«Путь в никуда»
классный час (5 класс) на тему
Занятие посвящено пагубному влиянию наркотиков на жизнь и здоровье молодого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_put_v_nikuda.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Путь в никуда»
Цели:
- расширить представления детей о проблемах общества, связанных с употреблением наркотиков;
- побуждать воспитанников
- включить обучающихся в активное познание духовных ценностей;
- формировать качества духовно-нравственной личности;
- формировать компетентности в сфере творческой и познавательной деятельности;
- развитие навыков работы в группе.
Прогнозируемый результат: формирование умения видеть составляющие души человека, желания их проявлять, осмысление ценности красоты души для существующей действительности.
Формируемые УУД:
Личностные: гуманистическое отношение к окружающему миру; освоение, усвоение и присвоение общечеловеческих ценностей.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Оборудование: презентация, наглядный материал.
Форма проведения: беседа с элементами квеста
Ход занятия:
- Мотивационный этап.
- Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши добрые, светлые, чистые лица и надеюсь, что такими они останутся еще многие и многие годы. А я приглашаю вас в удивительное путешествие.
- Создание проблемной ситуации: На доске слова: Жизнь – выбор – путь. Прочитайте их. А теперь обратите внимание на высказывания: (слайд №1)
Жить дурно, неразумно, невоздержанно - значит не плохо жить, но медленно умирать. Демокрит Абдерский
(слайд №2)
Жизненный путь человека означает непрерывное преодоление не только внешних препятствий, но и стареющих форм своего собственного сознания, чтобы возродиться на более высокой ступени. Ромен Роллан
– Чем эти слова и высказывания взаимосвязаны? (жизнь – это всегда выбор: друзей, занятий, профессии, семьи; жизнь – это путь, который проходит человек от рождения до самой смерти, и каков он будет, зависит от выбора, сделанного нами)
- Классный руководитель: Так, чему же мы посвятим свое путешествие? (ответы детей) Да, я предлагаю вам поговорить о том, каким может стать жизненный путь, если употреблять наркотики. Ответ на этот вопрос нам помогут найти элементы квест. Путешествие я назвала «Путь в никуда»: вам предстоит пройти несколько этапов, где вас ждут вопросы и задания, связанные с проблемой употребления наркотиков. (слайд №3)
- Построение выхода из проблемной ситуации.
- Этап первый –ситуационная игра
Давайте разберём конкретную ситуацию:
Коля и Маша давно дружат. Они учатся в одном классе. Однажды Коля во время дискотеки завёл Машу в класс и предложил ей попробовать наркотик. Он объяснил ей, что начал недавно их принимать, ему очень нравится и он хочет, чтобы ей тоже было хорошо. Маша отказалась от предложения и убежала из школы. Всю ночь она думала, что ей делать, и в итоге решила рассказать всё своей однокласснице Свете. Света обещала всё устроить и решить проблему.
Она рассказала о том, что произошло, классному руководителю, а та – директору школы. Родителей Коли вызывали в школу и сообщили о сыне, Колю положили в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Маша, не пришел к нему. Только друг Ваня не изменил своего отношения к другу и навещал его. Когда Коля вышел из больницы, он решил, что наркотики употреблять больше не будет, но и с Машей поддерживать отношения не собирается.
– Оцените правильность действий всех участников ситуации: Маши, классного руководителя, директора, родителей Коли, Вани. Предложите варианты действий того или иного участника ситуации.
( ролевая игра: высказать точку зрения от лица героев)
Обратите внимание, что в этой истории есть один интересный факт. Как только Коля оказался в стационаре, он словно перестал существовать для друзей, одноклассников, любимой девушки. Конечно, мы смотрим на их поступок, прежде всего с осуждением. Но подумайте, может быть, это просто во имя собственной безопасности, может, срабатывает инстинкт самосохранения? Ведь наркоман забывает понятие дружба. Оно стирается, исчезает. В компании наркоманов не бывает друзей. Каждый «друг» заинтересован либо в деньгах от продажи вам наркотиков, либо в получении за счёт вас бесплатной дозы или товара для распространения.
