ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КЛАССНЫХ ЧАСОВ.
статья на тему

Петрова Елена Вячеславовна

Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом не только учебного занятия, но и процесса воспитания  и современный преподаватель - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСЛАВЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

_____________________________________________________________________________

216500,Смоленская обл., г. Рославль, ул. Советская, д.94 А, тел. 8(48134) 6-41-89, 6-45-90

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ТВОРЧЕСКИХ КЛАССНЫХ ЧАСОВ.

Разработчик: Петрова Елена

                         Вячеславовна,

преподаватель СОГБОУ СПО

«Рославльский технический колледж»

Рославль

2014г

  …Творчество есть необходимое условие существования

   и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена

  хоть йота нового, обязано своим происхождением

 творческому процессу человека…  

        Л.С.Выготский

Особенность   воспитательного процесса в системе  профессионального образования заключается в том, что на фоне  дальнейшего воспитания и развития  личности студента, происходит процесс  воспитания его как субъекта профессиональной деятельности. Современному обществу нужны образованные, духовно- нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Гражданин XXI века - это человек, обладающий   правовой культурой, чувством ответственности за свою страну, ее процветание,  знающий и уважающий законы, умеющий не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.  Поэтому, разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего социальной активностью и качествами гражданина-патриота, является главной целью   воспитательной работы в  колледже.

Рассматривая качественную подготовку специалистов, как единый процесс обучения и воспитания инженерно-педагогический коллектив колледжа выстраивают систему, ориентированную на формирование гражданина и патриота, активной творческой личности, адаптированной в современных жизненных условиях, с чувством долга, ответственности, собственного достоинства, с высокой культурой и моральными качествами. Организация воспитательной работы в колледже предполагает не формальное включение студентов в «заданные условия», приспособление к ним, а приобретение собственного опыта позитивных действий, самоорганизации в социально-культурном окружении. Воспитание призвано всеми своими средствами ориентировать реалистичное саморазвитие личности студента, защищая его в то же время от навязывания ему ценностей и норм, чуждых процессу самореализации личности и профессионального становления.

 Целевой установкой концепции воспитательной работы  в колледже является базовая культура личности студента, уже сложившаяся в ходе социализации целостность свойств, качеств, ценностных ориентации, поведенческих установок личности студента.

Центральным звеном воспитания является педагог. Он как бы связует память поколений. Он не только передает знания, но и духовный опыт, отношение к жизни, идеалы и систему ценностей. И на примере  работы наших преподавателей мы видим, какой мощности духовный потенциал в наших руках. Возврат к истокам, к мудрости, к заветам предков, к духовной сокровищнице христианства, главным моральным ценностям представляется нам очень важным для современной России. Особое место в деятельности преподавателя на уроках и во внеурочной работе занимает духовно-нравственное воспитание студента – как основа становления личности  будущего специалиста. Нравственное направление основывается на том, что нравственное воспитание, являясь составной частью всей системы воспитательной работы, пронизывает все остальные ее направления. Задачи нравственного воспитания заключаются в формировании у будущих специалистов сознательного отношения к учебному и общественному долгу; нравственной культуры и духовности, культуры общения и межличностных отношений, умения поддерживать здоровый, нравственный, психологический климат в коллективах.

Педагогами колледжа  разработан достаточный набор разнообразных форм воспитательной работы согласно концепции «Духовно-нравственного воспитания» студентов, разработанной творческой группой педагогов. Это классные часы и диспуты, мозговые штурмы, дебаты, турниры, КВН,  интеллектуальные аукционы, акции «Стоп-наркотик», «Береги лес» и др.

Учить «человека вообще» – значит, его не учить. Исходя из  этого, с самого начала обучения, ребята должны в полной мере осознать свое пребывание в этой жизни, в этом обществе, на этой, данной им родной земле не просто субъектом социальной и культурно-исторической деятельности, а представителем своего века, так как данное назначение каждого человека заключено в самом слове «человек». С первого занятия ребята осознают, что важным элементом общественной культуры является нравственный аспект пробуждение человеческого в человеке.

    Духовно-нравственное и эстетическое воспитание – являются важной составной частью воспитательного и учебного процесса и направлено на формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения, развития внутренней свободы, чувства собственного достоинства, потребности в прекрасном, развитие индивидуальных задатков и способностей. Поэтому, с недавних пор стержнем нашей воспитательной системы стали коллективные творческие дела, обеспечивающие каждому воспитаннику точку приложения своих знаний, умений и навыков, чтобы каждый студент нашел дело себе по душе, испытал ответственность за результаты, чувство уверенности и успеха в себе.

