Классный час: "Афганистан".
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Классный час, посвященный выводу советских войск из Афганистана. 7-й класс
Цели: формирование целостного представления об истории России; воспитывать военно-патриотические ценности; повышать желание у ребят служить нашей Родине; развивать навыки размышления вслух и составления выводов.
Ход классного часа
I. Организационный момент
Звучит музыка – Голубые Береты «Ну вот и кончилась война»
Звучит стихотворение посвящённое выводу советских войск из Афганистана Осипенко Владимира Васильевича
День вывода войск из Афгана
День вывода войск из Афгана -
Не красная дата в скрижалях
Не праздник, а рваная рана,
для тех, кто её не застали,
без маршей и праздничных тушей,
без громких речей, что вдогонку -
от тысяч сердец только души -
от памятных дат им - что толку?
от сухости цифр - не воскреснут,
от почестей - не возвратятся,
быть может, на небе им, вместе,
сегодня позволят собраться?
не чтоб псевдо-праздник отметить,
а чтобы, по полной - за ждущих,
у бога и черта ответа,
"за что вы забрали лучших?"
за жен, матерей, и сестренок,
и за неродившихся дочек,
за тех, кто у ваших у иконок,
слезами проводит все ночи...
за тех пьют, кто скупо, в сводках-
"был ранен" - не спёкся, значит
за тех, кто глотает водку,
и только в кошмарах плачет...
речей, прошу, громких, не надо,
давайте, не чокаясь, третий, ...
и помолчим с ними, рядом,
которых уж нет на свете...
день вывода войск из Афгана-
не праздника красная дата,
в день вывода войск из Афгана,
простите за всё нас, ребята...
Звучит музыка – Спринт «Мы уходим»
II. Основной этап
- Ну а что же такое «Афганская война»?
Афганская война (1979—1989) — сложившееся в советской и российской историографической традиции название одного из этапов гражданской войны в Афганистане, ознаменованного присутствием на территории этой страны военного контингента советских войск. В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства ДРА с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) — с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. В военный конфликт оказалась непосредственно втянута и Советская Армия, введённая в страну по решению Политбюро ЦК КПСС для поддержки кабульского правительства. Моджахедам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран — членов НАТО, Китая, а также пакистанские спецслужбы.
Звучит музыка – В. Воронов «Спец»
Причины
Одной из причин войны стало стремление поддержать сторонников концепции социализма в Афганистане, пришедших к власти в результате Апрельской революции, столкнувшихся с мощной оппозицией своей социальной, экономической и политической стратегии. Американская военно-экономическая деятельность в регионе создавала угрозу выхода Афганистана из советской сферы влияния. Также ввод советских войск преследовал цель предотвратить возможное укрепление в регионе исламского фундаментализма, вызванное исламской революцией в Иране 1979. Само по себе падение про-советского правительства означало бы сильный удар по внешнеполитическим позициям СССР, поскольку, случись такое, это был бы первый в послевоенной истории случай низложения про-советского правительства. Теоретически, помимо прямых последствий, распространение фундаментализма могло через афганских таджиков существенно дестабилизировать советскую Среднюю Азию. На международном уровне было заявлено о том, что СССР руководствуется принципами «пролетарского интернационализма». В качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана и лично Хафизуллы Амина об оказании стране военной помощи для борьбы с антиправительственными силами.
Звучит стихотворение Евгения Коновалова
Над горами Афгана — зарницы,
Значит где-то бушует гроза.
Мне спится сегодня, не спится,
Не сомкнуть до рассвета глаза.
А с рассветом — сигнал: «По машинам!»
И как выстрел — команда: «Вперед!»
Эй, сестра с МПП, помаши нам,
Ведь кого-то война заберет.
Заберет, не взирая на ранги,
На заслуги и прошлого груз…
Повезет только тем, кто подранен —
Самолетом отправят в Союз.
А других — тех другим самолетом,
И маршрут у них будет другой.
Но уставшим до смерти пилотам
Не сегодня вернуться домой.
Остальным же — сигнал: «По машинам!»
И опять перевалы и бой…
Эй, сестра с МПП, помаши нам,
Чтоб живыми вернуться домой.
- Окончательное решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС № 176/125 «К положению в „А“».
