План воспитательной работы по жизнестойкости
рабочая программа (8 класс) на тему
Описание программы по жизнестойкости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vospitatelnoy_raboty_po_zhiznestoykosti_vlasenko.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по формированию
жизнестойкости подростков
Программу разработала:
Игнатенко О.Ю.
учитель математики,
классный руководитель 8 класса
Пояснительная записка.
Стремительные изменения, произошедшие за последние годы в общественно-политической, социально-экономической, научно-технической жизни общества, рост экологических и техногенных катастроф оказывают прямое влияние на адаптационные механизмы личности, особенности психического напряжения, эмоциональных состояний.
В жизни людей возникают кризисные ситуации, которые все чаще остаются неразрешенными. Результатом этого становятся нарушения эмоциональной составляющей поведения, которые являются значимыми параметрами, определяющими выраженность дезадаптации личности.
В результате, все больше людей оказываются в трудных материальных и жилищно-бытовых условиях проживания, многие нуждаются в серьезной медицинской помощи, страдают от алкогольной и наркотической зависимости, некоторые оказываются в местах лишения свободы. Возникающая патогенная ситуация в семье обуславливает психотравмирующее переживание всех ее членов, особенно глубоко переживают дети. Длительное негативно окрашенное эмоциональное состояние приводит к возникновению психической травмы, которая имеет тяжелые последствия для развития личности.
Такие дети нуждаются в социальной поддержке и реабилитации и часто попадают в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
В процессе диагностической психолого-педагогической работы, было отмечено, что для многих воспитанников характерно недоразвитие механизмов саморегуляции, компенсируемое формированием различного рода «защитных реакций», вместо умения совладать с трудными жизненными ситуациями отмечено развитие тенденции к излишне эмоциональному реагированию, обидам. Как следствие возникает проблема адаптации детей в трудных жизненных ситуациях.
Известно, что развитие стратегий совладания и жизнестойкости способствует смягчению последствий стрессов, актуализации адаптационных ресурсов личности.
Развитая жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.
Понятие жизнестойкости наиболее полно и точно описал С. Мадди.
Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, включающая в себя три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Важна выраженность всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.
Одним из периодов формирования жизнестойкости является подростковый возраст, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.
В этот период активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир, формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения.
Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.
Именно в подростковом возрасте происходит бурное физическое развитие, половое созревание и психические изменения, вызывающие появление чувства взрослости. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода – личностная нестабильность, которая проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. От того, как будет развиваться способность регуляции поведения в этом возрасте, зависит не только способность решать трудные жизненные задачи, но и в целом благополучие личности в старшем возрасте.
Однако, недостаток необходимых знаний, отсутствие целостной модели собственного жизненного пути могут привести к трудностям адаптации в стрессовых ситуациях.
Именно поэтому в подростковом возрасте так актуален вопрос социальной поддержки формирования жизнестойкости личности и ее психологических ресурсов. Поскольку жизнестойкость – это фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, то грамотная психолого-педагогическая установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах, способна снизить степень суицидального риска и крепить жизненную позицию.
Опираясь на все вышеперечисленные факторы и наблюдения, учитывая ведущие потребности подростков в общении со сверстниками и проявлении индивидуальных особенностей личности, нами была разработана программа, поддержки формирования жизнестойкости.
Цель и задачи Программы
Цель:
- повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения
Задачи:
- оказание психолого – педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
- формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;
- организация и включение подростков в ценностно значимую для них деятельность
Ожидаемые результаты реализации программы.
- Преодоление возможных психологических ограничений подростков;
- Формирование внутренней мотивации деятельности;
- Развитие умения справляться с напряжением и негативными эмоциями, через творческое самовыражение;
- Осознание самих себя, своих личностных качеств, созданию позитивной коммуникации.
- Формирование умения дружить и строить доверительные отношения с другими людьми, освоение навыков работы в коллективе.
- Успешное и своевременное решение задач развития подросткового возраста, что создаст благоприятные условия для дальнейшего решения задач развития последующих возрастов.
- Повышение профессиональной компетентности педагога, воспитателя в процессе разработки и проведения занятий.
Методы и формы работы, применяемые в программе:
- индивидуальная работа;
- работа в мини-группах;
- ролевые игры;
- групповая дискуссия;
- практические упражнения;
- презентации;
- решения проблемных ситуаций.
- мозговой штурм;
Выбранные методы соответствуют критериям надежности, а также целям, содержа- нию программы и возрастным психологическим характеристикам разновозрастных категорий.
Тематическое планирование
Учитель: Игнатенко Ольга Юрьевна
Класс: 8
Количество обучающихся: 5
№ п/п | Тема | Дата проведения | Участники |
1 | Практикум общения | 14.11.15 | Учащиеся |
2 | Практикум преодоления трудностей «Хорошо ли быть уверенным в себе?» | 21.11.15 | Учащиеся |
3 | «Курительные смеси, их вред здоровью.» | 13.11.15 | Родители |
4 | «Как успешно преодолевать трудности» | 05.12.15 | Учащиеся |
5 | Я личность | 12.12.15 | Учащиеся |
6 | Роль семьи в воспитании моральных качеств личности | 15.12.15 | Родители |
7 | Анкетирование «Как ты ладишь с родителями?» | 23.01.16 | Учащиеся |
8 | Общение родителей с детьми-подростками | 12.02.16 | Родители |
9 | Письмо-монолог «Нужно ли терпеть?» | 21.03.16 | Родители |
10 | Тестирование учащихся «Измерь свой коэффициент искренности» | 09.04.16 | Учащиеся |
11 | Классный час «А разве так можно?» | 16.04.16 | Учащиеся |
12 | Контакты и конфликты | 14.05.16 | Родители |
13 | «Права и обязанности ребёнка» | 28.05.16 | Учащиеся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)
Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...
План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...
Воспитательные программы, план воспитательной работы
Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...
планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов
План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.
План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....
ПЛАН воспитательной работы на год по направлению: «РАСШИРЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ в СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПЛАНвоспитательной работы ...