностей, став средой поиска новых возможностей реализации и трансформации классических видов деятельности: общения в киберкоммуникацию в Сети, игры в досуг в Сети, учения в познание в Сети и труда в работу в Сети.

В итоге современный человек – представитель вида «Homo Sapiens» – становится ещё и «Homo Cyberus'ом» – «человеком киберсоциализирующимся».

Современные люди разных возрастов ежедневно сталкиваются с необходимостью использования различных гаджетов, производят с ними разнообразные действия, получая и обрабатывая с их помощью гигантские объемы информации.

Жизнь в XXI в. ставит человека в относительно жесткие условия, в которых он практически постоянно вынужден осваивать новые способы деятельности, основанные на современных технологиях.

Человек приходит к пониманию того, что удовлетворить часть своих потребностей он может, только освоив навыки операционального владения техникой и технологиями. Эти умения позволят ему совершенствоваться и успешно функционировать в социуме, обеспечат комфортную, безопасную, активную жизнедеятельность, будут способствовать его личностному, карьерному росту и благосостоянию.

Именно поэтому развитие культуры киберсоциализации человека является насущной задачей современного воспитания, обучения и образования личности, исходя из философии деятельности по направлению и ряда важных фактуальных выводов и положений современности:

1. Киберсоциализация личности как неотъемлемый признак современности затрагивает все слои общества, людей разных возрастов, социальных положений и статусов.

2. Технизация и технологизация быта, производства и других сфер жизнедеятельности общающегося, играющего, учащегося и работающего человека приводит к образованию специфических общественных явлений, освоению людьми новых ролей, функций и статусов, кардинальному изменению функционирования социальных институтов, появлению новых научных проблем и постановке практических задач по их решению, в частности, средствами киберпсихологии и киберпедагогики.

3. Прогнозируемые перспективы развития электронных, компьютерных, цифровых, мультимедиа, интернет- и др. технологий и их влияния как на цивилизацию в целом, так и на отдельного человека в частности заставляют вырабатывать стратегии общественного развития на основе философских подходов в совокупности с концепциями социально-психологических, педагогических, а не только технических наук.

Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов.

Цель программы – Обеспечение мотивации и создание условий для формирования коммуникативной, творческой, свободно мыслящей, обладающей аналитическим мышлением, умением аргументировано отстаивать свою позицию, владеющей современными информационно-медийными компетенциями и имеющей высокий уровень культуры киберсоциализации личности, способной к самостоятельной познавательной, творческой деятельности и практическому использованию современных информационно-коммуникационных технологий.

Ключевыми задачами являются:

  1. Организация единого информационного пространства гимназии;
  2. Содействие в воспитании информационной культуры гимназистов;
  3. Повышение интереса к учебе (литературе, русскому языку, информатике и др.);
  4. Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
  5. Формирование ключевых компетенций (в том числе, краеведческих) и начальных профессиональных навыков (выявление и развитие журналистских задатков у детей и подростков).
  6. Формирование положительного общественного мнения о гимназии и образовании в целом;
  7. Формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который востребован современным российским обществом

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Цель и задачи определяют перечень основных направлений информационно-медийной деятельности:

  1. Создание школьного пресс-центра.
  2. Создание в образовательных организациях дискуссионных площадок, в том числе в цифровой среде
  3. Организация многоуровневых конкурсов медиатворчества.
  4. Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов
  5. Организация сетевого взаимодействия учащихся, преподавателей гимназии и родителей.

Направления информационно-медийной деятельности

Описание деятельности по направлению

Создание школьных пресс-центров

Школьный пресс-центр – это организованное сообщество детей и подростков, которые под руководством медиапедагога или вожатого, имеющего соответствующие медиакомпетенции, на основании партнерства и сотрудничества привлекаются к обсуждению и участию в решении школьных и внешкольных проблем социального характера и отражению их в информационной среде с помощью средств коммуникации. Цель работы пресс-центра заключается в формировании социальной активности обучающихся через творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни, осознание гуманистических идеалов и ценностей, через умение действовать в соответствии с этическими нормами, конструктивно преобразовывать действительность. В рамках этой деятельности происходит расширение кругозора школьника, процесс познания и самопознания подростками противоречий современной жизни, а также развиваются коммуникативные умения и навыки.