Звучит музыка – Голубые Береты «Вы нас туда послали»
- 25 декабря 1979 года — колонны советской 40-й армии пересекают афганскую границу по понтонному мосту через реку Аму-Дарья. Х. Амин выразил благодарность советскому руководству и отдал распоряжение Генеральному штабу Вооружённых Сил ДРА об оказании содействия вводимым войскам.
- 23 февраля 1980 года — трагедия в туннеле на перевале Саланг. При движении встречных колонн в середине тоннеля произошло столкновение, образовалась пробка. В итоге задохнулись 16 советских военнослужащих.
- В апреле 1980 года — Конгресс США санкционирует «прямую и открытую помощь» афганской оппозиции в размере 15 миллионов долларов. Первая войсковая операция в Панджшере.
- 12 августа 1980 года — прибытие в страну спецподразделений КГБ СССР «Карпаты».
- 15 ноября 1982 года — встреча Ю.Андропова и Зия уль-Хака в Москве. Генеральный секретарь имел с пакистанским лидером частную беседу, в ходе которой проинформировал его о «новой гибкой политике советской стороны и понимании необходимости быстрейшего разрешения кризиса». На встрече также обсуждался вопрос о целесообразности пребывания советских войск в Афганистане и перспективность участия Советского Союза в войне. В обмен на вывод войск от Пакистана требовалось отказаться от помощи мятежникам.
- 28 марта 1983 года — встреча делегации ООН во главе с Пересом де Куэльяром и Д.Кордовесом с Ю.Андроповым. Он благодарит ООН за «понимание проблемы» и уверяет посредников в том, что готов предпринять «определённые шаги», но сомневается, что Пакистан и США поддержат предложение ООН, касающегося их невмешательства в конфликт.
- 19 мая 1983 года — советский посол в Пакистане В.Смирнов официально подтвердил стремление СССР и Афганистана «назначить сроки вывода контингента советских войск».
- 16 января 1984 года — душманы сбили из ПЗРК «Стрела-2М» самолёт Су-25. Это первый случай успешного применения ПЗРК в Афганистане.
Звучит музыка – Голубые Береты «Экипажу 561»
- Лето 1985 года — новый курс Политбюро ЦК КПСС на политическое решение «афганской проблемы».
- Февраль 1986 года — на XXVII съезде КПСС М.Горбачёв делает заявление о начале выработки плана поэтапного вывода войск.
- Март 1986 года — решение администрации Р. Рейгана о начале поставок в Афганистан для поддержки моджахеддинов ПЗРК «Стингер» класса «земля — воздух», что делает боевую авиацию 40-й армии уязвимой для поражения с земли.
- 13 ноября 1986 года — Политбюро ЦК КПСС ставит задачу вывести все войска из Афганистана в течение двух лет.
- 12 апреля 1987 года — разгром базы мятежников Милова в провинции Нангархар.
Звучит стихотворение – Рыбака Эмира Ивановича
Эпизод
Ух! Бах - ах! Вспышка - слева!
Где же тут ближайшая канава?
Ах! Ба - бах! Вспышка - справа!
Вычисляет духов твоя голова!
Это с той горы бьет безоткаткаº,
Ну а музыка её нам всем гадка!
Когда её поставили - загадка!
От неё - не нужна физзарядка!
Где - то, с высоты - бьет ДШКа¹!
А от земли - фонтанчики пыли!
От камня дробью сечется искра!
Что мы в этой чужбине - забыли?
Интер. долг - должны выполнять!
Во всех советских СМИ - это одно,
А в душе всё это, - нам не понять!
В реальной жизни, - другое - кино!
Это - не пикник, - где есть вино!
Во время боя скажешь: - 'Есть,,!
Сам, позабыв, - что нужно поесть!
Идут бои, - не мирный, г. Гродно!
Получив приказ, - будешь выполнять!
А ДШКа всё бьет, - головы не поднять!
Сидит высоко, АГС² - пора выставлять!
С миномёта - можно легко, его снять!
Возврат же, пустые, - можно понять!
Слышишь, первый, - я второй,
Сделай, что ни будь, - прикрой!
Не пора ли вертушки³ - поднять?
Два по курсу - ближние идут,
И вот звонкий гул, из - за горы,
Эй, душманы, - быстро в норы!
