Классный час на тему: "Памятные даты Великой Отечественной войны»
классный час (8 класс) на тему

Воробцова Татьяна Сергеевна

День памяти, снятия блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatnye_daty_vov.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Памятные даты Великой Отечественной войны»

День памяти, снятия блокады Ленинграда.

Воробцова Татьяна Сергеевна, учитель математики

Учитель

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Мы начинаем наш классный час. Сегодня он посвящен дню снятия блокады Ленинграда.

22 июня 1941 года был воскресный летний день. Стояла прекрасная погода. Кто-то собирался на дачу, кто-то в парк. И вдруг:

(Левитан. Объявление о начале ВОВ)

Жизнь изменилась, началась война!!!

(музыкальный фрагмент "Вставай страна огромная»)

Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был занят Псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт, и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров. 21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда.

Говоря о ВОВ, о блокаде, хочется сразу вспомнить стихотворение поэта-ленинградца, Юрия Петровича Воронова, который в это время был подростком, и ему на плечи легли все тяготы небывалого времени.

Учащийся 1

К 27 августа 1941 года с Ленинградом практически была нарушена железнодорожная связь. А в городе по подсчетам оставалось 2 544 000 гражданского населения, включая 400 000 детей, в пригородах внутри блокадного кольца - еще 343 000 человек. Кроме того, обороняющие город вооруженные силы около 500 000 человек. Таким образом, в кольцо блокады были заключены около 3 400 000 человек.

Учитель

Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу. От немецкой бомбежки загорелись Бадаевские склады. Ущерб складам был нанесен незначительный, но сам факт пожара породил устойчивую легенду, согласно которой при пожаре сгорели "стратегические запасы продовольствия", что и стало причиной последующего страшного голода. На самом деле во время этого пожара были уничтожены трехсуточный запас сахара и примерно полуторасуточный запас муки - то есть текущие запасы. В отделе Спецфонда Информационного центра ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области хранится папка с грифом СО-3, дело № 2901 от 9 сентября 1941 года "О пожаре на Бадаевских складах". Никакого серьезного запаса в Ленинграде в принципе не существовало - город жил на привозных продуктах, питаясь "с колес". В конце июля 1941 года в наличии был примерно недельный запас продуктов. Более того, создать стратегические запасы продовольствия для города с почти трехмиллионным населением было практически невозможно, тем более в условиях августа-сентября 1941 года.

Учащийся 2

Эти неповторимые, всегда живущие воспоминания пережитого не могут изгладиться из памяти.

И все новые и новые подробности обнаруживаются в неисчерпаемых переживаниях тех далеких уже дней, и заново встают героизм и мужество людей, которых не мог победить самый жестокий и сильный враг. Эти люди были непобедимы. Такими были ленинградцы, которым пришлось пережить страшнейшие испытания и выйти победителями из смертельной битвы с врагом, с голодом и холодом, пережить невероятные дни, которые носят название - блокада!

Учитель

Об этих днях говорят безжалостные страницы документов, написаны романы, где подробно излагается хроника событий, существуют стихи, фильмы, пьесы. Казалось бы, все известно широкому читателю и зрителю о великом городе и его подвиге во время 900 дневной блокады. Однако это не так! Память людей сохранила и тяжесть смертей, и скрип печальных саней, увозящих тела близких, и радость внезапных улыбок - "Москва перешла в наступление!", и красные облака пожаров, и страшные тропинки к воде, и силуэты людей, бредущих под вой метели на заводы, и блокадную тоску, и братские могилы, и горящие книги, и коптилки - все то, что нельзя забыть все это было временем, воспитавшим силу, мужество, бесстрашие, было закалкой характера, рождением новых героев.

Учащийся 3

"В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом - паспорта.
И в этом нет беды. Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг стало страшно оттого, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда.

Учитель

В официальной истории Ленинграда о тяготах, перенесенных Ленинградцами в блокаду, говорится сдержанно:

"В мировой истории нет примеров, равных по трагичности ужасам голодающего Ленинграда. Каждый день в осажденном городе равнялся многим месяцам обычной жизни. Почти постоянные бомбежки уносили жизни. Было жутко видеть, как с каждым часом иссякают силы близких, дорогих людей. На глазах у матерей умирали их сыновья и дочери, дети оставались без родителей, многие семьи полностью исчезали".

Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.

Учащийся 4

"28 декабря 1941 года Женя умерла...

Бабушка умерла 25 января 1942-го.

17 марта - Лека умер.

Дядя Вася умер 13 апреля.

10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

Учитель

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище.

Но, город продолжал жить: К 1 октября 1941 года город имел запас муки лишь на 15-20 дней, всего 20 052 тонны. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки.