Кроме того, деятельность пресс-центра способствует продвижению школы в информационной среде и обеспечивает имиджевую составляющую работы РДШ.

Пресс-центр «Портфель» МБОУ «Гимназия №1 г.Лаишево»– добровольное творческое ученическое объединение, в состав которого входят дети и подростки 5-11 классов, а также сотрудники школы, чьи принципы не расходятся с целями и задачами объединения, функционирование которого направлено на формирование яркой творческой индивидуальности, ориентированной на созидательную социальную деятельность.

Задачи, которые решает школьный пресс-центр:   

  • Организация единого информационного пространства школы.   
  • Связь с общественностью, налаживание партнерских отношений с аналогичными центрами в районе и регионах России.   
  • Восполнение недостатка общения воспитанников школы, помочь в дальнейшей адаптации в социуме.   
  • Предоставление каждому ребенку возможности для самореализации и творческого самовыражения.   
  • Повышение интереса читателей и слушателей к делам и проблемам школы, дать им возможность принимать самое действенное участие в решении этих проблем.   
  • Развитие толерантности воспитанников школы.   

Форма работы школьного пресс-центра:  Внеурочная практико-ориентированная деятельность

Пресс-центр занимается следующими видами деятельности:   

  • издание газеты «Зеркало» (периодичность – 1 раз в месяц и спецвыпуски к праздникам, знаменательным событиям, юбилеям). материал в школьную газету (печатная версия либо электронная газета на базе «ВКонтакте»)

  • Выпуск буклетов, тематических листовок, памяток;
  • Выпуск видеороликов из жизни школы и по различным темам; еженедельный выпуск видеоролика «Эхо школьного коридора»    
  • информационное сопровождение направления «Школьных окон негасимый свет»,посвященного 200-летнему юбилею МБОУ «Гимназия №1, г.Лаишево»;
  • создание видеофильма о гимназии;
  • издание сборника  «200 лет гимназии», выпуск брошюры: «Выпускники – гордость гимназии»;

  1. мероприятиях

Создание в гимназии дискуссионных площадок, в том числе в цифровой среде

Под дискуссионными площадками понимаются разного рода пресс- и  киноклубы, организация дискуссий, полемических встреч по актуальным темам, а также прочие формы открытого речевого и интеллектуального развития, позволяющие школьникам формировать способности аргументировано высказывать свою позицию, грамотно формулировать мысли, слушать друг друга и отстаивать свою точку зрения. Это создание пространства для общения личностей, имеющих свой взгляд на мир и желание делиться этим взглядом с другими.

В рамках этой деятельности осуществляется координационная работа с организациями-партнерами по привлечению в качестве экспертов дискуссионных площадок известных представителей власти и общественных деятелей города и края, творческой интеллигенции, представителей медиасферы. Организация дискуссионных площадок предусматривает применение различные форм мероприятий: дискуссии по различным темам, видеолектории, круглые столы, дебаты, деловые и творческие встречи, мастер-классы, интерактивы и проч. В рамках дискуссионных площадок создаются условия для действенного участия школьников в социальных инициативах, для свободного обмена мнениями, личностного самовыражения в онлайн и офлайн среде.

Организация многоуровневых конкурсов медиатворчества

Целью конкурсов медиатворчества является формирование и развитие у школьников современных медиакомпетенций, которые позволяют им реализовывать свои замыслы в окружающей информационной среде и успешно выстраивать позитивные коммуникации. Конкурсы могут быть различными по тематике, в зависимости от цели, поставленной организаторами, и по форматам итоговых медиапродуктов – письменные формы (газеты, журналы, отдельные спецвыпуски, рубрики, авторские колонки), аудио, видео, фото, цифровые форматы (компьютерная графика,  анимация, web-дизайн, видео- и фотомонтаж, телерепортажи, документальные фильмы, социальные ролики, блоги и страницы в соцсетях и т.д.).

Организация конкурсов медиатворчества в гимназии: (конкурсы буктрейлеров:  «Открой свою книгу»; «Наши родители – выпускники гимназии»; конкурс слайд-шоу, видеороликов: «Самый классный класс!», «Наша классная самая классная!»)

Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов

  • Для реализации данной идеи не требуются финансовые вложения, все этапы четко разграничены.
  • Учитель-предметник  обсуждает с учеником тему занятия, обеспечивает учебниками или иными методическими материалами;
  • Учитель информатики помогает в технических вопросах создания управляемой презентации или интерактивного теста;
  • Сам ученик создает презентацию, руководствуясь методическими материалами и техническими советами.
  • Координировать данное сотрудничество учеников и учителей, а также накопление банка цифровых материалов может заместитель директора по информатизации.
  • Целесообразно также производить обмен разработанными цифровыми материалами между учебными заведениями города или района.

5

Организация сетевого взаимодействия участников программы

Обязательным условием реализации деятельности является использование форм сетевого взаимодействия всех участников программы – учителей, школьников, родителей, представителей различных  социальных групп. Актуальность сетевого взаимодействия сегодня заключается в том, что оно предоставляет цифровые технологии, позволяющие динамично развиваться любой организации или проекту. При сетевом взаимодействии происходит эффективное сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, идет процесс работы над совместными проектами, программами.

Существует проблема в реализации сетевого взаимодействия вследствие низкого уровня владения педагогами информационными и коммуникационными технологиями, неумением использовать интернет для решения образовательных, культурных, социальных задач, а также проблема физического наличия интернета в информационной среде школы.

        Ресурсное обеспечение

Ресурсы

  • Кадровые  ресурсы

Существенную роль в организации работы по информационно-медийному направлению играют те медиапедагоги нашей гимназии, которые работают со школьниками по программам школьного медиаобразования,  ведут курсы и кружки журналистики, практические занятия по выпуску школьных газет и журналов, работают с сайтом школы, в студиях теле- и радиожурналистики, фото- и видеосъемки и т.д.

  • Организационно-методические  ресурсы

В качестве организационно-методических ресурсов выступают образовательные программы и проекты, которые имеются в гимназии. Они определяют профиль школы, ее специфику, конкурентные преимущества. Это определенной тематики кружки и курсы дополнительного образования, специальные мероприятия.

  • Материально-технические ресурсы

Материально-технические ресурсы– это весь комплекс материально-технических средств для создания и тиражирования медиапродуктов,  производимых школьниками и предназначенных для распространения. Это сеть персональных компьютеров или ноутбуков, а также диктофоны, фотоаппараты, защищенное программное обеспечение и другие инструменты ИКТ, которые позволяют вести информационно-медийную работу. Кроме этого, необходим постоянный и открытый доступ в интернет.

Формы работы

Деятельность по информационно-медийному направлению может быть реализована в различных формах. В частности, через инфомационно-медийные центры, где сосредотачивается вся система управления, теоретическая и практическая работа школьников в области медиа и информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Желаемыми результатами, исходя из философии, ценностно-смыслового содержания деятельности и ключевых задач информационно-медийного направления становятся следующие базовые компетенции:

  • открытость к новой информации и потребность в ней;
  • желание и умение самостоятельно ставить и обосновывать задачи конкретной деятельности, планировать и осуществлять деятельность, согласно цели направления;
  • принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации и навыков представления и презентации информации;
  • самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос и обработку информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий;
  • обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов);
  • использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Тематическими информационно-медийными и киберкомпетенции:

