Дорожное движение. Безопасность на дороге.
классный час (6 класс) на тему
Дорожное движение. Безопасность на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhnoe_dvizhenie_bezopasnost_uchastnikov_dorozhnogo_dvizheniya.doc | 20.89 КБ |
dvizhenie_peshehodov.doc | 56.5 КБ |
peshehod._bezopasnost_peshehoda.doc | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
Современный человек ежедневно участвует в дорожном движении в качестве пешехода, пассажира или водителя. Круглые сутки, в разную погоду по дорогам движутся легковые и грузовые автомобили, автобусы, трамваи и троллейбусы. Они перевозят людей, доставляют продукты питания, сырьё для фабрик и заводов, различные товары для магазинов и населения.
В современном мире автомобили – это самый распространённый вид транспорта, при этом их количество постоянно растёт. Внимание! Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибают более 30 тыс. и получают ранения свыше 180 тыс. человек. Основной причиной этого зачастую является несоблюдение Правил дорожного движения.
Первые Правила дорожного движения в России появились при Петре I, когда основным средством передвижения по дорогам были конные упряжки. Был издан указ, в котором запрещалось управление лошадьми при помощи вожжей, кучер должен был управлять лошадью, сидя на ней верхом, чтобы лучше видеть дорогу.
В 1730 г. был издан новый указ, в котором говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». В 1742 г. появился ещё один указ: «Ежели и впредь будут так не смирно ездить и кнутами людей побивать, и лошадьми давить, и каретами калечить, так ловить и, по состоянию вины оных, нещадно плетьми пороть или отправлять на смертную казнь».
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения особо остро встала с появлением автомобилей. В 1900 г. в России было принято «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях».
Правила дорожного движения Российской Федерации обязаны знать и соблюдать и водители, и пешеходы, и пассажиры.
В соответствии с Правилами в нашей стране принято правостороннее движение, то есть транспорт при движении придерживается правой стороны проезжей части дороги. Кстати, в Англии и Японии и ряде других стран – левостороннее движение.
Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути – для трамваев, тротуары – для пешеходов, обочина – для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.
Регулирование дорожного движения
Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения – управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют:
1.дорожнаяразметка; 2. дорожные знаки;
3. светофоры и регулировщики.
Дорожная разметка представляет собой линии, стрелы, надписи и другие обозначения, которые наносятся на различные элементы дороги; большинство линий дорожной разметки имеют белый цвет. Например, линия белого цвета на проезжей части, прерывистая или сплошная, разделяет встречные потоки автомашин.
С помощью дорожной разметки на проезжей части обозначают пешеходный переход.
Линии пешеходных переходов наносятся на перекрёстках или в других удобных для перехода местах. Пешеходные переходы могут обозначаться сплошными линиями вдоль проезжей части по всей длине перехода («зебры»). Эти линии обозначают нерегулируемый светофорами пешеходный переход.
Пешеходный переход, регулируемый светофором, обозначается пунктирными белыми линиями, нанесёнными попрек проезжей части дороги.
Дорожные знаки, так же как и разметка, служат для регулирования дорожного движения, для передачи его участникам необходимой информации о различных дорожных ситуациях.
Первые дорожные знаки на Руси возникли давным-давно, при царе Алексее Михайловиче. Он построил себе дворец недалеко от Москвы, в селе Коломенском, куда часто приезжал на отдых и охоту. И вот между Москвой и Коломенским он велел поставить через каждую версту высокие нарядные столбы. Любому прохожему и проезжему они видны были издалека. Сколько проехали верст от столицы до дворца? Сколько осталось? Ответить на вопрос труда не составляло: достаточно было подсчитать количество верстовых столбов. А потом такие столбы поставили и на других дорогах. Добрую службу они служили путникам: в ночное время, в метель помогали находить дорогу. И по сей день на дорогах стоят их «потомки», только их теперь зовут километровыми указателями.
В древности таких крестов и часовенок по всей России было очень много. Обычно их ставили на перекрестках дорог, либо в особо опасных местах. За прошедшие века дорожные знаки-указатели сильно изменились и стали очень разнообразными. Сейчас они окрашены в яркие цвета и видны издалека. Ночью некоторые из них светятся в лучах автомобильных фар: на них нанесена специальная краска. Для удобства во всех странах мира используют одинаковые знаки, чтобы любой пешеход или водитель, откуда бы он ни приехал, мог свободно по ним ориентироваться.
