Хатынь. Памяти сожженных днревень
презентация к уроку на тему

Кордова Татьяна Александровна

 Хатынь – это символ великой трагедии, той, что на века в памяти сохранится у нас, я думаю надолго, как сохранилась она в сердцах тех, кто пережил всё это, был свидетелем этой страшной и кровавой войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon hatyn.pdf2.13 МБ
Microsoft Office document icon stsenariy_k_slaydovoy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне

«Хатынь. Памяти сожженных деревень»

Цель: познакомить учащихся с неизвестными страницами Великой Отечественной войны, рассказать о подвиге простого народа во время войны.

Слайд 1.  Дорогие ребята! Сегодня мы собрались на урок памяти, на котором поговорим о Хатыни – этом символе великой трагедии, той, что на века в памяти сохранится у нас, я думаю надолго, как сохранилась она в сердцах тех, кто пережил всё это, был свидетелем этой страшной и кровавой войны.

Слайд 2. Пятьдесят километров от Минска. Здесь, справа от шоссе, сложен из чёрных, словно обугленных венцов – брусьев прямоугольник. На нём буквами выведено одно – единственное слово:      Хатынь.

Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.

Слайд 3. Кровавая трагедия этого лесного поселища в 26 дворов произошла 22 марта 1943 года, когда отряд немецких карателей внезапно окружил деревню. Жители деревни ничего не знали о том, что утром того же дня в 6 км от Хатыни партизаны устроили засаду и уничтожили штабную немецкую автомашину вместе с одним из офицеров размещённого в Плещеницах 118-го охранного полицейского батальона вермахта — гауптманом Гансом Вёльке.

 Слайд 4. В ответ был применен принцип общего коллективного наказания, нарушающий все правила и обычаи ведения войны.

Слайд 5. Всё население Хатыни — взрослые, старики, дети — были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Кто успел обуться, а кто и босиком. Тех, у кого старость или болезнь отняли ноги, вели под руки соседи и близкие; а тех, кто ещё не научился ходить, несли на руках.

Слайд 6. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. Каратели подожгли деревню, когда до ниточки, до шерстинки, до зёрнышка очистили каждую хату.  В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Слайд 7. Но остались живые свидетели. Их хоть и мало, но они остались живы. Это - Виктор Желобкович, Антон Барановский, Володе Яскевичу и 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский.

Слайд 8.  Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Его нашли жители соседних деревень, услышавшие о трагедии. Отнесли его к леснику Петру Воронько.

   - Не жилец на белом свете этот человек, ой, не жилец,- горевали, вздыхали женщины, глядя на старого Каминского.

   Он, раненый, искалеченный, с переломанными ребрами, и в самом деле едва дышал, долго не мог с кровати подняться, шагу ступить.

   - Спасу! Будет жить человек! - решительно сказала Мария Наумовна Анисимова, талантливый местный врач.

   И спасла. Вернула его к жизни. Поставила на ноги Иосифа Иосифовича. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. После войны жил в дер. Козыри. До последних дней жизни приходил в Хатынь. Умер в 1973 году. Похоронен  в г. Логойске.

Слайд 9. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» - «Непокоренный человек». Высота скульптуры 6 метров.

Слайд 10. Каким-то чудом удалось выскочить из огня семилетнему Вите Желобковичу. Затрещали, распахнулись ворота сарая. Витя, проворный, смекалистый мальчуган, проскользнул меж людей и со всех ног бросился бежать. Следом - его мать. Скосили, бросили наземь пули женщину. Упал подле нее и Витя. Он прижался к матери, затаился. Фашисты думали, что оба они убиты. А Витя, раненный в руку, тихо лежал возле безмолвной, мертвой матери. Так она дважды дала сыну жизнь: первый раз - когда родила его на свет, второй - когда своей смертью защитила от гибели. Желобкович Виктор Андреевич – воспитывался в детдоме.

Закончил Ремесленное училище. Работал на Станкостроительный завод.  

С 1976 года в  конструкторском бюро точного машиностроения.

Живет и работает в г. Минске. Имеет дочь, внучку.

Слайд 11. Одному из выживших жителей Хатыни — Антону Барановскому — 22 марта 1943 года было 12 лет. Он был ранен в обе ноги, когда убегал из огненного ада. Кусая губы от боли, он потихоньку отползал, отползал, пока сугроб у забора не скрыл его. Там и подобрали его добрые люди, вылечили. Барановский Антон Иосифович воспитывался в детдоме.

Жил в Минске. Трагически погиб в 1969 году.