В хлеб начали добавлять жмых из хлопковых семян, который никогда не использовался в пищу, так как содержит яд. Но было выяснено, что при высокой температуре яд разрушается. Поэтому, сначала добавляли к хлебу 3% жмыха, а затем - до 10%.

Строки из писем ленинградцев

":Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь".

":В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".

К 20 ноября 1941 года нормы в городе составляли 250 грамм хлеба в день на рабочих и 125 грамм на всех остальных. Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца. Однако для жителей осажденного города это была катастрофа - у большинства их них, не привыкших делать какие-то серьезные запасы, ничего, кроме этого кусочка хлеба, который состоял из:

- Муки ржаной дефектной 50%

- Соли - 10%

- Жмыха - 10%

- Целлюлозы - 15%

- Соевой муки, мучной пыли, древесных опилок - 5%

Но даже эти граммы удавалось получить не всегда.

Учащийся 5

Удивительные люди ленинградцы! Получая в день эти граммы хлеба (и какого хлеба!) они ежедневно, без всяких опозданий, являлись на работу, работали столько, сколько это было нужно, как правило, по 12 - 14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость, дежурили после работы по ночам на заводе, а свободные от дежурства возвращались домой. Трамваи и автобусы совершенно не ходили, и весь путь от дома до завода и обратно приходилось совершать пешком. Некоторые вынуждены были проходить по 20 километров. Рабочие выходили за много часов до начала работы, шли с трудом, иногда по колено в снегу, но приходили вовремя.

Учащийся 6

Невозможно переоценить трудовую доблесть рабочего класса Ленинграда. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи. Мужчины, женщины, подростки стояли у станков. Заводы бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот заводов ежедневно выходили танки и шли прямо на фронт. Какая сила поднимала людей на столь опасную и изнурительную работу? Вера в правоту нашей борьбы, понимание своей роли в развернувшихся событиях.

Учитель:

Но, кроме голода, пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Но люди не сдавались: Город боролся: 

Учащийся 1

Цифры, говорящие о количестве умирающих людей ежедневно в голодающем городе не особенно точны, так как смертность была настолько высока, что сосчитать всех умерших просто не представлялось возможным. К голоду, прибавился еще и холод, и почти постоянные бомбежки. В городе появились дистрофия, цинга и инфекционные заболевания - к этому привели несъедобные добавки к пище, отходы в хлебе, мусор, штукатурка, клейстер и другое, чего человеческий желудок переварить не мог. Силы уходили из людей. 

Учитель:

В ноябре 1941 года, вероятно, умерло от голода 11 085 человек, в декабре - почти в 5 раз больше - 52 881. Цифры за январь и февраль менее точны. Один из авторов Карасев утверждает, что в январе умирало в день от 3500 до 4000 человек, т.е. от 108 500 до 124 000 в месяц. Дмитрий Павлов, который должен был кормить выживших, указывает, что за январь и февраль умерло 199 187 человек. Но цифра занижена. По данным перегруженного похоронного бюро, в ноябре умерло 9219 человек, а в декабре 27 463 человека. Данные за январь и февраль отсутствуют. 

Зимой трупы людей не убирали с улиц. Просто не было сил. Весной создавались специальные бригады по сбору и захоронению умерших. Митрополит Алексий вместе с верующими принимал участие в сборе и отпевании умерших, которые были оставлены зимой вокруг Никольского собора.

Учащийся 2

Для подвоза продовольствия и боеприпасов в умирающий город, оставалась единственная дорога. К началу войны она была мало освоена и практически не изучена. 30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. По этой трассе направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге делали невозможным судоходство.

Учащийся 3

Судов на Ладоге было крайне мало, и они не смогли существенно помочь голодающему городу. В ноябре Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 миллиметров, но этого было недостаточно для открытия движения. Ждали морозов. 20 ноября толщина льда достигла 180 миллиметров - на лёд вышли конные обозы. 22 ноября на лёд вышли машины. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, что позволило уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза. Так родилась ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни".

Учащийся 4

Вдоль нее располагались ремонтные мастерские, на каждом километре стояли регулировщики, через каждые 5 км были расположены пункты забора воды. Зенитная артиллерия и истребители защищали небо над магистралью, дорожники перекрывали трещины во льду и воронки от вражеских бомб деревянными мостами. Дорога жила своей жизнью и давала   жизнь стоящему за ее спиной огромному городу. Но многих спасти не удалось:

Учитель:

За время блокады в Ленинграде погибло около 1000000 человек.

В северной части города, у старой Пискаревский дороги, в годы Великой Отечественной войны возникло кладбище, где хоронили героев Ленинграда, его защитников- воинов и жителей. Подвиг Ленинграда отмечен многими замечательными памятниками и монументами. Но Пискаревский мемориальный  ансамбль занимает особое место. Здесь, на Пискаревском кладбище, в 1941- 1944 годах в братских могилах захоронено 470 тысяч ленинградцев, не переживших блокаду, и 50 тысяч воинов Ленинградского фронта.