  1. Технические компетенции, опирающиеся на начальные знания, общие умения и навыки работы с электронной, компьютерной и цифровой техникой:
  • знание правил техники безопасности и соблюдение экологических, медицинских, физических, физиологических и др. принципов, законов и правил при работе с электронной, компьютерной и цифровой техникой;
  • знание устройства электронной, компьютерной и цифровой техники на пользовательском уровне (названия основных составляющих, их назначение, функции и характеристики) и основных действий с ней (включение/выключение, элементарное техническое обслуживание – проверка на вирусы, ошибки, осуществление дефрагментации и др.);
  • умение работать с офисной, мобильной и мультимедийной техникой (принтер, сканер, копир, съемные запоминающие устройства, презентационные средства и др.).
  1. Программные компетенции, сформированные на основе знаний, умений и навыков, связанных с работой в конкретных программных средах:
  • знание и умение работать в какой-либо программной оболочке (операционной системе);
  • навыки установки/удаления/обновления программного обеспечения электронной, компьютерной и цифровой техники;
  • навыки работы в офисных программах, текстовых и графических редакторах, медиапрограммах и др.
  1. Информационные компетенции, связанные со знаниями, умениями и навыками работы с информацией:
  • знания, умения и навыки создания объектов информации (файлов, папок и др.) и их структуризации в электронной, компьютерной и цифровой технике;
  • навыки записи информации на запоминающие устройства (диски, флеш-накопители, съемные винчестеры и др.);
  • знание структурных составляющих информации (например, в Интернете: веб-страница, сайт, портал и др.);
  • знание правил регистрации и деятельности на различных интернет-сервисах и др.
  1. Учебно-познавательные компетенции, опирающиеся на знания, умения и навыки решения познавательных задач:
  • навыки работы в обучающих и тестовых программах, поисковых системах;
  • знание правил оформления выполненных работ по различным требованиям;
  • навыки участия в различных мероприятиях информационно-медийной направленности;
  • навыки работы с дистанционными формами обучения, консультирования, ведения переписки.
  1. Коммуникативные компетенции общения посредством электронных, компьютерных и цифровых средств, навыки коммуникации в киберпространстве (киберкоммуникации):
  • навыки осуществления коммуникации в киберпространстве (владение электронной почтой, сервисами мгновенного обмена сообщениями, социальными сетями интернет-среды и пр.);
  • навыки письменной речи на основе печатного текста, устной речи на основе голосовой и видеопередачи информации;
  • знание правил оформления электронных писем и сообщений, этикета и традиций голосового общения по телефону или с помощью компьютерных сервисов.
  1. Этические и юридические компетенции в сфере юридических прав и обязанностей граждан, ответственности за противоправные действия:
  • знание элементарных правил деятельности в киберпространстве и последствий неэтичных или неправомерных действий (рассылка спама, троллинг, буллинг и др.);
  • знание юридических прав и обязанностей при работе с электронной, компьютерной и цифровой техникой, непосредственно, в Интернете (соблюдение соглашений, авторских прав и др.).
  1. Профессиональные (общепрофессиональные, профессиональные и специальные компетенции):
  • знание и соблюдение правил, норм, здоровьесберегающих технологий работы с электронной, компьютерной и цифровой техникой (времени, оснащения рабочего места и др.);
  • навыки оформления документации с использованием ГОСТов, стандартов организаций, государственной и корпоративной символики;
  • соблюдение прав и обязанностей членов профессиональных интернет-сообществ;
  • умение работать в специализированных и профессиональных программах и со специализированной электронной, компьютерной и цифровой техникой;
  • моделирование объектов, явлений и процессов посредством соответствующих программ;
  • навыки профессиональной киберкоммуникации (владение сервисами передачи информации, правилами ведения деловой переписки, действий с электронной подписью и др.)
  • навыки самообразования по овладению нового программного обеспечения и обновления устаревших программ электронной, компьютерной и цифровой техники.
  1. Узкоспециализированные компетенции в области информационных систем и технологий:
  • навыки создания, дизайна, модерации и обслуживания веб-страниц, сайтов, порталов, форумов и др.;
  • сервисно-эксплуатационные навыки (диагностика, обслуживание, наладка и ремонт электронной, компьютерной и цифровой техники);
  • опыт создания тематического контента для детей разных возрастов.

В современном мире, когда ни одна область человеческой деятельности не обходится без применения электронных, компьютерных, цифровых и т.д. средств и технологий, освоение участниками Движения информационно-медийных компетенций является необходимым условием для успешной учебной и будущей профессиональной деятельности. Их формирование происходит как в результате целенаправленного обучения, так и самостоятельно и наиболее удачно в процессе организации и реализации информационно-медийной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Плешаков В.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников.: –  М., 2015. – 19 с.;
  2. Якушина Е.В. Разработка курса «Медиа-информационная грамотность и информационная безопасность».: –  М., 2015. – 3 с.;
  3. Официальный Сайт Министерства коммуникации и связи РФ http://minsvyaz.ru/ru/ministry/common/ ;
  4. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24–27 апреля 2013 г.). Издание второе, расширенное и дополненное Москва;
  5. Информационная грамотность: информационной грамотности ста- международные перспективы (2010) всеохват- Под ред. Хесуса Лау; пер. c англ. Е. В.Малявской; науч. ред. перевода Н. И.
    Гендина. – М.: МЦБС. – 27 с.;

Приложения к программе:


Приложение 1

Информационная безопасность детей в использовании Интернет-ресурсов

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Использование Интернета дома и в образовательных учреждениях позволяет повысить эффективность обучения, а так же получать свежие новости в интересующей области не только родителям и педагогам, но и учащимся, в том числе школьникам.

