Классный час «Моя будущая профессия».
классный час (9 класс) на тему
«Методика Дж. Холланда (1985)определения склонности к той или иной профессии»
Методика предназначена для определения типов личности, предпочитающих те или иные профессии. Она расчитана на людей, имеющих достаточно высокий образовательный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Методика Дж. Холланда (1985) определения склонности к той или иной профессии» | 50.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики определения склонности к той или иной профессии
Методика Дж. Холланда (1985)
Методика предназначена для определения типов личности, предпочитающих те или иные профессии. Она расчитана на людей, имеющих достаточно высокий образовательный уровень.
На основании предпочитаемых занятий Дж. Холланд описал шесть типов личности, присущих западной культуре:
1) Р-тип – реалистический;
2) И-тип – исследовательский;
3) А-тип – артистический;
4) С-тип – социальный;
5) П-тип – предпринимательский;
6) К-тип – конвенциональный.
Взаимоотношения этих типов описываются Дж. Холландом в виде гексагона – шестиугольника, на вершинах которого расположены типы личности в определенном порядке: Р-И-А-С-П-К. Чем ближе друг к другу расположены типы, тем больше сходства между ними.
Реалистический тип
Виды деятельности : любая деятельность, которая дает ощутимый результат; люди этого типа предпочитают действие мышлению, конкретные задачи – трудным и абстрактным проблемам; управление большими машинами, тяжелым оборудованием, механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, координированности (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты); строительство, ремонт, военное дело, конструкторские работы.
Способности : физическая сила, ручная ловкость, психомоторные навыки; механические способности, изобретательность; математические способности.
Личностные качества и ценности : эмоциональная стабильность; практичность, бережливость; упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску; скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность; независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей; ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность; аккуратность, тщательность систематичность при выполнении работы; склонность к регламентации работы (что, как и когда надо делать); не склонны к лишним разговорам, обсуждениям и переговорам.
Межличностные отношения : взаимодействие с С-типом может вызывать недружелюбие, непонимание, резкость; наиболее близок к И– и К-типам, предпочитает работать с ними.
Предпочитаемое окружение : природа, сельская местность; наименьшее взаимодействие с другими людьми; ситуации, требующие небрежной одежды; организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (ВС, МВД и т. п.); фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты; транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.
Типичные хобби : реставрация старых механизмов (автомобили, часы и т. п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств; строительные и восстановительные работы; фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство; охота, рыболовство, туризм; управление моторными видами транспорта; физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.
Профессии Р-типа : ветеринар, водитель, инженер, картограф, лесничий, полицейский, пилот, плотник, сварщик, фермер.
Исследовательский тип
Виды деятельности : предпочитают размышления действиям; сбор информации, ее систематизацию, анализ; выполнение сложных или абстрактных заданий; решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий; независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя; выполнение научной или лабораторной работы.
Способности : математические; склонность к анализу; рациональность, эрудированность; навыки письменного изложения мысли; склонность к рациональному логическому анализу.
Личностные качества и ценности : независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность; любознательность, креативность; уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки; склонность к выяснению множества деталей, чтобы сделать заключение, поиску причин, стоящих за тем или иным явлением; склонность к излишнему фокусированию на деталях, что мешает увидеть проблему целиком; склонность к пересмотру информации заново перед принятием решения.
Межличностные отношения : взаимоотношения с П-типом порождают много проблем и вопросов; наиболее схож с типами Р и А.
Предпочитаемое окружение : слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях; организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты; ограниченность общения с другими людьми.
Типичные хобби : работа (зачастую полностью поглощен своей работой и работает много часов в день); сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей (парусный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т. п.); компьютеры (оценка, программирование, чтение литературы, обсуждение проблем); чтение научной литературы.
Артистический тип
Виды деятельности : художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т. п.); игра на музыкальных инструментах; исполнительская актерская деятельность.
