модель воспитания и социализации обучающихся основной школы
материал (6 класс) на тему

Иванова Светлана Витальевна

В данной модели социализации содержится

Аннотация

 

1. Модель социализации обучающихся основной школы

  1.1.   Пояснительная записка    

  1.2.   Цели и задачи модели социализации  детей основной школы

  1.3.   Мотивация и условия реализации модели

  1.4    Содержание модели социализации детей основной школы

  1.5.   Прогнозируемые результаты

2. План воспитательной работы на 2016-2017 год с учетом требований ФГОС.

  2.1.  Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год

2.2.        Целевые ориентации в воспитании (общешкольные)

2.3.        Задачи воспитательной работы с учащимися 6а класса

2.4.        Психолого-педагогическая характеристика класса

2.5.        Сведения об учащихся. Информация о состоянии здоровья (Социальный паспорт 6а класса)

2.6.        Список совета родителей класса. План работы совета родителей класса

2.7.        Содержание плана (изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе, индивидуальная работа с учащимися, работа с родителями, классные и общешкольные дела)

2.8.        Педагогические наблюдения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Аннотация………………………………………………………………...............3

1. Модель социализации обучающихся основной школы……………….........7

  1.1.   Пояснительная записка    …………………………………………………7

  1.2.   Цели и задачи модели социализации  детей основной школы ……….. 8

  1.3.   Мотивация и условия реализации модели……………………….............9

  1.4    Содержание модели социализации детей основной школы………...…12

  1.5.   Прогнозируемые результаты……..……………………………………...18

2. План воспитательной работы на 2016-2017 год с учетом требований ФГОС.

  2.1.  Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год

  1. Целевые ориентации в воспитании (общешкольные)……………….....19
  2. Задачи воспитательной работы с учащимися 6а класса………………..20
  3. Психолого-педагогическая характеристика класса………………….....22
  4. Сведения об учащихся. Информация о состоянии здоровья (Социальный паспорт 6а класса)
  5. Список совета родителей класса. План работы совета родителей класса
  6. Содержание плана (изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе, индивидуальная работа с учащимися, работа с родителями, классные и общешкольные дела)
  7. Педагогические наблюдения.

                                                     

Аннотация

            Данная модель составлена с учетом следующих нормативных документов:

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря  2012 г. № 273-Ф3;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Устав школы;

- Воспитательная программа  МОУ «Красногорская СОШ №2»

- Положение о классном руководстве;

- Должностные и функциональные обязанности классного     руководителя.

-Учетом требований ФГОС нового поколения

Она приобщает подростков и обучающихся на среднем этапе обучения к основным ценностям мировой культуры и культуры страны,  нашей республики; помогает овладеть теми способами решения проблем и принятия правильных решений, которые пригодятся им в жизни. Большое внимание уделяется сохранению здоровья и обеспечению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Решение задач воспитания и социализации школьников наиболее эффективны в рамках внеурочной деятельности  по 5 направлениям: «Духовно - нравственное», «Спортивно-оздоровительное», «Социальное»,  «Общеинтеллектуальное», «Общекультурное».

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основные задачи:

•        формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

•        использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

•        развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Данное направление реализуется  через участие в спортивно-оздоровительной деятельности.

          По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья, выпускаются газеты.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в  обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Основные задачи:

•        формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

•        укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

•        формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

•        формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

•        принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;

•        развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

•        формирование основ российской гражданской идентичности;

•        пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

•        формирование патриотизма и гражданской солидарности;

•        развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

По итогам работы в данном направлении  проводятся коллективные творческие дела, концерты.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основными задачами являются:

•        формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

•        формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

•        становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

•        формирование основы культуры межэтнического общения;

•        формирование отношения к семье как к основе российского общества;

•        воспитание у  школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

       По итогам работы в данном направлении  проводятся конкурсы, защиты проектов, участие в акциях.

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Основными задачами являются:

•        формирование навыков научно-интеллектуального труда;

•        развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

•        формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

•        овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования  и основного общего образования.

Данное направление участием учащихся в предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях.

По итогам работы в данном направлении  проводятся защита проектов, участие в конкурсах во время предметных недель.

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основными задачами являются:

•        формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

•        становление активной жизненной позиции;

•        воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Данное направление реализуется  через посещения учреждений культуры, участие в фестивалях, выставках, концертах на уровне школы.

