Классный час по теме "Я и моя будущая профессия"
презентация к уроку (9 класс) на тему
В презентации представлен материал для проведения классного часа по теме выбора профессии в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_budushchaya_professiya_pof.ppt | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» К.Д. Ушинский «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека
Вольтер «Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды"
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 40 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Выбирать профессию – дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба. Выбирая профессию, надо четко представлять, чего вы хотите от нее. Надо ответить себе на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать? Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени и сил могу отдать освоению этой профессии и еще многое...
Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.
Способы выбора профессии: 1способ - метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. Какие минусы этого способа выбора? На это может уйти половина человеческой жизни.
2 способ – выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов. В каком случае возможен этот способ выбора? Да, он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая передаётся из поколения в поколение. В чём минусы этого способа? Не учитываются индивидуальные особенности человека. А есть ли ещё способ выбора профессии? Попробуйте сами вывести формулу успешного выбора профессии (чем нужно руководствоваться при выборе профессии?).
3 способ – изучение себя, своих интересов, склонностей – своих желаний. Изучение свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания, учесть состояние здоровья – своих возможностей. А ещё необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и уметь выделять «+» и «–» выбранной профессии, чтобы быть готовым к возможным трудностям.
МОГУ Как важно в жизни, помня о желаниях, Возможностей своих не забывать! Э. Асадов
Формула выбора профессии «ХОЧУ» «МОГУ» «НАДО» Интерес – побуждение познавательного характера Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности Состояние здоровья Личные качества Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности
Профессия — это: деятельность, направленная на пользу общества, деятельность, требующая профессионального обучения, деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).
Типы профессии
Парикмахер Продавец Врач Учитель Судебно-медицинский эксперт Социолог Педагог Тренер Экскурсовод Воспитатель Организатор торговли Адвокат Инспектор милиции Психолог Менеджер по продажам Торговый представитель Администратор
Агроном Зоотехник Ветеринар Зооинженер Егерь Биолог- исследователь Флорист Садовник Геолог Пчеловод Почвовед
Инженер-механик Инженер-электрик Слесарь-ремонтник Инженер-конструктор Водолаз Водитель Радиотехник Швея Связист Токарь
Программист Чертежник-картограф Математик Редактор издательства Языковед Финансист Бухгалтер Нотариус Фотограф Делопроизводитель Маркетолог Специалист по налогообложению Аудитор Плановик
Художник-декоратор Художник-реставратор Настройщик музыкальных инструментов Артист Искусствовед Цветовод-декоратор Дизайнер интерьера Композитор Бренд-менеджер Специалист по рекламе Имиджмейкер
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ 1. Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах. 2. Необъективная оценка своих способностей. 3. Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной стороной профессии. 4. Ориентир на «престижную» профессию. 5. Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников. 6. Перенос увлечения школьным предметом на профессию.
Несколько советов тем кто выбирает профессию сегодня. 1. Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной навстречу признательным родственникам. 2. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь. 3. Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать. 4. Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.
Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности выбора, необходимо, прежде всего, знать самого себя. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете? (Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься. Найти своё призвание.) Поиски себя - это длительный процесс. Но выбор когда - то нужно будет сделать. Ищите себя! Найдите себя!
анкета Мотивов выбора профессии
Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения, в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «–», если не имеет значения. инструкция
1.Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии. 2.Стремление к самосовершенствованию, развитию Навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности. 3.Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе. 4.Влияние семейных традиций. 5.Желание приобрести материальную независимость от родителей. 6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, Соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности. 7.Желание руководить другими людьми. 8.Привлекает индивидуальная работа Вопросы:
9.Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное. 10.Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям. 11.Возможность удовлетворить свои материальные потребности. 12.Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной. 13.Возможность проявить самостоятельность в работе. 14.Привлекает предпринимательская деятельность. 15.Необходимость материально помогать Семье. 16.Желание приобрести экономические знания.
17.Стремление получить диплом o высшем образовании независимо от Специальности 18.Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения. 19.Желание работать в престижном месте. 20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб 21.Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер). 22.Желание приносить пользу людям. 23.Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности 24.Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность Путешествовать, носить специальную форму одежды).
