Классный час "Семейный альбом"
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Классный час разработан в рамках программы "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семейный альбом | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
С.А. Синягина
«Листая семейный альбом »,
или как составить родословное древо моей семьи
(семейный урок в 6 классе)
Цель:
Воспитание добрых отношений в семье между людьми разных поколений.
Задачи:
1.Познакомить детей с традициями ведения семейного альбома.
2.Воспитывать любовь к близким, терпение и умение прощать.
3.Способствовать осознанию ответственности детей за благополучие в
семье; воспитывать потребность в развитии семейных отношений и
создании своей семьи в будущем.
Оборудование:
Аудиозапись песни «Семейный альбом» (сл. Л. Дербенева, муз. Д. Тухманова); презентация «Родословная моей семьи», семейные альбомы, сундук с семейными реликвиями.
Ключевые понятия:
Семейный альбом, предки, прародители, потомки, реликвия.
Определения ключевых понятий:
Семейный альбом – тетрадь из плотных листов в переплете для семейных фотографий.
Предки – древние предшественники по роду, а также соотечественники из прежних поколений.
Прародитель – родоначальник, праотец.
Потомок – человек по отношению к своим предкам.
Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Ход занятия
- Вступительная часть
Звучит песня «Семейный альбом» (сл. Л. Дербенева, муз. Д. Тухманова).
Загляните в семейный альбом! Как часто вы пролистываете страницы старого семейного альбома? Для чего нужен семейный альбом? Нужны ли такие альбомы современному человеку? Об этом наш разговор.
- Основная часть
Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций русского народа было сохранение памяти о своих предках. Сегодня старинная традиция возвращается.
Презентации школьников и родителей «Родословная моей семьи», «Генеалогическое древо».
Вопросы:
-Что можно узнать из родословной семьи?
-Для чего необходимо вести родословное древо?
-Какие имена в вашей родословной встречаются чаще всего?
Работа со словами «предки», «прародители», «потомки».
Рассказ о традициях семьи. (Проведения праздников, совместного отдыха, увлечения в семье.) Представление тематических фотографий семьи.
Фотогазета для детей «Не правда ли, смешно?» (Представляют родители, дети вспоминают и комментируют сюжеты фотографий.)
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д. (Рассказы школьников о традициях в своих семьях.)
Отрывок из рассказа Н. Бердяева «Из моей родословной» (читает учитель).
Из моих предков наиболее яркой и интересной фигурой был мой дед М.Н.Бердяев. О нем я слыхал много рассказов с детства. Отец любил рассказывать, как дед победил Наполеона.
В 1814 году в Кульмском сражении армия Наполеона побеждала русскую и немецкую армии. В той части русской армии, где находился мой дед, были убиты все начальствующие, начиная с генерала.
Мой дед был молодым поручиком кавалергардского полка, но должен был вступить в командование целой частью. Он перешел в бурное наступление и атаковал французскую армию. Французы подумали, что противник получил подкрепление. Армия Наполеона дрогнула и проиграла Кульмское сражение. Мой дед получил Крест Святого Георгия и прусский Железный Крест.
Рассказы детей о событиях в истории России, в которых участвовали их предки.
В каждой семье есть вещи, предметы, которые особенно дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение.
Работа со словом «реликвия».
Выставка «Семейные реликвии». (Учитель берет вещь из сундука, а хозяин встает и представляет ее.)
Представители семей рассказывают историю своих семейных реликвий.
Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большими? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
( 6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).
Каждый из нас, только родившись, вступает в родственные отношения. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.
Вопросы (к детям и взрослым):
- Как называют родителей мужа? (Свекор, свекровь.)
-Родителей жены? (Теща, тесть.)
-Кто такие шурин и свояченица? (Брат жены и сестра жены.)
-А как называют брата мужа и сестру мужа? (Деверь и золовка.)
-Кто такие свояки? (Мужья сестёр.)
-Кто такие невестки? (Жёны братьев.)
-К вам пришли невестка и сноха. Кто это? (Это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка.)
-Кого называют зятем? (Мужа дочки, сестры или золовки.)
-Кто такие бабушка и дедушка? (Родители мамы или папы.)
-Как зовут сестру мамы или папы? (Тётя.)
-А кто такой дядя? (Брат мамы, папы или тёти.)
-Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?
Отрывок из повести Ч. Айтматова «Белый пароход» (читает учитель).
- Ты кто? – спросил шофер.
- Я внук деда Момуна. А дед – сын сыновей Рогатой матери-оленихи.
- Кто тебе это сказал? – удивился шофер.
- Дедушка сказал. А тебя разве никто не учил запоминать имена семерых предков? – спросил мальчик. Шофер знал только своего отца, деда, прадеда.
- Никто не учил. А зачем?
- Дед говорит, что если они не будут помнить отцов, то они испортятся.
- Кто испортится?
- Люди испортятся. Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и внуки о нем не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать.
Вопросы:
- Для чего необходимо знать своих предков?
- Зависит ли что-либо в жизни человека от этого?
- Нужны ли семейные фотографии?
- Заключительная часть
Стихотворение В. Берестова (читает учитель).
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной любовью твоей.
У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Храните свои семейные альбомы, пополняйте их фотографиями своих детей и внуков. Пусть в них остается история, и тогда ваши потомки вспомнят вас добрым словом и расскажут о вас своим детям и внукам. А эта фотография напомнит им о важности сохранения памяти о своих родных и близких на все времена.
Общая фотография школьников с семейными альбомами в руках.
Литература
- Кузнецова М. Вечные ценности. Духовные ценности и здоровье… Как они связаны между собой? // Здоровье детей. -2007. - №10.
- Прудникова Т. Семья как общечеловеческая ценность. // Воспитание школьников. – 2007. - №8.
- Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания. // Начальная школа. -2006. - №11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение "Семейный альбом"
Сочинение ученицы 6 класса Крупской Полины, посвящено трудному военному детству дяди, Романовского Владимира Тимофеевича....
Альбом для работы психолога по коррекции мелкой моторики
МОТОРИКА(лат. motor — приводящий в движение) — вся сфера двигательных функций организма человека, объединяющая их биохимические, физиологические и психологические системы.Мелкая моторика- это со...
Альбом для работы психолога по коррекции внимания
Внимание как познавательный процессПонятие внимания, как и всегда, вызывает живой интерес у психологов, да и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение совершенно разных психол...
Альбом для работы психолога по коррекции мышления
Мышление- одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным...
Классный час "Детский альбом П.И. Чайковского".
На классном часе рассказывали о музыке для детей П.И. Чайковского и слушали пьесы из "Детского альбома"....
Урок английского языка. 3 класс. УМК "Милли". Проект «Наш классный альбом» (ФГОС НOO)
Урок английского языка в 3 классе по теме: "Школьные дни" (тема урока по КТП: Проект «Наш классный альбом». Диалог-расспрос о любимых предметах, днях, занятиях). Основной ц...
Классный час "Семейный альбом" (с родителями 7б класса)
Данный классный час провела открыто для молодых педагогов (обмен опытом)...