                 

        Таким образом, такие направления в работе с классным коллективом создают условия для повышения качества образования, обеспечивают развитие личности обучающихся, способствуют самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.

     Данная система реализуется с 2015 года. Модель социализации представляет три уровня результатов внеурочной деятельности. Для получения положительных результатов важен личный пример педагога, так как воспитать культурного, духовно-нравственного и образованного человека может только учитель и воспитатель нравственный и любящий свою работу, родину и детей. Для достижения первого уровня результатов особую роль играет взаимоотношение обучающихся с классным руководителем и учителями-предметниками. Большая работа проводится по направлению духовно-нравственного воспитания, так как семья и семейные отношения, роль православия в современном мире формируют у ребенка взгляд на весь мир и на все события, происходящие вокруг нас. Посвящено этому достижению результатов много классных часов, часов-общений, родительских собраний, индивидуальных работ с обучающимися и родителями, экскурсий по нашему поселку и знакомство с историей памятных мест.

     Для достижения второго уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие обучающегося с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Постоянно проводятся анкеты-опросы, беседы по проблемам и пути их решения, диагностика сформированности у учащихся УУД в начале и в конце учебного года. Общешкольная ежегодная патриотическая игра «Зарница», семейные праздники и поход в конце учебного года помогает применить полученные знания на практике, выделить положительные и отрицательные моменты. Именно такие мероприятия направлены на сплочение коллектива, умению вести себя в обществе правильно и общаться со своими сверстниками и взрослыми. Воспитание культурного ученика, показывающего это своим поведением, общением и деятельностью понадобится и во время дежурства класса в классе и по школе в старших классах в течение недели. Позитивное отношение к здоровью, культуре, к родному краю, труду, природе и друг другу осуществляется с помощью классных часов, общешкольных линеек, бесед, творческих конкурсов, экскурсий, праздников, конкурсов, круглых столов, дискуссий.

       Третий уровень достижения результатов запланирован к концу основной школы, когда дети будут готовы жить и взаимодействовать с социальными субъектами за пределами школы, самостоятельно решать проблемы и выбирать правильные решения в жизни. Обучающийся должен стать личностью, готовой к жизни в современном мире, уметь строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими.

        Все виды деятельности осуществляются с учетом их возрастных особенностей, психологического состояния обучающихся и их здоровья. К концу основной школы обучающийся должен овладеть элементарными навыками самообразования, контроля и самоконтроля.

Пояснительная записка.

            Актуальность.

          Длительное время приоритет в образовательной школе отдавался процессу обучения. Сегодня остро встал вопрос о воспитании школьников, так как именно воспитание вводит ребенка в процесс социализации в обществе. Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только успешно обучающегося и образованного, но и воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Основная задача школы – помочь ребенку реализовать свои возможности, для этого между педагогом и ребенком необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создали условия для его самодвижения. Именно к этому я стремлюсь в своей работе.  

                   Принципы воспитания: воспитание потребности строить жизнь на основе духовно-нравственного отношения; гуманистическая направленность воспитания; природосообразность; культуросообразность; деятельностный подход; целостность учебно-воспитательного процесса. Личность, готовая к успешной социализации должна: иметь активную жизненную позицию; уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения; видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению трудностей; уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты; владеть коммуникативными навыками ведения диалога, корректного поведения в ситуации конфликта.

   

     

Цели и задачи модели социализации обучающегося основной школы.

  Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 На основе цели были сформулированы задачи:

1. Добиваться приобщения детей к поиску смысла жизни, анализировать свою жизнь, смысл своей жизни, формировать привычку к духовному осмыслению происходящего в твоей жизни с тобою.

2. Раскрыть творческую индивидуальность личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи.

3. Успешно способствовать повышению роли ученического самоуправления в классе.

4.Желание познавать себя, свои способности, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся.

5. Быть гуманным в отношениях с учащимися и  взрослыми, привить любовь к Отечеству.

6. Активизировать участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.  

Считаю, главной оценкой эффективности функционирования воспитательной системы обязательно должны быть следующие критерии:

  1. Сформированность классного коллектива;
  2. Уровень воспитанности учащихся;
  3. Сформированность правил норм жизни в коллективе;
  4. Стремление к успешности.

                   

Мотивация и условия реализации модели.

