ОРИЕНТАЦИЯ РЕБЕНКА-ПОДПОСТКА НА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ
учебно-методический материал (7 класс) на тему
Материал на подительское собрание (лекторий)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientatsiya_podrostka_na_tsennosti.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРИЕНТАЦИЯ РЕБЕНКА-ПОДПОСТКА НА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ
Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом.
Ценностные ориентации – важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Ценностные ориентации подростка формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в индивидуально-психологический мир ребенка. Формирование системы ценностных ориентации представляет собой процесс становления личности, и эта система является средством реализации определенных общественных целей.
Развитые ценностные ориентации – это признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, что особенно заметно у молодого поколения.
Влияние социальной среды на ценностные ориентации. Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей.
Первым институтом социализации для ребенка является его семья. Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.
Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека.
Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и нравственных чувств – патриотизма, чувства долга перед обществом.
Значимую роль при выстраивании системы ценностей играет школа и учитель, который обязан быть носителем и транслятором подлинно гуманистических, конструктивных ценностей и образцом ценностно-самоопределившейся личности.
Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – это не единичная акция, а сложнейшая задача, решение которой предусматривает всеобъемлющую деятельность на постоянной основе. Конечная цель – формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина.
Значимым для подростка институтом социализации является группа сверстников. Сверстники – это группа подростков одинакового возраста. По мере того как увеличивается время, проводимое детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих неоднородно.
Воздействие средств массовой информации на ценностную ориентацию в подростковом возрасте.
К факторам социализации также относятся средства массовой информации. Среда современного подростка в некоторых случаях перевешивает влияние учителей и родителей. Однако и среда человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась. В неё вошли средства массовой информации, которые проникли в различные сферы его жизни. Такие факторы как телевидение, видео, компьютеры и прочие средства массовой информации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении, громадному числу людей обладают огромным воспитательным потенциалом.
Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом деле это совершенно не так!!! От этого они становятся только ограниченнее – в общении, и свободе в целом. Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость. Для большинства подростков Всемирная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не с точки зрения взрослых.
Рассматривая эту проблему, мы провели социальный опрос «Влияние Интернета на жизнь подростка»
Формирование системы ценностных ориентаций подростков является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Проблема должна решаться совместными усилиями всех агентов социализации: семьи, школы, учебных заведений. Невнимание и равнодушие к этой проблеме может привести к ситуации, угрожающей существованию не только современного государства и общества, но и к лишению перспектив существования цивилизации и культуры в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.
В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....
Пропаганда социально значимых норм и ценностей на уроках изобразительного искусства
Интерес к социальной рекламе в обществе растёт. И вовлечение детей (различных возростов) в широкий общественный процесс является замечательной возможностью влияния для изменеия поведенческих моделей в...
САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»
Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель вопло...
Формирование у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности в проектной деятельности.
Для эффективной реализации процесса формирования у старшеклассников отношения к семье как к социально значимой ценности необходимо личностно и глубоко погрузится в тему. Выбор метода проектной д...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
- Мне нравится (1)