Всегда ли можно рассчитывать на поддержку друзей в трудной ситуации? Проверим это?
Тренинг «Поверь другу»: проползти по рукам своих друзей, а тем, в свою очередь, не уронить товарища.
- Вывод: как правило, на поддержку друзей наркоману не стоит рассчитывать – он остается один.
- Этап второй – аналитическая задача «Старые сказки о главном» (Проблемная ситуация) (слайд №4)
В русских народных сказках часто встречается такой сюжет: Иван-царевич подъезжает к перекрестку, на котором стоит камень с надписью: «Направо пойдешь - богатство найдешь, налево пойдешь - жену найдешь, прямо пойдешь - смерть найдешь». И герой выбирает самый трудный путь и, преодолев испытания, находит и богатство, и жену, и счастье. (слайд №5)
А современные Иванушки каждый день проходят мимо таких камней и решают вопрос: прямо идти - значит делать все как надо: учить уроки, соблюдать дисциплину, слушать старших, заниматься спортом... в общем, скукота, да еще и постоянная борьба со своей собственной ленью, которую победить гораздо труднее, чем дракона.
Или свернуть в сторону - там свобода, независимость, неповиновение, можно хотя бы на время почувствовать себя взрослым и крутым.
Идет раз такой Иванушка после уроков из школы, бац – камень: налево пойдешь - свободу и улет найдешь. Любопытно стало Иванушке: что это за улет такой? Небось, уже все попробовали и все знают, один он такой тормоз остался. Пока думал, ноги сами и повернули. Шел долго ли, коротко ли, видит ворота, на которых написано: «Царство Скуки». (слайд №6)
Вот, думает, попался, от скуки убежал и к ней же, родимой, опять пристал. Ну, делать нечего, зашел в ворота и что же там увидел? Самый обыкновенный двор, почти как возле его дома. Спортивная площадка, заросшая травой, покореженный баскетбольный щит, поломанные качели, пустые пивные бутылки, окурки, шприцы и ни одной живой души... (слайд №7)
Прямо посреди площадки открытый канализационный люк. Заглянул туда Иванушка, а там и дна не видать. Отошел подальше: можно и свалиться ненароком! Огляделся вокруг - ни души, только ветер свищет. Набрал побольше воздуха и крикнул что есть сил: «Эй, люди, ау!» (слайд №8)
Вдруг из люка показалась голова, белобрысая, взлохмаченная. Кинулся Иванушка к люку, помог парню вылезти. На мальчишке лица нет, весь какой-то помятый, взъерошенный, дрожащий. Сидит на краю люка, ноги свесил вниз, никак не отдышится.
Потом посмотрел на Иванушку, вздохнул и сказал:
- Ты новенький? Значит, знаешь дорогу обратно. Покажешь.
- Да зачем обратно? - удивился Иванушка. - А свобода, улет?
- Улет? - Мальчишка порылся в карманах и достал какой-то пакетик. - Вот тебе улет.
- Что, проглочу и улечу? - поинтересовался Иванушка.
- И улетишь...- мрачно буркнул парень.
- По-настоящему?
- Нет, по-настоящему пойди с 10-го этажа прыгни. Секунд 5 будешь лететь.
- Ага, дураков нет, - отрезал Иванушка,- я ж разобьюсь! Мне бы ощущение полета...
- А... ощущение - тогда держи,- протянул он пакетик, - правда, от этого тоже разобьешься, только не сразу, а года через два-три. Ты будешь разбиваться долго, медленно и оч-чень больно.
Мальчишка сидел, качаясь, на краю люка, казалось, он вот-вот туда опять упадет.
Иванушка подхватил его сзади под мышки и потянул, как раненого. Оттащив подальше от люка, положил на траву среди окурков и бутылок.