Способности : воображение, креативность; музыкальные способности; артистические способности; вербально-лингвистические способности; чувство гармонии, вкуса.
Личностные характеристики и ценности : независимость, самостоятельность, нонконформизм; импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность; непрактичность, беспорядочность; интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления; стремление к самовыражению, демонстративность; оригинальность, открытость, свобода от условностей; допускает альтернативные варианты решения проблем.
Межличностные отношения : более всего несхож с К-типом; близок к И– и С-типам.
Предпочитаемое окружение : неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т. п.); организации, обучающие артистическим навыкам (музыкальные и художественные школы, институты искусств и т. п.); музеи, библиотеки, галереи, рекламные и дизайнерские фирмы.
Типичные хобби : фотография, рисование, живопись; посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев; сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование; игра на музыкальных инструментах, занятие танцами. Профессии А-типа: артист, дирижер, директор музея, архитектор, фотограф, скульптор, учитель музыки.
Социальный тип
Виды деятельности : ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами; обучение, объяснение, разъяснение; оказание помощи, консультирование; организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.
Способности : вербальные способности; навыки общения и взаимодействия с людьми; преподавательские, ораторские способности; навыки слушания.
Личностные характеристики и ценности : гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичные, эмоционально теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные люди.
Межличностные отношения : более всего несхож с P-типом; близок к А– и П-типам.
Предпочитаемое окружение : социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала; медицинские учреждения, психиат-рические, психотерапевтические, психологические консультативные службы; агентства социальной защиты.
Типичные хобби : организация развлечения других; посещение общественных мероприятий, собраний; добровольное выполнение благотворительной и социальной работы. Профессии С-типа: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.
Предпринимательский тип
Виды деятельности : работа с людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха; финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности; продажа, покупка, коммерция, предпринимательство; проведение собраний групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами; проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т. п.
Способности : организаторские, ораторские, вербальные способности, способность убеждения; руководящие и лидерские; социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия; склонность к предпринимательской деятельности.
Личностные качества и ценности : стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу; амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюризм; экстравертированность, социабельность, коммуникабельность; ориентация на деньги, власть, материальное благополучие; оптимистичность, энергичность, любовь к популярности.
Межличностные отношения : более всего затруднено взаимодействие с И-типом; лучше всего срабатывается с С– и К-типами.
Предпочитаемое окружение : государственные и политические организации (власть, распоряжение крупными финансами); промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.
Типичные хобби : членство в клубах и организациях, посещение собраний; спортивные состязания в качестве зрителя или участника, богатый отдых; развлечения, организация вечеринок, увеселений; политическая деятельность. Профессии П-типа: коммерсант, адвокат, предприниматель, страховой агент, биржевой брокер, менеджер.
Конвенциональный тип
Виды деятельности : работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности; управление офисным оборудованием; ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг; написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.
Способности : математические; канцелярские; тонкая ручная моторика; организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.
Личностные качества и ценности : сознательность, упорство, практичность, честность; самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность; бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии; для эффективного выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы.
Межличностные отношения : наиболее несхож с типом А; ближе всего к типам Р и П.
Предпочитаемое окружение : хорошо работает в организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль; большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы; отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции; хорошо структурированные организаций со строгой иерархией.
Типичные хобби : коллекционирование (марки, монеты и т. п.); постройка моделей; проекты улучшения жилища; участие в гражданских и общественных организациях; игры с ясными и четкими правилами. Профессии К-типа: бухгалтер, кассир, банкир, секретарь, счетовод.
Опросник профессиональных предпочтений (ОПП)
Цель применения. Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет вам соотнести ваши склонности, способности и интересы с конкретными профессиями, более точно определить круг ваших запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании вашей профессиональной карьеры.
