К ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ И ЮНОШЕСКОЙ СРЕДЕ
статья (10 класс) на тему
В данной статье рассказывается о проблеме работы с детьми с отклонениями в поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_probleme_deviantnyh_proyavleniy.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Войнова Т.П., преподаватель,
Государственный агротехнический колледж
с. Московское Изобильненского района
Ставропольский край
К ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ И ЮНОШЕСКОЙ СРЕДЕ
В современном обществе происходит большое количество социальных кризисных процессов, которые отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность и жестокость, и, как следствие, насилие. Наблюдается рост девиантного поведения как отклоняющегося от принятой нормы. Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. С каждым днем увеличивается число несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях: демонстративном и вызывающем поведении, нарушении общественного порядка, хулиганстве, проявлениях вандализма, употреблении алкоголя и наркотических средств.
Ряд лет, работая преподавателем в колледже, сталкиваюсь с девиантами – обучающимися с ярко выраженным отклоняющемся поведением. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении обучающихся. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость обучающихся, особенно тех, кто прибыл на обучение из детских домов. С первого дня ощущаешь агрессию к окружающим, которая менее присуща детям из семей. А ведь если проанализировать данные социального паспорта контингента, можно убедиться, что далеко не все обучающиеся имеют благоприятные семейные условия: есть семьи неблагополучные, семьи неполные, малообеспеченные.
Постоянно актуален вопрос: в чем причина агрессии и отчужденности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения? Уже в процессе общения и организации совместного обучения , их отношение к окружающим меняется: все обучающиеся ежедневно видят и чувствуют заботу и внимание со стороны инженерно-педагогического коллектива и обслуживающего персонала, симпатии со стороны сверстников, их отношение к окружающим меняется. Но происходит это далеко не со всеми.
Педагог, как никто другой, не понаслышке знает, как тяжело детям-сиротам адаптироваться в новой среде. Некоторые подростки, чувствуя доброе отношение и осознав наличие здорового, благоприятного психологического климата, становятся более покладистыми, принимают общие правила поведения и, следуя им, идут на контакт, принимают советы и пожелания так, как если бы их давали близкие люди. Но есть обучающиеся, которые на протяжении всего периода обучения так и остаются неподвластными правилам поведения и проживания в общежитии.
Анализируя состояние дел, пришла к выводу, что у абсолютного большинства обучающихся, пришедших из детских домов, к этому моменту сформировано твердое убеждение в том, что на основании наличия статуса сироты им позволено все: распивать спиртные напитки, не соблюдать правила, грубить и допускать хулиганские проявления. У этих молодых людей бурно развивается чувство протеста, которое при потере общесоциальной заинтересованности ведет к крайним проявлениям эгоизма. Такие подростки плохо уживаются в обществе, ведут себя как приспособленцы, все вокруг им должны и обязаны, при этом о своих обязанностях они не желают даже вспоминать. Проживая в общежитии колледжа, приходят в нетрезвом состоянии, неадекватными, на замечания, в лучшем случае, не реагируют, сквернословят, и всему этому только одна причина – полная уверенность в своей безнаказанности.
Если такие проявления позволяют себе обучающиеся, имеющие семью, их родители ставятся об этом в известность. При этом используются все возможности профилактической работы: вызовы родителей на совет профилактики правонарушений, педагогический совет, сообщения по месту жительства с привлечением возможностей административных советов и пр. А что можно предпринять, если нарушителями становятся дети-сироты? У этой категории обучающихся абсолютно не сформировано понимание того, что они являются такими же членами общества, как и все остальные, и имеют, кроме прав, обязанности. Откуда у детей-сирот убеждение в том, что их никто, никогда и никак не накажет? Кто внушил им, что они неприкосновенны? Неужели им никто никогда ничего об обязанностях не говорил?
Именно необходимость решения указанных вопросов привлекло меня к участию в работе краевой инновационной площадки «Система работы колледжа по защите прав обучающихся и формированию у них личной гражданской ответственности». Тема исследования – «Работа по коррекции девиантного поведения обучающихся».
По результатам изучения теоретических исследований в области проблемы, а также установления связей с педагогами детских домов, воспитанники которых являются обучающимися колледжа, установлено, что это, в основном, - социальные сироты, которые еще в раннем детстве приобрели негативный социальный опыт, последствия которого тяжело сказываются на их дальнейшей жизни. Такие подростки не способны противостоять негативному воздействию со стороны. Для них характерна нарушенная социализация: от неспособности адаптироваться к новым обстоятельствам до различных проявлений девиантного поведения.
Психологические особенности этих обучающихся требуют методически грамотного подхода. Специалисты указывают эти особенности: заметно выраженная тревожность по отношению к взрослым, враждебность по отношению к взрослым и сверстникам. Также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны агрессивные проявления и наличие большого количества акцентуаций характера.
Таким образом, необходим поиск новых форм, методов и методик социально-психологической и воспитательной деятельности, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей-сирот. Задачи коррекции девиантного поведения обучающихся возможно решить посредством воспитательно-профилактической работы по формированию нравственных убеждений, соответствующих норм общественной морали и ориентации на ведение законопослушного образа жизни.
На внедренческом этапе работы реализуются следующие направления профессионально-педагогической деятельности:
- Проведение диагностических исследований с целью выявления внутреннего потенциала, интересов и склонностей, уровня сформированности нравственных качеств, духовной культуры, гражданской позиции;
- Формирование и коррекция гражданской позиции, нравственных качеств и духовной культуры;
- Создание условий для успешной самореализации и повышение самооценки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения;
- Формирование навыков неконфликтного поведения и общения.
- Оказание социально-психологической помощи в решении наиболее актуальных и сложных проблем жизнедеятельности.
- Пропаганда здорового образа жизни и формирование негативного отношения к вредным для здоровья привычкам.
- Включение в социально значимую профилактическую деятельность и коллективные творческие дела.
ЛИТЕРАТУРА:
- Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М.: Информпечать, 2000.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Академия, 2003.
- Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с деликвентным поведением. – СПб,: «ПОНИ», 2008.
- Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Изд-во Кемер. ГПУ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил...
«Организация деятельности классного руководителя по профилактике правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде»
для классного руководителя от социального педагога...
«Деятельность классного руководителя по профилактике правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде»
Презентация к ранее опубликованному выступлению перед классными руководителями...
Программа профилактики суицидального поведения среди учащихся подросткового и юношеского возраста
Прграмма профилактики суицидального поведения...
«Работа педагогического коллектива по профилактике негативных проявлений в подростковой среде»
В статье рассматриваются причины появления различного типа девиаций в поведении, в том числе факторы суицидального риска; даны рекомендации по организации работы по профилактике деструктивных проявлен...
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде. Родительское собрание....
Выступление на родительском собрании по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"
Подростковый возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка. Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников.Если в семье неблагоприятная ...