Литературно-музыкальная композиция "Российскому казачеству посвящается..."
классный час (5 класс) на тему
Место проведения: с.Новоблагодарное, МБОУ СОШ № 5
Время проведения: февраль 2016г., 13.00
Участники: 5А класс
Форма одежды: парадная, казачьи костюмы
Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .
3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.
Эпиграф:
“Для того казак родился, чтоб на службе пригодиться”. (поговорка)
“Любить Историю нам велит Природа, Бог, а знать её – вот честь, достоинство долг” (Из тобольской летописи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya.doc | 60 КБ |
prezentatsiya_kazachestvo.ppt | 2.51 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
С. НОВОБЛАГОДАРНОГО
Сценарий
литературно-музыкальной композиции
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Васильева Ирина Николаевна
2015-2016 учебный год
Место проведения: с.Новоблагодарное, МБОУ СОШ № 5
Время проведения: февраль 2016г., 13.00
Участники: 5А класс
Форма одежды: парадная, казачьи костюмы
Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .
3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.
Эпиграф:
“Для того казак родился, чтоб на службе пригодиться”. (поговорка)
“Любить Историю нам велит Природа, Бог, а знать её – вот честь, достоинство долг” (Из тобольской летописи)
Ход мероприятия
Звучит казачья мелодия | ||
1 слайд | ||
Казачка | Кто сказал, что прошло наше время?! | |
Казачка | Кровью предков пропитаны степи | |
Казачка | Нашу память не раз полоскали | |
Хором | Российскому казачеству посвящается… | |
2 слайд | ||
Казак | Чего раскричались, расшумелись? Почему всех на круг созвали? | |
Казак | Так праздник у нас, воинской славы и братства! | |
Казак | Надо всем рассказать: за что и почему уважают и гордятся нашим казачеством – самым старинным и заслуженным войском России. | |
3 слайд | ||
Песня | ||
4-7 слайды | ||
Казак | У каждой страны есть свои герои. Бесстрашные и бескорыстные. В Европе - это рыцари, закованные в латы. На западе, в Америке - ковбои, в Японии - самураи. А кого в России можно назвать героем? Каким был он – русский герой? Сразу вспоминаются былинные богатыри – ровесники самураев и рыцарей. И перед глазами встают образы героев картины В. В. Васнецова “Три богатыря”. | |
Казачка | Слева - Добрыня Никитич, обнажающий меч. Справа – Алеша Попович, держащий перед собой лук. А в середине – самый могучий и храбрый богатырь – Илья Муромец. Много былин было сложено о его подвигах. А как же называли его в былинах? | |
Казак | А прозвание его было – “старый казак”. Почему “старый” - понятно. Всё-таки с бородой. А вот почему казак? | |
8 слайд | ||
Казачка | Никто точно не знает, откуда пошло само слово “казак». Одни пишут, что оно от тюрков пошло, означает “вольный человек”, а в переводе с монгольского означает “казак”- защитник границы. Первое появление слова “казак” в документах относится к 1444г. Самым первым казаком на Руси, сказывают, был наш былинный русский богатырь- Илья Муромец. | |
Учитель | А что о казаках нам скажут наши летописцы? | |
9-10 слайд | ||
1 летописец | В конце 14 – начала 15 веков, когда Золотая орда раскололась на отдельные ханства, они начали вести кровавую междоусобную войну. Степи от Днепра и Дона, Волги и Урала обезлюдели. Стали называться Дикое поле. Для несения сторожевой службы в степь стали высылаться конные отряды – станицы. Эти вооруженные отряды занимались не только земледелием, добывали зверя и ловили рыбу, но и нападали на татарские улусы и купеческие суда. Постепенно выходцы из Рязанской, Северской земли стали селиться на берегах рек: Днепра, Дона, Кубани, Терека, Волги, Урала. Эти люди называли себя казаками – защитниками границы, жили они в укрепленных городках и на островах. | |
2 летописец | Со второй половины 16 века увеличился приток Русского населения на юг. Сюда уходили, спасаясь от притеснения феодалов, беглые крестьяне и холопы, а так же некоторые дворяне, не ладившие с властью. Дворяне, обладавшие военным опытом, нередко становились предводителями военных отрядов. В начале 17 века казачьи станицы на Дону объединились в войско Донское. Свою независимость донские казаки выражали старинной поговоркой: “Здравствуй, царь в каменной Москве, а мы, казаки, на Тихом Дону”. | |
11 слайд | ||
3 летописец | Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки действительно представляли из себя круг, в котором стояли без шапок в, знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана. Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки. | |
Песня | ||
12 слайд | ||
Чтец | Лет с трех-пяти казачок приучался к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. | |
Чтец | Рукопашному бою учили тоже с трех лет. Жизнь маленького казачонка была заполнены трудом и обучением, даже в играх казачата обучались военному искусству. | |
Чтец | С 5–7 лет казачат отцы забирали на службу или войну, приговаривая: “Терпи казак – атаманом будешь”. А поговорка “Жизнь собачья, да слава казачья” – говорит о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, о том, как нелегко доставалась ему казачья слава. А служили они 20 лет. | |
Чтец | Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. | |
13-14 слайд | ||
Чтец | Силен и крепок казак своей вековой дружбой с конем. | |
Чтец | Шашка – символ всей полноты прав у казака. Вручалась в 17 лет стариками. Шашка хранилась на видном месте, передавалась от деда к внуку. Потеря шашки большой позор. | |
Чтец | Голосовали шашками. Решением круга казака могли наказать лишением шашки, следующее наказание – исключение из казачества. | |
Учитель | Передача казачьей шашки по кругу, символизирующая переход прав в казачьем роду от старого поколения молодому. О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках | |
Передача шашки по кругу | ||
Казак | Казаком быть – не розиня рот ходить. | |
Казак | И шашка остра, а дух – сильнее. | |
Казак | Сам погибай, а товарища выручай. | |
Казак | Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет! | |
Казак | Казачья смелость порушит любую крепость! | |
Казак | Казак с конем и ночью и днем. | |
Хором | Казачьему роду – нет переводу. | |
Казак | Веселы привалы, где казаки запевалы! | |
Казак | Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать! | |
Песня | ||
15 - 16 слайд | ||
Учитель | Казачество – особое военное сословие в царской России – имеет вековую историю. Крупнейшие российские бунтари: Разин, Болотников, Пугачев были донскими казаками, а Ермак, Дежнев, Платонов, Шолохов – принесли России славу иного толка. | |
Чтец | Колоритный народ казаки, кого хочешь за пояс заткнут! Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, начиная с 18 века, а войско Донское – не войско без знамени и тогда казаки стали добывать его славными победами над врагами. | |
Чтец | Только в эпоху Петра І казаки получили 30 знамен. Принимали участие в походах Суворова. | |
Чтец | Самой яркой страницей военной истории казачества стала отечественная война 1812 года с Наполеоном. “Для того казак родился, чтоб царю на службе пригодится”. Далеко не случайно, Наполеон сказал: “Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу”. | |
Чтец | В 1877 году казачьи полки приняли участие в войне с Турцией, за освобождение Болгарии от османского ига, в Первой мировой войне, воевали на Кавказе. | |
17 слайд | ||
Чтец | А в девятнадцатом году, Такое может ли приснится, Над каждой вольною станицей Указ навис, неся беду. Зло истребляли казаков, Спасавших вечно Русь Святую! | |
Чтец | В 1919 году по инициативе большевистских лидеров было развернуто масштабное уничтожение казачества. Не депортация, не переселение в другой регион страны, а прежде всего уничтожение. По сути был проведен геноцид казачества, не менее кровавый, чем уничтожение армянского народа турками и другие известные в истории факты массового уничтожения по национальному признаку. Уничтожали не политических противников, не боеспособных мужчин, уничтожали все казачество - убивали и детей, и стариков, и женщин. Многих, кому удалось выжить - ссылали, выгоняли из родного дома. | |
Чтец | Только в 30-х годах с уничтожением самих организаторов геноцида уничтожение казачества пошло на спад . В годы войны понадобились для борьбы с завоевателями и казачьи части, и о казачестве вспомнили, призвали его для защиты родной земли. | |
Чтец | Мы гордое племя! Мы вольные птицы! (Келин) В нас кровь горячее огня- За наши курганы и наши станицы Мы вихрем взлетим на коня. И горе соседям, коль в бешеном споре, Волной затабунится степь, И вспенит волну до широкого моря Ковыль - наша белая лепь. На дальних отрогах и гребнях Кавказа Наш Терек взыграет волной, Восстанут Урал и Кубань без приказа И Дон поведет их на бой! За Дикое Поле и честь атаманов, За трепет казачьих знамен Мы груди подставим под копья тиранов И дерзкий напор отобьем!.. Так мчите же, песни, казачью славу На пасмурный Север и Юг, Гремите по миру про дикую лаву, Про наши станицы и Круг!!! | |
18-19 слайд | ||
Чтец | За подвиги в Великой Отечественной войне казачьи корпуса и дивизии получили звание гвардейских. Вместе с другими победоносными полками Красной Армии прошли по площади во время Парада 1945 года. Полностью казачество было реабилитировано только в 90-е годы! | |
Казак | Вы слышали, как поют Седые старики, участники походов? А видели, как горько слѐзы льют, Друзей припоминая и погодков? Но вот, смахнув слезу с морщинистой щеки, Поднимает дед с вином игристым чашу И скажет: - Будя. Будя, казаки! Кум, заводи. А ну, сыграем нашу! | |
20 слайд | ||
Песня | ||
Казачка | Гордый, смелый народ, непокорный. | |
Казак | Мы – не богом забытое племя, | |
Учитель | Кроме пословиц и поговорок существуют казачьи заповеди. Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. | |
Дети читают казачьи заповеди 21 слайд | ||
1. | Служи верно своему народу. | |
2. | Погибай, а товарища выручай. | |
3. | Чти старших. Уважай старость. | |
4. | Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. | |
5. | Будь трудолюбив, не бездействуй. | |
6. | Береги семью свою и служи ей примером. | |
Хором | Честь и достоинство казака неси выше своей головы. | |
22 слайд | ||
Учитель | Мы сегодня с вами расширили знания об истории, быте, традициях казаков. Заканчивая наше мероприятие. я хочу сказать: |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно - музыкальной композиции «Генералам 1812 года» посвящается…
к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года...
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе МариныЦв...
Шестидесятилетию Липецкой области посвящается литературно-музыкальная композиция.
http://yadi.sk/d/UnHcCrOfEBVAi...
Литературно-музыкальная композиция «Вставай, страна огромная…» (70-летию Московской битвы посвящается)
Литературно - музыкальная композиция“Вставай, страна огромная….”(посвященное разгрому немецко-фашистскихзахватчиков под Москвой) На сце...
Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили..." (посвящается блокадному Ленинграду)
Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать ...
Литературно-музыкальная композиция «Сталинградской битве посвящается…» (5-9 классы)
Литературно-музыкальная композиция «Сталинградской битве посвящается…» посвящена 77-ой годовщине со дня окончания Сталинградской битвы - 2 февраля 1943г.; предназначена для шк...
Литературно - музыкальная композиция "Обретшим крылья посвящается..."
Сценарий литературно-музыкальной композиции составлен из лирических произведений на военную тематику, песен патриотического содержания, рассказов о Героях Великой Отечественной войн...