Урок Победы. Сталинградская битва. 23 августа 1942г.
классный час (8, 9 класс) на тему
Классный час из цикла "Уроки Победы" посвящен самому страшному дню в ходе Сталинградской битвы. Цель - на примерах мужества и героизма защитников Сталинграда способствовать воспитанию уважения к отечественной истории. В разработку включены воспоминания очевидцев событий 23 августа 1942 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pobedy.docx | 43.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Победы.
Тема.
23 августа 1942 года – слайд 1
Цели:
- показать ход и раскрыть значение Сталинградской битвы как этапа в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны;
- познакомить с событиями самого страшного дня в ходе Сталинградской битвы;
- на примерах мужества и героизма жителей Сталинграда способствовать воспитанию уважения к отечественной истории. Развивать чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны; воспитывать патриотические чувства учащихся.
Оформление:
- презентация «Сталинградская битва. 23 августа 1942 года»
Ход урока Победы.
Чтец.
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты
Жестоких битв и созиданий даты
И праздники, чья ширь и даль светла
И позабытый, вновь встает рассвет
И кто-то в травы падает сраженный,
И город, артиллерией сожжённый,
От дыма чёрен и от пепла сед.
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намёк, подсказка, предостереженье.
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.
Учитель.
Журналист Людмила Овчинникова писала:
« В Волгограде по сей день жива традиция: каждый год, 23 августа, его жители приходят к братской могиле на Площади павших борцов.
В этот день соберутся у Вечного огня около Кремлевской стены и бывшие дети военного Сталинграда, проживающие в Москве. Когда я с цветами в руках вместе с земляками подхожу к мемориальному камню «Сталинград», меня всегда мучает неразрешимый вопрос: почему весь мир знает о варварских налетах на Лондон и уничтожении Дрездена, а трагедия Сталинграда остается почти неизвестной в мире? Даже в специальных исследованиях, посвященных Сталинградской битве, об этом злодеянии, совершенном против жителей города, порой сообщается одной строкой. Но почему трагедия, случившаяся в Сталинграде, не должна быть осмыслена потомками и остаться в мировой истории как память о жертвах чудовищного военного преступления...»
Чтец.
Сталинградское небо,
Синь над степью просторной.
Почернело от гнева,
Враг добрался до Волги.
Август сорок второго,
И воскресное утро.
Солнце в окнах роддома,
Дарит лучик кому-то.
Просыпается город,
Где-то дремлет немножко.
Мир спокойный расколот,
Страшной вестью – бомбежка.
На дома черной тенью,
Самолеты нависли.
В перекрестье мишенью,
Стали детские лица.
Чтец.
И земля задрожала,
И расплавился камень.
Как трава под кинжалом,
Разрушаются зданья.
Утром был мирный город,
А к закату руины.
Клубы, госпиталь, школы,
Черным пеплом накрыло.
Черный веер над Волгой,
И над волнами пламя.
И разлитая бомбой,
Нефть пошла к переправе.
Чтец.
Взрывы, звуки моторов,
Воздух режут со свистом.
И на бреющем, с ревом,
Вся расстреляна пристань.
Словно черная стая,
Скрыла свет над домами.
Так две тысячи за день,
Самолетов с крестами.
Люди помните это,
Двадцать третее – август.
Сталинградское небо
До земли раскалялось.
Ученик.
Однажды журналист «Красной звезды» спросил у маршала А.М. Василевского: «Какой день вспоминается ему как самый тяжелый на войне?» После раздумья маршал ответил: «23 августа 1942 года в Сталинграде».
Ученик. Многим сталинградцам запомнилось теплое утро того воскресного дня. Накануне жители услышали по радио в сводке Совинформбюро, что бои идут в излучине Дона. Такие сообщения передавались уже более месяца. К ним привыкли. Жителям, не знавшим боевой обстановки на Дону, казалось, что фронт остановился. Утром рабочие как всегда встали на вахту к мартенам, сборочным конвейерам, станкам. Распахнулись двери магазинов. Появились свежие афиши кинотеатров.
