Конспект занятия " Светлый праздник Пасха"
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры через фольклор, пробудить интерес к старинным русским обрядам, формирование интереса и воспитание уважения к русским народным традициям, русской духовной культуре, воспитывать дружелюбие.
Задачи:
- Познакомить воспитанников с историей, обычаями и предметами русского народного праздника « Пасха, или Светлое Христово Воскресенье».
- Развитие и коррекция познавательных процессов, обогощение словарного запаса терминологией из устного народного творчества, развитие творческого воображения.
- Воспитывать любовь к календарно- обрядовым праздникам и , в целом, к русской народной культуре.
Оборудование: русские народные костюмы, создание имитации русской народной избы, предметные картинки с символикой раскрашивания яиц, краски, кисточки, стаканчики, куличи, яйца, чай. Оформление выставки.
Ход занятия.
- Организационный момент ( 5-10 минут).
На доске слайд с изображением праздника. Надпись ( « Не умирают обычаи, которым суждено быть вечными» Н. В Гоголь.
Воспитатель:
Говорят, что пасху раньше
Отмечала вся страна.
На качелях сидя, дружно
Улыбалась детвора.
Молодежь теперь не знает,
Как же Пасху отмечать:
Яйца красить, кулич стряпать
И гостей к столу встречать.
Заглянули в старину мы-
Будто дождь омыл сердца.
И сегодня вам расскажем
О Воскресии Христа.
- Входят двое ведущих в русских костюмах:
1-ый ведущий.
Ой вы, гости- господа,
Сколько вас пришло сюда?
2-ый ведущий.
Вроде б, мимо направлялись!
И чего- то задержались?
1-ый ведущий.
Видно, сказ дошел до вас
Про житье- бытье у нас.
2-ый ведущий.
На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога.
1-ый ведущий.
Пасха- Бога воскресенье.
Чей второй день рожденья?
2-ый ведущий.
Кто ответит на вопрос?
Сын его Иисус…..
Дети хором.
Хритсос!
1-ый ведущий.
А пришли сюда мы скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть.
Вместе с вами хором песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть.
Стихотворение А. Плещеев « На Пасхе». ( Читает 1- ребенок).
На Пасхе.
Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Гудят колокола!
Немолчно в Божьих храмах
Поют: « Христос Воскрес!»-
И звуки дивной песни
Доводят до небес.
Сегодня день великий:
За нас проливших кровь
Христос Воскрес из мертвых
И в мир явился вновь.
Не знает скорби сердца,
Душа у всех ясна:
Ведь с праздником пасхальным
Приходит к нам весна.
Весть о воскресшем Боге
Она несет с небес,
Ответим же с весельем:
« Воистину Воскрес!»
История праздника.
- ый ведущий:
Давным –давно, несколько тысячелетий назад, в память избавления иудеев от плена египетского стали отмечать этот праздник. А с появлением христианства праздник Пасха обрел еще одно значение- чудесное воскрешение из мертвых Иисуса Христа . сына Божьего. Иисус дал распять себя, чтобы искупить грехи человеческие, а через три дня воскрес из мертвых. Это случилось в седьмой день недели. Который с тех пор называется воскресением. Поэтому каждое воскресенье люди не работают в память о воскрешении Христа.
2-ый ведущий.
После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые- драгоценности, а бедные- что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа.
1-ый ведущий.
Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: « Христос Воскрес!»
Удивился император и сказал: « Как можно поверить в то. Что белое яйцо может стать красным!»
Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко- красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.
Стихотворение ( на фоне звука колоколов)
Христос Воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря гудит уже с небес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…..
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Воспитатель: Пасха всегда на Руси была заполнена различными русскими народными играми и развлечениями, закличками солнца и птиц. Пасха символизирует приход весны, а значит прилет птиц. Давайте и мы с вами съиграем в игру, которая называется «Жаворонок»».
Русская народная игра « Жаворонок».
По считалке выбирается жаворонок, у него в руке колокольчик. Жаворонок бегает по кругу, звенит колокольчиком.
Считалка:
Покатилось колесо,
Укатилось далеко.
И не в рожь,
И не в пшеницу,
А до самой до столицы.
Колесо кто найдет,
Тот ведет.
Все говорят:
В небе жаворонок пел
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел круглый год.
Играющие закрывают глаза, жаворонок бегает и звенит колокольчиком. Затем осторожно кладет за спиной, тот, кто догадается, становится жаворонком и игра повторяется.
Воспитатель: Молодцы, поиграли.
2-ый ведущий.
Эй, девчонки- хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
Исполнение частушек.
Эй, девчонки-хохотушки,
Не хотите ль спеть частушки?
Для друзей и для гостей
Запевайте веселей.
Мы частушек много знаем,
Знаем целый миллион,
Приходите их послушать
И в наш центр и район.
