Диагностические исследования классного руководителя
статья на тему

Лунева Юлия Геннадиевна

Диагностические исследования классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie_issledovaniya_klassnogo_rukovoditelya.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические исследования классного руководителя   

Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих школах действуют психологические службы. Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.

В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.

Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива. Школьный психолог здесь будет выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию.

Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом.

Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

С этой целью автором была разработана программа “Исследование развития личности учащегося и ученического коллектива”.

Первая часть программы посвящена изучению личности учащегося (рис.1). Здесь исследуются личностные особенности, познавательная сфера, интересы и склонности, место ученика в системе межличностных отношений. Результаты диагностики заносятся в социально-психологический паспорт, который отражает уровень развития ученика на каждом этапе. Во второй части программы отражено изучение классного коллектива: этапы его формирования, уровень сплоченности и эмоционального единства, характер межличностных отношений (рис.2).

Данные, отражающие уровень развития коллектива на данном этапе, вносятся в социальный паспорт класса. Третья часть программы направлена на работу с родителями и педагогами-предметниками.

Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:

– исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;

– результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;

– изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе;

– определяются перспективы развития ученика и коллектива;

– исследования носят комплексный системный характер;

– диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.

Диагностика развития личности учащегося.

1.Здоровье и физическое развитие.

Диагностика здоровья и физического развития учеников проводится совместно со школьным врачом и учителем физкультуры. Состояние здоровья отслеживается с помощью мониторинга заболеваемости. Учитываются все пропуски уроков по болезни, виды заболеваний, вычерчиваются графики заболеваемости по четвертям. Материал анализируется, разрабатываются меры профилактики.

Первое же исследование, проведенное в пятом классе, показало, что самыми распространенными являются простудные заболевания, из-за которых практически каждый ребенок пропустил по три-четыре дня в начале зимы. Для профилактики совместно с врачом и родителями было решено давать поливитамины.

Дети с недостатками физического развития и хроническими заболеваниями посещают группы лечебной физкультуры. Все изменения в их состоянии и здоровье фиксируются, доводятся до сведения родителей и учитываются в работе классного руководителя.

2.Особенности развития личности.

Темперамент .

В начале шестого класса мы впервые определили преобладающий тип темперамента у детей. Для более полной картины типы темперамента определяли сами дети, родители и классный руководитель. С учетом всех составляющих, результаты были следующими:

– холериков – 4;

– сангвиников – 13;

– флегматиков – 4;

– меланхоликов – 7.

Таким образом, в классе преобладающим типом темперамента оказался сангвиник. Преобладание сангвиников в классе создает соответствующий эмоциональный фон. Это положительный настрой, увлеченность интересными делами, высокая работоспособность. Однако есть и отрицательные моменты. Многие дети в классе имеют ярко выраженные способности лидера-организатора и между ними устанавливаются отношения соперничества. Не все трудолюбивы. Некоторые ученики не могут сосредоточенно трудиться над домашними заданиями, предпочитая списывать. У других чувство юмора перерастает в зубоскальство. В таком коллективе трудно неуверенным в себе меланхоликам, поэтому с ними ведется работа по формированию положительной “Я – концепции”.

Определение типа темперамента ребенком, родителями и классным руководителем не всегда совпадали. Так Кристина Л.. оценивала себя как сангвиника, мама оценила ее также, а классный руководитель как меланхолика. Причиной такого несовпадения было неискреннее поведение девочки в школе (плач из-за оценок, демонстрация слабости, неуверенности). Дома и с друзьями Ира вела себя совершенно по-другому. К тому же в человеке, а особенно в ребенке редко проявляется “чистый” тип темперамента. Это было учтено в дальнейшей работе. С учетом формулы темперамента мы можем оптимально решать вопросы организации детей во время учебных занятий, в частности, их рассаживания.

Рис 3. Схеме размещения детей в классе с учётом их темперамента

Д О С К А

Стол учителя

Серёжа З.