Ученик. 23 августа 1942 года в Сталинграде было знойным и пыльным. Август 1942 года вообще выдался в Сталинграде, междуречье Дона и Волги, в Заволжье как никогда жарким. А сам воскресный день 23 августа был обыкновенный. Обычное оживление в рабочем посёлке у Тракторного завода началось ранним утром: рабочие — на завод, домохозяйки — на базар, ребятишки — с удочками. Тракторный напряжённо работал на оборону. Многие были на своих рабочих местах, немало тракторозаводцев и членов их семей трудились на строительстве оборонительных рубежей. Людно было и на огородах, бахчах. Не пустовали пляжи на волжских островах, тенистая Дубовая роща.
Ученик. К тому времени в Сталинграде проживало более 400 тысяч человек. К ним прибавились 300 тысяч беженцев из западных районов. Несмотря на то, что война бушевала уже в 70-100 километрах от города, в эвакуацию выехало не более 100 тысяч человек.
Ученик. Сталинград был крупным промышленным центром военной промышленности, здесь находился единственный, оставшийся на юге страны завод, выпускавший танки. На заводе «Баррикады» изготовляли лучшие по тем временам артиллерийские орудия. Металлурги «Красного Октября» выдавали броневую сталь. Вспомним, какое это было время. В те дни вышел знаменитый приказ Сталина, в котором говорилось: «Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Ни шагу назад!»
Ученик. В цехах висели плакаты: «Все для фронта!» Так и работали. Сталинградские рабочие сутками не уходили с заводов. По суровым законам военного времени работники предприятий не имели права самовольно покинуть цех. Однако жители Сталинграда, не связанные с производством, старики, женщины с детьми могли покинуть город.
Ученик. Никто вдоль Волги с винтовками, препятствуя эвакуации, не стоял. В каждой семье знали: не хватило места на пароходах, есть еще лодки. Но как бросишь свой дом? Оставишь отца, ушедшего на завод? Легко ответят на эти вопросы только те, кому не приходилось принимать подобных решений…
Ученик. Обстановка в тот день изменялась стремительно
Из рассказа И.Я. Мельникова, секретаря Тракторозаводского райкома партии: «23 августа вместе с большими группами рабочих мы отправились в степь на строительство оборонительных рубежей. Копали противотанковые рвы, окопы. Вдруг издалека, со стороны дороги послышались хлопки. К нам бежали люди с криком: «Танки! Немецкие танки!» Трудно было в это поверить. Ведь мы знали, что фронт стоял на Дону, в 70 км от города. Отдали приказ: «Всем по балкам уходить к поселку».
Ученик. О том, насколько неожиданным было появление немцев на северной окраине Сталинграда, написал впоследствии первый секретарь обкома партии А.С. Чуянов: «Мне позвонил директор тракторного завода К.А. Задорожный: «Танки и пехота немцев в полутора километрах от завода», - взволнованно произнес он. Это сообщение как обухом ударило меня по голове. «Ты не ошибаешься?» - спросил я. – «Нет, я вижу немецкие танки из своего окна».
Ученик. Эта дата была особо помечена в документах немецкого командования.
Гитлер заявлял: «Подождем 23 августа. Русские на Волге так запаникуют, что убегут из Сталинграда без оглядки за Урал, в Сибирь…Этим летом Советы будут полностью уничтожены. У них нет больше спасения».