           А.С.Пушкин еще 200 лет назад говорил, что все беды России происходят по одной причине – по причине отсутствия воспитания. А воспитание всегда отставало от обучения. Но как история показывает, развивать интерес к учению без воспитательной поддержки оказалось невозможным. Поэтому воспитание не может осуществляться беспорядочно, нужна четкая и ясная воспитательная программа. В нашей школе мы уже третий год составляем свою модель социализации для классного коллектива основной школы в рамках воспитательной программы школы и с учетом ФГОС. Мне очень нравится высказывание: воспитание - это максимальное развитие личности в «разумно организованном обществе». Из этого следует, что целью воспитания становится личность, а главным средством воспитания - «разумно организованное общество». Я как классный руководитель пытаюсь создать в доверенном мне классе это «разумное организованное общество», то есть  жить и учиться  по правилам и законам порядочных людей. Хорошие взаимоотношения, которые влияют на развитие личности, ее нравственное, духовное становление складываются в классном коллективе.  Именно классный руководитель должен создать в классе благоприятный психологический микроклимат и творческую атмосферу для раскрытия, самореализации ученика как личности. Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья - школа».   

            Наше образовательное учреждение работает в режиме первой смены, поэтому внеурочная деятельность обучающихся  организована, в основном, во второй половине дня. Школа, Музыкальная школа, Дом творчества, студия английского языка предлагают  детям кружки (Танцевальный кружок, Китеж, Вышивка, Крепыш, Английский язык и тд.), различные конкурсы и традиционные мероприятия. Все это мотивирует детей к самораскрытию и самореализации.  

          Никакой воспитатель не сможет заставить уважать товарища по классу принуждением, но организовать в классе дело, чтобы собрать всех вместе, ему  по силам. Поэтому я всеми возможными путями стараюсь создать условия самореализации и самораскрытия каждого ученика. Благодаря нашим замечательным учителям ученики класса способны показывать хорошие результаты на научно-практических конференциях и на различных конкурсах в школе и в районе. Я согласилась в процессе своей работы как классного руководителя с мнением Сухомлинского, что воспитать ответственность без духовной работы самого ребенка, без его собственных усилий, воспитать принуждением - невозможно. Воспитание есть, прежде всего, самовоспитание. Надо воспитывать не поведение, а мотивы, то есть внутренние намерения, не сознание, а потребностно - мотивационную сферу ребенка. Самый воспитанный тот ученик, кому и в голову не придет мысль опоздать, солгать, вырвать страницу из дневника, ударить, украсть, как бы ни была трудна жизненная ситуация. У него в психике нет таких установок как способов выхода из трудной ситуации. Ребенка не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть, более того, каким мы хотели бы его видеть. Надо искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, прежде всего, должен сам ребенок. Самое  главное  приобретение,   которое  необходимо  сделать обучающемуся  в   период  школьного ученичества - это чувство собственного достоинства, веру в себя, что он  знает, умеет и способен. Ребенок перестает чего-то хотеть, когда понимает, что он  «Не может, Не способен  этого достичь». Он должен чувствовать себя «окрыленным» при выполнении любого дела, поэтому модель социализации назван «Крылья». Мне, как классному руководителю, хочется дать детям эти «крылья», чтобы в жизни они были успешными и способными, верили в свою силу.

 В этом помогает самая главная форма внеклассной воспитательной работы - классный час. Ведь классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. Наряду с этим проводятся постоянно беседы, игры, конкурсы и праздники. Очень важную роль в воспитании и становлении ученика как личности играет также контакт с родителями.  

         Главной задачей классного руководителя  обучающихся основной школы является, таким образом, создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков и побуждение мотивации к активной деятельности во внеурочное время.  

         

Содержание модели социализации детей основной школы.

          Данная модель социализации обучающихся основной школы рассчитана на 5-9 классы. Основываясь на основные направления воспитательной работы классных руководителей образовательного учреждения, мною были определены шаги реализации воспитательной системы «Крылья» по блокам.

                                    5 класс «Я и школа»

Задачи данного этапа:

1. Знакомство школьников с основами коллективно – творческой деятельности и формирование начальных умений ее организации;

2. Развитие навыков культуры умственного труда;

3. Адаптация обучающихся к новым условиям учебы;

4. Вовлекать родителей в воспитательную деятельность.