- А где... все? - поинтересовался Иванушка.
- Там, - мальчишка махнул рукой в сторону люка.
- А они выберутся? - спросил Иванушка.
- Они... уже улетели...- выдавил из себя мальчишка. Кажется, он потерял сознание, ладонь с пакетиком разжалась. Иванушка собрался уже взять этот пакет, но вдруг мальчишка встрепенулся, сжал ладонь в кулак и сказал:
- Нет, тебе нельзя, иначе мы отсюда не выберемся.
- Почему? - не понял Иванушка.
- А потому, что для тех, кто это попробовал, назад дороги нет.
-Да вот же она, дорога, вон ворота! - закричал Иванушка.
- Ничего не вижу, сплошной туман, - пробормотал мальчишка. Он поднялся, обнял Иванушку, и они побрели к воротам, как два бойца с поля битвы... Один раненый, другой невредимый.
...Иванушка открыл глаза - на часах уже было 15.00. Ну надо же, опять чуть не проспал тренировку! (слайд №9)
Вот такой сон приснился современному Иванушке. Попробуем решить эту аналитическую задачу: растолкуем, что же сей сон значит.
- С чем ассоциируется камень, который встречается на пути каждого школьника? (Это выбор, который приходится делать человеку, - выбор между добром и злом, между хорошим и плохим.)
- Что выбрать труднее - добро или зло? (Труднее выбрать добро, потому что за него нужно бороться, а выбирая плохое, идешь по пути наименьшего сопротивления.)
- Объясните фразу «нужно бороться с собой». Почему трудно победить себя? (Трудно победить свою лень, бесхарактерность, безволие, слабость.)
- Как вы считаете, почему Иванушка попал в Царство Скуки? (Потому что все, кому нечего делать, очень быстро начинают скучать от безделья.)
- А почему он выбрал этот путь? (Из любопытства, желания испытать то, что все испытали.)
- Что символизирует открытый люк? (Падение в бездонную пропасть, откуда нельзя выбраться.)
- Как понять слова о том, что, попробовав порошок, Иванушка будет разбиваться долго, медленно и очень больно? (Те, кто попробовал наркотик, попадают в зависимость, вынуждены увеличивать дозу, от чего организм истощается и человек погибает.)
Объясните фразу «обратной дороги нет» (Наркомания почти не поддается лечению, очень трудно бросить наркотики, говорят, что для наркоманов обратной дороги нет.)
- Как вы думаете, почему я назвала эту ситуацию «Старая сказка о главном»? ( сказки – это вымысел, в том числе и то, что от наркотиков бывает всегда хорошо)
- О чем главном говорит эта сказка? (добро всегда побеждает зло)
Вывод: жизнь – это добро, а смерть – зло: жизнь всегда стоит над смертью. Старые добрые сказки - они всегда о главном - о счастье. А счастье и наркотики несовместимы.
- Что ж мы продолжаем наш путь. Этап третий – журналистское расследование:
(слайд №10) Самое страшное то, что прием наркотиков у современной молодежи стал обыденным делом, можно даже сказать, традицией. Кажется, будто у сегодняшних подростков не употреблять наркотики считается неприличным и не современным. Подростковая наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране. Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики – это подростки и молодежь. По крайней мере, один раз принимали наркотические или токсикоманические вещества 56% мальчишек и 20% девчонок, а продолжают их употреблять 45% мальчиков и 18% девочек!
Почему сегодня так распространена наркомания среди подростков? В первую очередь, потому что подросток еще не сформировался как полноценная личность, он эмоционально слаб и чрезмерно любопытен. Кроме того, подростку хочется быстрее стать взрослым, отличаться от других своих сверстников и решать проблемы самым легким способом. Но, в силу своей незрелости подросший ребенок не понимает, что вредное пристрастие не помогает решать обычные жизненные проблемы, а приводит к новым, более серьезным. Такое проявление «взрослости», как наркомания, становится губительным для юного человека.