Ученик. 19-го августа немецкие солдаты навели переправы через Дон в районе станицы Трехостровской. 23-го августа их танковые части смяли окопы и траншеи наших пехотинцев, защищавших тот донской рубеж. По ровной степи, почти не встречая сопротивления, 14-й немецкий танковый корпус, развивая максимальную скорость, устремился к северной окраине Сталинграда. За танками следовала, разместившись на автомобилях, пехота. В тот же день, в 16 часов немцы вышли к Волге. Никогда еще их войска не забирались так далеко вглубь России. Танкисты, высыпав на берег, праздновали победу. Достав фотоаппараты, позируя, они снимались на фоне речных пейзажей. Командующему 6-й армии генералу Паулюсу был отправлен рапорт с приколотым снимком: «Мы на Волге!» Кинооператор запечатлел это событие. В Берлине под звуки бравурной музыки диктор по радио вскоре будет зачитывать тексты, подготовленные министром пропаганды Геббельсом: «Одержана победа на Волге! Не отходите от приемников! Не пропустите сообщение о падении Сталинграда!»
Ученик. Над Сталинградом нависла смертельная опасность. В те дни наши дивизии находились еще за десятки километров от города, занимая рубежи по всей излучине Дона. Возникла угроза их окружения.
В те часы происходили события, которые стали прологом великой битвы, когда начнутся бои за каждый метр сталинградской земли.
Немецкая армада вышла к Волге вблизи тракторного завода, выпускавшего знаменитые танки-«тридцатьчетверки». Теперь только танки, подготовленные к отправке на фронт, и рабочие отряды могли задержать продвижение немцев по Сталинградским улицам.
Вот что рассказывали ветераны-заводчане.
Ученик.
С.М. Лопатин, начальник одного из цехов: «Раздался телефонный звонок: срочно – к директору завода. Все сидели молчаливые, сосредоточенные. Директор завода Задорожный передал нам приказ: вывести на боевой рубеж все танки, находившиеся на заводском дворе, раздать пулеметы и винтовки рабочим отрядам, которые заранее были сформированы в каждом цехе. Занять оборону в заводском поселке».
Ученик.
Бывший главный диспетчер завода С.К. Умыскин: «Нам было неизвестно, какими силами подошел враг к заводу. Мы не знали, что будет к утру или через час. Но мне не довелось тогда встретить тех, кто запаниковал или сбежал с рабочего места. В тот день я связывался со всеми цехами. В сборочный цех надо было срочно передавать узлы и детали – мы продолжали выпуск танков, из рабочих формировали танковые экипажи».
Ученик.
Бывший мастер цеха В.Г. Сологубов: «Утром мы пришли на работу, а к вечеру взяли оружие. Как были, в рабочих спецовках отправились защищать город. Отряды ополченцев выходили из каждого цеха».
Ученик.
Впоследствии известный историк А.И. Уткин, чьи родители воевали в Сталинграде, написал об этих заводских ополченцах, первыми выступившими на защиту Сталинграда:
«Танками их трудно было запугать – они производили их сами. Немцы встретили в их лице самоотверженных мужчин, исконно, по коду исторической памяти, любящих свою землю и готовых ради нее на любые жертвы».
Ученик.
Рабочие отряды занимали рубежи вдоль древнего волжского притока – речки Мечетки.
…Над глубоким руслом Мечетки раздавались пулеметные очереди. Рядом с ополченцами заняли оборону курсанты военного училища, полк дивизии НКВД, отряд морских пехотинцев. После войны будет опубликовано донесение генерала фон Витерсхайма, которое он направил командующему Паулюсу, о первых боях на Волге: «Соединения Красной Армии контратакуют, опираясь на поддержку населения Сталинграда, проявляющего исключительное мужество. Население взялось за оружие, на поле битвы лежат убитые рабочие в своей спецодежде, сжимая в руках винтовку или пистолет. Мертвецы в рабочей одежде застыли в башнях разбитых танков. Ничего подобного мы раньше никогда не видели».
Ученик.
В то же самое время когда немецкие танки вышли на окраину Сталинграда, сотни немецких самолетов поднялись с аэродромов. К уничтожению был приговорен целый город.
Жаркий-жаркий воскресный день 23 августа перевалил за полдень… И вот всё привычное обрушилось. Началось внезапно, как удар грома. В считанные десятки минут ничего не осталось от прежнего размеренного течения дел, забот людских. В тучах пылищи, в рвущей землю и воздух пальбе танковых, зенитных пушек, под штурмовкой дико завывающих пикировщиков угасал последний день мирной жизни.
