"Искусство гостеприимства"
классный час на тему
Методическая разработка внеклассного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Искусство гостеприимства».
Цель: углубить знания об основных этических требованиях в поведении и общении с людьми;
способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, коммуникативной деятельности, коллективному поиску, самоконтролю;
воспитывать навыки культурного поведения.
Задачи: рассказать об исторических традициях гостеприимства; раскрыть основные приемы гостеприимства, предписанные правилами этикета.
Ожидаемый результат: формирование следующих компетенций:
ценностно-смысловой (понимание значимости делового этикета в создании условий, обеспечивающих полноценное деловое общение и успешность в социуме);
личностной (устойчивая мотивация, положительная Я-концепция, установка на сознательное овладение нормами культуры поведения);
социально-коммуникативной (овладение нормами делового общения, умение сотрудничать в коллективе, речевые умения);
учебно-познавательной (рефлексивные способности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, самооценка).
Гость - священное дело для хозяина.
Гораций
1.Орг. Момент.
2. Определяем тему классного часа. Просмотр видеоролика «Винни-Пух идет в гости» (фрагмент).
3. Постановка проблемы.
4. Актуализация опорных знаний.
5. Открытие нового знания.
5.1Из истории русского гостеприимства.
5.2 Народная мудрость. Задание-собери пословицы.
5.3 Знакомимся с общими правилами гостеприимства.
5.4 Решение ситуационных задач.
5.5 Сервировка стола.
6. Решение проблемной задачи. Подведение итогов.
Ход занятия.
Просмотр видеоролика.
3. Постановка проблемы: гостеприимство- это искусство?
4. Актуализация опорных знаний.
Вопрос к учащимся: каждый ли из вас считает себя культурным человеком?
Отношение к человеку во многом зависит от его поведения среди окружающих. Не случайно подавляющее большинство негативно относится к хамам, или заносчивым личностям. Культурные же люди – напротив, желанны в любом обществе.Существуют общепринятые нормы приличия и правила поведения, соблюдение которых является залогом успешной коммуникации. Все эти нормы и правила можно объединить под одним термином – культура поведения человека.
Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения,это такие нормы поведения, которые показывают, как люди должны вести себя в различных ситуациях в соответствии с моралью и нравственностью.
Посещая общественные места, учреждения и организации вы должны уметь вести деловое общение, иметь представление о деловой этике, культуре поведения в общественных местах. Сейчас мы определим, насколько вы знакомы с правилами этикета.
Задание.Блиц-опрос для команд. За 1 мин. Дать возможно большее количество правильных ответов.
- Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (Извиниться).
- Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом человека? (Нет).
- Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? (Младший).
- Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? (Не более 3 цветов).
- С какого слова звонящий должен начинать разговор по телефону? (Здравствуйте).
- Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?
- Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)
- На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)
- Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама).
- Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)
- Какие кроссовки можно надеть с пиджаком и с галстуком? (никакие)
- Макияж у женщины должен быть заметен с близкого расстояния или с далекого?
- Как вы поступите, если входя в помещение, столкнетесь в дверях с кем-нибудь?(уступить дорогу)
- Пользуясь ложкой, в каком направлении набирают пищу: от себя или к себе?
- Если Вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания? (Да).
- Можно ли войти в магазин с собакой? (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание).
- Учительница чихнула на уроке. Нужно ли говорить ей: “Будьте здоровы!”? Нет. В официальной обстановке неприлично акцентировать внимание на проявлениях физического недомогания у кого-либо, особенно, если человек сам не говорит об этом. В этой ситуации лучше сделать вид, что вы ничего не заметили.
- О чем не следует говорить за столом во время еды? - о болезнях
- При выходе из общественного транспорта мужчина выходит первым или пропускает даму вперёд? - выходит первым.
- Какие цвета выбирают для деловой одежды? – белый, чёрный, серый, синий, красный.
5.1. Вопрос учащимся: находясь дома мы должны соблюдать правила культуры поведения? А когда к нам приходят гости, нужно уметь их принять, проявить гостеприимство.
Из истории русского гостеприимства.
Древние славяне считали, что человека, вошедшего в дом, первым делом необходимо радушно встретить, накормить и напоить, чтобы гость не обиделся и не причинил зла хозяину и его семье. В «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей…где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего: чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный — угостите пищей и питьем.»
В русских семьях издавна складывались правила гостеприимства, свойственные русскому человеку. Хозяева красиво наряжались, украшали свой дом, готовили подарки и угощения. Встречали хлебом-солью. Гостя встречали приветливо, усаживали в «красный угол» - самое красивое и удобное место.
Тогда же возникло и слово «хлебосольство» , Как вы думаете, из каких слов призошло это слово ? (хлеб и соль) Правильно, хлеб и соль. В средние века (старые времена) соль была очень дорогой и ее использовали только в особенных случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям . Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Хлебосольный хозяин любит угощать своих гостей. Обряд встречи гостей хлебом-солью означает, что они вступили в дружеские отношения и готовы вместе съесть «пуд соли». Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление.Поев в каком-либо доме , человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина дома, но и сам не смел уже причинить ему зла. Таким образом хлеб и соль, которым встречали и до сих пор встречают по русскому обычаю не что иное, как мирный договор межу хозяевами и гостями. Недаром говорилось, что «от хлеба-соли» даже царь не отказывался .Обычай диктовал чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить еще хоть чуть-чуть. А чтобы проводить гостей им вручали пряники – «выгонцы», чтобы гости не обиделись. В те же времена возникают пословицы и поговорки об этих русских традициях. А вы знаете такие пословицы и поговорки?
