СЛОВАРЬ классного руководителя
учебно-методическое пособие на тему
Предварительный просмотр:
Словарь классного руководителя
В словаре нашли отражение как педагогические, так и психологические термины и понятия, имеющие отношение к воспитанию.
Авторская школа – учреждение, где реализуются отдельные идеи и концепции.
Адаптация – приспособление.
Акмеология – наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.
Аксиология – наука, исследующая философское учение о ценностях.
Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Понятие о педагогических ценностях и их классификации. Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом.
Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.
Вид обучения – обобщенная характеристика обучающих систем, характер взаимодействия учителя и учащихся; функции используемых средств, методов и форм обучения.
Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса.
Гуманизация пространства детства – воспитание, методология которого предполагает признание Человека наивысшей ценностью жизни на земле.
Гуманизация воспитания – это интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий доброжелательность и терпимость отношений друг к другу, диалоговый характер общения, возможность выбора ребенком способов жизни, свободу для творчества и саморазвития.
Между тем школьная практика показывает, что разнообразие воспитательных систем не сводится только лишь к гуманистическим. Можно выделить (по М.В.Воропаеву):
Собственно гуманистические воспитательные системы. Они характеризуются высоко-ценностным отношением к личности “здесь и теперь”, средним уровнем развития внутреннего институционального контроля (т.е. сформированными в школе традициями, образцами привычного поведения), незначительной ролью внешних санкций.
Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.
Индивидуальность – своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Когнитивный – связанный с познанием.
Конгруэнтность (от англ. congruence) - подлинность, открытость, честность; одно из трех "необходимых и достаточных условий" эффективного психотерапевтического контакта и отношения. Термин "конгруэнтность" введен в психологию К.Роджерсом.
Конгруэнтность - это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей (или, иначе говоря, при соблюдении человеком условия "как если бы" это озвучивание и выражение было адресовано ему самому). Конгруэнтность - это такое динамическое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит, в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, например, за маской или ролью "эксперта". Конгруэнтность наблюдается в тех случаях, когда наши внутренние чувства и переживания точно отражаются нашим сознанием и точно выражаются в нашем поведении, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле. (Автор статьи – д.п.н. Орлов Александр Борисович).
Пространство детства – социокультурный феномен, оказывающий воздействие на процесс развития ребенка. Пространство детства – это деятельностное поле ребенка, которое органично связано с пространством взрослого мира, но в то же время имеет определенную автономию.И.Д.Демакова,
Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Личность — человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.
Личностный подход как отношение к воспитаннику, к его личности, к субъекту собственного развития. Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.
Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Процесс (продвижение) – 1) последовательная смена состояний, ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Принцип (основа, начало) – 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения.
Признание − это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие − это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание − это умение видеть другого изнутри, способность.
Процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).
Самоуправление ученическое — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. («Самоорганизация детей в мире взрослой жизни» (В.И.Слободчиков). Многообразие форм самоуправления позволяет избежать формального, бюрократического подхода к его организации. Важно чётко продумать структуру самоуправления и содержание работы конкретных подразделений.
Одна из важнейших задач самоуправления - развитие активности учащихся. Высокий уровень организованности самоуправления может свидетельствовать как о его развитии, так и об авторитарном стиле руководства, низкий - о преобладании в коллективе стихийности. Коллективный самоконтроль выражается в анализе органами самоуправления своей деятельности и поиске наиболее эффективных путей достижения цели. Результат развития самоуправления - взаимная ответственность, когда все учащиеся добросовестно выполняют свои обязанности, и когда каждый учащийся отвечает за общие итоги деятельности, а все - за работу каждого. Основная закономерность развития самоуправления - гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентаций учащихся. Основные принципы самоуправления: сплочение коллектива вокруг единой цели; единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся; динамичность и вариативность структуры органов самоуправления; добровольность в формировании его органов; интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления.
Самоутверждение — стремление индивида к достижению и поддержанию определённого общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность. Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед другими путём лишь словесных заявлений.
Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними. Педагогическая система – это теоретическая модель объекта педагогической действительности; совокупность элементов, характеризующих сущность явления педагогической действительности. Система воспитательной работы – это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. В лучшем случае это подсистема в общей воспитательной системе, в худшем – набор мероприятий, проводимых “для галочки”, нередко под давлением извне.
Системный подход – ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений. Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы).
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу.
Технология воспитания – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют гарантированно результативно и качественно осуществлять свою деятельность. « КАК?» - коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:
- Определение конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта;
- Разработка теоретических оснований, т.е. определенные педагогические концепции;
- Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая);
- Анализ результатов (мониторинг – коррекция – рефлексия.)
Таким образом, технологический алгоритм воспитательного мероприятия выглядит следующим образом:
- определение цели;
- построение содержания;
- подготовка мероприятия;
- проведение мероприятия;
- анализ итогов мероприятия.
Фактор (делающий, производящий) – движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.
Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности. Целеполагание – постановка цели субъектом деятельности.
Эмпатия - сопереживание; совпадение, контактирование с эмоциональными проявлениями, переживаниями другого человека; способность переживать вместе с другим человеком (а не за или для него), откликаться на проявления его эмоционального мироощущения, понимать и переживать его. (Автор статьи – д.п.н. Орлов Александр Борисович).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....