Слайд 2
Ученик.
Командующий Сталинградским фронтом А.И. Еременко:
«Многое пришлось мне пережить в минувшую войну, но то, что предстало перед нами 23 августа в Сталинграде, поразило как тяжелый кошмар. Беспрерывно то там, то здесь взмывали вверх огнедымные султаны бомбовых взрывов. Огромные столбы пламени поднялись к небу в районе нефтехранилищ. Потоки горящей нефти и бензина устремились к Волге. Горела река, горели пароходы на Сталинградском рейде. Смрадно чадил асфальт улиц и площадей. Как спички, вспыхивали телеграфные столбы. Стоял невообразимый шум, надрывавший слух своей адской музыкой. Визг летящих с высоты бомб смешивался с гулом взрывов, скрежетом и лязгом рушившихся построек, треском бушевавшего огня. Стонали гибнувшие люди, надрывно плакали и взвывали к помощи женщины и дети»
Слайд3
Ученик.
Бывший приборист Раиса Александровна Гальченко:
«Двадцать третьего августа мы услышали гул моторов со стороны Гумрака. И вскоре увидели вражеские самолеты. Всего через несколько минут неподалеку от нас стали рваться бомбы. Но особенно много фашисты сбросили «зажигалок». Все пространство вокруг орудий было буквально усеяно этими небольшими бомбами. Горели трава, деревянные постройки стадиона. У одного из зенитчиков обгорели руки, у нас слезились глаза от удушливого дыма, мы задыхались в копоти, но бойцы продолжали стрелять. Никто не уходил в укрытие. Как известно, после двадцать третьего августа в городе не было отбоя воздушным тревогам. Для нас дни и ночи слились в сплошной грохот. Вокруг горели улицы. Слышались стоны раненых...»
Ученик.
Председатель городского комитета обороны А.С.Чуянов:
«Над центром города на огромной высоте повисли двухмоторные «Хейнкель-111». Три косяка. Пока около сотни. Каждый способен нести до 4 тонн бомб. Надо полагать, сейчас повалятся фугасные, предназначенные для разрушения заводских корпусов, крупных зданий и прочных укрытий. Но что это? Под крыльями «хейнкелей» замелькали веерами серебристо-белые предметы. Их множество, и они сравнительно легкие. Веера разрастаются в огромные зонты так, что весь воздух стал молочно-белым. Серебристые кувшинчики. Сотни, тысячи, десятки тысяч!.. Все это оседает на центр города, на заводские районы. При соприкосновении с крышами домов, с мостовыми улиц эти предметы воспламеняются. Огонь яростный, сине-белого цвета. Зажигательные бомбы сыпались на город в неисчислимом количестве. За считанные секунды возникли сотни пожаров... На толщу огня и дыма воспламенившихся жилых кварталов посыпались фугасные и осколочные бомбы. Гудение новых и новых армад «хейнкелей» и «юнкерсов» теперь растворилось и грохоте взрывов и реве огня. Закачалась земля, начали дергаться и подпрыгивать степные дали за Волгой, забились в лихорадке стены обкома. На какое-то мгновение я погрузился в беспросветную мглу... А затем оказался на КП городского Комитета обороны, в Комсомольском садике. Здесь мне сообщили, что над городом всего зарегистрировано более 2 тысяч самолето пролетов...»
Слайд 4
Ученик.
А.А.Филлипов, командир рейдового баркаса «Игарка»:
«Город горел сплошным пламенем. Вдоль городского берега плыла огненная полоса горящего бензина и мазута. Люди из города стремились перебраться на левый берег, но не могли, - были отрезаны горящей Волгой. У пристани скопилось много народа, и там рвались бомбы.
Слайд5
Ученик.