(слайд №11) Первую дозу наркотика подросток обычно принимает в компании друзей, на дискотеке, в клубе и даже в школе. И делает он это исключительно из любопытства, наслушавшись о наркотическом «кайфе». Но молодой человек не может понять, что эта эйфория скоротечна, и наркоманы употребляют наркотические вещества как раз в противоположных целях – не ради минутного удовольствия, а чтобы вернуться в состояние, нормальное для здорового человека.
Во многих случаях наркомания в подростковом возрасте начинается из-за личных проблем, например, отсутствия радости жизни. Если подросток не находит в своей жизни ничего хорошего, он не доволен всем, что его окружает, он решается попробовать смертельное зелье как спасительное средство. Видя в наркотиках дорогу в мир наслаждений и радостной жизни, он не понимает, что выйти из этой иллюзии очень трудно, а порой даже невозможно.
(слайд №12) Подростковая наркомания несет в себе и психологический, и физический риск. Чтобы добыть деньги для покупки алкоголя и наркотиков, молодежь может заняться грабежом, разбоем, торговлей наркотиками или проституцией. Регулярное употребление любых наркотических веществ лишает подростков способности здраво мыслить, ведет к половой жизни без предохранения с ее последствиями беременности и заражения ЗППП, включая ВИЧ-инфекцию, а также к насилию и травматизму. Наркотики и алкоголь тесно связаны с травматизмом среди подростков. При пользовании любыми инъецируемыми препаратами добавляется риск гепатита и ВИЧ.
Учитель: Наркомания – это эпидемия? А эпидемия распространяется очень быстро. (слайд №13)
- Давайте поиграем в одну интересную игру – ПИРАМИДУ. Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе ещё двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Игра заканчивается, когда не остаётся никого, кто ещё сидит на своём месте.
(Ребята выстраиваются в “пирамиду”).
Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест!
Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и наркомания. Каждый человек знает, какое страшное горе приносят наркотики. Но почему же наркоманов становится всё больше и больше?
- Видео «Точка»
- Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц: попробуйте убедить наркомана избавиться от пагубной привычки.
3. Рефлексия.
Каждый человек должен сам сделать свой выбор: быть ему свободным или быть рабом. И если ты хочешь оставаться свободным от наркотика человеком, ты должен вовремя сказать твердое «Нет».
(слайд №14)
Мы родились для того, чтобы жить,
Может, не стоит планету губить?
Есть кроме «да» и получше ответ,
Скажем, ребята, наркотикам «нет»! (слайд №15)
Демонстрация видеоролика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путь в никуда"или "Победа над собой". Доклад Аристовой Н.Ю. для курса повышения квалификации на тему: «Психология общения и культура речи» 2011г.
Педагогический труд является одним из самых стрессогенныхсреди социономических профессий, что проявляется в большом количестве наблюдаемых психосоматических заболеваний у педагогов, раннем профе...
Презентация "Наркомания - путь в никуда" из цикла: "Здоровый образ жизни"
Материал этой презентации также можно использовать на классных часах и в элективном курсе "Здоровый образ жизни"....
Классный час "НАРКОТИКИ – ПУТЬ В НИКУДА"
Мероприятие раскрывает проблемы наркомании....
Последний путь в никуда
Презентация, посвящённая борьбе с наркоманией...
Классный час "Путь в никуда"
Классный час в 9 классе о вредных привычках...
Классный час "Наркотики - путь в никуда"
Он хотел научиться, как птица, летать,Всю Вселенную разом хотел он обнять.Он хотел, как и все, научиться любить,Он хотел для любимой единственным быть.Только слишком беспечно и слишком легкоВ свою вен...
Внеклассное мероприятие "Наркотики-путь в никуда"
Мероприятие, приуроченное к месячнику антинаркотической работы. В разработке представлены материалы о влиянии наркотиков на системы организма....