Если вы уже размышляли о выборе профессии или о ее смене, то данный тест поможет вам обосновать свои решения, а также подсказать другие возможные варианты разрешения этих вопросов. Вы получите гораздо более ощутимый результат, если будете вдумчиво работать с данной методикой.
Область применения. Методика используется в крупных организациях, на предприятиях, в учебных заведениях и рассчитана на людей, имеющих достаточно высокий образовательный и профессиональный уровень подготовки. Тестируемые должны быть не моложе 17 лет и иметь (или получать) как минимум среднее образование.
Способ применения. Ценность методики проявляется при ее периодическом использовании через 2–3 года, что позволяет изучить развитие личности и изменения в окружающей профессиональной среде.
Форма тестирования. ОПП можно проводить как индивидуально, так и в группе любой величины.
Общая инструкция. Внимательно читайте инструкции к субтестам и отмечайте свои ответы на специльном бланке ответов.
Деятельности
Ниже приводятся различные виды деятельностей, которые отражают широкий круг интересов и установок. Обведите букву «Д» в бланке ответов, если вид деятельности под соответствующим номером вам подходит, нравится или вы считаете, что он вам подойдет. Если тот или иной вид деятельности вам не нравится, не подходит или вы от него не в восторге, то обведите букву «Н».
Р-деятельности
1. Пройти курс обучения работам по дереву.
2. Работать на легковом автомобиле.
3. Ремонтировать хозяйственные постройки.
4. Ремонтировать электроприборы.
5. Настраивать музыкальную стереосистему.
6. Мастерить по дому.
7. Работать на дачном участке.
8. Пройти курс обучения на автомеханика.
9. Самостоятельно ремонтировать квартиру.
10. Решать технические проблемы.
11. Реставрировать, ремонтировать старые приборы, механические устройства (часы, швейные, пишущие машинки и т. п.).
И-деятельности
1. Работать в научно-исследовательской лаборатории.
2. Применять математику для решения практических проблем.
3. Изучать научные теории.
4. Анализировать информацию для разработки новых предложений и рекомендаций.
5. Читать научные книги и журналы.
6. Находить решения сложных проблем.
7. Посещать научные музеи.
8. Систематизировать и классифицировать данные по различным проблемам.
9. Пройти курс математической статистики.
10. Размышлять над научными проблемами.
11. Освоить новую научную дисциплину.
А-деятельности
1. Играть на музыкальном инструменте.
2. Писать для журнала или газеты.
3. Воплощать рассказ в драматическое произведение.
4. Играть в ансамбле, группе или оркестре.
5. Конструировать мебель или одежду.
6. Писать портреты или заниматься фотографией.
7. Пройти курсы по дизайну.
8. Выпускать журнал или газету.
9. Заниматься рисунком или живописью.
10. Читать или писать поэтические произведения.
11. Создавать декоративные изделия (чеканка, резьба, выжигание).
С-деятельности
1. Работать в сфере социальной поддержки и защиты.
2. Обучаться на курсах по психологии человеческих взаимоотношений.
3. Изучать факты нарушения закона несовершеннолетними.
4. Дискутировать по вопросам отношений между людьми.
5. Обучать других выполнять какую-либо работу.
6. Читать книги по социологии.
7. Помогать людям, страдающим физическими недостатками.
8. Помогать советом в трудных ситуациях.
9. Преподавать в учебных заведениях.
10. Заботиться о детях или помогать пожилым людям.
11. Обучаться на курсах гидов или экскурсоводов.
П-деятельности
1. Быть руководителем проекта или какого-либо мероприятия.
2. Пройти курсы или семинар для руководителей.
3. Читать о руководителях в бизнесе или правительстве.
4. Участвовать в политических кампаниях.
5. Организовать собственное дело и руководить им.
6. Принимать решения в важных и ответственных делах.
7. Оказывать влияние на других людей.
8. Присутствовать на аукционах, торгах.
9. Руководить работой других.
10. Следить за конъюнктурой рынка.
11. Организовывать и проводить выборные кампании.