А ответы В ответы С ответы 3 5 1 4 8 2 7 11 6 17 14 9 18 15 10 19 16 12 21 20 13 24 23 22 лист ответов
Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии. Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, B) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:
в столбце A — преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний; в столбце Б — больше привлекает материальное благополучие, желание заработать; в столбце B — стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия.
Из двух предложенных вариантов деятельности выбеpитe тот, который вам больше нравится. опросник Дж.Холланда
1а. Инженер-механик 2a. Социальный работник. 3а. Художник по интерьеру 4a. Биохимик 5а. Политический лидер 6а. Портной 7a. Адвокат 8а. Воспитатель детского сада 9a. Вязальщик 10а. Нотариус 11а. Переводчик зарубежной поэзии 12а. Детский врач 13а. Маркетолог 14а. Научный работник музея 15а. Аудитор 16а. Строитель-монтажник 17а. Школьный учитель I8a. Столяр-краснодеревщик 19а. Математик 20а. Директор мебельной фабрики 21а. Настройщик теле- и радиоаппаратуры 1б. Физик-экспериментатор 2б. Управляющий гостиницей 3б. Чертёжник-копировщик 4б. Фармацевт 5б. Писатель 6б. Оператор ЭВМ 7б. Историк-правовед 8б. Художник по керамике 9б. Телефонист справочной службы 10б. Менеджер по снабжению 11б. Логик 12б Специалист по медицинской статистике 13б Пчеловод 14б Менеджер по персоналу 15б Художник-реставратор 16б. Металловед 17б. Следователь 18б. Оператор станков ‑ автоматов 19б. Бухгалтер 20б. Дирижёр 21б. Секретарь-референт
22а. Главный зоотехник 23а. Консультант «телефона доверия» 24а. Водитель троллейбуса 25а. Делопроизводитель 26а. Архитектор 27а. Инспектор дорожного движения 28а. Издатель газеты 29а. Биолог З0а. Архивариус 31а. Повар 32a. Банковский служащий ЗЗa. Криминалист 34а. Корректор 35а.3вукооператор З6а. Экскурсовод 37а. Киноактёр 38а. Археолог 39а. Закройщик-модельер 40а. Часовой мастер 41а. Менеджер по продажам 42а. Психотерапевт 22б. Генетик 23б. Парикмахер - модельер 24б. Медсестра 25б. Брокер на бирже 26б. Искусствовед 27б. Счетовод 28б. Электрик 29б. Телеведущий 30б. Художник-рекламист 31б. Официант 32б . Заведующий магазином 33б Юрисконсульт 34б. Литературовед 35б. физик-акустик 36б. Дипломат 37б. Кинооператор 38б. Товаровед 39б. Театральный художник 40б. Контролер ОТК 41б Редактор научного журнала 42б. Драматург
КЛЮЧ K МЕТОДИКЕ Дж. ХОЛЛАНДА Подсчитайте сумму баллов по каждому из шести типов личности, используя для этого приведённый Ниже ключ. Если ваш ответ совпадает с ключом, то засчитывается один балл. Сумма баллов по каждому из типов не может быть более 14. Самым подходящим для вас типом личности будет тот, по которому набрано наибольшее количество баллов. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким шкалам, то для вас характерны черты нескольких типов
КЛЮЧ ОПРОСНИКА Пункты опросника Сумма баллов Реалистический 1a, 3б, 6a, 13б, 16а,18б, 21а, 24а, 28б, 31а, 35а, 37б, 40а Социальный 2а, 8a, 9б,12а, 14б, 17а, 23а, 24б, 27а, 29б, 31б, 33б, 36а, 42а Артистический За, 5б, 8б, 11а, 15б,1 8а, 20б, 23б ,26а ,30б, 34б, 37а, 39б, 42б Конвенциальный 4б, 6б, 10а, 12б, 15а, 19б, 21б, 25а, 27б, 30а, 32а, 34а, 38б, 40б. Предприимчивый 2б, 5a, 7a, 10б, 13а,17б, 20а, 22а, 25б ,28а, 32б. 36б .39а, 41а. Интеллектуальный 1б, 4a, 7б, 11б ,14а, 16б, 19а, 22б. 26б, 29а, 33б ,38а .41б.
Реалистический тип Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям c конкретными объектами, выбирают профессии c чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар). Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике.
Социальный тип Люди Социального типа ориентированы на общение и взаимодействие c людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.
Артистический тип Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях c окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные c рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.