Если сравнить Правила дорожного движения с книгой, то дорожные знаки – это буквы, по которым эту «дорожную книгу» читают в любой стране мира.
Дорожные знаки и разметка помогают организовывать движение машин и людей, они облегчают работу водителей и помогают всем правильно ориентироваться в сложной обстановке на дорогах. Вот почему надо знать эту азбуку улиц и дорог как водителям, так и пешеходам.
Насчитывается более двухсот знаков. Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на восемь групп. К каждой группе относятся знаки, передающие информацию одинакового предназначения. Различают следующие группы дорожных знаков:
- предупреждающие. Дорожные знаки этой группы предупреждают о приближении к опасному участку дороги. Имеют форму треугольника; Знаки: Железнодорожный переезд со шлагбаумом, опасный поворот.
- приоритета. Дорожные знаки этой группы устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечения проезжих частей или узких участков дорог. Могут иметь различную форму. Знаки: Движение без остановки запрещено, Главная дорога, Уступите дорогу.
- запрещающие. Эти знаки запрещают движение или выполнение отдельных маневров. Имеют форму круга. Знаки: Движение запрещено, Въезд запрещен, Движение пешеходов запрещено.
- предписывающие. Предписывающие знаки не вводят запретов, а указывают, кому и куда можно передвигаться. В основном имеют форму круга. Знаки: Движение прямо. Велосипедная дорожка, Пешеходная дорожка.
- особых предписаний и информационные знаки. Знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения. Эти знаки информируют участников дорожного движения о расположении населенных пунктов, пешеходных переходов. Знаки: Дорога с односторонним движением, Место остановки автобуса.
- сервиса. Знаки сервиса указывают о месте расположения предприятий обслуживания (автозаправочных станций, пунктов первой медицинской помощи, столовых и т.д.). Имеют форму прямоугольника. Знаки: Больница, автозаправочная станция.
- дополнительной информации (таблички). Эти знаки содержат дополнительную информацию, уточняющую или ограничивающую действие других знаков. Так, если табличка «Расстояние до объекта» расположена вместе с предупреждающим знаком «Пешеходный переход», то цифра на табличке указывает расстояние до ближайшего пешеходного перехода.
Знаки: Субботние, воскресные и праздничные дни (указывает, что этот знак действует по субботам, воскресеньям и праздничным дням), Слепые пешеходы.
Для того чтобы уверенно себя чувствовать на улицах и дорогах и безопасно передвигаться по ним, каждый участник дорожного движения должен знать дорожные знаки.
В завершение запомните: От ваших знаний Правил дорожного движения, от умения применить их на дороге зависит ваша жизнь.
Предварительный просмотр:
Движение пешеходов
Наше путешествие в страну Безопасности продолжается. Наши помощники: Мудрая Сова (она всегда и обо всем знает), Дед-Рифмоед (он всегда и про все сочиняет) и Зайка-Спрошайка (просто очень любопытный) уже здесь и готовы нам помочь.
Сначала послушаем справку от Мудрой Совы: По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются: Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест; Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору; Неподчинение сигналам светофора; Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара.
Дед- Рифмовед: Если ты спешишь в пути Через улицу пройти Там иди, где весь народ, Где есть надпись ПЕРЕХОД
Если ты спешишь домой, Не беги по мостовой, Не цепляйся за трамвай И другим НЕ РАЗРЕШАЙ
Если ты спешишь в пути Через улицу пройти Помни ,Петя, Толя, Сева, Что смотреть надо НАЛЕВО
Как дойдёшь до середины То отсюда с половины Помни, Таня, Юра, Слава, Что смотреть нужно НАПРАВО.
Делаем ребятам предостережение: Выучите срочно Правила движения! Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойны были за рулём водители!
Мудрая Сова: Тротуар – в переводе с французского обозначает «дорога для пешеходов». Сейчас тротуары есть во всех городах и деревнях. Эта часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживлённых улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями. Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть, для того, чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта. В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара.
Зайка-Спрошайка: А как нужно вести себя, чтобы стать настоящим пешеходом? Мудрая Сова: Девиз для любого пешехода. «Дисциплина на улице - залог безопасности». Настоящий пешеход – это тот, кто спокойно идёт по шумному городу и по тихой дороге, кто не шарахается от автомобилей, мотоциклов и автобусов. Настоящий пешеход и сам никогда не мешает машинам и сам под машину никогда не попадёт. Зайка-Спрошайка: А как всему этому научиться? А для этого давайте рассмотрим памятку для пешеходов. Ходите только по тротуару.
