Технология смыслопоисковой деятельности в формировании личностных и метапредметных компетенций воспитанников.
классный час (10 класс) на тему
В качестве примера предлагается проследить организацию смыслопоисковой деятельности учащихся в ходе работы над минипроектом "Футбольный фанатизм в среде современной молодёжи". На презентационном этапе минипроекта было проведено внеклассное мероприятие в форме ток-шоу "Футбольный фанатизм: плюсы и минусы". Воспитательная цель проекта заключается в развитии социальной активности учащихся, воспитании толерантности в поведении учащихся, формировании потребности быть культурным и требовать культурного поведения от других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_smyslopoiskovoy_deyatelnosti_starsheklassnikov.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ СМЫСЛОПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ
Учитель высшей категории
Тишкевич С.Е.
Организация смыслопоисковой деятельности старшеклассников – процесс упорядочивания мотивированной деятельности старшеклассников, направленной на достижение целей субъектов образовательной деятельности на основе последовательного решения задач.
Модель смыслопоисковой деятельности старшеклассников представляет собой «совокупность цели, задач, принципов, компонентов специально отобранного содержания, подразумевающего поэтапное включение школьников в смыслопоисковую деятельность, условий педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, а также результата».2
Этапы образовательного проекта
в контексте смыслопоисковой деятельности
№ п/п | Этапы на уровнях осмысления и осуществления действия | Деятельность |
Поисковый этап | В ходе совместных обсуждений вскрываются исходные личностно значимые для школьника вопросы, очерчиваются контуры познавательного интереса, фиксируется проблема. | |
Аналитический этап | Включает в себя поиск средств самообразования: образовательные ресурсы (как школьные, так и не связанные с учебным заведением), планирование реализации, исследовательская работа учащихся, уточнение намеченных целей и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт; обмен информацией с другими лицами. | |
Практический этап | Реализация плана деятельности; происходит осознание учащимися собственной компетентности и успешности в образовательном процессе. | |
Презентационный этап | Предусматривает осознание значения полученных результатов для субъектов образовательного процесса и определение способов использования достигнутых в ходе разработки и реализации образовательного проекта результатов, соотнесение собственных результатов и их культурных аналогов, определение временных и содержательных перспектив и формулирование новых целей самообразования. | |
Контрольный этап | Непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности в ходе разработки и реализации образовательного проекта. |
Таким образом, мы видим, что технология смыслопоисковой деятельности создает необходимые условия для формирования и развития универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми «выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».3
В этой статье в качестве примера мы представим смыслопоисковую деятельность, организованную в ходе работы над минипроектом «Футбольный фанатизм в среде современной молодежи». На презентационном этапе минипроекта было проведено внеклассное мероприятие в форме ток-шоу «Футбольный фанатизм: плюсы и минусы» Воспитательная цель проекта заключается в развитии социальной активности учащихся, воспитании толерантности в поведении учащихся, формировании потребности быть культурным и требовать культурного поведения от других.
№ п/п | Этапы на уровнях осмысления и осуществления действия | Деятельность |
Поисковый этап | В ходе обсуждения хулиганской выходки футбольного фаната, метнувшего во вратаря «Динамо» Антона Шунина петарду на матче против «Зенита», фиксируется проблема культуры поведения футбольных фанатов. | |
Аналитический этап | Цель проекта: исследовать явление футбольного фанатизма как субкультуру современного общества, определить влияние футбольного фанатизма на развитие личности. Задачи: познакомиться с терминами «субкультура», «фанатизм», провести внутришкольный опрос-исследование для определения социального портрета, определить отрицательные и положительные стороны данного явления | |
Практический этап | Краткосрочный: один месяц | |
Презентационный этап | Внеклассное мероприятие в форме ток-шоу «Футбольный фанатизм: плюсы и минусы» | |
Контрольный этап | Овладение учащимися определенным набором УУД в ходе разработки и реализации образовательного проекта. |
Внеклассное мероприятие по методу проектов
Ток-шоу «Футбольный фанатизм: плюсы и минусы»
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация Power Point.