К-деятельности
1. Содержать свой рабочий стол и служебное помещение в порядке.
2. Работать с микрокалькулятором.
3. Провести инвентаризацию материальных ресурсов.
4. Записывать свои расходы.
5. Проводить проверку документации на предмет выявления ошибки или пропажи.
6. Производить математические расчеты в бухгалтерии или бизнесе.
7. Вести деловую переписку.
8. Управлять оргтехникой, вычислительными машинами в учреждении.
9. Заполнять стандартные формы, подробные анкеты.
10. Обучаться на бухгалтерских курсах.
11. Оформлять и печатать деловые бумаги.
Способности
Обведите «Д» для тех видов умений, которыми вы обладаете и которые вы можете применять грамотно и компетентно. Обведите «Н» для тех видов умений и способностей, которыми вы никогда не обладали, и соответствующую деятельность, которую вы никогда не осуществляли или осуществляли плохо.
Р-способности
1. Я могу выполнять простой ремонт телевизора или радиоприемника.
2. Я могу ремонтировать мебель.
3. Я могу использовать электромеханические инструменты (пилу, дрель, токарный или шлифовальный станки) для работ по дереву.
4. Я могу читать чертежи, эскизы, схемы.
5. Я могу сделать простой электрический ремонт.
6. Я могу заменить масло или резину в легковой машине.
7. Я могу сделать масштабный чертеж.
8. Я могу пользоваться большинством столярных инструментов.
9. Я могу производить простой слесарный ремонт.
10. Я могу рассчитать количество материалов для проведения ремонта.
11. Я могу использовать электроизмерительные приборы.
И-способности
1. Я могу использовать компьютер при изучении научной проблемы.
2. Я могу разобраться в физических свойствах многих веществ.
3. Я могу расшифровать простые химические формулы.
4. Я могу использовать калькулятор или логарифмическую линейку для научных исследований.
5. Я могу применять микроскоп для решения научных задач.
6. Я могу использовать математическую статистику для решения научных проблем.
7. Я могу описать основные функции человеческого организма.
8. Я могу применять логарифмические таблицы.
9. Я могу написать реферат по проблеме.
10. Я могу назвать три блюда с высоким содержанием белка.
11. Я могу кратко и четко изложить какую-либо научную теорию.
А-способности
1. Я могу написать рассказ.
2. Я могу создать рекламный плакат.
3. Я могу писать красками, акварелью, лепить скульптуру.
4. Я могу обрисовать или описать человека так, что его можно узнать.
5. Я могу создать сценическое воплощение идеи или сюжета.
6. Я могу написать рекламное объявление.
7. Я могу разрабатывать дизайн для упаковки продуктов.
8. Я могу декорировать рабочие помещения учреждений.
9. Я могу играть в пьесе.
10. Я могу сам изготовить простые украшения для дома.
11. Я могу выполнить художественный фотоснимок, слайд.
С-способности
1. Я могу хорошо принять гостей.
2. Мне легко помогать другим в принятии решений.
3. Я участвовал в акциях благотворительности.
4. Мне легко объяснять какие-либо вещи другим.
5. Я могу возглавить групповую дискуссию.
6. Мне легко удается создавать людям хорошее настроение.
7. Мне легко разговаривать с любыми людьми.
8. Мне легко удается помогать людям планировать их будущее.
9. Мне легко тренировать других.
10. Мне легко учить других.
11. Я хорошо разбираюсь в людях.
П-способности
1. Я могу организовать работу других.
2. Я легко оцениваю собственные достоинства.
3. Я легко могу заинтересовать других.
4. Я могу организовать и управлять кампанией по продаже.
5. Я хороший продавец.
6. Я легко планирую стратегию для достижения цели.
7. Я хороший публичный оратор.
8. Я знаю, как стать лидером, добивающимся успехов.
9. Я могу отстаивать свою точку зрения.
10. Я могу начать свое собственное дело.
11. Я могу развить в себе желаемые качества.