Я каталась на качелях,
Уронила брошку.
А кому какое дело
Я люблю …..Антошку.
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа,
Косолапы женихи.
У меня четыре шали,
Пятая- пуховая;
Не одна я боевая,
Все мы здесь бедовые.
Ох топну ногой.
Да притопну другой,
Выходи ко мне, Ванюша,
Поплясать со мной.
Я матрешка –сувенир
В расписных сапожках,
Прогремела на весь мир
Русская матрешка.
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего румяна я,
Щеки словно розы.
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали. ( Хором)
Воспитатель: Хорошо поиграли, частушки попели, ну а теперь пора за работу приниматься. Покажем свое умение в расписывании пасхальных яиц.
Но для того, чтобы начать работу расскажите, ребята, какие вы знаете обычаи и приметы пасхальных яиц.
Обычаи и приметы.
- Подарить друг другу пасхальное яйцо- главный обычай этого светлого праздника.
- Христиане приняли яйцо как символ воскрешения.
Существует еще одна причина, по которой мы едим яйца в пасхальное воскресенье и дарим их друзьям и детям. На заре зарождения религии во время Великого поста запрещалось употреблять в пищу яйца, поэтому и появилась традиция есть яйца в пасхальное воскресенье. - По старинным поверьям, помогает яйцо и при тушении пожаров, и в земледельческих работах: надо только во время пасхального молебна зарыть такое яйцо в зерно и затем выехать с ним на посев, -прекрасный урожай обеспечен.
- В Ярославской губернии, например, с пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся корову, овцу, в некоторых местах яйцом гладили скотину по хребту, чтобы та не болела и чтобы шерсть бала у нее гладкой.
1-ый ведущий.
А теперь вопрос к гостям. Чем можно раскрасить яйца? Какие способы вы знаете?
Способы окрашивания:
Льняной материей или цветной бумагой завернуть, привязать и варить его;
Луковым пером;
Акварельными красками;
Свечой, затем в анолиновые пищевые красители.
Воспитатель: В славянских верованиях яйцо приобрело многообразные символические значения:
Сосна- долголетие и здоровье, сорочьи лапки- символ сорока святых, звезда- нравственная чистота и человеколюбие ,дубовый лист- защита от нечестии, петушиный гребень- защита от нечестии.
Так же можно расписать под гжель голубой краской, под хохлому – красной, а также элементами русской народной росписи. Какие вы знаете элементы? ( точка, волнистая, круг, цветок).
Почему яйцо красят в красный цвет? ( цвет солнца, цвет новой жизни, цвет крови Иисуса).
Воспитатель: Хорошо, молодцы!.У нас с вами есть все необходимое: краски, кисти, яйца. Пожалуйста, подумайте, кто как будет расписывать и начинайте работать. ( индивидуальная помощь детям)
Когда нужно закончить нужно предупредить за 2-3 минуты.
А сейчас, пока яйца подсыхают, мы выйдем на солнечную полянку поиграем в любимую игру детей на Руси, на Пасху « Катание яиц». ( привлечь взрослых).
А) Катание с горки, у кого дольше прокатится.
Б) Катание с горки. Если заденет конфету, то она твоя.
В) Чье яйцо дольше прокрутится ( под счет).
Воспитатель: Всех теперь за стол зовем,
Угощаем куличом.
Сладкие куличики
С ягодкой малинкой.
Куличики пекли с любовью
И старались мы не зря.
Угощайтесь на здоровье,
Наши гости –господа.
Праздник заканчивается чаепитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Светлый праздник Пасхи
Знакомство с традициями и обычиями православной культуры. Воспитание чувства любви к своему народу и культуре....
Открытое мероприятие "Светлый праздник-Пасха"
Открытый урок посвящен светлому празднику Пасха, его традициям, обычаям, песням....
методическая розработка открытого занятия светлый праздник Пасхи. изображение пасхального яйца
План - конспект занятия Тема занятия:“Светлый праздник Пасхи. Изображение пасхального яйца” ...
Конспект открытого классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".
Конспект открытого классного часа в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина"....
Конспект занятия "Великий праздник Пасха"
Интегрированное занятие для детей 6-7 лет. Знакомство детей с русскими народными традициями и обячаями на Руси. Дети знакомятся с новыми словами такие как писанки, крашенки, драпанки (окрашивание яиц ...
конспект занятия "Великий праздник - Пасха"
Конспект занятия предназначен для детей 5-7 лет. Дети знакомится с народными обрядовыми праздниками – Пасхой, ее обычаями, традициями. В словарь детей вводятся новые слова и их значение – ...
Конспект внеурочного занятия «Светлый праздник Пасхи»
Тема урока: «Светлый праздник Пасхи»Направление ВЗ: духовно- нравственноеЦель: дать представление о праздновании Пасхи, обычаях, традициях праздника;Планируемый результат:Предметные:...