Ход мероприятия
Начинается ток-шоу с демонстрации эпизода из видеофильма «Футбольные болельщики Москвича и Невы» из юмористического телешоу «Наша Russia»
Ведущий (учитель): Здравствуйте, дорогие участники, гости и зрители нашей программы. Мы начали наше ток-шоу с юмористического ролика программы «Наша Russia», но сразу всем стало понятно, что за этой иронией авторов кроется серьезная социальная проблема. 17 ноября во время матча «Динамо» - «Зенит» один из болельщиков кинул во вратаря Андрея Шунина петарду, в результате чего футболист получил ожог роговицы глаза.
Ведущий (ученик-журналист): Проблема футбольного фанатизма в современном мире сегодня актуальна как никогда. После 140 лет увлечения футболом, мировая спортивная общественность начала изучать сам факт футбольного фанатизма как бы изнутри. В СМИ все чаще стали появляться упоминания о фанатах и фанатских движениях по всему миру. Каждый день создаются сайты, объединяющие фанатов. Все больше людей задаются вопросами: почему же миллионы людей на всей планете любят и уважают футбол? Почему не спят ночами в ожидании матчей? Зачем терять 90 минут перед телевизором и тратить нервы, смотря всего лишь какой-то матч? И тем более, зачем кочевать из города в город, сопровождая свои команды, принимая участие в опасных столкновениях, которые нередко заканчиваются вовсе не спортивными диспутами о качествах любимых команд, а потасовками и травмами.
Для одних фанатизм – это болезнь, приравниваемая к отклонениям в психике, для
других – жизненная позиция и идеология… Об этих проблемах мы поговорим сегодня на нашей программе. Представляем вам гостей в студии:
- Культуролог (ФИО ученика)
- Историк (ФИО ученика)
- Социолог (ФИО ученика)
- Лингвист (ФИО ученика)
- Юрист (ФИО ученика)
- Политолог (ФИО ученика)
Ведущий (учитель): Также хочу представить экспертов (ФИО учителей физической культуры), а также моего коллегу-журналиста (ФИО ученика-ведущего).
Ведущий (ученик-журналист): Футбол - непаханое поле для антропологов. В минуты этого коллективного забытья все люди как на ладошке. Для активных болельщиков футбол – это не просто игра одиннадцати абстрактных спортсменов. Футбол – это любовь на всю жизнь, это единение тысяч сердец. Является ли футбольный фанатизм современной молодежной субкультурой? С этим вопросом мы обратимся к гостю нашей программы, культурологу (ФИО ученика).
Культуролог: Определимся сначала с понятием субкультуры. Что такое субкультура? СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Это понятие характеризует культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).Рассмотрим типологию молодежных субкультур:
ТИПОЛОГИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР (по отношению к объекту организации) | |||||
музыкальные | интеллек-туальные | религиозно-философские | спорт | компьютер | контр-культура |
рэйверы, рокеры, брейкеры, битломаны, роллинги, металлисты, волнисты и др. | маккенисты, толкиенисты, хойчхакеры, археологи, русичи, русские индейцы и др. | антропософы, неохристиане, пушкинисты, | фанаты, роллеры, байкеры | хакеры, админист-раторы | хиппи, панки, теляги, скины, дофенисты, сатанисты, фашисты |
Безусловно, существует общая для всех российских фан-движений субкультура. Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Весь потенциал конфликта выплескивается внутри субкультуры, на другие фан-движения. Сегодняшние проблемы родной команды и надежды на светлое будущее перекликаются на фан-секторе с сюжетами из славного прошлого. Поэтому история – одна из любимых тем творчества футбольных фанатов во время предматчевых перфомансев.
Ведущий (ученик-журналист): Какова же история возникновения данной субкультуры в России? Этот вопрос я адресую историку (ФИО ученика).