К-способности
1. Я могу обрабатывать корреспонденцию и другие документы.
2. Я могу легко получить необходимую информацию по телефону.
3. Я могу вести учет доходов и расходов.
4. Я могу использовать компьютер для анализа данных бизнеса.
5. Я могу печатать на машинке достаточно быстро.
6. Я могу составлять деловые письма.
7. Я могу управлять редактором текстов на компьютере.
8. Я могу создавать обстановку для деловых встреч.
9. Я могу работать на копировальной машине.
10. Я могу быстро замечать ошибки в расчетах, текстах.
11. Я могу успешно пользоваться каталогами.
Карьеры
Ниже приводится перечень карьер в бизнесе, промышленности, государственных учреждениях, различных видах искусства и науки. Обведите «Д» для тех видов карьер, которые вас интересуют или нравятся вам. Обведите «Н» для тех видов карьер, которые вам не нравятся или которые вы находите неинтересными.
Р-карьеры
1. Плотник.
2. Фермер.
3. Автомеханик.
4. Специалист по электронной аппаратуре.
5. Лесник.
6. Шофер.
7. Сварщик.
8. Радиоинженер.
9. Инженер-механик.
10. Гравировщик, изготовитель печатей, штампов.
11. Экономист – плановик производства.
12. Инженер – конструктор по разработке инструментов.
13. Ювелир, специалист по обработке драгоценных камней.
14. Оператор энергетической установки.
И-карьеры
1. Инженер-конструктор.
2. Техник медицинской лаборатории.
3. Физик.
4. Химик.
5. Издатель научного или научно-популярного журнала.
6. Ботаник.
7. Хирург.
8. Антрополог.
9. Семейный врач.
10. Метеоролог.
11. Научный работник в области социальных наук.
12. Биолог.
13. Научный работник исследовательской лаборатории.
14. Автор научно-популярных книг и статей.
А-карьеры
1. Писатель.
2. Фотограф.
3. Музыкант-аранжировщик.
4. Художник.
5. Певец.
6. Автор художественных произведений.
7. Музыкант-исполнитель.
8. Эксперт по живописи.
9. Журналист.
10. Художник по копиям (копиист).
11. Издатель газеты.
12. Актер.
13. Архитектор.
14. Дизайнер.
С-карьеры
1. Преподаватель высшей школы.
2. Работник в социальной области.
3. Логопед.
4. Учитель школы.
5. Психолог.
6. Специалист по семейному консультированию.
7. Преподаватель общественных и социальных наук.
8. Сотрудник службы социальной поддержки.
9. Инструктор молодежного лагеря.
10. Консультант по выбору профессии.
11. Социолог.
12. Инспектор по делам несовершеннолетних.
13. Сотрудник службы «телефон доверия».
14. Священнослужитель.
П-карьеры
1. Управляющий фирмой.
2. Управляющий гостиницей.
3. Директор на радио и телевидении.
4. Агент по продаже недвижимости (домов, земельных участков).
5. Управляющий распродажей.
6. Заведующий отделом маркетинга.
7. Управляющий магазином.
8. Адвокат.
9. Директор рекламного агентства.
10. Посредник в торговых операциях.
11. Продавец, торговый работник.
12. Судья.
13. Брокер на бирже.
14. Начальник спортивной команды.
К-карьеры
1. Экономист.
2. Счетовод.
3. Секретарь-машинистка.
4. Кассир в банке.
5. Инспектор в банке.
6. Налоговый инспектор.
7. Ревизор.
8. Контролер кредитов.
9. Оператор ЭВМ.
10. Судебный исполнитель.
11. Архивариус.
12. Бухгалтер.
13. Нотариус.
14. Библиотекарь
Обработка результатов
Необходимо подсчитать количество положительных ответов (да) для шкалы Р субтеста «Деятельности» и записать это число под данной шкалой в соответствующей графе бланка ответов. То же самое следует проделать и с остальными шкалами: И, А, С, П, К.
