Сценарий вечера памяти "Гудят колокола Хатыни"
материал на тему
Приближается 70 - летие Победы в Великой Отечественной войне. праздника со слезами на глазах. Вечер памяти "Гудят колокола Хатыни" напоминает о зверской расправе гитлеровских фашистов с жителями белорусской деревни Хатынь. Рекомендуя сценарий к постановке на школьной сцене, советую подойти к нему творчески, самим поискать дополнительные исторические и поэтические материалы, подумать о формах подачи тех или иных сцен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vechera_pamyati_gudyat_kolokola_khatyni.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий вечера памяти
«Гудят колокола памяти»
(музыка «Воспоминание» М.Таривердиева из к/ф «Семнадцать мгновений весны»)
На сцене 4 ведущих
1-ый: Слышали вы в Хатыни
Траурный перезвон?
Кровь от ужаса стынет,
Только раздастся он.
Кажется ты в пустыне,
Выжжено все дотла –
В той, военной Хатыни
Плачут колокола.
2-ой: Скорбная тишина. Она годами хранит и гул яростного огня, и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и гневные проклятия замученных, и захлеб автоматов, и стоны умирающих от пуль.
3-ий: Как суровое напоминание потомкам, хранит Хатынь печаль и тоску погибших. «Люди, берегите жизнь, заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо от гари страшных пожарищ, и никогда больше не допустите такого!» (Приглушенный удар колокола, ему вторит второй, третий).
(На фоне музыки П.И.Чайковского «Первый концерт для фортепьяно с оркестром» - 1 часть)
4-ый: Слушайте, люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни.
Новая группа ведущих
5-ый: Хатынь – это суровая народная память. Хатынь – это бронза, камень, безмерная людская скорбь…
6-ой: Название этой белорусской деревни значилось когда-то только на картах-десятиверстках и, кроме жителей соседних сел. Мало кому было известно.
7-ой: Но само слово «Хатынь» стучит пеплом в сердца миллионов людей. Хатынь стала в ряд главных обвинителей фашизма и войны.
(На фоне песни А.В.Александрова и В.И.Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная»)
8-ой: Орудийные залпы, надсадный рев бомбовозов, пронзительные пулеметные очереди взорвали утреннюю тишину 22июня 1941 года. В первые же минуты война прямой наводкой ударила по белорусским городам и селам, пороховым дымом и копотью пожарищ окутала голубизну озер и нежный изумруд рощ.
5-ый: Три года длились черные дни оккупации Белоруссии. 440 тысяч народных мстителей вместе с подпольщиками боролись с лютым врагом.
6-ой: Идут ребята, мужики,
Детишки, бабы, старики.
Идут подростки и девчата,
Горят их хаты,
Горит земля,
Леса с травой,
Огонь гуляет круговой,
Поля пылают.
Боже мой!
Огонь , как мост, встает до звезд!
Звонят, звонят колокола.)
Тревога землю обняла…
И от села и до села
Встает народ. (Музыка смолкает)
7-ой: Все человечество слышит колокольный звон Хатыни.
(Звучит музыка И.-С. Баха «Прелюдия ми минор» -на музыкальном фоне ведущий продолжает)
Трагедия произошла 22марта 1943года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стояла в низине между песчаных холмов, в окружении задумчивого бора. (Музыка смолкает)
8-ой: Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин, они еще ничего не знали. Но им уже был вынесен смертный приговор.
5-ый: За то, что они белорусы – советские люди, за то, что хотели жить в своем родном Отечестве без фашистского «нового порядка».
6-ой: Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. А тех, кто пылающим факелом вырывался из огня, расстреливали в упор.
7-ой: Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда несет его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в ее глазах.
8-ой: А ей казалось, что сынок все понимает, что он тоже чует неминучую беду, потому так прижался к ее груди, притаился под платком.
5-ый: Ах, горюшко, горе, сыночек родной!-
Сухими губами шептала, -
А может, не станут они над тобой
Глумиться? Ты прожил так мало!