Дважды Герой Советского Союза генерал-полковник Александр Родимцев так описывал те августовские дни: «Город напоминал кромешный ад. Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Тучи дыма и пыли резали глаза. Здания рушились, падали стены, коробилось железо».
Слайд 6
Ученик.
Очевидцы свидетельствовали:
«Вспыхнул Сталинград, вспыхнула Волга от горящей разлившейся нефти. Раненые в госпиталях, спасаясь, выпрыгивали из окон. Корчились, обгорая, матери и младенцы в родильных домах. Камни плавились, как воск, а одежда на бегущих по улицам людях вспыхивала от нестерпимого жара».
Слайды 7, 8
Ученик.
Орлов Николай Васильевич:
Меня всегда спрашивают, что для меня самое страшное было? А когда загорелся город. Улица Республиканская широкая, как проспект, чуть поуже, и с той, и с другой стороны ее стояли деревянные дома и горели, а пламя вверху соединялось! Ложились все, обволакивало всё, как будто тебя в какую-то топку бросили.
Слайды 9, 10
Ученик.
Александр Арзянцев: «В воскресный солнечный день 23 августа 1942 года наступило необычное затишье. Я и друг Витя решили пойти за водой на Волгу. Мы шли, радуясь теплу, подставляя лицо яркому солнцу. Но вдруг услышали страшный гул самолетов и увидели огромную тучу фашистской авиации. Сразу померкло солнце, нас охватил страх. Не успели мы опомниться, как на землю посыпался град бомб. В ужасе, взявшись за руки, мы повернули к своему жилью. Невообразимый грохот и треск заставили бежать еще быстрей, а я все крепче сжимал Витину руку. Рядом раздался сильный взрыв. На мгновение я почувствовал, что бегу один. Вити рядом не было. Как в кошмарном сне, бросив оторванную Витину руку, я бежал, не чувствуя земли. Едва добежав до сарая, воздушной волной меня швырнуло внутрь его. Я потерял сознание. До сих пор во сне и наяву меня мучает эта трагедия с Витей, и страшный вопрос его мамы: «А где Витя?». Нам тогда было по 10 лет».
Слайды 12, 13
Ученик.
Клавдия Владимирова (Кукушкина): «Мама была домохозяйкой. Но когда враг стал подходить к Сталинграду, то маму послали на оборону города. Сначала строили железную дорогу, а потом за городом рыли окопы и противотанковые рвы. К 23 августа маму отпустили домой. С этого дня началась страшная бомбежка города. На соседнем дворе упала бомба. Мы с братом успели добежать до убежища, а мама задержалась в доме. Осколком бомбы маму убило. Потом приехала санитарная машина и забрала мамочку. Больше мы ее не видели. В соседнем доме жила большая семья в 11 человек. У них было два убежища. Но от прямого попадания бомбы все погибли».
Слайды 13, 14
Ученик.
Мария Карасева (Туликова): «В нашей семье было четверо детей. Я самая старшая. В 1941 году, закончив 7 классов, я строила планы и надежды на счастливое будущее. Но война все изменила. 23 августа 1942 года смертоносный груз градом рухнул на Сталинград... Во дворе раздался оглушительный взрыв от разорвавшейся бомбы. Меня завалило, контузило, и я стала терять сознание. Надо мной склонилась плачущая мама. Я была ранена в руку и ногу. Маму срочно позвали в летнюю кухню. Там находились мой брат Федя и его друг Петя со своими родителями. Большой осколок угодил Феде в голову, и он, не приходя в сознание, умер. Пете оторвало руку и ноги. Он был в сознании и просил о помощи, но оказать ее никто не смог. Петиного отца ранило в грудь. Тринадцатилетнего Федора и пятнадцатилетнего Петра мы похоронили в глубокой воронке от бомбы...».
Слайды 15, 16, 17
Ученик.