- Переходите улицу в местах обозначенных разметкой или знаками «пешеходный переход», а где нет их – на перекрестках по линии тротуаров.
- Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины – направо.
- На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.
- Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
- При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части и там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
- Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжить переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
- Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для переходов местах, соблюдая при этом осторожность.
- Обходить этот транспорт спереди или сзади опасно.
- Не устраивайте игры вблизи дорог и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы.
- Не цепляйтесь за проходящие автомобили, не катайтесь на сцепном устройстве – это опасно для жизни.
- При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячком синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом не начинайте переходить улицу, а если находитесь на дороге, уступайте дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободите проезжую часть. Ездить на велосипедах по улицам и дорогам разрешается детям не моложе 14 лет.
Дед-Рифмовед: Ехал Петя на мопеде, Не смотрел, кто рядом едет, Лечит Петя перелом, Сдан мопед в металлолом.
Шел Сережа как-то в школу, Пил из горла пепси-колу, Не смотрел он на машины, А сейчас он носит шину.
Я залезла на трамвай И махала ручкой, А потом милиционер Мне надел наручник.
Кто бежит через дорогу, Тех накажем очень строго! Чтобы знали наперёд, Есть подземный переход!
Для болтушек-хохотушек Есть особенный приказ: Подходя к любой дороге, Замолкайте тот же час!
Учитель: А сейчас, я предлагаю определить Знатока Правил Дорожного движения. Я буду вам задавать вопросы, а вы будете стараться ответить на них. Побеждает тот, кто даст наибольшее количество правильных ответов.
1, 2 – читать как «первое» «второе». вопросы читаются быстро, ответы через небольшую паузу. 1.Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе) 2.Человек, едущий на транспорте. (Пассажир) 3. Место ожидания автобуса. (Остановка) 4.Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак) 5. Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход) 6.Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай) 7.Номер телефона скорой помощи. (03) 8.Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка) 9.Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус) 10.Как называется место пересечения дорог? (Перекрёсток) 11.По какой стороне тротуара должны идти пешеходы? (По правой) 12.Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре) 13.Что означает красный сигнал светофора? (Стоп. Движение запрещено) 14. Безбилетный пассажир? (Заяц) 15. Для кого предназначен тротуар? (Для пешеходов) 16.Дорога для трамвая? (Рельсы) 17.Что означает зеленый сигнал светофора? (Движение разрешено) 18.Место посадки и высадки пассажиров? (Остановка) 19.Какое колесо у автомобиля не крутится? (Запасное) 20.Что означает жёлтый сигнал светофора? (Будь готов)
Учитель: Подведем небольшие итоги. Мы узнали сегодня, о том кто является пешеходом, познакомились с основными правилами безопасного поведения пешеходов. Самое главное – мы должны применять их в своей жизни.
Предварительный просмотр:
Пешеход. Безопасность пешехода
Все мы бываем пешеходами, то есть участниками дорожного движения. Вы идёте в школу, возвращаетесь домой, идёте в гости к другу, в магазин – во всех этих случаях вы пешеход, а значит, должны соблюдать Правила дорожного движения для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.
Мы не пользуемся Правилами дорожного движения, пока находимся дома, в школе, играем вдали от дороги.
Но они сразу же становятся необходимыми, как только выходим из дома на улицу и превращаемся в участников дорожного движения. Ведь пешеходы, так же как водители и пассажиры, являются участниками дорожного движения.
В школе вы – ученики, А в театре – зрители, А в музее, зоопарке Все мы – посетители. А на улицу коль вышел, Знай, приятель, наперёд,
Всех названий стал ты выше, Стал ты сразу… пешеход!
По статистике из общего числа дорожно-транспортных происшествий половина происходит с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов, и водителей. Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов составляют всего 7,3 %, а вот в Румынии – 56%. Оказывается, у пешеходов не хватает терпения дождаться подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина из них может простоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они уже готовы рисковать жизнью, только чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Нужно бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».
О «Зебре». Полосатая дорожка лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по мобильному телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. А в Бельгии, например, стоит только пешеходу подойти к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдёт проезжую часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов. В ней есть такие строки: «Пешеход имеет право на городскую территорию, предназначенную исключительно для пользования им, причем как только возможно большую, гармонично вписывающуюся в общую планировку города».
В Правилах дорожного движения сказано: «Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску».