Не видел, как вишня весенней порой,
Как груша в саду расцветали;
Не слышал, как трубно кричат журавли,
Как годы пророчит кукушка,
Не знаешь ты запахов талой земли
И теплой коры на опушке;
Ни разу еще не промчался верхом
За ветром вдогонку в ночное,
Не ел, согреваясь под осень костром,
Печеной картошки с золою.
Ну хоть бы одни истоптал сапоги,
Прочел бы хоть первую книжку…
Ты слышишь, наш татка, приди, помоги!
Спаси не меня – так сынишку. (пауза)
6-ой: Нет! Никто не смог спасти маленького и еще 75 таких, как он.
7-ой: В тот же день в эту жуткую братскую могилу легло еще 149 человек.
(Выходят новые 4 чтеца)
1-ый: Две девочки из семей Климовичей и Федоровичей спаслись и доползли по серому весеннему снегу к лесу. Обожженных, еле живых их подобрали жители деревни Хворостени. Однако и здесь повторилась трагедия Хатыни.
2-ой: Головорезы фашистского палача Дирлевангера, свирепствовавшие в Белоруссии, сожгли и эту деревню вместе с людьми, а детей побросали в колодец.
1-ый: Из всех хатынских детей только Саша Желобкович, Антон Барановский и Володя Яскевич остались живыми. Обойдя цепь карателей, они нашли спасение в партизанском лесу.
4-ый: И теперь, много лет спустя, Александр Петрович Желобкович вместе с женой, сыном и дочкой часто приходят на место былой своей хаты…
2-ой: (На фоне музыки И.С.Баха «Прелюдия соль минор»): В душе не надеясь уже на ответ,
Спросил у нахмуренных сосен:
-Где мать и отец мои? Живы иль нет?
Что стало с сестричкою Зосей?
Провыл, потревожил вечернюю стынь
В урочище волк одинокий.
И тихо в лесу.
Так молчала Хатынь…
Свети ему, месяц высокий,
Средь бора дорогу ему укажи,
Которой он хаживал прежде,
Мальчишка шагает,
Мальчишка бежит
Навстречу последней надежде. (Музыка смолкает)
3-ий: Восьмилетняя Лена Яскевич, заметив карателей на улице, через окно выскочила во двор. Она бежала в лес, чтобы предупредить отца. Вот уже и лес рядом. Тут-то ее и заметили фашисты. Они стали стрелять в девочку. А она, проворная, то за кустиком скроется, то в борозду упадет – никак в нее не попасть.
4-ый: Тогда один долговязый фашист бросился вдогонку. Догнал, выстрелил.
3-ий: И произошло это на глазах отца. Сперва он стоял, онемев, потом бросился к своей дочурке.
1-ый: «Ленка, Лена, родименькая, не умирай!» склонился, взял ее на руки, прижал, окровавленную, к груди. Она уже не дышала, а он все твердил: «Лена, доченька, не умирай!..»
3-ий: Умерла Лена у него на руках. Он положил ее возле куста ракиты, а сам с топором ринулся на фашистов.
4-ый: Они, тренированные профессиональные убийцы, скрутили Ивана Яскевича и поволокли к овину. А в овине – полно людей: мужчин, женщин, стариков, грудных детей и подростков. ( Проецируется фотография И.И.Каминского)
Новая группа ведущих
1-ый: А из взрослых жителей Хатыни остался один. Из мертвых воскрес он в тот жуткий день. Иосиф Иосифович Каминский чудом выкарабкался в то мартовское утро из-под обломков пылающего сарая к умирающему, прошитому пулями суну. Потеряв сознание, он уже не видел и не мог увидеть , как догорал овин, как догорали в том овине дети, догорали их отцы и матери, деды и бабушки. Догорала жизнь Хатыни…
2-ой: Вот какой след оставили после себя фашистские каратели. (Проецируется фотография сожженной Хатыни)
3-ий: Боль ее, боль ее
Через наши сердца
Долетит до грядущих веков:
- Я, Ядвига,
Учительница села,
Хлебороба хатынского дочь,
Здесь подпольно с детьми я уроки вела
Каждый раз, как спускалася ночь,
Чтоб предатель и враг-чужеземец не знал,
Не глумился кроваво над нами.
