Адаптация учащихся 5 класса при переходе из младшей ступени
статья на тему
Предварительный просмотр:
Адаптация учащихся 5 класса из младшей ступени
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.
Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате знания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в настоящем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Н.К. Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подросток— это ребенок, становящийся взрослым.
Какие они? Как они меня примут? Такие вопросы возникали, когда я шла в 5 класс. Их оказалось 11 человек из разных деревень: 6 человек из Верхнего Кумора, 4 человека из Нижнего Кумора, из Среднего Кумора 1 человек., три девочки и 8 мальчиков. Процесс адаптации начала со знакомства со школьным пространством, уставом школы, правилами поведения на уроке, по школе и на территории школы. В первый же день учебы провела беседу «Путь в школу и домой» и в течение недели все задавала вопросы: «По какой проезжей части вы идете в школу ? и домой ?» Ребята оказались энергичными, шумными, любознательными. Есть лидеры как среди девочек, так и среди мальчиков. Поэтому при распределении общественных поручений трудностей не было. С первых же дней проявили себя Пахомова Регина и Пахомов Эдуард. Эдуард сразу выдвинул себя командиром.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе»
Большинство детей адаптировались к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечались сложности иногда в контактах с детьми, иногда в отношениях с учителем. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию.
Дети Байрамов Максим, Васильев Максим, Исанькин Юрий, Петров Андрей имели более длительный период адаптации: дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителей к концу первой четверти реакции этих детей стаЛИ адекватными школьным требованиям.
Заметны признаки успешной адаптации
- Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
- Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
- У него появились друзья-одноклассники.
- Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.
Советы учителю и родителю на адаптационный период.
- Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программы
- Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе
- Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности
- Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться
- Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями
- Если в классе новичок, узнайте о его здоровье
- Беседуя с новым учеников в период адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.
Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель.
Факторы, способствующие адаптации учащихся:
1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда результатов личностного роста.
2. Скоординированная деятельность педколлектива:
по формированию знаний и надпредметных умений.
по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия).
по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект.
по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей.
3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.
4. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога родителей компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВНУЮ СТУПЕНЬ
Адаптация – процесс присущий каждому человеку. На протяжении всей своей жизни человек переживает его несколько раз. Существует три переломных момента, которые ребенок проходит ...
Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)
В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...
отчет по самообразованию педагога «Особенности адаптации пятиклассников при переходе из младшего звена в среднее звено коррекционной школы-интерната VIII вида»
«Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками,а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей.» Д.И. Писарев...
Справка по итогам ВШК «Адаптация учащихся 5-х классов при переходе из школы первой ступени на вторую».
Материал будет полезен начинающим завучам при работе с учащимися с ОВЗ....
«Адаптация учащихся при переходе в новую школу: трудности и пути их решения»
laquo;Адаптация учащихся при переходе в новую школу:трудности и пути их решения»...
Доклад на тему « Проблема тревожности обучающихся в современной школе. Адаптация учащихся при переходе из младшего звена в среднее»
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени,который является частым симпт...
Презентация к родительскому собрагию Переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Адаптация в средней школе.
Презентация для выступлдения на общешкольном родительском собрании 5х классов.Возрастные особенности 5-классников. Внутренние изменения. Внешние изменения. Трудности 5-классника.Признаки адаптации....