Формы и методы работы: беседы, праздники,  акции и проекты, посещение выставок, родительские собрания, конкурсы, концерты, диагностика УУД и анкетирование обучающихся, уроки творчества, профилактические беседы, исследование межличностных отношений, работа на прикрепленной территории, «Костер дружбы».

Тематика классных часов: «Я и мои таланты», «Наши поручения»,  «Умную речь хорошо и слушать» (урок вежливости), Инструктажи и беседы по ПДД, противопожарной безопасности, «Безвредного табака не бывает» (лекторий), “Всему начало – отчий дом” (круг общения совместно с родителями), “Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!” (беседа с элементами игры), «145-лет любимой школе», «Я-ученик основной школы».

          Формы и методы работы с родителями:

1.Знакомство с родителями и изучение ситуаций в семье;

2. Индивидуальные беседы с родителями;

3. Родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости,

посещаемости учащихся, обсуждению хозяйственных вопросов;

4. Заседания родительского комитета;

5. Тематические родительские собрания, направленные на решение проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей, например:

− «Ваш ребенок в 5 классе»

− «Помощь родителей в адаптации 5 -ка»

- «На пороге лета»

6. Анкетирование родителей и изучение семей обучающихся;

7. Совместные мероприятия с детьми и родителями.

          Работа с педагогами:

− систематическое посещение уроков класса;

− осведомление учителей предметников о состоянии здоровья учащихся;

− знакомство учителей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье отдельных обучающихся;

− индивидуальные беседы ученика и классного руководителя для решения возникающих проблем;

− выяснение у учителей - предметников причин снижения результативности

работы того или иного ребенка, если таковое имеет место;

− тесное сотрудничество с социальной службы школы.

           Работа с обучающимися:

1.Участие в конкурсах и выставках детского и семейного творчества;

2. Анкетирование детей, изучение их семей;

3. Внеклассные мероприятия;

4. Экскурсии по поселку;

5. Совместный поход с родителями и детьми, военно-патриотическая игра Зарница, Масленица, семейный праздник.

                                         6 класс «Я и семья»

          Задачи данного этапа:

1. Формирование любви и уважения к членам своей семьи и классного коллектива;

2. Раскрытие духовных основ культуры, воспитание у обучающихся чувства прекрасного, формирование эстетических вкусов и идеалов;

3. Развитие ученического самоуправления в классе, воспитание доброго и вежливого гражданина, сына (дочери).

          Формы и методы работы: беседы, праздники,  акции и проекты, выставки, родительские собрания, конкурсы, концерты, диагностика и анкетирование обучающихся.

          Тематика классных часов:

«Как быть успешным в жизни», «Я и моя семья»,  «Моя семья», «Мамам России посвящается…», «Обзор статей газеты «Добрая дорога детства»»,  «Сыны Отечества – защитники земли русской» «Я и моя республика», «Мой характер, мои способности», «Прости, поверь, и я открою дверь…» .

          Формы и методы работы с родителями:

1.Посещение семей;

2. Индивидуальные беседы с родителями;

3. Родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости,

посещаемости учащихся, обсуждению хозяйственных вопросов;

4. Заседания родительского комитета;

5. Тематические родительские собрания, направленные на решение проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей, например:

− «Причины правонарушений в подростковом возрасте»

− «Знаем ли мы друг друга?»

6. Анкетирование родителей и изучение семей обучающихся;

7. Совместные мероприятия с детьми.

          Работа с педагогами:

− систематическое посещение уроков класса;

− осведомление учителей предметников о состоянии здоровья учащихся;

− знакомство учителей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье отдельных обучающихся;

− индивидуальные беседы ученика и классного руководителя для решения возникающих проблем;

− выяснение у учителей- предметников причин снижения результативности

работы того или иного ребенка, если таковое имеет место;

− тесное сотрудничество с психологом школы.

           Работа с обучающимися:

1.Участие по возможности  в конкурсах и выставках детского и семейного творчества;

2. Анкетирование детей, изучение их семей;

3. Внеклассные мероприятия;

4. Экскурсии по поселку;

5. Совместный поход с родителями и детьми, военно-патриотическая игра Зарница.

                                  7 класс «Я и здоровье»

          Задачи: 

1. Формирование негативного отношения к вредным привычкам;

2. Воспитание любви к спорту, физической культуре;

3. Пропаганда ведения здорового образа жизни.

          Формы работы: беседы, конкурсы, акции, походы, игры, организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение бесед по здоровому образу жизни, безопасному поведению.