Никита Ш.

Данил Н.

Кристина Л.

Вадим М.

Ксюша С.

Данил С.

Ангелина С.

Наталья Ч.

Алексей М.

Диана Б.

Дима Б.

Саша В.

Вова Ц.

Мирзоян К.

Влад Ч.

Алеша З.

Ярик  Г.

Валентин Ш

Юля С..

Влад П.

Артём М.

Лера Н.

Влад Н.

Коля Е.

Катя К.

Наталья К.

Максим О.

САНГВИНИК

МЕЛАНХОЛИК

ХОЛЕРИК

ФЛЕГМАТИК

Знание особенностей темперамента ребенка позволяет нам опираться на его сильные стороны и развивать слабые. В перспективе это поможет определить, в какой сфере профессиональной деятельности у него успешнее пойдут дела.

“Мыслители” или “художники”?

Далее к изучению темперамента мы добавили методики, позволяющие определить преобладающее развитие полушарий головного мозга и типа мышления. Известно, что для людей с преобладающим правым полушарием головного мозга, характерен художественный тип (яркие образы, живое восприятие, эмоциональность). Для тех, у кого доминирует левое полушарие, характерен мыслительный тип (логические рассуждения, абстракции, теоретизирование). Эта асимметрия формируется в результате умственной деятельности. Результаты нашего исследования показали, что из двадцати семи человек:

- левополушарных (“мыслителей”) - 8,

- правополушарных (“художников”) - 9,

- смешанный тип - 10 человек.

Ценность этого исследования состоит в том, что мы можем выяснить, как мыслят наши ученики? Зная это, можно прогнозировать, с какими трудностями в учении может столкнуться ребенок. Так школьники с аналитическим складом ума страдают там, где нужно развитое воображение. Аналитик быстрее рассуждает, чем действует, лучше знает теорию, чем применяет ее на практике. Абстрактные мыслители испытывают трудности в усвоении фактов, что нужно учитывать при изучении истории, географии и т.д. У “художников” трудности связаны с усвоением материала, лишенного наглядной образной опоры. Знание проблемы показывает путь ее решения. Например, воображение можно развивать с помощью ролевых игр, инсценировок. Одновременно нужно использовать сильные стороны мышления.

Интересы и склонности. Ценностные ориентации.

Развитие личности учащихся в ходе учебно-воспитательной работы зависит от того, соответствует ли она интересам и потребностям самих детей. Учителю нужно знать, каковы мотивы учебной работы каждого ученика, его интересы, склонности и управлять процессом их формирования. Это возможно лишь на основе систематического изучения, которое проводится путем наблюдений за детьми, анализа результатов их деятельности в процессе общения классного руководителя и учащихся. Применяются и специальные методики: “Познавательный интерес”, “Что нам интересно?”

Очень важно знать, какие духовные интересы формируются у детей. Формирование духовной сферы связано с построением личностью собственной иерархии ценностей - целей. Базовая структура личных ценностей закладывается как раз в подростковом возрасте. Мы проводили исследование на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентаций М. Рокинга. Ученикам было предложено ранжировать восемнадцать ценностей - целей в порядке убывания их значимости для собственной жизни.

Мои ценностные ориентации: ___________________________________

Инструкция: перед вами список ценностей - целей, к которым стремится человек в своей деятельности, жизни.

Вам предлагается, внимательно прочитав весь список:

А) выбрать 3 ценности – цели, наиболее важные для вашей жизни, поставив слева от номера ценности ( в графе МЕСТО) цифры:

- 1 -  самое главное в моей жизни;

- 2 – чуть менее, чем 1;

- 3 -  чуть менее, чем 2.

В) выбрать две ценности наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив их поставить номера 18 (самая ненужная) и 17.

С) расставить оставшиеся номера (от 4 до 16) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.