Аналогичным образом обрабатываются ответы по субтесту «Способности» и «Карьеры».
Необходимо сложить все три числа, относящихся к шкале Р, и полученную сумму записать в графе «Сумма Д по трем субтестам» бланка ответов. То же самое сделать и по остальным шкалам: И, А, С, П, К.
Букву с самым большим количеством баллов вносят в первую клетку графы «Код». Во вторую клетку этой графы нужно вписать букву со следующим по величине количеством баллов и т. д. Если двум буквам соответствует одинаковое количество баллов, то они обе заносятся в графу «Код» в любом порядке.
Интерпретация результатов
Полученный код испытуемого показывает степень его соответствия каждому из шести типов. Чем выше количество баллов по какой-либо шкале, тем больше соответствие испытуемого данному типу и сильнее его интересы в этой области. Типы, обозначения которых не вошли в код, – это типы, которым обследуемый практически не соответствует.
Используя гексагон Дж. Холланда, можно определить однородность личности испытуемого. Если в код испытуемого входят буквы, расположенные рядом друг с другом в шестиугольнике, то можно говорить об однородности личности. Чем дальше друг от друга расположены буквы кода в шестиугольнике, тем ниже однородность личности.
Индивиды высокой и средней однородности легче найдут удовлетворение в профессии, если их код соответствует коду профессии. Испытуемые с кодом низкой однородности труднее находят удовлетворение в профессии, даже если их код хорошо подходит к коду профессии.
Одним из путей помощи людям с низкой однородностью кода является подбор профессии или карьеры по первой букве кода. Интересы же, относящиеся к противоположному типу, могут удовлетворяться вне сферы работы в хобби, досуговых формах деятельности.
Для определения дифференцированности интересов личности необходимо определить разность между баллами по методике ОПП. Если разность между баллами по шкалам, вошедшим в код, менее 8 баллов, то область интересов испытуемого определяется как слабо дифференцированная. Такой же вывод делается, если разность между высшим и низшим баллами из показателей шести шкал составляет менее 15. Это означает, что интересы испытуемого примерно одинаковы во всех шести типах.
Индивиды с плохо дифференцированным кругом интересов часто встречают трудности в составлении списка профессий, плохо осознают, чего они хотят от своей профессиональной карьеры, и требуют длительной консультативной работы.
Вывод о принадлежности к определенному типу личности можно сделать только в том случае, если оценка этого типа на несколько баллов выше, чем оценки других типов. Более точный вывод о профессиональной принадлежности личности можно сделать, не учитывая максимальную оценку по одному из типов, а определяя три типа, имеющих наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж. Холланда шесть типов личности размещено на шестиграннике друг с другом по степени сходства. Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности. Порядок их расположения по часовой стрелке таков: реалистичный, интеллектуальный, артистический, предприимчивый, социальный, конвенциальный. Следовательно, реалистичный тип более схож с интеллектуальным и конвенциальным, артистический – с интеллектуальным и предприимчивым и т. д.
Реалистический тип
Виды деятельности : любая деятельность, которая дает ощутимый результат; люди этого типа предпочитают действие мышлению, конкретные задачи – трудным и абстрактным проблемам; управление большими машинами, тяжелым оборудованием, механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, координированности (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты); строительство, ремонт, военное дело, конструкторские работы.
Способности : физическая сила, ручная ловкость, психомоторные навыки; механические способности, изобретательность; математические способности.
Личностные качества и ценности : эмоциональная стабильность; практичность, бережливость; упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску; скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность; независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей; ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность; аккуратность, тщательность систематичность при выполнении работы; склонность к регламентации работы (что, как и когда надо делать); не склонны к лишним разговорам, обсуждениям и переговорам.
Межличностные отношения : взаимодействие с С-типом может вызывать недружелюбие, непонимание, резкость; наиболее близок к И– и К-типам, предпочитает работать с ними.