        Тематика классных часов:

1. «Спорт – ты жизнь!» (актуальным ли остается вопрос о ведении здорового

образа жизни);

2. Темперамент и мой характер;

3. Как выйти из эмоционального кризиса;

4. Осанка, рост;

5. О питании.

       Работа с родителями и с педагогами продолжается по такой же схеме, что и в 6 классе.

         Работа с детьми:

- Участие в спортивных мероприятиях;

- Посещение детьми спортивных секций и кружков;

- Участие в акции «Спорт как альтернатива  вредным привычкам»;

- Участие в Зарнице и общешкольном походе;

- Беседы о вреде курения, наркотиков, алкоголя;

- Изучение детей.

                      8 класс – «Я и культура»

        Задачи:

1.  Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям;

2. Воспитание у школьников чувства прекрасного, формировании эстетических вкусов;

3. Воспитание культурного ученика, демонстрирующего это своим поведением, общением и деятельностью.

       Формы работы: беседы, творческие конкурсы, экскурсии, праздники, конкурсы, круглые столы, дискуссии, олимпиады, научно-практические конференции, деловые и ролевые игры, операция «Чистота и уют», участие в общешкольных мероприятиях.

       Тематика классных часов:

«День марийской письменности», «Великие композиторы мира», «Язык мой - друг мой», «Мир моих увлечений», «Конкурс изобретателей и фантазеров», «Моя осанка», «Как быть успешным в жизни», «Язык мой -друг мой», «Что я знаю о профессиях».

        Работа с родителями и с педагогами продолжается по такой же схеме, что и в 7 классе.

        Идеальным вариантом воспитательной работы и самым продуктивным,

на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей,

ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве.

      Работа с обучающимися:

- Изучение эффективности воспитательной работы;

- Выявление типичных затруднений обучающихся в учебной деятельности.

- Выявление степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

- участие в различных конкурсах и мероприятиях, научно-практических конференциях, предметных олимпиадах;

- беседы и ознакомление с великими именами нашей страны.

                     9 класс «Я и личность»

Задачи:

-    Формирование духовно-нравственных ориентиров;

- Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;

- Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;

-  Ознакомление с миром профессий, понимание значений профессиональной деятельности для человека;

- Формирование правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

        Формы работы: беседы, творческие конкурсы, экскурсии, праздники, конкурсы, круглые столы, дискуссии, олимпиады, научно-практические конференции, деловые и ролевые игры, операция «Чистота и уют», участие в общешкольных мероприятиях, посещение по возможности близлежащих предприятий, выступление родителей о сферах их деятельности, выявление ценностных ориентаций выпускников основной школы, определение уровня воспитанности.

        Тематика классных часов:

«Я в мире труда и профессий», «Кем я хочу стать», «Что я знаю о торговле», «Вредные привычки», «Можно ли управлять эмоциями», «Готов ли я к ОГЭ?», «Как преодолеть стеснительность», «Ветеран живет рядом».

                         

Прогнозируемый результат.

Цель и задачи  внеурочной деятельности  сориентированы на становление личностных характеристик выпускника основной школы, сформулированных в Стандарте второго поколения. Это ученик:

  • любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей; достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

            Целевые ориентации в воспитании (общешкольные)

Воспитательная система школы:

Духовно-нравственное воспитание как условие формирования жизнеспособной, социально адаптированной личности ребенка.

Цель воспитательной системы школы: создание условий для позитивной социализации и развития жизнеспособной, социально адаптированной личности (личности духовно развитой, творческой, нравственно и  физически здоровой, способной на сознательный выбор  жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях).

Задачи:

  •   Гармоничное духовное развитие личности ребенка, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, любви к Родине, уважения к старшим, формирование безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
  •   Воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности;
  •   Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализовываться в соответствии со своими    склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;
  •   Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире, сделать правильный нравственный выбор;
  •   Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены;
  •   Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

Основные принципы воспитания

Основной принцип духовно-нравственного воспитания – воспитание потребности строить жизнь на основе требований христианского совершенства (признание правила  «Уклонись от зла и сотвори благо»).

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе и к миру (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его возрасту).

Культуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям нашего региона).

Деятельностный подход (включение   учащихся  в  реальные  социально-значимые  отношения, таким образом, обеспечение  связей  убеждения  и  норм  поведения  детей  с  социальной  средой  и  возможностей  их  реализации  в   повседневной  практической  деятельности,   развитие  милосердия,  благотворительности  и  т.д.).

Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

       Задачи воспитательной работы с учащимися 6а класса

1. Формирование любви и уважения к членам своей семьи и классного коллектива;

2. Раскрытие духовных основ культуры, воспитание у обучающихся чувства прекрасного, формирование эстетических вкусов и идеалов;

3. Развитие ученического самоуправления в классе, воспитание доброго и вежливого гражданина, сына (дочери).

4. Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми.

          Формы и методы работы: беседы, праздники, акции и проекты, выставки, родительские собрания, конкурсы, концерты, диагностика и анкетирование обучающихся, лектории, наблюдение.

          Тематика классных часов:

 «Взаимоотношение со сверстниками в общественных местах и соц. сетях», « Жизнь Елены Келлер. Наперекор судьбе», «Как быть успешным в жизни», «Я и моя семья»,  «Моя семья», «Обзор статей газеты «Добрая дорога детства»»,  «Сыны Отечества – великие полководцы» «Я и моя республика», «Мой характер, мои способности», «Прости, поверь, и я открою дверь…» .

          Формы и методы работы с родителями:

1.Посещение семей;

2. Индивидуальные беседы с родителями;

3. Родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости,

посещаемости учащихся, обсуждению хозяйственных вопросов;

4. Заседания совета родителей класса;

5. Тематические родительские собрания, направленные на решение проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей, например:

− «Причины правонарушений в подростковом возрасте»

− «Знаем ли мы друг друга?»

6. Анкетирование родителей и изучение семей обучающихся;

7. Совместные мероприятия с детьми и родителями.

          Работа с педагогами:

− систематическое посещение уроков класса;

− осведомление учителей предметников о состоянии здоровья учащихся;

− знакомство учителей с условиями жизни и взаимоотношениями в семье отдельных обучающихся;

− индивидуальные беседы ученика и классного руководителя для решения возникающих проблем;

− выяснение у учителей- предметников причин снижения результативности

работы того или иного ребенка, если таковое имеет место;

− тесное сотрудничество с соц. службой  школы.

           Работа с обучающимися:

1.Участие по возможности  в конкурсах и выставках детского и семейного творчества;

2. Анкетирование детей, изучение их семей;

3. Внеклассные мероприятия;

4. Поездка с классом в Свияжск и посещение театра в Йошкар-Ола;

5.Совместный поход с родителями и детьми, военно-патриотическая игра Зарница.

Психолого-педагогическая характеристика 6а класса

Всего в классе 22 человека: 12 мальчиков и 10 девочек 2003-2005 года рождения. Класс обучается по образовательной программе «Школа 2100».

 На сегодняшний день у классного руководителя доверительные отношения с учениками, построенные на взаимоуважении, стремлении помогать друг другу. Ребята активно участвуют в жизни класса и школы, в  мероприятиях разного уровня. Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности. Успеваемость: в классе большинство учеников учатся хорошо. Три ученика часто получают неудовлетворительные отметки.  С ними приходится с 5 класса работать индивидуально и беседовать с родителями. Дисциплина: класс очень активный, шумный. На уроках учеников иногда  тяжело успокоить, они не всегда настраиваются на рабочий лад, ждут перемены, не хотят сидеть по рассадке классного руководителя. Но уже через 5-7 минут дети активно принимают участие на уроке, обсуждая пройденный материал и при изучении новой темы.  Отношение к учению: не все ученики добросовестно готовятся к урокам, хотя есть стремление учиться хорошо. Проведенная анкета показала, что  они стараются учиться лучше, чтобы их любили и хвалили учителя, больше знали и умели, класс, тем более свое звено, не тянуть назад и считаться хорошим учеником. Есть в классе и ученики, которые «открыв рот» слушают новую информацию, всегда готовы ко всем урокам. Например, Михаил Софонов, Антон Игнатьев, Илья Забродин, Денис Никоноров. В целом, в классе, если создать благоприятную обстановку, а главное интересно преподнести новый материал, то ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы. Интересы: ученики имеют схожие интересы. Большинство слушает одну и ту же музыку, увлекается похожими фильмами и телепередачами, почти все девочки посещают кружок «Канзаши» в Доме Творчества, увлекаются танцами и посещают муз. школу. Особенно активно дети обсуждают новые модели мобильных телефонов, компьютерных игр.  Мотивация трудовой деятельности: дети активно участвуют при уборке прикрепленной территории, делают уборку в кабинете. Актив класса находится в дружеских отношениях со своими одноклассниками, но с некоторыми учениками отношения складываются не лучшим образом. Неофициальным лидером можно назвать Филиппову Алену, но ее влияние на одноклассников временное, можно сказать носит эпизодический характер. Девочки, я бы сказала, в большей мере влияют друг на друга, причем не самым лучшим образом. Иногда складывается впечатление, что они соревнуются между собой в плане лидерства и дружбы, кто с кем чаще общается и проводит свободное время. Но радует одно, что они не всегда себя так ведут, в целом стараются учиться. В классе нет оскорблений, дети уважают друг друга, если возникает проблема, то на классной беседе сразу же она решается. У класса есть своя группу в соц. сетях, где дети пишут все новости, связанные с классом, отсутствующим говорят о домашних заданиях.