Историк: Сочетание «футбольный фанат» появилось в российском лексиконе в 70-е годы ХХ века и первоначально означало группу молодых западноевропейцев, нарушающих общественный порядок во время, до или после футбольного матча. Вместе с этим футбольный фанатизм начал проявляться на территории бывшего СССР. Тогда особо выделялись поклонники московского «Спартака», поддерживающие команду по всей стране, можно отметить и активных фанатов киевского «Динамо». Постепенно взгляды российских фанатов обратились в сторону Англии – родины футбола и футбольных фанатов, на стадионах зазвучали песни, речёвки, слоганы, движение приняло строго закрытый субкультурный характер со своей атрибутикой и жаргоном. В начале 90-х появились группировки
европейского масштаба – «Red-Blue Warriors» у ЦСКА и «Flint’s Crew» у «Спартака». На фоне их противостояния группы поддержки стали возникать практически у всех клубов Российской Федерации, вплоть до непрофессиональных команд.
Ведущий (ученик-журналист): Объектом нашего исследования фанатизма является молодежь как носитель данной проблемы. Каков же социальный портрет «среднестатистического» российского футбольного фаната? Об исследовании, проведенном среди старшеклассников, нам расскажет социолог (ФИО ученика).
Социолог: Как правило, это молодые люди от 15 до 25 лет. 15 лет считается самым ранним возрастом для вступления в «фирму», совсем юных людей берут редко, в исключительных случаях. 25 лет – возраст самых «олдовых», «пожилых» фанатов, в этом возрасте многие фанаты «отходят от дел». Субкультура футбольных фанатов объединяет людей абсолютно разных, но с общей идеей и общими пристрастиями. Род занятий фанатов может быть различным: в группировке и студенты вузов, и учащиеся профессионально-технических училищ (технических колледжей), и частные предприниматели, и рабочие, и люди без определённых занятий. У многих фанатов хорошо развит музыкальный вкус, они предпочитают джаз, ска, ска-панк, многие начитанны, подавляющее большинство хорошо разбирается в стиле одежды и моде, так как одежда для любой субкультуры имеет большое значение. В среде футбольных фанатов основная функция одежды – неприметность. Всех фанатов отличает повышенный эмоциональный фон.
Ведущий (ученик-журналист): Однако портрет футбольного фаната не будет полным, если мы не охарактеризуем язык в данной субкультурной среде. Поможет нам в этом лингвист (ФИО ученика).
Лингвист: Субкультуры создают различные субъязыки. Так у футбольных фанатов и литературных критиков словарные запасы в рамках одного языка настолько различно, что они практически не понимают чужих профессиональных разговоров. Источником формирования жаргона футбольных фанатов является по преимуществу общенародная речь, смежные жаргоны, а также собственное словопроизводство. По нашим наблюдениям, самым продуктивным является семантический способ. Примеры семантической деривации обнаруживаем практически во всех тематических группах исследуемого жаргона. Особенно часто встречаются случаи метафорического переосмысления общенародных слов: гроб – багажное отделение под нижней полкой в поезде; космонавт – милиционер в каске; скворечник – комментаторская кабина, расположенная в верхней части стадиона и др. Примеры синекдохи и сужения значений, напротив, единичны: шайба – хоккей; мячик – футбольный матч; бомжевать – ночевать во время выезда на вокзале или скамейке. В жаргоне футбольных фанатов выделяется множество тематических групп, включающих наименования важнейших понятий и представлений. Рассмотренный нами жаргон можно отнести к категории своеязычных, поскольку он включает около 90 % слов русского происхождения. Его можно назвать лабораторией русского словопроизводства и зеркалом
уникальной субкультуры.
Ведущий (ученик-журналист): Однако обладание уникальным субъязыком не останавливает фанатов при совершении хулиганских поступков. Каковы же юридические последствия агрессивного поведения фанатских группировок? С этим вопросом я обращаюсь к юристу (ФИО ученика).
