Литературно-музыкальная композиция "Российскому казачеству посвящается..."
классный час (5 класс) на тему

Васильева Ирина Николаевна

Место проведения: с.Новоблагодарное, МБОУ СОШ № 5

Время проведения: февраль 2016г., 13.00

Участники: 5А класс

Форма одежды: парадная, казачьи костюмы

Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .
3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.
 

Эпиграф:

“Для того казак родился, чтоб на службе пригодиться”. (поговорка)

“Любить Историю нам велит Природа, Бог, а знать её – вот честь, достоинство долг” (Из тобольской летописи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya.doc60 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_kazachestvo.ppt2.51 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

С. НОВОБЛАГОДАРНОГО

Сценарий

 литературно-музыкальной композиции

Составитель:

учитель русского языка и литературы  

Васильева Ирина Николаевна

2015-2016 учебный год

Место проведения: с.Новоблагодарное, МБОУ СОШ № 5

Время проведения: февраль 2016г., 13.00

Участники: 5А класс

Форма одежды: парадная, казачьи костюмы

Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .
3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.

Эпиграф:

“Для того казак родился, чтоб на службе пригодиться”. (поговорка)

“Любить Историю нам велит Природа, Бог, а знать её – вот честь, достоинство долг” (Из тобольской летописи)

Ход мероприятия

                Звучит казачья мелодия

1 слайд

Казачка

Кто сказал, что прошло наше время?!
С чьей нелегкой, недоброй руки
Превратился в туземное племя
Православный народ – казаки?!

Казачка

Кровью предков пропитаны степи
От Балкан до Курильской гряды.
Тот, кто новую летопись лепит,
Пусть в глаза не пускает нам дым.

Казачка

Нашу память не раз полоскали
В мутной проруби Леты-реки.
Но из пепла державных развалин
Возрождался народ – казаки.

Хором

Российскому казачеству посвящается…

2 слайд

Казак

Чего раскричались, расшумелись? Почему всех на круг созвали?

Казак

Так праздник у нас, воинской славы и братства!

Казак

Надо всем рассказать: за что и почему уважают и гордятся нашим  казачеством – самым старинным и заслуженным войском России.

3 слайд

Песня

4-7 слайды

Казак

У каждой страны есть свои герои. Бесстрашные и бескорыстные.

В Европе - это рыцари, закованные в латы.

На западе, в Америке - ковбои, в Японии - самураи.

 А кого в России можно назвать героем?

Каким был он – русский герой? Сразу вспоминаются былинные богатыри – ровесники самураев и рыцарей.

И перед глазами встают образы героев картины

В. В. Васнецова “Три богатыря”.

Казачка

Слева - Добрыня Никитич, обнажающий меч.

Справа – Алеша Попович, держащий перед собой лук.

А в середине – самый могучий и храбрый богатырь – Илья Муромец.

Много былин было сложено о его подвигах.

А как же называли его в былинах?

Казак

А прозвание его было – “старый казак”.

Почему “старый” - понятно. Всё-таки с бородой.

А вот почему казак?

8 слайд

Казачка

Никто точно не знает, откуда пошло само слово “казак».

Одни пишут, что оно от тюрков пошло, означает “вольный человек”, а в переводе с монгольского означает “казак”- защитник границы.

Первое появление слова “казак” в документах относится к 1444г.

Самым первым казаком на Руси, сказывают, был наш былинный русский богатырь- Илья Муромец.

Учитель

А что о казаках нам скажут наши летописцы?

9-10 слайд

1 летописец

В конце 14 – начала 15 веков, когда Золотая орда раскололась на отдельные ханства, они начали вести кровавую междоусобную войну.

Степи от Днепра и Дона, Волги и Урала обезлюдели. Стали называться Дикое поле. Для несения сторожевой службы в степь стали высылаться конные отряды – станицы.

Эти вооруженные отряды занимались не только земледелием, добывали зверя и ловили рыбу, но и нападали на татарские улусы и купеческие суда.