Первоклассник в тот год в моей школе читал:
«Никогда мы не будем рабами…»
4-ый: Люди погибали, но не покорились… деревушка Хатынь…В чем же вина твоя, что оккупанты за тысячу километров пришли, чтобы полонить тебя, разграбить и сжечь вместе с людьми?
(На экране – хатынская улица. Звучит музыка И.С.Баха «Прелюдия ми минор»
1-ый: Хатынская улица… Никогда ее не огласит смех детворы, никогда там не зацветут подсолнухи и мальвы.
2-ой: На этих двориках никто не посадит, никто не вырастит сада.
3-ий: На этой лавочке никто не присядет на вечерней зорьке, не прижмет к груди любимую, не погладит по головке сына или дочку.
4-ый: В этой деревне никогда не будет ни свадеб, ни родин, не будут играть гармошки, скрипки, не послышатся песни.
1-ый: В этом колодце никто и никогда не зачерпнет воды, не утолит жажду в знойный день… (Музыка стихает)
2-ой: Хатынь – памятник всем 296 деревням, уничтоженным фашистами на территории Белоруссии. В каждом бетонном дворе – колокол. (Проецируются колокола Хатыни)
Примолкнет звон у бывшей хаты крайней,
Но над другой плитой откликнется печально.
И вдруг призывом этот звук
Пройдет до дрожи в теле:
«Не забывайте наших мук,
Мы жить, мы жить хотели!»
Так день и ночь печаль и гнев
Блуждают по долине над скорбным звоном в вышине
Лишь отзвук журавлиный.
3-ий: Колокола звонят, звонят… (Перезвон колоколов) Хатыни звон – не прощальный звон, не смиренный звон, а набатный звон! (Фотография «Кладбище деревень») Об этом говорит, об этом кричит «Кладбище деревень» Хатыни. (Музыка стихает) . Там горит Вечный огонь – символ неугасимости жизни, символ нашей любви к Родине.
4-ий: А те три березки? Почему их именно три глядят на Вечный огонь? Да потому, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб, сгорел в адском пламени войны.
1- ый: Три березки – тоже символ. Три березки – глубокий след, жгучее напоминание о войне.
У Хатыни, где камни поседели от горя,
Срубы хат домовинами братскими стали.
Где смерч огненный выпил всю воду в колодцах,
Где из аистников аисты безвозвратно
В теплый край улетели, -
Три березки шумят под ветрами, дождями,
Три березки четвертую вспоминают.
Какой стройной была она,
Неугомонной щебетуньей весной,
Веселухой, певуньей,
Как она партизан прикрывала и грела,
Как поила их соком, провожала в походы,
Как порой заслоняла их от пуль беспощадных…
2-ой: Три березы шумят над годами, над жизнью,
Три березы четвертую вспоминают.
Если встать бы могла она из пепелища,
Поглядеть на родные земные просторы
И порадоваться снова мирному небу,
Услыхать, как звенят жаворонки над житом,
И обмыть свои листья росою обильной!..
Три березы шумят под зарею румяной,
Три березы четвертую вспоминают.
3-ий: Погибла Хатынь! Но на том месте, где она была, раскинулся величественный мемориальный комплекс – память о людях, которые здесь жили, которые приняли смерть от немецко – фашистских захватчиков. (Фотографии мемориального комплекса)
4-ый: Как символ непокоренного человека в центре мемориала поднялась фигура мужчины в расстегнутой обгоревшей рубашке с мертвым ребенком на руках. Он смотрит вдаль. И его разметанные ветром на руках. Он смотрит вдаль. И его разметанные ветром волосы похожи на серый клок дыма.