Может 'Янки', вам - помогут?!
Вертушки заходят, - и стригут,
'Янки' - вам тут, не помогут!
А душманы - тут как побегут!
Пули возмездия всех их найдут.
Да, вот было б нам так всегда!
Дальше - всем же жить охота!
Голову подняла, с места - гнезда,
Отряхнулась, - и пошла пехота!
- 14 апреля 1988 года — при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Гарантами договорённостей стали СССР и США. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9-месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.
- 15 февраля 1989 года — из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий Ограниченным контингентом генерал-лейтенант Б. В. Громов, который, как утверждается, последним перешёл пограничную реку Аму-Дарья (г. Термез).
Звучит музыка - Голубые береты «Проснись, человек»
Результаты
- После вывода Советской Армии с территории Афганистана просоветский режим Наджибуллы (1986—1992) просуществовал ещё три года и, лишившись поддержки России, был свергнут в апреле 1992 года коалицией полевых командиров-моджахедов (через год после того как СССР перестал существовать).
- В годы войны в Афганистане появилась террористическая организация Аль-Каида и окрепли группы исламских радикалов, которые явились активными участниками конфликтов в Алжире, Египте и Чечне.
- Генерал-полковник Громов, последний командующий 40-ой армией (руководил выводом войск из Афганистана), в своей книге «Ограниченный контингент» высказал такое мнение относительно победы или поражения Советской Армии в Афганистане:
«Я глубоко убежден: не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили — в отличие от американцев во Вьетнаме — свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы — лишь то, что могли.»
- После начала Афганской войны несколько стран объявило бойкот Олимпийским играм 1980 года, проводившихся в Москве.
После окончания войны в СССР были опубликованы цифры погибших советских солдат с разбивкой по годам:
1979 год 86 человек
1980 год 1 484 человека
1981 год 1 298 человек
1982 год 1 948 человек
1983 год 1 446 человек
1984 год 2 343 человек
1985 год 1 868 человек
1986 год 1 333 человека
1987 год 1 215 человек
1988 год 759 человек
1989 год 53 человека
Итого — 13 833 человека. Эти данные впервые появились в газете «Правда» в августе 1989 года. В дальнейшем итоговая цифра несколько увеличилась, предположительно за счёт умерших от последствий ранений и болезней после увольнения из вооружённых сил. По состоянию на 1 января 1999 года безвозвратные потери в Афганской войне (убитые, умершие от ран, болезней и в происшествиях, пропавшие без вести) оценивались следующим образом[31]:
- Советская Армия — 14 427
- КГБ — 576
- МВД — 28
Итого — 15 051 человек. Санитарные потери — почти 54 тыс. раненных, контуженных травмированных; 416 тыс. заболевших.
Звучит музыка – Голубые Береты «13.300»
- После кровопролитной войны в Афганистане в России осталось огромное количество вдов и сирот.
Звучит стихотворение - Голикова Анатолия
Маленький конвертик
Маленький конвертик, желтая бумажка...
В уголочке - ручкой - милый Чебурашка...
Строчки - неразборчиво, буквы - невпопад.
За стеной, в палатке - дремлющий отряд...
Не в родной стране я,
На дворе зима...
"Здравствуй мой папулечка.
Я пишу сама.
Я уже большая,
мне уже шесть лет.
Скоро пойду в школу.
А тебя всё нет...
С братиком играю.
Хорошо нам жить.
Я сама посуду
Научилась мыть.
Слушаюся маму
Братика люблю.
Спать ложусь сама я
И в кроватке сплю.
В садике подралась.
Нос теперь болит.
Братик мой Андрюшка
"Мама" говорит.
Зайчик мой болеет.
Ушко у него
Оторвал Андрюшка.
Нету одного.
Ты врагов не бойся
Смело побеждай.
И с большой Победой
Скоро приезжай.
А когда поедешь
С фронта к нам домой
Привези подарок -
Орден боевой."
Дунул ветерочек... Пыль щемит глаза...
То ли дождь афганский, то ли вдруг слеза
Каплей растворила почерк дорогой:
"Мы тебя все любим.
Приезжай домой..."
Звучит музыка – Мишель «Зажгите свечи»
Горячие точки планеты. Афганистан.