5.2 Задание.составить и прочитать пословицы из их половинок.
Доброму гостю хозяин рад.
Хоть не богат, а гостям рад.
Не дорог обед- дорог привет.
Умел гостей позвать, умей и угощать.
Просим на избу: красному гостю красное место.
В чужой монастырь - со своим уставом не ходят.
Что есть в печи- все на стол мечи.
Не красна изба углами, а красна пирогами
Мил тот гость, что не долго гостит
Чего вдругом не любишь,- того и сам не делай.
5.3.Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми общими правилами гостеприимства.
Пригласите всех гостей заранее; можете даже купить или сделать сами маленькие открытки с приглашением;Обязательно назовите точное время и причину вечеринки
Постарайтесь сделать так, чтобы у вас на празднике не встретились непримиримые враги;
Кроме нескольких блюд с угощением приготовьте игры, развлечения;
У двери гостей встречает хозяин праздника. Необходимо уделить внимание каждому гостю.
Если кто-то сильно опоздал, не нужно при всех делать замечание, примите его, как и других гостей, пришедших вовремя.
К приходу гостей на столе должны стоять закуски и салаты. Какие - ваше право выбирать, но по этикету их не должно быть меньше 5-6 разновидностей
Тщательностью продумывайте меню. Список предлагаемых блюд должен нравиться не только вам, но и вашим гостям. Заранее узнайте их предпочтения, пищевые привычки. Вдруг кто-нибудь из них вегетарианец, а вы подадите на стол только мясо. Или пищевая аллергия на тот продукт, которым так богато ваше коронное блюдо. Вы рискуете поставить себя в неловкое положение.
Никогда не критикуйте свои блюда и блюда, приготовленные вашими близкими: «сегодня салат из крабов не удался» или «торт мы купили какой-то не очень красивый». Гости сами разберутся, что к чему, не беспокойтесь;
Провожая гостей, надо их поблагодарить за то, что они пришли и радовались вместе с вами.
Как бы вам было некогда, а гостя,даже незваного, придется принять. Проще всего налить ему чашку чая и предложить печенье или конфеты.
Улыбайтесь, улыбайтесь, улыбайтесь...
5.4. Приём гостей дома.
Задание. Командам предлагаются ситуационные задачи.
Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол.Вскоре все сидят за столом.
Найдите ошибки, которые допушены в данной ситуации.
Ошибки:
1. Хозяйка обязательно должна развернуть подарок, а потом поблагодарить гостей.
2. Большой букет на стол ставить нецелесообразно. Он мешает всем общаться, да и места занимает много. На стол можно поставить только маленький букетик. В данном случае, приняв букет, надо было его поставить в вазу где-то в комнате.
3. Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок – вымыть руки, причесаться и т.д.
Ситуация 2.
Хозяйка пригласила «на чай» коллег по работе. Когда гости пришли они узнали, что приглашение было не просто так, а в связи с определённым событием (повышение по службе, …).Для угощения гостей было приготовлено несколько видов закусок, пироженые, шоколад и аппетитный большой торт, испеченный хозяйкой. Она выразила сожаление о том, что сегодня торт получился не слишком удачный, обычно бывает лучше.
Ошибки.
- По какому поводу приглашение гостей оповещают заранее.
- Приглашение «на чай» не предполагает приготовление закусочных блюд.
- Гостям не сообщают о каких-либо кулинарных неудачах: они сами разберуться.
5.5. А теперь попробуем правильно накрыть стол. Сервировка стола.
За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе. Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал (фужер), салфетку (Посуду ставят по прямой линии и отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят справа - фужер. Полотняные салфетки ставят красочно оформив или кладут на тарелку).
6. Возвращаемся к проблеме занятия. Делаем вывод о том, что приём гостей-это искусство.
7. Подведение итогов.
Вручение участникам значка «Очень гостеприимный хозяин (-ка)».
Приложение.
Ситуационная задача.
Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол. Вскоре все сидят за столом.
Найдите ошибки, которые допущены в данной ситуации.
Ситуационная задача.
Хозяйка пригласила «на чай» коллег по работе. Когда гости пришли они узнали, что приглашение было не просто так, а в связи с определённым событием (повышение по службе, …).Для угощения гостей было приготовлено несколько видов закусок, пироженые, шоколад и аппетитный большой торт, испеченный хозяйкой. Она выразила сожаление о том, что сегодня торт получился не слишком удачный, обычно бывает лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гостеприимство - это не так просто"
"Гостеприимство - это не так просто" мероприятие для 7 класса...
КЛАССНЫЙ ЧАС ,,Астраханское гостеприимство"
Знакомство с историей Астраханского края, с кодексом гостеприимства жителей Астраханской области....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/17/picture-42509-1408264901.jpg)
Классный час.Астраханское гостеприимство
Целью является: раскрыть и изучить особенности родного города, воспитывать патриота своей родины, развивать интерес к своей малой родине. В чём приимущества этого классного часа -это то, что его...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/14/picture-59415.jpg)
Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции русского гостеприимства"
В данном материале представлены примеры обучения детей традициям приёма гостей, проведения прадников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-184684-1422800893.jpg)
Фестиваль национальных культур "Традиции гостеприимства"
Вариант проведения Фестиваля национальных культур...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-360960-1386178882.jpg)
Внеклассное мероприятие по технологии. Класс: 7 – 8 Тема:Путешествие по стране Этикета. Гостеприимство.
Конкурс-практикум с элементами ролевой игры...