Застигнутые бедой, в подвалах и земляных щелях, жители жили надеждой: «Лишь бы добраться до Волги!». Там можно было спастись, переправившись через реку: на левом берегу открывались дороги в тыл страны. Из руин к Волге потянулись люди. Несли детей, везли тележки с ранеными. Но еще издали жители видели – над Волгой клубится дым, слышатся взрывы: переправы становились мишенью для расстрела сталинградцев. На волжском рейде оставались обычные прогулочные пароходы, катера, баржи. Они вовсе не были приспособлены для войны. Снижаясь над целью, немецкие летчики видели, что на палубах сидят, в основном, испуганные женщины и дети. Избежав гибели в городе, теперь они с ужасом смотрели вверх на приближающиеся самолеты. По ним, уже тонущим, будут стрелять из пулеметов. До берега доносились страшные крики. На волжском откосе, ожидая переправы, жители лопатками и руками рыли ямы, чтобы укрыться от пуль и осколков. Немецкие летчики бросали бомбы на пристани, в толпы беженцев. Это была расправа над беззащитным населением, которая принимала невиданные масштабы. Но капитаны продолжали вести свои суда по кипящей от взрывов Волге, совершая бесконечные зигзаги, чтобы увернуться от пролетавшего самолета и обойти горящие разливы нефти. Речники бросались тушить очаги пламени на палубах, оказывали помощь раненым, на ходу, не заходя в затон, латали пробоины от пуль и осколков. И снова уходили к правому берегу, где их ждали беженцы. Каждый рейс мог быть для них последним. И все-таки сталинградские речники отважились вывезти из города и спасти десятки тысяч жителей.
Ученик.
Хлынина Людмила Павловна, 1933 г.р.
Наша семья проживала в Краснооктябрьском районе Сталинграда, в частном секторе. В 1941 году мне исполнилось 8 лет, и я готовилась к поступлению в школу. Мне удалось закончить первый класс, и вскоре начались бомбежки города. Отец ушел на фронт. Мама сутками работала на заводе «Красный Октябрь». Во дворе отец успел построить убежище, куда я спускалась с семьей тети Нюры, сестрой моего отца.
Однажды бомба разорвалась на соседней улице. Убежище сильно качалось, земля сыпалась на голову, трудно было дышать. Сидели часами до полного затишья. Дядя Сема, отец двоюродных сестер, открыв крышку убежища, вскрикнул. В руку попал осколок. Летняя кухня рядом с убежищем рухнула и завалила любимую нашу собачку Розку, которая там спряталась. Я горько плакала. Но большая трагедия произошла за углом. Там, где стоял дом, появилась огромная воронка от разорвавшейся бомбы. Убежище, где спасались пожилые люди и мамы с детьми, было завалено. Спасти никого не удалось.
23 августа 1942 года фашисты предприняли чудовищную бомбардировку всего города. Мы сидели в убежище, затаив дыхание. Взрывы бомб, треск пылающих строений слились в сплошной рев. Бомбежки длились несколько дней. Наконец, дождались тишины. Осторожно вышли из убежища. Горели наш дом и соседний. Водопровод был разрушен. Тушить нечем. Во дворе было очень жарко от пожара, и меня вытолкали на улицу.
Я одна стояла на пустынной улице и видела страшную картину: горел весь город, клубы дыма поднимались к небу, и через черный его занавес были видны языки пламени. Куда бы я не повернулась, везде - пожары, и красное небо от них. До меня доносились причитания тети Нюры и плач двоюродных сестер. Меня охватил ужас: неужели пожары со всех сторон сомкнутся в единое кольцо, и я сгорю?! А мамы нет рядом. Только к вечеру удалось общими усилиями взрослых притушить остатки горевших домов. Самым большим утешением была мама, пришедшая с работы. Она рассказала, что во время этого кошмара рабочие находились в убежище. Завод полностью разрушен, и всех рабочих распустили по домам.
