внеклассная работа
классный час (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Дорохова Ирина Вячеславна

сценарий внеклассного мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поэзия военных лет

Литературно-музыкальная композиция

для учащихся 8-11 классов

Ведущий 1: Цветы и порох. Трудно представить себе что-нибудь более противоречивое. Цветы олицетворяют собой красоту и радость, доброту и нежность – саму жизнь. Казалось бы, меньше всего они должны напоминать о войне, принесённых ею слезах и скорби, страданиях и смерти. Но отмечая День Победы нашего народа над фашистскими захватчиками, отдавая дань подвигу советских людей, нельзя не вспомнить о цветах России.

Ведущий 2: После самых тяжёлых боёв скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывал в памяти картины мирной жизни, заставлял острее почувствовать любовь к Родине, ненависть к врагу. Букетик цветов, поставленный заботливой рукой медсестры у изголовья раненого, возвращал к жизни. Цветами встречали наших воинов жители освобождённых городов. Цветы, в знак глубокой скорби и благодарности, возлагали на могилы павших героев. И не случайно в стихотворениях и песнях, посвящённых подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, поэты не раз обращались к образу цветов России, как символу Родины, мирной счастливой жизни, за которую поднялась на смертный бой вся страна.

Ведущий 3.

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигает.

Ведущий 4.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты …

Ведущий 1.

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.
(Н. Сидоренко)

Ведущий 2.  Мирная жизнь советского народа оборвалась 22 июня 1941 года. Сразу же 23 июня 1941 в газете “Правда” были напечатаны стихи А.Суркова “Песня смелых”, а на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - “Священная война” на стихи Василия Лебедева – Кумача. 

Звучит песня «Священная война» (слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова).

Ведущий 3.

Горело всё – цветы и клёны,
Былинки не было живой.
Вокруг кустарник запылённый
Шуршал обугленной листвой.
Земля, казалось, до предела
Была в огне накалена.
И вся иссохшая гудела:
«Да будет проклята война!»
(В.Земной)

Ведущий 4.Фашисты топтали наши луга и поля, беспощадно сжигая и убивая всё на своём пути. В смертельной схватке с врагом закалялись и крепли у советских воинов любовь к родной земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.

Ведущий 1.

Не отдадим полей бескрайних, синих,
Где побеждали мы и победим.
Не отдадим прекрасную Россию,
Не отдадим!
(А.Прокофьев)

Звучит стихотворение Б.Окуджавы «До свидания, мальчики»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Вы не прячьтесь, вы будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите вы!
И все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 2: Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Ведущий 3: Поэты, прозаики, драматурги помогли своим мужеством, героическим словом ковать волю народа к победе. В первые же дни войны на фронте в качестве бойцов, корреспондентов ушло около тысячи писателей и поэтов.

Ведущий 4.

Будьте прокляты фашисты,
Прокляты, закляты,
На заре весенней, чистой
Чёрным прахом взяты!
Пусть за каждый стон рабочий,
За разбой кровавый
Станет хлеб золой горячей,
А вода – отравой…

Ведущий 1. Короткими были часы затишья на фронте. Редкие полевые цветы на часы отдыха окопах - немые свидетели беспредельного мужества и героизма наших были для солдат отрадой. Миром и счастьем, теплом родных просторов веяло от них. И эта земная красота согревала души воинов.

Ведущий 2.

Товарищи скинули каски,
Увидев, как нежно светла
Фиалка - анютины глазки, -
На гребне окопа взошла.
И, как по команде, качнулись,
И каждый увидел свое.
И сразу сердцами коснулись
Великого света её.

Звучит песня «В землянке» на слова А. Суркова, на музыку К. Листова.

Ведущий 1: Победа! Мирная жизнь. Встреча с родными, любимой. Как мечтали об этом бойцы в редкие часы затишья на фронте! Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К. Симонова «Жди меня». Это стихотворение переписывали, знали наизусть.

Звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня».

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпью горькое вино
На помин другим…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Ведущий 2Константин Симонов к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, пошел Халхин – Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941 года, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»

Ведущий 3.

Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! –
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Ведущий 4. Нелегкую солдатскую долю разделили с мужчинами и женщины нашей Родины. Черное крыло войны настигло многих на пороге юности. Едва достигнув возраста 18 лет, уходили девушки на фронт.

Звучит стихотворение Ю.Друниной «Баллада о десанте».

Хочу, чтоб как можно спокойней и суше

Рассказ мой о сверстницах был...

Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек -

В глубокий забросили тыл.

Когда они прыгали вниз с самолета

В январском продрогшем Крыму,

"Ой, мамочка!" - тоненько выдохнул кто-то

В пустую свистящую тьму.

Не смог побелевший пилот почему-то

Сознанье вины превозмочь...

А три парашюта, а три парашюта

Совсем не раскрылись в ту ночь...

Оставшихся ливня укрыла завеса,

И несколько суток подряд

В тревожной пустыне враждебного леса

Они свой искали отряд.

Случалось потом с партизанками всяко:

Порою в крови и пыли

Ползли на опухших коленях в атаку -

От голода встать не могли.

И я понимаю, что в эти минуты

Могла партизанкам помочь

Лишь память о девушках, чьи парашюты

Совсем не раскрылись в ту ночь...

Бессмысленной гибели нету на свете -

Сквозь годы, сквозь тучи беды

Поныне подругам, что выжили, светят

Три тихо сгоревших звезды.

Звучит «Прелюдия № 20» Ф.Шопена (презентация).

 Ведущий 2. Нелегка была дорога к победе. Миллионы сыновей и дочерей нашей Родины отдали свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и трудиться под мирным небом. Цветами встречали воинов – победителей, цветами венчали тех, кто не дожил до Победы. Четыре огненных года прошагали наши войны дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 Мая 1945 года.

Ведущий 3. Отгремели залпы самой жестокой и кровопролитной из войн на земле. Каждый год 9 мая салютует наша Отчизна в честь Великой Победы. Разноцветными букетами вспыхивают в майском небе праздничные фейерверки. В них - отблески счастья, завоёванного для человечества, в них – немеркнущий свет нашей Победы. Прошли годы. 69 лет! Давно уже восстала из руин пепла наша страна. Но можно ли забыть, какой ценой был завоёван этот мир?!

Ведущий 4.

Медленно и бережно ступая, 
Мы идём под небом голубым,
В полевых ромашках утопая,
Вежливо дорогу уступая
Синим колокольчикам степным…
Всё, что было выжжено и смято,
Заново оделось в зеленя,
Но хранит земля торжественно и свято
Страшный сон железа и огня.

Ведущий 1. Поэзия военных лет сыграла огромную роль в духовной жизни народа. Она укрепляла веру в победу, давала силы перенести суровые испытания, помогала людям жить. Немало молодых поэтов этого поколения погибло, «не дописав своих последних строчек». Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле. Не увядают букеты на могилах павших героев, у подножий памятников и обелисков. Никто не забыт! Ничто не забыто!

Ведущий 2:

Как продолжение жизни солдат,
Под звёздами мирной державы.
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.

Звучит песня «День Победы» на слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...