Поэтому, актуальным становится развитие совокупности компетенций, обеспечивающих личности способность:  брать на себя ответственность, самостоятельно  принимать решения, реализовывать свои права в повседневной жизни, участвовать в развитии демократических институтов общества, умение работать в команде, принимать совместные решения, владеть новыми технологиями, осуществлять инновационную деятельность, обладать потребностью саморазвития и самосовершенствования как в личностном отношении, так и профессиональном, успешной социализации.

Время стремительно… Особенно замечаешь его бег по тем переменам, которые происходят в жизни. Перемены эти связаны, прежде всего, с внедрением в повседневную жизнь достижений науки и техники. 

Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом не только учебного занятия, но и процесса воспитания  и современный преподаватель - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. Следовательно, преподаватель призван  решать задачу по формированию разносторонней развитой личности путём приобщения её к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования (уровня воспитанности) выпускников. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.         

Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии играют достаточно важную роль в жизни молодежи. Так как молодое поколение большое количество времени проводит в интернете. Хоть они там,  в основном, общаются в социальных сетях, смотрят фильмы и слушают музыку. Но ведь и поиску информации в интернете они отводят не малую роль, особенно это необходимо при обучении для подготовки различных сообщений и рефератов.  

Можно сделать вывод, что нынешняя молодежь, в своем большинстве, имеет компьютер дома, активно пользуется возможностями интернета (с компьютера или телефона). Умеет пользоваться основными приложениями для работы с документами. Но есть и такие студенты, которые не считают влияние ИКТ на свою жизнь существенным. Это связано, наверное, с тем, что они не имеют достаточного представления о сферах, в которых можно использовать информационно-коммуникационные технологии. 

Для формирования разносторонне развитой личности в условиях современного образования использование ИКТ - необходимое условие. А компьютер для студентов – это, прежде всего, средство общения и развлечения.  Поэтому возникает проблема научить  использовать инновационные технологии так, чтобы молодое поколение всесторонне развивалось, получало максимум нужной и важной информации.

Одной из наиболее удачных форм ИКТ является - презентация. Без нее не обходится ни одно внеклассное мероприятие или открытый урок

«Презентация» в переводе с английского языка – представление. Мультимедийные презентации - способ представления информации с помощью компьютерных программ PowerPoint, Windows Movie Maker, являющихся удобным и эффективным способом, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, объединяющие в себе всё, что способствует удерживанию непроизвольного внимания. Оно становится концентрированным и устойчивым.

Важности презентации кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала, дают толчок  фантазии, работе творческого воображения, позволяют сделать мероприятие или урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче.

Главным преимуществом презентации является то, что студенты сами могут создать интересную презентацию на заданную тему. Творческие способности заложены в каждом человеке, а современная молодежь может их реализовать с помощью компьютера. Поэтому   преподаватель должен дать возможность студентам совместно подготовить мероприятие. Это будет общая творческая работа.

К творческим работам с помощью информационно-коммуникационных технологий можно отнести следующие виды самостоятельных работ:

Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определённого оформления результатов, то компьютер и Интернет являются незаменимыми помощниками.

Реферат - сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов.  

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение студентами навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления.  

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Проект как метод обучения

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой  дисциплине, где решаются большие по объему задачи.

Информатика хотя, стала изучаться сравнительно недавно, но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения. Большую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания студентов играют такие методы обучения, как метод проектов.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество преподавателя и студента, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений. Проектная технология нацелена на развитие личности студентов, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Преподаватель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих студентов. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения - сложное, многомерное, многокачественное образование. "Если бы удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску", - так многие авторы определяют понятие "метод обучения".

В своей внеклассной работе со своей группой я решила объединить все эти виды самостоятельной творческой работы студентов. Примечательно то, что многие студенты считают классные часы абсолютно ненужными, однозначно необязательными или же скучными и не интересными. Причина кроется в том, что мероприятие разработано и проводится несколько неверно. Зачастую классный час для студентов посвящается исключительно показателям и обсуждению успеваемости или же поведения. Предлагаются темы, которые им скучны, неактуальны, из которых, как говориться «они выросли» проходят по одному и тому же сценарию. Преподаватели чрезвычайно загружены, а классное руководство - это не только организационная и действенная форма воспитания и общения. Это еще и отчетность, ответственность, время. Причем время здесь довольно существенный фактор. Чтобы провести интересный, яркий и полезный классный час, необходимо подготовить:

  • подбор темы для классного часа
  • разработка сценария
  • поиск и обработка возможной информации по теме
  • подготовка яркой презентации
  • планирование времени (важно тему раскрыть, но не затянуть)
  • разработка и планирование дополнительных элементов (конкурсы, викторины, игровые элементы, диспут)  

Всегда остаются сомнения в правильности выбора темы.  Но выход всегда есть - можно объединить работу преподавателя и студентов и создавать интересные классные часы вместе.