Цель:
1. В день вывода советских войск из Афганистана рассказать детям об афганской войне.
2. Помочь ребятам понять, почему мы должны помнить трудные времена в жизни нашего народа, наших близких.
3. Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужому горю, чужой беде.
4. Воспитать чувство уважения к участникам афганских событий.
Оформление:
Доска – географическая карта мира; выставка книг об Афганистане, музыкальные диски с записями афганских песен, кассеты.
Презентация «Горячие точки планеты»
Оборудование:
Компьютер, мультимедиапроектор, экран, магнитофон.
Музыкальное оформление:
А.Розенбаум «Монолог пилота «Черного тюльпана»;
А.Сухов и ансамбль «Каскад»- «Мы уходим»;
Ансамбль «Голубые береты» - «Разве это было зря»;
Ансамбль «Голубые береты» - «Память».
Звучит песня «Монолог пилота «Черного тюльпана»
Слово учителя
«Черный тюльпан» - воздушный транспорт, предназначенный для «груза 200», т.е. для вывоза из Афганистана погибших воинов-интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шепотом, все чаще и чаще появлялись в крупных городах и отдаленных селах нашей страны…
Что это за война? Почему мы сегодня говорим об этом? Тема нашего классного часа–«Горячие точки планеты. Афганистан. 1979-1989гг.» (слайд№1)
Если мы посмотрим на географическую или политическую карту мира и попытаемся отметить на ней красными точками территории, на которых были и есть войны и военные конфликты, то таких «горячих точек» будет очень много ( показывает на карте): Афганистан, Босния, Косово, Таджикистан, Дагестан, Чечня, Южная Осетия, Абхазия…
« Когда горит планета и мир в большом огне» – на защиту мира встают солдаты. Так было и в Афганистане в 1979 году. ( слайд № 2)
Что же это за страна – Афганистан?
Афганистан – государство в юго-западной части Азии, граничащее с СССР. Столица – Кабул. Площадь – 652,2 тыс.кв.м. Господствующая религия – ислам.
Очень много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета… Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор… У афганского народа свои поверья. Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен. Это Восток… ( из книги С.Алексиевич «Цинковые мальчики»).
Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС. Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в Афганистане гражданскую войну и стал ее активным участником ( слайд № 3)
В конфликте принимали участие силы правительства ДРА с одной стороны и вооруженная оппозиция ( моджахеды, или душманы) – с другой. ( слайд № 4)
Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран – членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы. 25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА.
Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 года до 15 февраля 1989 года, то есть 2238 дней. ( слайд № 5).
И если раньше об этих страшных событиях говорили шепотом, то потом появилось много статей, книг об Афгане, в которых раскрывалась страшная правда о войне. ( слайд № 6)
Это повесть С.Алексиевич «Цинковые мальчики», очерки А.Олейника «Памятник в Кабуле», книга Д.Ольшанского «Афганский синдром», статьи А.Проханова «Афганцы после Афганистана», книга Б.Громова «Ограниченный контингент»; большое количество афганских песен ( авторы – воины-афганцы: И.Морозов, Ю.Слатов, Д.Полторацкий и др.); а совсем недавно вышел в прокат фильм Ф.Бондарчука « 9 рота» и др.
Зачитываются отрывки из повести С.Алексиевич «Цинковые мальчики», М., 1991. ( стр. 44, 87, 38, 47-48).
Убито и ранено… Калеки, психически больные… Дети-сироты… Седые матери… Могилы, могилы… Страшная цена мира…
Читается стихотворение бобровского воина-афганца С.Боева
Приказ ( Десант)
У Бога, видно, выходной,
И дьявол судьбами играет.
В эфире слабый позывной,
Десанта рота погибает.
Молчат сурово небеса,
Надежды нет, подмоги- тоже,
Лишь смерти шелестит коса,
И ротный стонет: «Боже, Боже!»
А враг сжимает круг огня,
Младые души отнимает,
Молитва Богу – вся броня,
И ротный с каждым умирает.
Все тише шепчет: «Боже мой,
Приказ, приказ! Страна за нами!...»
И смотрит в небо над собой
Навек застывшими глазами.
