Содействие становлению индивидуальности детей на классном часе»
методическая разработка на тему

Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар классных руководителей

от 24.10.2015г.

Доклад на тему: «Содействие становлению индивидуальности детей на классном часе»

Докладчик: Кримлян Марина Ваграмовна

Заместитель  директора по всопитательной работе.

       Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

Современных учителей волнует сегодня содержание и способы организации классных часов. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа - личностно-ориентированный.

Чтобы выявить характерные черты личностно-ориентированного классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной  работы, как классный час. С этой целью обратимся к высказываниям известных ученых о классном часе:

1.     Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н.И. Болдырев).

2.     Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» (Н.Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич).

3.     Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия» (Е.В. Титова).

4.     Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками. Классный час позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания – не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным» (Л.И.Маленкова).

5.     Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» (В.П. Созонов).

6.     «Час классного руководителя» – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру» (Л.В. Байбородова).

К перечню определений ученых можно добавить еще одно – обобщенный вариант суждений педагогов-практиков об этой форме воспитательной работы. Большинство из них под классным часом понимает специально отведенное время классному руководителю для проведения воспитательной работы с учащимися класса.

Исходя из названных и других определений классного часа,  выделим его характерные черты:

-         во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

-         во-вторых, это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

-         в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами. Например, даже собрание классного коллектива, очень схожее по ряду параметров с классным часом, не является тождественной формой воспитательной работы, так как имеет не только общие, но и отличительные черты;

-         в-четвертых, это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. Не случайно такие ученые, как Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, В.П. Созонов, называют эту форму воспитательной работы часом классного руководителя.

Итак, мы полагаем, что классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1)    обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

2)    усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;

3)    формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;

4)    содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

5)    формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Содействие становлению индивидуальности детей на классном часе  предполагает личностно-ориентированный классный час. В чем же заключается основное предназначение личностно-ориентированного классного часа? Получение ответа на этот вопрос позволяет педагогу более уверенно и осознанно осуществлять выбор цели, содержания и способов организации личностно-ориентированного классного часа. Предполагается, что главное его предназначение связано с решением четвертой задачи, т.е. с содействием становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, развитием их творческих способностей. Конечно, деятельность по подготовке и проведению такого классного часа может быть направлена на достижение и других целевых ориентиров, но не вместо, а наряду с решением задачи-доминанты по развитию субъектности, индивидуальности и креативности ребенка.

Заместитель директора по воспитательной работе                    Кримлян М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка - « Здоровое питание» организация исследовательской (либо проектной) деятельности детей (серия классных часов для 1-го ( 2-го) курса НПО)

методическая разработка серии классных часов (проекта, исследовательской работы) на тему "здоровое, правильное питание"  направлена на достижение следующих целей:пропаганда здорового образа жизни...

Методическая разработка классного часа "Становление характеров"

Классный час гражданско - патриотической направленности, можно использовать как с учащимися суворовских училищ, так и с учениками общеобразовательных школ...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Презентация "Погибают дети..." к классному часу "Как защитить себя от опасностей в современном мире?"

Презентация посвящена теме трагических случаев, которые могут произойти с детьми и обсуждению того, как избежать трагедий, какова роль взрослых, каким должно быть поведение, внимание детей в современн...

Патриотическое воспитание в "Центре содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Патриотизм, как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности....

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...

Конспект классного часа «Становление пожарного дела»

Материалы по пожарной безопасности...