         Однако бурное развитие Интернета несет также существенные издержки. Современная научно-образовательная информационная среда характеризуется большим количеством образовательных ресурсов с неструктурированной и мало того, еще и не всегда достоверной информацией. Объем подобных ресурсов растет в геометрической прогрессии. Таким образом, неуклонно возрастает потребность в обеспечении эффективного использования информационных научно-образовательных ресурсов.

         Кроме того, наряду с полезной и необходимой информацией пользователи сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент. Порнография, терроризм, наркотики, националистический экстремизм, маргинальные секты, неэтичная реклама и многое другое — яркие примеры контента, с которым могут соприкоснуться дети и подростки.

         Рассмотрим основные риски действия Интернет-угроз.

Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи.

 Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к:

  •  Киберзависимости
  •  Заражению вредоносными программами при скачивании файлов
  •  Нарушению нормального развития ребенка
  •  Неправильному формированию нравственных ценностей
  •  Знакомству с человеком с недобрыми намерениями

Классификация Интернет-угроз

Электронная безопасность

Риски, связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с домашнего компьютера  с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн-мошенничество и спам.

Вредоносные программы

Вредоносные программы - это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное программное обеспечение и различные формы вредоносных кодов.

Спам

Спам - это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое время и оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений, вредоносные программы.

Кибермошенничество

Кибермошенничество - это один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль. Есть несколько видов кибермошенничества: нигерийские письма, фишинг, вишинг и фарминг.

Коммуникационные риски

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.

Контентные риски

Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент.

Неподобающий контент

В зависимости от культуры, законодательства, менталитета и узаконенного возраста согласия в стране определяется группа материалов, считающихся неподобающими. Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.

Незаконный контакт

Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.

Киберпреследования

Киберпреследование - это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций. Также,  киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и социальное бойкотирование.

         Защита детей от информационных угроз и рисков Интернет-ресурсов связана с формированием медиа-грамотности. В образовательных учреждениях данная задача может решаться педагогами с использованием различных фрм медиа-образования.

Медиа-грамотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.

Медиа-образование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества.

Защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и безопасности, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков медиа-безопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ).

Цель проведения уроков медиа-безопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

На сайте «Дети онлайн» родители и педагоги могут найти рекомендации, которые помогут вам обеспечить медиабезопасность  детей в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи.

         Также значимой является работа с родителями по формированию у них базовых знаний, связанных с правилами безопасного пользования Интернет-ресурсами.

Приложение 2

Материалы для педагогов для подготовки и проведения родительских собраний по проблемам информационной безопасности детей

         Выделим ключевые рекомендации, которые могут помочь родителям в решении проблемы безопасного пользования Интернет-ресурсами.

Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете

  • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
  • Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.

Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете

Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.

Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы.

Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Предупреждение груминга:

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
  • Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

Как избежать кибербуллинга

Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Предупреждение кибербуллинга:

  • Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости также неприятно, как и слышать;
  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей;
  • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
  • Старайтесь следить за тем, что Ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотвратить.

Родителям следует обратить внимание на ряд признаков в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о том, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:

  • Беспокойное поведение

Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.

  • Неприязнь к Интернету

Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.

  • Нервозность при получении новых сообщений

Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.

Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников

Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб

Предупреждение кибермошенничества:

  • Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
  • Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных.

Безопасное совершение покупок в Интернет-магазинах

  • Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности;
  • Необходимо вместе с ребенком познакомиться с отзывами покупателей;
  • Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина;
  • Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
  • Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
  • Сравните цены в разных интернет-магазинах
  • Позвоните в справочную магазина
  • Обратите внимание на правила интернет-магазина
  • Выясните, сколько точно вам придется заплатить

Как распознать интернет-и игровую зависимость

Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальнаяаддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.