МЕСТО

Список ценностей (ценности – цели)

Активная, деятельная жизнь

Жизненная мудрость (зрелость суждений, и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом)

Здоровье (физическое и психологическое)

Интересная работа

Красота природы и искусства

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

Хорошие, верные друзья

Спокойная благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе

Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников)

Познание (возможность расширения своего кругозора, интеллектуальное развитие)

Равенство (братство, равные возможности для всех)

Самостоятельность, как независимость в суждениях и оценках

Свобода, как независимость в поступках и действиях

Счастливая семейная жизнь

Творчество (возможность творческой деятельности)

Уверенность в себе ( свобода от внутренних противоречий и сомнений)

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

При обработке полученных данных проводилось качественное сравнение (индивидуальное восприятие) и производился количественный анализ, в котором учитывались принимаемые ценности-цели, стоящие на 1, 2, 3 местах в анкетах (т.е. самые главные для этого человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие 17,18 места. Данные бланков всего класса сводились в отдельную таблицу. Остановимся на общих тенденциях формирования нравственных ценностей в конце шестого класса. Самые главные ценности- цели для ребят: хорошие, верные друзья, счастливая семейная жизнь. Очень часто на 1, 2, 3, места попадала ценность – здоровье. К отвергаемым ценностям, ради которых не стоит жить, часто относились: Равенство (братство, равные возможности для всех), творчество (возможность творческой деятельности). Данное исследование станут точкой отсчета при целенаправленном воспитании нравственных ценностей, которые способствуют духовному развитию личности. (Приложение 1)

Учение.

С переходом в пятый класс или несколько позже у подростков снижается общий интерес к учению. Школа перестает быть центром духовной жизни ребенка, т. к. мотивы, которые побуждали его к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты учебного труда и т. д.) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, не сложились. К тому же меняются сами условия школьной жизни:

–  несколько учителей-предметников, а не один, как в начальной школе;

–  увеличение числа учебных предметов и количества школьного материала;

–    иные формы работы на уроке.

С целью преодоления этих трудностей, классным руководителем была разработана четкая система отслеживания успеваемости каждого ребенка ( в сравнении с учебой в начальной школе, в предыдущей четверти и т. д.), анализа причин возникающих трудностей, прогнозирования возможных будущих проблем и поиска путей их решения. Результаты учебной деятельности каждого ребенка графически отображаются по четвертям и по годам.

Рис. 2. Сводная ведомость успеваемости по четвертям

Русский язык

Литература

Математика

История

Биология

Иностранный

язык

Фамилия, имя

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

1

Дима Б.

5

4

3

2

Диана Б.

5

4

3

3

Саша В.

5

4

3

4

Ярик Г.

5

4

3

5

Коля Е.

5

4

3

6

Алёша З.

5

4

3

7

Серёжа З.

5

4

3

Рис. 3. Сводная ведомость успеваемости по годам

Имя,

фамилия

Оценка

Русский язык

Литература

Математика

История

Биология

Иностранный язык

Нач. школа

2007

2008

Нач. школа

2007

2008

Нач. школа

2007

2008

Нач. школа

2007

2008

Нач. школа

2007

2008

Нач. школа

2007

2008

1

Дима Б.

5

4

3

2

Диана Б.

5

4

3

3

Саша В.

5

4

3

4

Ярик Г.

5

4

3

5

Коля Е.

5

4

3

6

Алёша З.

5

4

3

7

Серёжа З.

5

4

3

Каждую четверть классный руководитель составляет подробный отчет об успеваемости каждого ребенка, в сравнении с прошлыми результатами. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость? Каковы причины этого? Так в третьей четверти пятого класса произошло резкое увеличение качества знаний. Причиной оказалось отсутствие многих детей по болезни, в следствии чего присутствующим уделялось больше внимания. Однако был выявлен и ряд причин связанных с учебной деятельностью:

– оптимальная самооценка (в начальной школе ребенок получал высокие оценки, благодаря общему высокому уровню развития, и не привык систематически работать) ;

– увеличение контроля со стороны родителей;

-  преобладание школьных интересов.