Слайд 12. Володе Яскевичу было тогда тринадцать. И над ним смилостивилась судьба. Когда гитлеровцы стали сгонять людей в овин, он незаметно выскочил со двора и, прячась в садах, в огородах, выбежал в поле. Володю заметили. Просвистела пуля над головой, а он - в яму. Там прежде был картофельный бурт. Представляю, как фашист, стрелявший в Володю, хвастал: "Видали, какой я меткий стрелок! Одним выстрелом на таком расстоянии свалил мальчишку!" А Володя, затаившись, сидел в яме, пока не стихли рыдания и крики, пока не прекратилась стрельба. Когда гитлеровцы уехали в Плещеницы, он бросился в Хатынь. Деревня была вся в огне. Прикрывая свиткой лицо, голову, бежал он по безлюдной, пустынной улице к своей хате. Но ее уже не было, она сгорела. Ни единой живой души в Хатыни. Яскевич Владимир Антонович – воспитывался в  детдоме. Закончил ремесленное училище № 9  по специальности - токарь. Работал на Минском автозавод.  Прошел путь от токаря до мастера цеха. В 1993 году ушел на пенсию. Живет в дер. Козыри, Логойского р-на.

Имеет дочь, внучку, внука и правнука.

Слайд 13. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения,  нацистами  на оккупированной территории СССР. Этот памятник, построенный жителями соседних селений, стоял на могиле жителей Хатыни до 1964 г.

Слайд 14. В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны, в январе 1966 года было принято решение о создании в мемориального комплекса «Хатынь». В марте 1967 года был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. .Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года.

Слайд 15. Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребенком на руках.

Слайд 16. Справа от скульптуры - символическая крыша сарая, где были сожжены местные жители.

Слайд 17. Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём.

Слайд 18. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни.

Слайд 19. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Каждый обелиск увенчан  печально звенящим колокол. 

Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.

Слайд 20. На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень». «Кладбище деревень» - 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня — это сама Хатынь).

Слайд 21. Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.

Слайд 22. Ещё один мемориальный элемент комплекса — «символические деревья жизни», на ветвях которых в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены оккупантами вместе с жителями, но восстановлены после войны.

Слайд 23. Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.

Слайд 24. Когда-то в Хатыни было 4 колодца…Теперь на их месте - символические колодцы.

Слайд 25. Также увековечено место сожжения жителей деревни. Над братской могилой Венец Памяти со словами обращения погибших к живым

Слайд 26. Без слов.

Слайд 27. На территории мемориала также находится мемориальный элемент «Вечный огонь» На квадратном траурном постаменте в трёх углах расположены три берёзки. Вместо четвёртой горит вечный огонь — в память о каждом четвертом погибшем жителе Белоруссии.

Слайд 28. О Хатыни для детей написано совсем немного книг. Оно и понятно: уж очень страшная там произошла трагедия.

Но мы должны помнить о ней. Все, но особенно вы, дети. Должны помнить, чтобы этот ужас опять не повторился.

Давайте, ещё раз вернёмся к тем страшным событиям и убедимся, что мы запомнили всё.

Слайд 29. Викторина

 Слайд 30. Мемориальный комплекс «Хатынь» включён в государственный список историко-культурного наследия. В 2004 году была проведена реконструкция комплекса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хатынь - наша боль и наш гнев

Разработка внеклассного мероприятия. посвященного страницам истории Великой Отечественной войны...

По ком звонят колокола Хатыни

          Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Вели...

"Сожжение Москвы"

Автор материала (ФИ) Матушкина АлинаКласс5 классУчитель (ФИО) Подстречная Евгения АнатольевнаОбразовательное учреждение МКОУ «Голухинская средняя общеобразовательная школа»Название материала «Со...

Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция

1.    знакомство учащихся с трагедией мирного населения пос. Михизеева Поляна Мостовского района Краснодарского края 13 ноября 1942г., число жертв которой превышает печально извес...

Сценарий вечера памяти "Гудят колокола Хатыни"

Приближается  70 - летие Победы в Великой Отечественной войне. праздника со слезами на глазах.  Вечер памяти "Гудят колокола Хатыни" напоминает о зверской  расправе гитлеровских фашисто...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, посвященного 76-летию ОСВОБОЖДЕНИЯ ВЯЗЬМЫ от немецко - фашистских захватчиков «Танго сожженной Вязьмы»

1 Ведущий: В этом году мы отметили 76-лет со дня освобождения Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков. Великая Отечественная война стала самым тяжелым испытанием для нашего народа за всю его ист...

Час памяти "Хатынь"

Внеклассное мероприятие "Хатынь"...