1-ый: Бывало. Что и он, Иосиф Каминский, остановится позже этой бронзовой фигуры, постоит, покачает седой головой и тихо скажет: « Люди… Дорогие мои… Это я. А это – мой сын, мой Адасик…» покажет рукой на черную бронзу и умолкает: душат его слезы, спазмы сжимает горло.
(Звучит музыка Э.Грига «Смерть Озе»)
2-ой: Хатынь – это бронза и камень.
3-ий: Хатынь – это безмерная людская скорбь!
4-ый: Хатынь – это памятник всем пепелищам нашей земли!
1-ый: Запомните золотые слова, высеченные на белом мраморе «Стены памяти!»
2-ой: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу. И вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле, чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»
3 – ий: И есть еще слова на «Стене памяти» - наш ответ хатынцам: «Родные наши, в печали великой, склонив головы, стоим перед вами. Вы не покорились лютым убийцам в черные дни фашистского нашествия, вы смерть приняли, но огонь сердец ваших, вашей любви к Родине вовеки неугасим. Память о вас у нас навсегда, как бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце над нею!»
(Музыка смолкает)
4-ый: Отступает с годами горе… но мы не можем, не имеем права забыть про деяния фашистов.
1-ый: Это они оставили кровавые незаживающие следы.
2-ой: В Польше – Майданек и Освенцим, во Франции – Орадур.
3-ий: в Чехословакии – Лидице, в России – Красуха.
4-ый: На Украине – Бабий Яр, в Литве – Пирчупис, в Белоруссии – Хатынь!
(Музыка звучит громче. Перезвон колоколов)
Музыкальное сопровождение:
1)музыка «Воспоминание» М.Таривердиева из к/ф «Семнадцать мгновений весны») – 2-3мин.
2) (Приглушенный удар колокола, ему вторит второй, третий).
(На фоне музыки П.И.Чайковского «Первый концерт для фортепьяно с оркестром» - 1 часть) – 2-3 мин.
3)На фоне песни А.В.Александрова и В.И.Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная») – 1куплет
4) (Звучит музыка И.-С. Баха «Прелюдия ми минор» -на музыкальном фоне ведущий продолжает) - 5 мин.
5) Звучит музыка Э.Грига «Смерть Озе») -5мин.
Видеосопровождение: Презентация «Хатынь»
Сценарий разработан на основе материалов Р.Черненькой и Г.Федух, педагогов Волковинецкой школы – интерната Хмельницкой области. Они собрали большой фактический материал, напечатанный в ж. «Юность» (1978г.), что и помогло создать впечатляющую картину трагических дней Хатыни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По ком звонят колокола Хатыни
Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Вели...
По ком звонят колокола Хатыни
Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны. Необходимо заранее выбрать 4х шко...
Классный час "Колокола Хатыни"
Материал классного часа рассказывает о трагедии белорусской деревни Хатынь,сожжённой вместе сжителями во время Великой Отечественной войны....
Мероприятие "По ком звонят колокола Хатыни"
Мероприятие приурочено к 10 летию Победы над фашистской Германией и посвящено погибшим мирным жителям на территории Смолеской области....
Воспитательное мероприятие "Колокола Хатыни"
Материал для 6-9 классов.Содержит эмоциональный патриотический материал по истории Великой Отечественной войны о зверствах фашистов....
Информационный час "Колокола Хатыни"
Данный информационный час рассчитан на детей среднего школьного возраста.Цель: формирование системы взглядов, поведения, ценностных ориентаций, гражданских приоритетов воспитанников, развитие пат...
Колокола Хатыни (анализ «Хатынской повести» Алеся Адамовича).
Задачи урока:Образовательная: выявить нравственные и философские проблемы произведенияРазвивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; ...
Комментарии
Спасибо за интересный
Спасибо за интересный материал!