Предпочитаемое окружение : природа, сельская местность; наименьшее взаимодействие с другими людьми; ситуации, требующие небрежной одежды; организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (ВС, МВД и т. п.); фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты; транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.
Типичные хобби : реставрация старых механизмов (автомобили, часы и т. п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств; строительные и восстановительные работы; фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство; охота, рыболовство, туризм; управление моторными видами транспорта; физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.
Профессии Р-типа : ветеринар, водитель, инженер, картограф, лесничий, полицейский, пилот, плотник, сварщик, фермер.
Исследовательский тип
Виды деятельности : предпочитают размышления действиям; сбор информации, ее систематизацию, анализ; выполнение сложных или абстрактных заданий; решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий; независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя; выполнение научной или лабораторной работы.
Способности : математические; склонность к анализу; рациональность, эрудированность; навыки письменного изложения мысли; склонность к рациональному логическому анализу.
Личностные качества и ценности : независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность; любознательность, креативность; уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки; склонность к выяснению множества деталей, чтобы сделать заключение, поиску причин, стоящих за тем или иным явлением; склонность к излишнему фокусированию на деталях, что мешает увидеть проблему целиком; склонность к пересмотру информации заново перед принятием решения.
Межличностные отношения : взаимоотношения с П-типом порождают много проблем и вопросов; наиболее схож с типами Р и А.
Предпочитаемое окружение : слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях; организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты; ограниченность общения с другими людьми.
Типичные хобби : работа (зачастую полностью поглощен своей работой и работает много часов в день); сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей (парусный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т. п.); компьютеры (оценка, программирование, чтение литературы, обсуждение проблем); чтение научной литературы.
Артистический тип
Виды деятельности : художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т. п.); игра на музыкальных инструментах; исполнительская актерская деятельность.
Способности : воображение, креативность; музыкальные способности; артистические способности; вербально-лингвистические способности; чувство гармонии, вкуса.
Личностные характеристики и ценности : независимость, самостоятельность, нонконформизм; импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность; непрактичность, беспорядочность; интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления; стремление к самовыражению, демонстративность; оригинальность, открытость, свобода от условностей; допускает альтернативные варианты решения проблем.
Межличностные отношения : более всего несхож с К-типом; близок к И– и С-типам.
Предпочитаемое окружение : неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т. п.); организации, обучающие артистическим навыкам (музыкальные и художественные школы, институты искусств и т. п.); музеи, библиотеки, галереи, рекламные и дизайнерские фирмы.
Типичные хобби : фотография, рисование, живопись; посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев; сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование; игра на музыкальных инструментах, занятие танцами. Профессии А-типа: артист, дирижер, директор музея, архитектор, фотограф, скульптор, учитель музыки.
Социальный тип
Виды деятельности : ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами; обучение, объяснение, разъяснение; оказание помощи, консультирование; организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.
Способности : вербальные способности; навыки общения и взаимодействия с людьми; преподавательские, ораторские способности; навыки слушания.
Личностные характеристики и ценности : гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичные, эмоционально теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные люди.
Межличностные отношения : более всего несхож с P-типом; близок к А– и П-типам.
Предпочитаемое окружение : социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала; медицинские учреждения, психиат-рические, психотерапевтические, психологические консультативные службы; агентства социальной защиты.
Типичные хобби : организация развлечения других; посещение общественных мероприятий, собраний; добровольное выполнение благотворительной и социальной работы. Профессии С-типа: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.
Предпринимательский тип
Виды деятельности : работа с людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха; финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности; продажа, покупка, коммерция, предпринимательство; проведение собраний групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами; проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т. п.
Способности : организаторские, ораторские, вербальные способности, способность убеждения; руководящие и лидерские; социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия; склонность к предпринимательской деятельности.