Согласно исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернет-зависимости являются:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса онлайн;
  • увеличение времени, проводимого онлайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Если Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от чрезмерной увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе, отношениям в обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить диалог и убедить зависимого признать существование проблемы и согласиться получить помощь. Помощь может быть оказана как в специальных терапевтических группах, так и стационарно, с использованием специальных медицинских процедур.

Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы

Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать Ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от Вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

Предупреждение столкновения с вредоносными программами:

  • Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
  • Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
  • Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
  • Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
  • Делайте резервную копию важных данных.
  • Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.

Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками

  • Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
  • Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
  • Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности вИнтернете;
  • Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
  • Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был Ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может Вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
  • Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с Вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС и др.)

Общие рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в Интернете

  1. Расположите компьютер вашего ребенка в месте общей доступности: столовой или гостиной. Так вам будет проще уследить за тем, что делают дети в Интернете.
  2. Следите, какие сайты посещают ваши дети. Если у вас маленькие дети, знакомьтесь с Интернетом вместе. Если у вас дети постарше, поговорите с ними о сайтах, которые они посещают, и обсудите, что допустимо, а что недопустимо в вашей семье. Список сайтов, которые посещает ваш ребенок, можно найти в истории браузера. Кроме того, вы можете воспользоваться инструментами блокировки нежелательного контента, такими как, например, безопасный поиск Google или безопасный режим на YouTube.
  3. Расскажите детям о безопасности в Интернете. Вы не сможете все время следить за тем, что ваши дети делают в Сети. Им необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом.
  4. Установите защиту от вирусов. Используйте и регулярно обновляйте антивирусное ПО. Научите детей не загружать файлы с файлообменных сайтов, а также не принимать файлы и не загружать вложения, содержащиеся в электронных письмах от незнакомых людей.
  5. Научите детей ответственному поведению в Интернете.Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по MS, электронной почте, чате или размещать в комментариях на его странице в Сети.
  6. Оценивайте интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете, не всегда правда. Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть признаны плагиатом.
  7. Если Вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если Ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи “Дети Онлайн” (www.detionline.com),  по телефону: 825 000 15 (звонок по России бесплатный). На линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.

Пять правил безопасного пользования электронной почтой:

  1. Никогда не открывайте подозрительные сообщения или вложения электронной почты, полученные от незнакомых людей. Вместо этого сразу удалите их, выбрав команду в меню сообщений.
  2. Никогда не отвечайте на спам.
  3. Применяйте фильтр спама поставщика услуг Интернета или программы работы с электронной почтой (при наличии подключения к Интернету).
  4. Создайте новый или используйте семейный адрес электронной почты для Интернет-запросов, дискуссионных форумов и т.д.
  5. Никогда не пересылайте «письма счастья». Вместо этого сразу удаляйте их.

В приложении 1 помещены ответы на актуальные вопросы родителей по проблемам безопасного пользования Интернет-ресурсами, которые могут быть рассмотрены   в ходе собраний, консультаций, а также размещены на школьных сайтах в рубрике «Для Вас, родители».

В приложении 2 помещены информационные материалы для педагогов к проведению с детьми разных возрастных групп классных часов, бесед по проблемам безопасности в сети Интернет.

Приложение 3

Актуальные вопросы родителей Сколько времени ребенок может проводить за компьютером?

Все родители, наверняка, часто говорят о том, что их дети много времени проводят за домашними заданиями или что их дети мало гуляют и, в основном, сидят дома. Поэтому родители вряд ли удивятся результатам исследований, показывающим, что дети проводят за компьютером слишком много времени. Этому вопросу родителям надо уделить особое внимание. Сегодняшним детям компьютер заменил множество разнообразных действий. Эта машина помогает им в выполнении домашних заданий, а при необходимости предоставляет услуги телефонной связи, «игровой площадки», музыкального и видео сервиса и других развлечений.

Ваше беспокойство должно зависеть от того, каким образом ваш ребенок использует отведенное ему для компьютера время и много ли времени ему остается для других занятий и развлечений. Если ребенок, просыпаясь утром или вбегая домой после школы, в первую очередь включает компьютер и сидит за ним до тех пор, пока не ляжет спать, у вас, скорее всего, будут проблемы.