Мотивация для преподавателя:

  • создается тесный контакт с группой;
  • выявляется творческий остов группы;
  • направление работы студентов на созидание общего дела;
  • всестороннее развитие молодых людей

Мотивация для студента:

  • ощутить себя частью коллектива;
  • показать знания и умения при использовании информационно-коммуникационных технологий;
  • развивать свои творческие способности;
  • обмениваться опытом работы с компьютерными программами;
  • создавать общий творческий результат.

Общей тематикой классных часов мы решили выбрать историю родного края. Выбор этой темы обусловлен тем, что многое из истории нашего края остается для нас неизвестным, и даже в привычном окружении можно найти интересные и познавательные моменты. В основе подготовки к классным часам лежит подготовка и оформление рефератов, докладов и сообщений определенной тематики. Преподаватель выступает в виде руководителя проектной деятельности, то есть задает тематику классного часа и приблизительные темы докладов. Темы выбираются с учетом проходящих в данный момент времени событий или привязаны к знаменательным датам истории родного края.

Первый тематический час был посвящен Дню освобождению Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Поскольку о данном важном событии написано множество книг, статей, публикаций, было трудно выбрать интересную форму для изучения этой темы. Было решено не пересказывать в очередной раз всем известные факты, а показать роль Человека в общей победе над врагом. Перед студентами группы стояла задача найти интересные малоизвестные факты из жизни наших земляков – участников Великой Отечественной войны.

Второй темой стала история жизни и творчества великого поэта Федора Ивановича Тютчева, приуроченная к 210-летию со Дня рождения. Факт проживания его и его семьи на территории Рославльского района малоизвестен и поэтому вызвал интерес в изучении родственных корней поэта.

На третьем тематическом классном часе студенты самостоятельно выбрали тему Православия, а именно тему Святых источников. Один из них расположен вблизи деревни Максимково Рославльского района. История его возникновения, описание и современное состояние вызвали неподдельный интерес у ребят.

По всем трем темам были подготовлены многочисленные доклады и сообщения. Для их подготовки студентам требовалось умение находить информацию в Интернете, обрабатывать и красочно оформлять ее в виде презентаций. Необходимо было проявить умение работы с текстовыми документами, выполнить обработку фотоматериалов и сканированных материалов, осуществить дизайнерское оформление итогового сообщения.

После проведения классных часов, показа и обсуждения презентаций было принято решение сохранить результаты проведенных исследований не только в электронном (в виде презентаций) виде, который не всегда возможно показать и продемонстрировать, но и на бумажном носителе. Однако простая распечатка PowerPoint или  Windows Movie Maker – презентаций показалась нам неинтересной и малоинформативной, так как трудно совместить форматы рисунков и текстовых документов, получается нечитабельный документ большого объема.

Поэтому было принято совместное решение о создании по тематике проведенных классных часов иллюстрированных журналов, объединяющих всю представленную информацию, под общим названием «История родного края».

С начала второго семестра мы начали работать над новым проектом. В 2014 году исполняется 140 лет нашему учебному заведению. Следующий выпуск журнала посвящается именно этой дате. Проводится большая исследовательская работа. Я и студенты моей группы познакомились с очень интересными людьми, которые помогают нам в создании нашего журнала. В нашей общей работе появилась история открытия мужской гимназии в 1874году, благодаря литературно-краеведческому клубу «Библиотечная среда». В феврале этого года проводились встречи с воинами-интернационалистами, посвященные 25-летию вывода советских войск из Афганистана. Мы узнали о выпускниках нашего совхоз-техникума, которые служили в Афганистане. Появились новые интересные истории. Эту общую   работу мы планируем закончить только в конце семестра и предоставить результат наших усилий в виде сборника статей.

Благодаря разносторонней и разнообразной тематике студенты расширяют свой кругозор, приобщаются к истории родного края, учатся патриотизму и любви к своей «малой Родине». Использование при этом информационно-коммуникационных технологий является необычным элементом в системе духовно-нравственного и эстетического воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся Обобщение инновационного педагогического опыта

Выступление на педагогическом совете. Информационно-коммуникационные  технологии  как  средство  активизации  познавательного  интереса  обучающихсяОбобщение...

Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся Обобщение инновационного педагогического опыта

Выступление на педагогическом совете. Информационно-коммуникационные  технологии  как  средство  активизации  познавательного  интереса  обучающихсяОбобщение...

Инновационный педагогический проект «Модель использования информационно-коммуникационных технологий при обучении физике»

Концепция современного образования ставит перед школой ряд проблем, решение которых, зачастую, невозможно без повсеместного внедрения новых компьютерных технологий в обучение.Сегодня на уроке физики н...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...