Конвенциальный тип Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают y этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например: финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).
Предприимчивый тип Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением к цели. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулезная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер).
Интеллектуальный тип для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные c точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.
Безусловно, даже самые хорошие опросники не дают результатов, объективно отражающих ситуацию. И это вполне нормально, ведь любой человек – сложная многосторонняя личность со своими особенностями и характеристиками, для которых не существует единой шкалы измерений. Поэтому всегда лучше использовать не одну, a несколько разных методик, чтобы полученная картина была более полной.
Игра "Закончить предложения« 1. Люди работают ради… 2. Настоящий труд – это… 3. При выборе профессии люди часто не учитывают… 4. В любом профессиональном труде самое важное… 5. Счастье – это…
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я". 2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество. 3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо. А. Хочу - своё желание. Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья. В. Надо - потребности рынка труда. 4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике. 5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.
Тест. Коммуникативные способности . (да «+», нет « - ») 1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? 2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем - то из ваших товарищей? 3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми. 4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким – либо другим занятием, чем с людьми? 5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту? 6. Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании? 7. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми для вас людьми? 8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? 9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомыми людьми? 10.Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей? 12. Испытываете ли вы затруднение, неудобства или стеснение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх? 14. Правда ли, что вы чуствуете себя не уверенно среди малознакомых вам людей? 15. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию? 16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? 17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию? 18. Правда ли, что вы чествуете себя достаточно уверенным и спокойным , когда приходится говорить что либо большой группе людей? 19. Верно ли, что у вас много друзей? 20 Часто ли вы находитесь в центре внимания у своих товарищей?
Обработка результатов : Сверьте ваши результаты с и подсчитайте количество совпадающих ответов. Вычислите оценочный коэффициент коммуникативных способностей К=Х / 20,(деление) где К – величина оценочного коэффициента; Х – количество совпадающих ответов с ключом, 20- максимально возможное число совпадений Ключ к определению коммуникативных способностей. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 + - + - - - + - + - + - + - + - + - + -
Шкала оценок коммуникативных способностей . Коэффициент Оценка Уровень проявления коммуникативных способностей. 0,10 – 0,45 1 Низкий 0,46 – 0, 55 2 Ниже среднего 0,56 – 0, 65 3 Средний 0, 66 – 0, 75 4 Высокий 0, 76 – 1,00 5 Очень высокий
Интерпретация результатов Оценка «1». Получившие ее, испытуемые, характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности. Оценка «2». Для испытуемых получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Оценка «3». Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.
Оценка «4». Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении. Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются , чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию.
«Тропинка» Саматова Л.С. Тысячи тропок готовит судьба, Сотни загадок в запасе хранит. Какой она будет – тропинка твоя Это тебе доказать предстоит. Будешь ли ты водить корабли, Или секреты веков узнавать, Построишь ли мост от Луны до Земли Может, ты станешь железо ковать. Вырастешь клоуном – самым смешным – И улыбками мир расцветет. Клоуны тоже на свете нужны – Они отправляют наши души в полет. Выбрать какую тропинку себе – Не узнаешь, пока не откроется дверь. Человеком старайся пройти по тропе Поверь в свои силы, в победу поверь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час-практикум "Ты и твоя будущая профессия"
Тема классного часа: Ты и твоя будущая профессия.Тип урока: классный час – практикум.Цели урока: Обучающая цель: дать учащимся представления о профессиях. Развивающая цель: помочь выявить способ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по теме «Актуальность моей будущей профессии»
Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса» МЕТОДИЧЕСКА...
Классный час по профориентации «В поисках будущей профессии» для учащихся 9-го класса
Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого класса. Этот классный час – продолжение разговора с девяти...
Классный час в 9 классе «Выбор будущей профессии».
Классный час по профориентациидля учащихся 9 класса«Выбор будущей профессии»...
Вебинар "Профессия:Учитель" (на основе билингвального классного часа "Я и моя будущая профессия")
Содержание вебинара "Профессия: Учитель"подготовлено на основе материалов билингвального классного часа «Я и моя будущая профессия» и знакомит учащихся и их наставников с методич...
Классный час «Мои увлечения - шаг к будущей профессии»
Сценарий классного часа...
Классный час в 7 классе "Моя будущая профессия"
Учащиеся в форме групповой работы пополняют свои знания о мире профессий....