Личностные качества и ценности : стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу; амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюризм; экстравертированность, социабельность, коммуникабельность; ориентация на деньги, власть, материальное благополучие; оптимистичность, энергичность, любовь к популярности.
Межличностные отношения : более всего затруднено взаимодействие с И-типом; лучше всего срабатывается с С– и К-типами.
Предпочитаемое окружение : государственные и политические организации (власть, распоряжение крупными финансами); промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.
Типичные хобби : членство в клубах и организациях, посещение собраний; спортивные состязания в качестве зрителя или участника, богатый отдых; развлечения, организация вечеринок, увеселений; политическая деятельность. Профессии П-типа: коммерсант, адвокат, предприниматель, страховой агент, биржевой брокер, менеджер.
Конвенциональный тип
Виды деятельности : работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности; управление офисным оборудованием; ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг; написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.
Способности : математические; канцелярские; тонкая ручная моторика; организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.
Личностные качества и ценности : сознательность, упорство, практичность, честность; самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность; бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии; для эффективного выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы.
Межличностные отношения : наиболее несхож с типом А; ближе всего к типам Р и П.
Предпочитаемое окружение : хорошо работает в организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль; большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы; отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции; хорошо структурированные организаций со строгой иерархией.
Типичные хобби : коллекционирование (марки, монеты и т. п.); постройка моделей; проекты улучшения жилища; участие в гражданских и общественных организациях; игры с ясными и четкими правилами. Профессии К-типа: бухгалтер, кассир, банкир, секретарь, счетовод.
Опросник профессиональных предпочтений (ОПП)
АНКЕТА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||||||
Р | И | А | С | П | К | ||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||||||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | ||||||
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | ||||||
8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | ||||||
9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | ||||||
10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||||||
11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | ||||||
12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | ||||||
13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | ||||||
14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | ||||||
Сумма | |||||||||||
СПОСОБНОСТИ | |||||||||||
Р | И | А | С | П | К | ||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||||||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | ||||||
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | ||||||
8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | ||||||
9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | ||||||
10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||||||
11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | ||||||
12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | ||||||
13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | ||||||
14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | ||||||
Сумма | |||||||||||
КАРЬЕРА | |||||||||||
Р | И | А | С | П | К | ||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||||||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | ||||||
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | ||||||
8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | ||||||
9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | ||||||
10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||||||
11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | ||||||
12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | ||||||
13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | ||||||
14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | ||||||
Сумма | |||||||||||
ОБЩАЯ СУММА |
КОД | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Моя будущая профессия"
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как отыскать посреди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - ...
Классный час "Твоя будущая профессия"
Классный час на тему: "Твоя будущая профессия" можно провести в 8-11 классах, помочь ученикам разобраться в своих желаниях, способностях и стремлениях получить ту или иную профессию. Предлагается пров...
Классный час "Моя будущая профессия"
Основная задача классного часа - знакомство учащихся с технологией выбора профессии, подготовка к поступлению в вузы и выбору профиля обучения в лицее. В разработке предложен тест для определения комм...
Сценарий классного часа "Красота будущей профессии" 100112 "Парикмахерское искусство", 2013г
Данное мероприятие можно провести как в открытой форме, так и в рамках аттестации преподаваьтеля....
Методическая разработка классного часа "Моя будущая профессия"
Методическая разработка классного часа предназначена кураторам групп образовательной организации среденего профессионального образования и студентам....
Классный час "Моя будущая профессия"
Форма проведения: час общения План: 1. Беседа "Профессиональная характеристика" 2. Групповая работа "Самые нужные профессии" 3. Мини-лекция ""Как выбрать профессию 4. Опрос "Мой выбор"...
Тематический классный час " Моя будущая профессия – принципы выбора " (10 класс)
Принципы выбора профессии, ошибки при выборе професии и как их избежать (советы специалистов), востребованные и невостребованные профессии (анализ рынка труда). Предварительно необходимо провести тест...