Что касается отношений с классным руководителем, то дети уважают и слушают Иванову С.В.,  активно идут на общение, посещают классные часы. Нельзя не отметить единство коллектива. В 6 «а» классе ученики помогают и поддерживают друг друга. Конфликты в классе наблюдаются редко. Несмотря на то, что это подростки, и психически они пока не состоялись, у них встречаются перепады настроения, но в классе нет ссор. Одноклассники могут повздорить между собой, но, как правило, они быстро мирятся. При изучении структуры и организации класса я использовала несколько методов: социометрия, анкетирование, наблюдение и беседа с учениками, диагностика метапредметных результатов и личностных УУД, беседа с классным руководителем в начальных классах Еремеевой С.Г.  Социометрические исследования показали, что большинство голосов получили  Софонов М., Родионов Григорий., Филиппова А., Забродин И., Яковлева М. Выбирали их как мальчики, так и девочки. Наименьшее количество голосов набрали  Бастракова К., Сафин А.,  Осипова Д., т.к. они имеют скрытый характер, не всегда идут на контакт с одноклассниками, плохо учатся. Эмоциональный климат в классе благоприятный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Нет принижения и издевательств по отношению к ученикам, которые чего-то не знают или плохо одеты, слушают не ту музыку и т.д. Мальчики и девочки на равных общаются между собой. В классе  установились доверительные отношения. В целом класс характеризуется общительностью, сплоченностью, взаимоуважением и поддержкой. Классному руководителю нравится работать в этом коллективе, даже если учесть, что в классе не всегда наблюдается рабочая обстановка и дисциплина.

Список совета родителей класса. План работы совета родителей класса.

Председатель совета родителей класса: Симонян Елена Николаевна

Члены родительского комитета:

  1. Никонорова Надежда Николаевна
  2. Садкова Ольга Николаевна
  3. Софонова Наталья Федоровна
  4. Родионова Надежда Валентиновна

План работы совета родителей класса:

  1. Разработать план совместных мероприятий учащихся и родителей (1 родительское собрание)
  2. Организовать родителей и учащихся в утеплении кабинета (октябрь)
  3. Помочь в украшении кабинета к новому году (декабрь)
  4. Проведение классных бесед с учащимися (по желанию родителей и по просьбе классного руководителя)
  5. Лектории для родителей (по мере необходимости)
  6. Индивидуальные и групповые консультации
  7. Анкетирование и тестирование
  8. Посещение семей (по мере необходимости)
  9. Родительские собрания (примерный список)

I четверть: “Ваш ребенок в 6 классе. Организация работы в классном коллективе». Классный родительский всеобуч «Как стать хорошими родителями”.

II четверть: “Итоги 1 полугодия»

III четверть: “Что значит семья для подростка. Итоги 3 четверти”

IV четверть: “На пороге лета”

Индивидуальная работа с родителями

Дата

ФИО родителя

Причины

Результат

Индивидуальная работа с обучающимися

Дата

ФИО обучающегося

Причины

Результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из Программы воспитания и социализации школьников (основная школа)

Статья представленная автором на  НПК  "Воспитывают не только отдельные лица, но и весь школьный уклад". получила много  положительных откликов....

Программа воспитания и социализации (средняя школа)

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социа...

Стратовая система как модель воспитания и социализации обучающихся

Инновационный проект, ставший победителем в конкурсе на статус региональной инновационной площадки....

Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487837","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...

Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186860","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...

Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187499","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...