Постепенно выходцы из Рязанской, Северской земли стали селиться на берегах рек: Днепра, Дона, Кубани, Терека, Волги, Урала.

Эти люди называли себя казаками – защитниками границы, жили они в укрепленных городках и на островах.

2 летописец

Со второй половины 16 века увеличился приток Русского населения на юг. Сюда уходили, спасаясь от притеснения феодалов, беглые крестьяне и холопы, а так же некоторые дворяне, не ладившие с властью. Дворяне, обладавшие военным опытом, нередко становились предводителями военных отрядов.

В начале 17 века казачьи станицы на Дону объединились в войско Донское. Свою независимость донские казаки выражали старинной поговоркой: “Здравствуй, царь в каменной Москве, а мы, казаки, на Тихом Дону”.

11 слайд

3 летописец

Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки действительно представляли из себя круг, в котором стояли без шапок в, знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана.

Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.

Песня

12 слайд

Чтец

Лет с трех-пяти казачок приучался к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

Чтец

Рукопашному бою учили тоже с трех лет. Жизнь маленького казачонка была заполнены трудом и обучением, даже в играх казачата обучались военному искусству.

Чтец

 С 5–7 лет казачат отцы забирали на службу или войну, приговаривая: “Терпи казак – атаманом будешь”.

А поговорка “Жизнь собачья, да слава казачья” – говорит о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, о том, как нелегко доставалась ему казачья слава. А служили они 20 лет.

Чтец

 Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку.

13-14 слайд

Чтец

Силен и  крепок казак своей вековой  дружбой с конем.
Сильнее этой дружбы на всем свете  нет.
Казак и конь — это одно целое, удивительно прочное целое, в особенности в походе и на войне.

Чтец

Шашка – символ всей полноты прав у казака. Вручалась в 17 лет стариками.

Шашка хранилась на видном месте, передавалась от деда к внуку. Потеря шашки большой позор.

Чтец

Голосовали шашками. Решением круга казака могли наказать лишением шашки, следующее наказание – исключение из казачества.

Учитель

Передача казачьей шашки по кругу, символизирующая переход прав в казачьем роду от старого поколения молодому.

 О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках

Передача шашки по кругу

Казак

Казаком быть – не розиня рот ходить.

Казак

И шашка остра, а дух – сильнее.

Казак

Сам погибай, а товарища выручай.

Казак

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет!

Казак

Казачья смелость порушит любую крепость!

Казак

Казак с конем и ночью и днем.

Хором

Казачьему роду – нет переводу.

Казак

Веселы привалы, где казаки запевалы!

Казак

Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать!

Песня

15 - 16 слайд

Учитель

Казачество – особое военное сословие в царской России – имеет вековую историю.

Крупнейшие российские бунтари: Разин, Болотников, Пугачев были донскими казаками, а Ермак, Дежнев, Платонов, Шолохов – принесли России славу иного толка.

Чтец

Колоритный народ казаки, кого хочешь за пояс заткнут!

Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, начиная с 18 века, а войско Донское – не войско без знамени и тогда казаки стали добывать его славными победами над врагами.

Чтец

Только в эпоху Петра І казаки получили 30 знамен. Принимали участие в походах Суворова.

Чтец

Самой яркой страницей военной истории казачества стала отечественная война 1812 года с Наполеоном. “Для того казак родился, чтоб царю на службе пригодится”. Далеко не случайно, Наполеон сказал: “Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу”.

Чтец

В 1877 году казачьи полки приняли участие в войне с Турцией, за освобождение Болгарии от османского ига, в Первой мировой войне, воевали на Кавказе.

17 слайд

Чтец

А в девятнадцатом году,

Такое может ли приснится,

Над каждой вольною станицей

Указ навис, неся беду.

Зло истребляли казаков,

Спасавших вечно Русь Святую!

Чтец

В 1919 году по инициативе большевистских лидеров было развернуто масштабное уничтожение казачества. Не депортация, не переселение в другой регион страны, а прежде всего уничтожение.