Учащийся 5

Многое было пережито, но сердца людей не превратились в камень. Огонь жил в них, и души не очерствели. Люди стремились к добрым делам, спасали друг друга, помогали больным и детям, раненым и инвалидам. Люди жили и в тяжелейшее время могли еще творить. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих это было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет.

Учащийся 6

9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя 9 августа 1942 года в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут "Ленинградской". Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал.

Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию - обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда.

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, признались: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть".

Учащийся 1

2 декабря 1942 года Ставка Верховного главнокомандующего утвердила план операции Волховского и Ленинградского фронтов, условно названный "Искра". Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. Учитывая выгодную обстановку, сложившуюся к началу следующего года, Ставка приказала 12 января 1943 года перейти в наступление южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда.

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп "катюш" - во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. К полудню 18 января в районе Рабочих посёлков №5 и 1 произошла встреча двух фронтов.

Учащийся 2

18 января 1943 года ГКО принял решение о форсированном строительстве железнодорожной ветки, которая связала бы Ленинград со страной. За 18 дней строители проложили линию Шлиссельбург-Поляна протяжённостью 33 километра и возвели переправу через Неву. Утром 7 февраля жители Ленинграда восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли. С февраля по декабрь 1943 года по вновь построенной железной дороге прошло 3104 поезда.

14 января 1944 года в 9 часов 35 минут по противнику открыли огонь тяжёлые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а также многочисленная полевая артиллерия. Атака стрелковых частей 2-й армии началась в 10 часов 40 минут.

К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Класс слушает слова Левитана о прорыве блокады.

Учащийся 3

Поставленные в наистрашнейшие условия люди, до последней капли крови служили своему Отечеству, защищали город Ленинград. Они отстояли его, победили! Это незабываемо!

Учащийся 4

27 января 1944 года в 8 часов вечера над заостренным шпилем Адмиралтейства, над гигантским куполом Исаакиевского собора, над выжившим Ленинградом грянул гром, вспыхнули снопы золотых стрел - салют из 324 орудий, знаменующий собой освобождение Ленинграда, конец блокады, победу армий Говорова и Мерецкова! Прошли эти 871 день блокады самой долгой из всех, какие когда-либо пережили современные города.

Учитель:

"Первый раз за долгих два с половиной года мы увидели свой город вечером! - вспоминала потом Ольга Берггольц. - Мы увидели его светлым-светлым, освещенным вплоть до последней трещины на стенах, весь в пробоинах, весь в слепых зафанеренных окнах - наш израненный, грозный, великолепный Ленинград.

Мы увидели, что облик его неизменно прекрасен, несмотря ни на какие раны... и чувствовали, что нет нам ничего дороже этого города, где столько муки пришлось принять и испытать такое небывалое, гордое человеческое счастье, как в этот вечер 27 января. Незнакомые люди обнимали друг друга, и у всех в глазах светились слезы".

Учащийся 5

"За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика, но боль заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой пол Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют, и лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе - салют!
Сегодня ленинградцы плачут:"

Учитель

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Объявляется минута молчания. (Метроном)

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Классный час на тему:

" Памятные даты ВОВ.

День памяти, снятия блокады Ленинграда "

                                         Воробцова Т.С.,

                                                                           Классный  руководитель 7 класса,

                                                      МБОУ Карповская СОШ

                                                                             Багаевский  р-он ,Ростовская обл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне

Классный час, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне...

Устный журнал "Памятные даты Великой Отечественной войны"

Посвящённый 70-летию освобождения города дмитриева от немецких фашистских захватчиков...

Классный час "Женщины – сибирячки на фронтах Великой Отечественной войны".

В 2015 году мы празднуем 70-летний юбилей Победы в  Великой Отечественной войне. Большинство людей связывают с войной судьбы и подвиги мужчин, так как они сильные, мужественные и должны за...

Классный час на тему: "Дети и Великая Отечественная война"

Классный час по теме "Дети и Великая Отечественная война" Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечест...

Классный час " Наш посёлок в годы Великой Отечественной войны"

Классный час в школьном музее  проводят учащиеся третьего класса во главе с учителем, рассказывая об истории экспонатов, о жизни земляков в годы ВОВ. В разработке раскрывается одна из самых...

Презентация к общешкольной линейке "Смоленская операция 1941 год", важные даты Великой Отечественной войны

Презентация содержит информацию о начале Смоленской операции в годы Великой Отечественной войны. Описывает Ельнинскую операцию и операцию на Соловьёвой переправе. Герои Советского Союза: полковник А.И...

Основные события и даты Великой Отечественной войны

Ребятам предлагается ответить на вопросы, тематика которых - Великая Отечественная война....