Так продолжалось 10 лет, 2238 дней. ( слайд № 7)
14 апреля 1988 года в Швейцарии министры иностранных дел Афганистана и Пакистана подписали Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз с 15 мая 1988 года начал вывод своих войск с территории Афганистана. ( слайд № 8)
Операцией руководил командующий ОКСВ генерал-лейтенант Борис Громов. Последние войска выходили 15 февраля 1989 года через мост «Дружба» в г.Термез. ( слайд № 9)
Зачитываются строки из репортажа А.Житнухина, корреспондента газеты «Комсомольская правда» - «Последняя колонна».
Звучит песня «Мы уходим» в исполнении ансамбля «Каскад», слова И. Морозова, музыка А.Халилова.
Ну, вот и кончилась война,
Которая была не наша…
С момента этого события прошло более 20 лет. ( слайд № 10 )
Вот почему мы сегодня говорим об этом. Афганистан не должен уходить из памяти. Более 15 тысяч погибших, пленных и пропавших без вести – 333. А те, кто остался жив, не очень охотно вспоминают страшные дни, не любят говорить об этом. Такие воины-афганцы есть и в нашем селе Хреновое, а у двух наших одноклассников папы- участники афганских событий: Кекшин Сергей Михайлович, Бондарев Николай Леонидович. ( слайд № 11 )
Афганистан – это боль, скорбь, Память; это война, в которой наши ребята были просто солдатами…
( слайд № 12 )
Её в учебник строчкой впишут,
И наши дети иногда
Рассказы пап своих услышат.
А кто-то ведь и не знал,
А кто-то ведь все проспал.
А кто-то и не узнает,
Что где-то ведь шли бои,
Что плачут и пацаны…
Звучит песня «Разве это было зря» в исполнении ансамбля «Голубые береты».
Размышляя сегодня о войне в Афганистане, мы воссоздаем картины прошлого в своем сознании и сердце и тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто воевал в той войне, исполняя свой солдатский долг, о тех, кто погиб, кто пропал без вести.
Какие же выводы мы сделаем из сегодняшнего нашего классного часа?
Ответы учащихся
1. Прошлая жизнь людей нашей Родины – это наша история, и мы должны ее знать.
2. Мы должны знать не только победные , но и горькие, страшные страницы истории.
3. Наши сегодняшние знания о войне в Афганистане формируют наше отношение к старшему поколению.
4. Сегодняшний разговор воспитывает чувство уважения к участникам афганских событий.
5. Мы должны помнить об этом, чтобы не оборвалась ниточка связи между прошлым, настоящим и будущим.
6. Планете нужен мир. Скажем войнам «Нет!».
Слово учителя.
За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,
В своих руках они держали автоматы.
Не для войны рождаются солдаты,
А для того, чтоб не было войны.
Я хочу, чтобы после сегодняшнего разговора мы с вами учились дальше понимать многие самые главные мысли о жизни: нужно быть и оставаться людьми, способными заглянуть в события 30-летней давности неравнодушными глазами, увидеть и почувствовать сердцем боль, скорбь, радость наших предков, сделать сердце «зорким». Так и происходит ваше взросление, дети… ( Объявляется Минута молчания)
Звучит песня «Память» в исполнении ансамбля «Голубые береты».
На экране – фамилии погибших воинов-афганцев.
( слайды №№ 13, 14, 15, 16)
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Афганистан-боль души"
Классный час на тему «Афганистан- боль души» .Цели: 1. Наполнить благородством и уважением отношение к России....
Классный час "Афганистан болит в моей душе"
Данный классный посвящен очередному году вывода войск из Афганистана Цели: Воспитательные: воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воин...
Классный час "Афганистан-боль моей души..."
Классный час "Афганистан- боль моей души" проводился с учащимися 11 класса....
Методическая разработка тематического классного часа "Афганистан живёт в душе моей"
15 февраля - день памяти воинов- интернационалистов. Классный час сопровождается мультимедийной презентацией, видеофильмом, музыкальным оформлением....
Классный час "Афганистан -память и боль"
Классный час о земляках, которые воевали в Афганистане...
Классный час "Афганистан-незаживающая рана"
Патриотическое воспитание обучающихся...
Классный час "Афганистан"
Классный час, посвященный 25-летию вывода войск из Афганистана...