Значит, пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, и даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, они тоже пешеходы.
В Правилах дорожного движения определены общие обязанности пешеходов. Рассмотрим основные из них.
— Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. (При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти друг за другом по краю проезжей части.)
— По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.
— Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии – на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.
— При отсутствии пешеходного перехода или перекрёстка пешеходу разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
— Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами; движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором; при отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.
Переходя дорогу вне пешеходного перехода, будьте особенно внимательны!
Перед выходом на проезжую часть убедитесь в безопасности! На нерегулируемом перекрёстке пешеходы начинают движение после проехавшего автомобиля. Не выходите на проезжую часть из-за препятствия, не убедившись в отсутствии приближающейся машины!
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.
При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия (стоящий у тротуара автомобиль и др.), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.
Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (или регулировщик) переход разрешает.
При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части – незамедлительно освободить её (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю.
Памятка. Общие меры безопасности, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам
- При выходе из подъезда дома обратите внимание, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.
- Если у дома стоит автомобиль или растут деревья, закрывающие обзор, прежде чем выйти на проезжую часть, осмотритесь – нет ли за препятствием движущегося транспортного средства.
- При движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения.
- Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, необходимо обратить внимание, не выезжает ли машина.
- Готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую часть.
Повторим, что проезжую часть дороги пешеходы переходят по пешеходным переходам или на перекрёстках. (Вспомним, что перекрёсток – это место, на котором пересекаются две или более дорог. Если дороги сходятся с трёх сторон, то перекрёсток называется трёхсторонним. Если дороги сходятся с четырёх сторон, то перекрёсток называется четырёхсторонним. Есть перекрёстки, где сходится больше четырёх дорог. Такие перекрёстки образуют площадь.)
Помните! Водители, заметив на нерегулируемом пешеходном переходе людей, должны снизить скорость или остановиться, но это выполняется ими не всегда, поэтому пешеход должен начинать переход только после того, как убедится в безопасности движения.
Историческая справка: «Впервые дорожная разметка, обозначающая пешеходный переход и получившая название «зебра» за свою полосатую раскраску, появилась в октябре 1951 года в Великобритании и постепенно распространилась по всему миру. В разработке «зебры» принимали участие ученые, установившие, что человеческий глаз воспринимает черные и белые полосы как тревожный раздражитель. Поэтому на пешеходном переходе водители инстинктивно снижают скорость, а пешеходы становятся внимательнее.
Как сообщает ГИБДД, в России пешеходная «зебра» появилась значительно позже – лишь в середине 60-х годов прошлого века».
Сегодня мы узнали, кто такие пешеходы и как они должны себя вести. В заключение хотелось бы сказать: берегите свою жизнь, соблюдайте Правила дорожного движения.
1. Вопросы самоконтроля.
1) Какой человек считается пешеходом?
2) Как должны двигаться по дороге пешеходы?
2. Ситуационные задачи.
Вам необходимо перейти проезжую часть улицы на регулируемом пешеходном переходе. Начали переход улицы – замигал зелёный свет светофора. Ваши действия?
Вам необходимо перейти проезжую часть улицы на нерегулируемом перекрёстке. Ваши действия? 3. Домашнее задание.
Запишите в дневник безопасности наиболее опасные участки дороги по пути в школу, составьте правила безопасного поведения в этих местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по правилам дорожного движения «Безопасная дорога!»
Содержание Программы 1. Пояснительная записка:1.1. Анализ проблемы1.2. Цель и задачи программы1.3. Организация занятий по программе (организация работы, формы и методы обуче...
ПРОЕКТ по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения "Безопасная дорога - это жизнь!"
ПРОЕКТ по организации работы по пропаганде детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения "Безопасная дорога - это жизнь!"...
Викторина по правилам дорожного движения "Безопасная дорога"
Викторина по правилам дорожного движения "Безопасная дорога"...
УСЛОВИЯ проведения районного фотоконкурса по безопасности дорожного движения «Нарушитель на дороге» для старших отрядов ЮИД.
Условия проведения районного фотоконкурса....
Сценарий по правилам безопасного дорожного движения "Стиляги на дороге"
Цели -формировать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения....
Урок ОБЖ в 5 классе «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения, пешеход и его безопасность»
Урок ОБЖ в 5 классе...
Памятка по безопасности дорожного движения «Безопасные дороги - детям»
Памятка по безопасности дорожного движения «Безопасные дороги - детям»...