Классный час " Коллектив и его проблемы"
Цели: формирование понятий «коллектив», «здоровый коллектив»; выявление проблем класса; проведение диагностики сплочённости класса; совместная формулировка цели дальнейшей работы и методов её достижения; воспитание навыков коллективизма. Ход беседы 1. Вступительное слово учителя. У ч и т е л ь. – Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми? – Может ли он всегда быть сам по себе и полагаться только на себя и свои силы? Почему? – Что дают человеку окружающие люди? – Для чего нужен коллектив? – Что такое коллектив? – Всякая ли группа людей может быть названа коллективом? – Что отличает коллектив от простой группы людей? 2. Проведение анкеты. У ч и т е л ь. Представьте, что в каждом предложении речь идет о вашем классе. Если вы согласны с утверждением поставьте рядом с его номером плюс (+), если нет – минус (–), если вы не знаете, как ответить – ставьте вопросительный знак. С п и с о к у т в е р ж д е н и й: 1. Мы стараемся хорошо выполнять дела, полезные всему классу. 2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса. 3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение. 4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности. 5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом. 6. Мы участвуем в предлагаемых делах, если рассчитываем на награду или успех. 7.Классному руководителю с нами интересно. 8. Если классный руководитель нам предлагает, как поступить, он учитывает наши мнения. 9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело. 10. Мы всегда хорошо себя ведём в школе. 11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе. 12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе. 13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят. 14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует. 15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу. 16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого. 17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель. 18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю. 19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами. 20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы. И н т е р п р е т а ц и я р е з у л ь т а т о в: 20 утверждений – это 10 сторон жизни классного коллектива, такие, как: 1–2. Ценность класса. При высоких значениях: ориентация на классный коллектив, активность в классных делах, широкий круг общения в коллективе. 3. Ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции. 4. Уровень творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность. 5. Качество общения. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих. 6. Наличие самооценки. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей. 7. Творчество классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел. 8. Коммуникабельность классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь. 9. Определение статуса классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера. 10. Открытость измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.
У ч и т е л ь: За каждый «+» ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений № 10 и № 20, где 1 балл засчитывается за каждый «–» ответ). За каждый «?» ответ засчитывается 0,5 балла. Баллы по каждому пункту суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100 %. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Учащиеся сдают листки учителю. У ч и т е л ь. Говорят, что счастливым может считать себя человек, который утром с удовольствием идет в школу, а вечером с радостью возвращается домой. Согласны ли вы с таким мнением? Пожалуй, на самом деле мало кто может похвастаться искренним желанием включиться поутру в учёбу. И если вы часто в начале дня ловите себя на мысли: «Как же я не хочу туда идти!» – пора задуматься о причинах такого настроения. – Как вы считаете, почему? Если вас при этом устраивает сама школа, занятия и учебные предметы, получаете хорошие оценки – значит, дело во взаимоотношениях с одноклассниками. – Какие отношения в классе вполне нас устраивают? Каждый выполняет свою часть поручений, к одноклассникам можно обратиться за помощью, учителя хорошо оценивают успехи, поддерживают, направляют и наставляют своих учеников. – Однако почему ученики часто называют свой классный коллектив неприятными словами?
Это происходит в том случае, если личные взаимоотношения в коллективе не складываются. – Какие отношения царят в таком классе? Во многих случаях такие классы отличают наличие нескольких враждующих групп внутри класса, взаимная неприязнь, постоянные ссоры по принципу: «Вот не нравишься ты мне, и все!», и самый распространенный способ их решения – выбор «белой вороны», которая принимает на себя все плохие эмоции окружающих. 3. Проведение работы по выявлению существующих проблем классного коллектива. - Единство.
Встаньте, не разговаривая друг с другом, в одну линию по собственному ощущению единства с классом. Кто чувствует себя полностью единым – встаньте к доске, кто слабо включённым или совсем не включённым – к противоположной стене. Все остальные должны распределиться на линии, соединяющей двух крайних участников – в соответствии с ощущаемой в данный момент степенью единства. – Оказался ли результат неожиданным? – Что вам мешает чувствовать себя едиными с остальными учащимися класса? – Что вы для этого делали? – Что ещё можно сделать? – Как вам могут помочь одноклассники? 2. Доверие. Закройте глаза и представьте, на сколько баллов от 1 до 10 вы можете доверять друг другу. 1 – совсем не доверяете, 10 – можете доверить всё. Не открывая глаз, поднимите соответствующее число пальцев. Держите пальцы до моей команды. Я скажу открыть глаза, когда покажут все. Откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев показывает каждый. – Почему вы поставили именно этот балл? – Что объединяет тех, кто поставил одинаковое количество? – Чья оценка оказалась неожиданной? – Что может изменить класс, чтобы каждый его ученик чувствовал себя более комфортно? – Что же такое хороший коллектив? – Какой он? 4. Работа в группе. Класс делится на 3 группы. 1. Заполните таблицу «Мой классный коллектив».
1. Дружба | | 2. Активность в учёбе | | 3. Взаимопонимание | | 4. Надёжность | | 5.Дружелюбная атмосфера | | 6. Организованность | | 7. Единство взглядов и интересов | |
Оцените каждый пункт по 5 бальной шкале. Совместное обсуждение результатов, обозначение выявленных проблем классного коллектива. - Составление оценочной характеристики класса.
Перечислите достоинства и недостатки нашего класса и заполните белый и черный списки.
+ (Белый список) Наши достоинства | – (Черный список) Наши недостатки | 1 | | 1 | | 2 | | 2 | | 3 | | 3 | | 4 | | 4 | | 5 | | 5 | | 6 | | 6 | |
Обсуждение результатов. 3. Проект «идеальный коллектив».
а) создайте образ идеального класса, опишите его черты в 10 предложениях
Презентация и обсуждение проектов. б) определение цели работы по укреплению класса. Заполните таблицу.
– (Цель-проблема) Избавиться, уменьшить, искоренить | + (Цель-идеал) Обрести, увеличить, развить | 1 | | 1 | | 2 | | 2 | | 3 | | 3 | | 4 | | 4 | | 5 | | 5 | | 6 | | 6 | |
Обсуждение результатов, проработка каждого пункта. – Достижимы ли поставленные нами цели? – Как конкретно можно их достичь? Все предложения записываются на доске в виде плана-календаря работы класса на учебную четверть или учебный год. 5. Итог занятия. Оформление плана-календаря работы класса в виде плаката. Рефлексия. |