Если выявляются причины неудач с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С той же целью на малых педсоветах и родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития. Мы стараемся прогнозировать ситуацию, видеть завтрашний день ( “зону ближайшего развития”). С учениками так же проводятся занятия по культуре учебного труда, развитию памяти, а с родителями обсуждается вопрос, как помогать дома.

В 6 классах выявилась тенденция снижения успеваемости по новым предметам. Так в первой четверти шестого класса произошел “обвал” по географии. По мере адаптации к новому предмету ситуация улучшилась.

Рис. 4 Повышение успеваемости по мере адаптации к новому предмету (на примере географии)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Качество  60%

Качество  72%

Качество  80%

Качество 85%

Диагностика развития классного коллектива.

Ученический коллектив непрерывно развивается. Изменяется состав класса. Помимо количественных изменений происходят и качественные. Группа пятиклассников из разных классов начальной школы должна, в своем развитии, дорасти до коллектива.

Изучение этого процесса проводится по направлениям: уровень сформированности коллектива, уровень сплоченности, степень эмоционального единства в классе, межличностные отношения. Диагностика межличностных отношений позволяет выделить группы внутри коллектива, узнать какое место каждый ребенок занимает в системе межличностных отношений. Процедура исследования проводится с помощью социометрии. После обработки данных возникает множество вопросов. Почему один ребенок пользуется симпатиями большинства, а другой одинок? Как помочь пренебрегаемым и изолированным детям? Чаще всего последними становятся застенчивые, неуверенные в себе ребята. Дополнительную информацию можно получить, изучая тип личности в общении.

От изучения к прогнозированию и коррекции.

Тщательное изучение учащихся и ученического коллектива позволяет проследить весь ход развития личности в процессе воспитания и обучения, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с детьми. Изучение, знание и правильное использование факторов и закономерностей, формирующих личность ученика, позволяет добиться управляемости этим процессом, прогнозировать и корректировать развитие личности. Классный руководитель, основываясь на принципах гуманистической психологии, может оказывать помощь ученикам в их учебной деятельности и в общении. Конечно необходимо обеспечивать психическую безопасность и комфорт детей, поэтому такая работа должна осуществляться под контролем психолога. Исследовательская деятельность способствует и развитию самого учителя, совершенствованию его отношений с учениками, родителями, окружающими.

Литература.

1. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М.: Просвещение, 1991.

2. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе.-М.: Просвещение,1991.

3. Материалы к родительскому собранию по теме “ Самооценка наших детей”. В газете “ Школьный психолог” №36, 1998.

4. Изучение школьной тревоги младших подростков. В газете “ Школьный психолог” № 42, 1998..

5. Хмелев Е.А. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов. В журнале “Воспитание школьника” № 8, 2001.

6. Воронов Е.А. Классный руководитель как психолог. В журнале “Воспитание школьника” №8, 2001.

7. Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.,- С.П.: Речь 2002.

8. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция.-М.: Издательский центр “ Академия”, 2002.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн.- М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики классного руководителя

Диагностика -это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизац...

Диагностическая карта классного руководителя

Диагностическая карта классного руководителя...

"Диагностические методы изучения классного коллектива – как основа работы классного руководителя"

Диагностическая работа, в наше время, является основой педагогической деятельности. Хочу поделиться методами изучения классного коллектива!...

Диагностический инструментарий. Анкета для родителей и классного руководителя "Критерии агрессивного ребенка".

Анкета для родителей и классного руководителя "Критерии агрессивного ребенка" предназначена для обследования детей младшего школьного возраста (1 класс) состоит из 20 вопросов, на которые взрослый отв...

Диагностическая методика классного руководителя

Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива...

Диагностическая работа классного руководителя

В материале собраны психолого-педагогические матедики для диагностики учащихся, классного коллектива, родителей....