В сентябре мы с мамой решили уйти в Тракторозаводской район на Южный поселок, где жили её родители. Шли ночью. Вверху было светло от пожаров и прожекторов, а под ногами темно. Вышли на главную улицу, по которой ходили трамваи. Лезли под искореженные снарядами вагоны, спотыкались о ленты трамвайных билетов, обходили трупы людей. Живых не было видно. Город казался мертвым.
Ученик.
С начала Второй мировой войны с ее многими разрушениями мир еще не видел такого бедствия.
600 самолетов разом напали тогда на город. Сбрасывая бомбы, они возвращались на аэродромы, заправлялись и снова обрушивали смертоносный груз на жилые кварталы. Бомбежки продолжались и в последующие дни.
Учитель.
Возможно ли было в таком аду, среди взрывов и пожаров, сохранять милосердие? История десятков спасенных свидетельствует – и такое возможно!
Жители, несмотря на смертельный риск, стремились помочь друг другу. В той обстановке – это становилось настоящим подвигом. Часто, заметив, что завалило людей, соседи бежали откапывать их, вытаскивали раненых и контуженных. Спасали от гибели и незнакомые люди. Таких рассказов множество.
Слайд 18
Ученик.
Командир медико-санитарного батальона МПВО К.С. Богданова вспоминала: «Бойцами МПВО стали девушки-добровольцы – студентки, десятиклассницы, служащие. Все собрались по тревоге. Как мы работали? Помню, прибежала женщина: рядом с вокзалом завалило подвал – там десятки жителей. Мы увидели на месте: обломок стены перекрыл выход. У нас были только кирки и ломы. Несколько часов, сменяя друг друга, пробивали узкий лаз. Люди стали выбираться наружу».
Ученик.
«Загорелся военный госпиталь в центре Сталинграда, - рассказывала боец МПВО К.А. Камнева. – Вместе с медицинскими работниками мы стали спасать раненых. Вбегаешь в палату тяжелораненых, и к тебе со всех сторон тянутся руки. Не знаю, где у нас брались силы. Бежим по лестнице с носилками, натыкаемся на стены, причиняя боль раненому. А он еще подбадривает нас: «Смелее, сестренки!»
Учитель.
Обрушивая бомбовые удары на городские улицы, немцы стремились уничтожить как можно больше людей.
По словам академика А.И. Уткина, «эта жестокость породила не робость затравленного зверя, а выдохнутое умирающими «Отомсти!» Невероятными кажутся рассказы о том, как под бомбежкой формировались новые рабочие отряды. Они были созданы в каждом районе Сталинграда. Боевой рубеж на Мечетке пополнялся новыми бойцами. С завода «Баррикады» рабочие привезли артиллерийские орудия. С винтовками в руках пришли ополченцы-металлурги завода «Красный Октябрь». Что это значило тогда – по огненным улицам пробираться к переднему краю!
Ученик.
Рассказ мастера лесообрабатывающего завода Б.М. Бородина: «23 августа в подвале под грохот бомбежки нам выдали оружие. Чтобы добраться до Мечетки, нам надо было пройти по городу пятнадцать километров. Мы буквально пробивались через охваченные пожарами кварталы. Так дошли до тракторного завода. Нам отвели участок обороны».
Ученик.
Громадный город на Волге был полностью разрушен. В центральной части его не осталось ни одного целого здания. Разрушения были настолько велики, что только после расчистки завалов представилась возможность определить прежнее направление улиц, и многим казалось невозможным их восстановление, как и всего Сталинграда полностью.
Ученик.
Было разрушено 309 предприятий города. На заводе «Красный Октябрь» были выведены из строя 170 тысяч квадратных метров производственных площадей, полностью разрушены транспортное и крановое хозяйство, механическое и электрооборудование. Разрушено 660 сооружений, 15 мартеновских печей, 14 прокатных станов.
Ученик.
На Сталинградский тракторный завод с 23 августа 1942 года по 1 января 1943 года было сброшено 8 тысяч авиабомб. Завод, который за годы предвоенных пятилеток из 500 тысяч тракторов, произведенных в стране, выпустил 300 тысяч, превратился в развалины.