Совсем маленьким детям до пяти лет не следует проводить много времени за компьютером. Жизненно важным для них является развитие познавательных способностей и изучение других видов деятельности. Дети 10-летнего возраста должны совмещать компьютер с другими занятиями. В отношении раннего школьного возраста трудно сказать, сколько точно времени отвести ребенку на компьютер, т.к. в этом возрасте дети очень различаются по развитию. Некоторые дети пытаются в любую свободную минуту выйти в чат (наподобие тех из нас, взрослых, которые любят болтать по телефону). Других притягивает сам компьютер: учебные программы, создание веб-страниц, устройство компьютера.

Наш совет – внимательно следите за поведением ребенка. Какие-либо изменения в его поведении станут лучшим индикатором негативных явлений, которые должны насторожить Вас. Например, если ребенок перестал общаться с друзьями, заниматься спортом или просто выходить на улицу, или же у него резко упала успеваемость в школе – все это вы должны проанализировать. Если ваш ребенок замкнут или необщителен, то вы должны со всей серьезностью отнестись к увлечению Вашего ребенка компьютером. Поэтому, решение вопроса лимита времени, проводимого Вашим ребенком за компьютером, зависит, прежде всего, от Вас самих, с учетом того, что Вы будете внимательно следить за поведением ребенка и хорошо представлять себе, для чего именно ребенок использует компьютер.При этом некоторые медики предлагают четкие возрастные схемы максимально допустимого времени пользования компьютером.

С какого возраста можно разрешать ребенку пользоваться своей собственной электронной почтой?

Не существует жесткого возрастного ограничения. Самый простой ответ: вы можете допустить ребенка к е-mail в том случае, если он выражает желание пообщаться с кем-нибудь модным образом. Прежде чем зарегистрировать почтовый ящик, предложите ему для начала использовать ваш и под присмотром написать, например, брату или лучшему другу.

Электронная почта – это здорово, потому что она преодолевает все географические и возрастные барьеры. Как правило, дети становятся готовыми к использованию е-mail с 7-8 летнего возраста.

Следует ли использовать программу контроля за поведением ребенка в Интернете?

Родители, в целом, еще не пришли к единому мнению по этому вопросу и, как правило, делятся на два лагеря. Одна сторона считает, что контроль за поведением дает детям гарантию безопасности, другие категорически возражают им тем, что это равносильно организации слежки за детьми.

Программы контроля предназначены для того, чтобы точно знать, что ваш ребенок делает в Интернете. Они позволяют Вам вести запись адресов, которые ваш ребенок посещает в Интернете. Известны даже случаи, когда ведение подобных записей помогало представителям правоохранительных органов.

Видимо, вывод может быть следующий. Если вы решились поставить компьютерную деятельность Вашего ребенка под контроль, вам следует поставить его в известность. Если же вы контролируете своего ребенка безего ведома, вы, действительно, шпионите за ним. Скорее всего, если вы расскажете ребенку, что установили программу контроля в целях его собственной безопасности, он поймет вас. И, наконец, помните, что вашей основной целью является воспитание молодого человека, который сможет правильно пользоваться Интернетом, даже если никто не будет его контролировать.

Ребенок скачивает много музыки из Интернета. Законно ли это?

Ответ зависит от того, где ваш ребенок берет эту музыку. В настоящий момент общая ситуация с музыкой в Интернете достаточно сложная и запутанная. Есть сайты, которые требуют помесячной оплаты за скачивание определенного количества песен. Есть сайты, которые совершенно бесплатно предлагают музыку для скачивания на законных основаниях, т.к. музыканты дали свое разрешение пользоваться образцами их музыки или же они каким-то другим образом получают свои авторские гонорары. Существуют сайты, на которых необходимо платить за каждую скачанную песню, т. е. своего рода «слушаешь, пока платишь». А еще есть сайты, с которых можно скачать любую музыку совершенно свободно, но это, по всей вероятности, будет нарушением авторских прав. Дети особенно любят такие сайты, поскольку у них обычно нет денег для скачивания музыки.

На сайтах, где предлагается обмен музыкальными записями, пользователи могут обмениваться музыкальными файлами друг с другом. Это своего рода громадный клуб по обмену музыкой. Главная проблема в том, что музыканты, создающие музыку, не получают своих авторских гонораров. Кроме того, подобные сайты не дают гарантии качества. Наконец, очень легко подцепить какой-нибудь вирус, пользуясь услугами таких бесплатных сайтов.