По сути был проведен геноцид казачества, не менее кровавый, чем уничтожение армянского народа турками и другие известные в истории факты массового уничтожения по национальному признаку.

Уничтожали не политических противников, не боеспособных мужчин, уничтожали все казачество - убивали и детей, и стариков, и женщин. Многих, кому удалось выжить - ссылали, выгоняли из родного дома.

Чтец

Только в 30-х годах с уничтожением самих организаторов геноцида уничтожение казачества пошло на спад . В годы войны понадобились для борьбы с завоевателями и казачьи части, и о казачестве вспомнили, призвали его для защиты родной земли.

Чтец

Мы гордое племя! Мы вольные птицы! (Келин)

В нас кровь горячее огня-

За наши курганы и наши станицы

Мы вихрем взлетим на коня.

И горе соседям, коль в бешеном споре,

Волной затабунится степь,

И вспенит волну до широкого моря

Ковыль - наша белая лепь.

На дальних отрогах и гребнях Кавказа

Наш Терек взыграет волной,

Восстанут Урал и Кубань без приказа

И Дон поведет их на бой!

За Дикое Поле и честь атаманов,

За трепет казачьих знамен

Мы груди подставим под копья тиранов

И дерзкий напор отобьем!..

Так мчите же, песни, казачью славу

На пасмурный Север и Юг,

Гремите по миру про дикую лаву,

Про наши станицы и Круг!!!

18-19 слайд

Чтец

За подвиги в Великой Отечественной войне казачьи корпуса и дивизии получили звание гвардейских. Вместе с другими победоносными полками Красной Армии прошли по площади во время Парада 1945 года.

Полностью  казачество было реабилитировано только в 90-е годы!

Казак

Вы слышали, как  поют

Седые старики, участники походов?

А видели, как горько слѐзы льют,

Друзей припоминая и погодков?

Но вот, смахнув слезу с морщинистой щеки,

Поднимает дед с вином игристым чашу

И скажет:

- Будя. Будя, казаки!

Кум, заводи. А ну, сыграем нашу!

20 слайд

Песня

Казачка

Гордый, смелый народ, непокорный.
Плоть от плоти – российский народ. 
В глубь столетий ушли наши корни. 
Родословное древо живет!

Казак

Мы – не богом забытое племя,
Наша память вулканом ревет.
Шашки – вон, казаки! Ногу – в стремя!
Только – лавой! И только – вперед!

Учитель

Кроме пословиц и поговорок существуют казачьи заповеди.  Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали.

Дети читают казачьи заповеди

21 слайд

1.

Служи верно своему народу.

2.

Погибай, а товарища выручай.

3.

Чти старших. Уважай старость.

4.

Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

5.

Будь трудолюбив, не бездействуй.

6.

Береги семью свою и служи ей примером.

Хором

Честь и достоинство казака неси выше своей головы.

22 слайд

Учитель

Мы сегодня с вами расширили  знания  об истории, быте, традициях казаков.

Заканчивая наше мероприятие. я хочу сказать:
Вам, ребята надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, свой город, школу и свою семью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   МариныЦв...

Литературно-музыкальная композиция «Вставай, страна огромная…» (70-летию Московской битвы посвящается)

Литературно -  музыкальная  композиция“Вставай, страна огромная….”(посвященное  разгрому  немецко-фашистскихзахватчиков  под  Москвой)    На  сце...

Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили..." (посвящается блокадному Ленинграду)

Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать  как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать ...

Литературно-музыкальная композиция «Сталинградской битве посвящается…» (5-9 классы)

Литературно-музыкальная композиция «Сталинградской битве посвящается…»  посвящена 77-ой годовщине со дня окончания Сталинградской битвы - 2 февраля 1943г.; предназначена для шк...

Литературно - музыкальная композиция "Обретшим крылья посвящается..."

 Сценарий литературно-музыкальной композиции составлен из лирических произведений на военную тематику, песен патриотического содержания, рассказов о Героях  Великой Отечественной войн...