Юрист: В настоящее время на федеральном уровне законодательно урегулированы лишь вопросы организации и проведения публичных мероприятий общественно-политической направленности и мероприятий религиозного характера. В отношении проведения спортивных мероприятий действуют законы, разработанные еще в СССР. Проект закона об обеспечении безопасности на массовых спортивных мероприятиях сейчас направлен на предотвращение насилия и хулиганского поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. В данный момент по отношению к таким фанатам применяется статья 213 Уголовного кодекса РФ «Хулиганство», согласно которой Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное: а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, - наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Ведущий (ученик-журналист): Однако противостояние болельщиков зачастую носят межнациональный характер. Может ли современный фанат стать националистом? С этим вопросом мы обратимся к гостю нашей программы, политологу (ФИО ученика)
Политолог: Как уже здесь отмечалось, характерной чертой фаната является эмоциональная экспрессия. На чувствах фанатов зачастую играют фашиствующие элементы и националисты. Подобные инциденты наносят серьезный удар по репутации российского футбола, особенно в свете подготовки к чемпионату мира 2018 года в нашей стране. Поэтому российский футбольный союз и правоохранительные органы должны больше внимания уделять проблеме воспитания болельщиков.
Ведущий (ученик-журналист): Итак, мы выслушали всех специалистов, и теперь хочется услышать мнение наших экспертов.
Эксперты: Выслушав и рассмотрев мнение приглашенных специалистов, мы пришли к мнению, что основными чертами истинного фаната являются а) верность клубу; б)единство; в)сдержанность г)толерантность; д)культура боления; е)уважение к сопернику; ж)истинная любовь к футболу. Черты хулиганства в фанатской среде: а) неприятие чужого мнения; б) агрессия к противнику; в) проявление национализма и насилия. Таким образом, с проявлениями хулиганства в рядах футбольных фанатов следует бороться. Для этого обществу и образованию следует обратить внимание на организацию досуга молодежи, создание условий для активного участия в спортивной жизни социума, т.к. у молодых людей есть много времени и сил, которые негде применить. Вывод: развитие футбольного фанатизма и его «лицо» зависит от отношения к нему общества.
Ведущий (ученик-журналист): Итак, на этой ноте я хочу завершить наш разговор.
На примере данного минипроекта можно проследить, как происходит формирование личностных и метапредметных компетенций воспитанников при использовании технологии смыслопоисковой деятельности.
Литература
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2008.
- Цветкова Г.В. Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Технология смыслопоисковой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
- http://conf-v.narod.ru/Dix.pdf. В.А. Дихорь, А.В. Гизуллина. Психологический аспект проблемы футбольного фанатизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Компетентностно - ориентированные задания на уроках литературы как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся"
Данное пособие предназначено для учителей литературы. Это подборка разных заданий по идеям коллег, добработаная и готовая к использованию на уроках литературы в 9 классе по учебникам Г.И. Беленького....
Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (математика, 6 класс "Круг. Площадь круга.")
Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (6 класс)...
Статья «Развитие (личностных, предметных, метапредметных) компетенций обучающихся посредством включения в исследовательскую деятельность.
Статья содержит материал об истории развития метода проектной и исследовательской деятельности школьника, рассуждение о формах и методах проведения проектов, собственный педагогический опыт, исследова...
«Формирование личностных и метапредметных универсальных действий во внеурочном курсе «Юный жудожник». Из опыта работы Харло Ольги Николаевны, учителя изобразительного искусства МБОУ "СШ № 17 социального развития и успеха" г.Майкопа РА
Введение новых государственных стандартов в образовании способствовало не только открытию широкого дискуссионного поля, но и серьёзному, подчас лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего с...
Мастер-класс «Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».
Мастер-класс был подготовлен для учителей средней школы.Материал состоит из двух файов: текстовой части (doc) и визуальной - презентации (ppt)....
Формирование личностных и метапредметных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности
Рассмотрены основные задачи организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО, методические особенности программ ВД и специфика оценки личностных и метапредметных результатов....
Использование различных видов деятельности в формировании и развитии метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы
Выступление на Республиканском семинаре в рамках действия инновационной площадки "Формирование и развитие метапредметных копметенций обучающихся в условиях реализации ФГОС" об опыте работы п...