Ребенок часто, отходя от компьютера, посылает своим друзьям подробные сообщения о том, где он находится в это время.

Хорошо это или плохо?

Многие программы мгновенных сообщений предлагают вам размещать сообщения, извещающие желающих связаться с вами людей о том, что вас нет у компьютера. Дети могут детально и подробно информировать о том, куда они собрались идти и долго ли они будут отсутствовать. Некоторым родителям такие сообщения очень нравятся, поскольку они точно знают, где находится в настоящее время их ребенок. Однако все-таки следует объяснить ребенку, что не следует быть слишком откровенным в Сети.

Приложение 4

Рекомендации для детей по информационной безопасности в Интернете

Для учащихся начальных классов

  • Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах, о которых узнаешь в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
  • Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете спроси у родителей, как безопасно общаться.
  • Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям. Где ты живешь, в какой школе учишься, и номер твоего телефона должны знать только родители и друзья.
  • Никогда не отправляй свои фотографии людям, которых не знаешь лично. Компьютерный друг мог  говорить о себе неправду. Ты ведь не хочешь, чтобы у незнакомого человека была твоя фотография, с которой он сможет сделать все, что захочет.
  • Не встречайся  с людьми, с которыми познакомился в Интернете, без родителей. Многие люди выдают себя не за тех, кем являются на самом деле.
  • Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов - читать грубости так же неприятно, как и слышать. Ты можешь нечаянно обидеть человека.
  • Если тебя кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажи об этом родителям.

Для учащихся 5-9 классов

  • Регистрируясь на сайтах, не указывайте личную информацию, которую могут все увидеть. Не нужно, чтобы незнакомые люди знали, как вы выглядите и где учитесь.
  • Не рассказывайте незнакомым как где вы живете, можете сказать название города, но не адрес, по которому Вас могут найти.
  • Общайтесь по веб-камере только с друзьями. Следите, чтобы ваш разговор видели только вы, потому что чужие люди могут записать видео, которое видно через веб-камеру и использовать его в своих целях.
  • Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам», на них нельзя отвечать, а лучше вообще не открывать потому, что в них могут быть вирусы.
  • Если вы ответите, то люди отправившие письмо, будут знать, что ваш почтовый ящик работает и дальше посылать вам спам.
  • Не забудьте сохранить все неприятные сообщения, которые вы получили, чтобы потом показать их взрослым. Взрослые помогут вам и скажут, как правильно поступить. Не расстраивайтесь, если Вы получили плохое сообщение.
  • Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.

Для учащихся 10-11 классов

Ваш личный Интернет рекомендует:

  •   Не публикуйте свои личные данные и личные данные своих друзей.
  • К личным данным относятся номера мобильного и домашнего телефонов, адрес электронной почты и любые фотографии, на которых изображены ты, твоя семья или друзья.
  • Если Вы публикуете фото- или видеоматериалы в Интернете – любой желающий может скопировать их и потом воспользоваться в своих целях.
  • Не верьте спаму (нежелательной электронной рассылке) и не отвечай на него.
  • Не открывайте файлы, полученные от людей, которых Вы не знаете. Неизвестно, что они могут содержать: это может быть как вирус, так и незаконный материал.
  • Следите за тем, что пишете. Не пишите людям то, что никогда бы не сказали им в лицо.
  • Не забывайте, что люди в Интернете могут говорить неправду.
  • Лучше не встречайтесь со своими виртуальными друзьями в реальной жизни без присутствия взрослых, которым Вы доверяете.
  • Никогда не поздно рассказать родителям, если что-то смущает или настораживает.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Медийно-информационно грамотный человек-это Я»

Информационная карта программы1.Название программыМедийно - информационно грамотный человек – это Я2Номинация программыПрограмма реализуется в рамках медиаобразования и  инфомационно-медийн...

Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова "Грамотный человек".

Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова "Грамотный человек"....

Презентация "Что значит быть финансово грамотным человеком?"

Презентация к уроку по финансовой грамотности...

Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка

Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...

Портрет финансово грамотного человека

Внеурочное занятие по финансовой грамотности было представлено на муниципальном семинаре по повышению профессиональных компетенций педагога...

Функциональная грамотность человека: понятие и структура

Термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Иными словами, ...