Ученик.
Огромный урон был нанесен энергохозяйству города. Все цехи и агрегаты ГРЭС получили повреждения.
Полностью был выведен из строя железнодорожный и водный транспорт. Разрушены 1237 километров главных и станционных путей, 2 паровозных и вагонных депо, уничтожены 152 паровоза, 6402 вагона.
Ученик.
Большой урон был нанесен жилищно-коммунальному хозяйству, культурно-просветительным учреждениям: разрушены 124 школы, 120 детских учреждений, 14 театров и кинотеатров, 2 цирка, 2 музея, 3 вуза, картинная галерея. Уничтожен городской транспорт, связь, водопровод.
Общий ущерб, нанесенный городу, составил 9 миллиардов рублей.
Чтец.
Волгоград – Сталинград
Волгоград – Сталинград,
Души павших солдат
Всё горят – просто некуда деться.
Просто нету наград,
Нет на свете наград,
Что достойнее памяти сердца.
Что творилось тогда –
Кровь текла, как вода,
Но не Волгой, а буйной стремниной.
Засучив рукава,
Нагло перла орда,
Прикрываясь бронею "тигриной"
Черно-белый оскал,
В полный рост кто-то встал,
Перекрестным огнем покрестившись.
Кто за нас погибал,
Нас за это прощал,
Но в бессмертье ушел, не простившись.
Он упал на бегу,
В красно-грязном снегу
На кургане его захоронят.
А на том берегу,
Заглушая пургу
Материнское сердце застонет.
Пуля – глупый металл,
Но опять кто-то встал,
Высшей правдою сверху отмечен.
Все, кто здесь воевал,
Свет в веках зажигал,
И огонь Ваш поэтому – вечен!
Волгоград – Сталинград,
Рядовой и комбат
Здесь лежат, невзирая на званья.
Молча люди стоят,
Журавли пролетят,
И курлыканье – как отпеванье.
(Д. Дарин)
Слайд 19
Учитель.
В память о мирных жителях Сталинграда, погибших в этих варварских бомбёжках, 9 мая 1995 года на набережной Волгограда у перекрестка улиц Комсомольской и им. маршала Чуйкова открыт уникальный памятник мирным жителям: над женщинами и детьми, застывшими в Сталинградском пожаре, зависла 500-килограммовая фашистская авиабомба. На постаменте начертано: «Мирному населению, погибшему в дни Сталинградской битвы». Авторы памятника: скульптор Надежда Павловская и архитектор Валентин Калиниченко.
Использованные источники:
http://subscribe.ru/group/zabugore/2480482/
http://yandex.ru/clck/jsredir?from
http://www.docme.ru/download/119287#doc
http://www.stihi.ru/2008/08/23/310
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля)
Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля) Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо....
Урок мужества "Сталинградская битва глазами юного поколения"
Классный час ко 2 февраля о героях Сталинградской битвы. Ученица прочитала стихотворение собственного сочинения....
Урок-презентация "Сталинградская битва"
Урок истории в 9 классе....
Урок мужества "Сталинградская битва"
Данный материал предназначен для проведения открытого урока, классного часа в старшей школе...
Презентация к уроку Победы "Сталинградская битва. 23 августа 1942г."
Презентация сопровождает разработку классного часа из цикла "Уроки Победы". Включены фотографии, иллюстрирующие события 23 августа 1942г. в Сталинграде....
Сценарий мероприятия, посвященного 75-летию Победы Сталинградской битвы.
Цель: показать учащимся великий подвиг Сталинграда в годы Великой Отечественной войны, воспитывать чувство национальной гордости, за свой народ, за свою страну. Есть в календаре такие даты, котор...
Методическая разработка проведения интегрированного урока (занятия) «Сталинградская битва: уроки истории»
Данная методическая разработка интегрированного урока литературы и истории (внеклассного мероприятия) предназначена для учителей литературы и учителей истории, педагогов-организаторов, классных руково...