Классный час Героями не рождаются, героями становятся!"
классный час (6 класс) по теме

Васильева Вероника Валерьевна

Данная работа содержит в себе разработку классного часа к 9 мая, и 100-летию А.П.Маресьева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroyami_ne_rozhdayutsya.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Героями не рождаются, героями становятся!»

Цель: 

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа.
  2. Познакомить учащихся с подвигом лётчика А.П. Маресьева в годы ВОВ.                                                                
  3. Расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

Ход классного часа

Учитель:

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это — Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

( Н. Полякова «Родина моя» )

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, о чём это стихотворение? ( Ответы детей- О Родине).

А что для вас означает слово Родина? Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? ( Предположения уч-ся)

 

ВЫВОД:  Чувство Родины прорастает, как всё большое из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, качели во дворе, снежная горка, футбольное поле...

( Раздать уч-ся карточки. Ксения зачитывает «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы лелаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево,связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад,сто, тысячу лет назад. Это история, где превыше всего ценились мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела молчаливо живущие рядом с нами.»          

УЧИТЕЛЬ: Что означают эти слова? Давайте обратимся к толковому словарю...

Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Мужество — храбрость,присутствие духа в опасности.

Героизм — отвага,решительность и самопожертвование в критической обстановке.

 

УЧИТЕЛЬ: Кто обладает этими качествами? (Предположения уч-ся)

 

Тема нашего классного часа - «Героями не рождаются, героями становятся!»

 

Давайте сегодня попробуем доказать это на примере летчика, героя Советского союза Алексея Петровича Маресьева.

1 (слайд) Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года  в городе Камышине Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея.

После окончания школы в городе Камышине   Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году   Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимается в аэроклубе.(Вирная)

2 (слайд) В 1937 году   призывается в армию. Вначале А.П. Маресьев служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине,   затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А.К. Серова,   которое окончил в 1940 году,   получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

3 (слайд) В августе 1941 года Алексея Петровича направляют на Юго-Западный фронт.  Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года   в районе Кривого Рога.  (Аксенова)

4 (слайд) В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт.   К этому моменту на счету лётчика числилось 4 сбитых немецких самолёта. 4 апреля 1942 года   в районе так называемого «Демьянского котла» (Новгородская область)    во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Он совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами.

5 (слайд) Восемнадцать суток раненый в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. (Мордвиненко)

Я:  Из воспоминаний сына Виктора Маресьева «Рассказывал отец и о том, как упал, как лежал долго без сознания на снегу, а очнувшись, увидел: рядом сидит медведь-шатун. Март месяц был, медведи ещё спать должны, а этот вот проснулся. «Я лежал навзничь, одна рука была под спиной, — вспоминал папа. — Я всё пытался расстегнуть молнию на меховом американском комбинезоне, чтобы достать из-под ремня наган, но никак не получалось». Медведь его не трогал, думал, что он мёртвый. А мертвечину-то они не едят. Но вдруг Маресьев дёрнулся, медведь тут же лапой замахнулся, разорвал комбинезон, но отец всё-таки успел выхватить наган: «Всю обойму в него выпустил. Зверь зарычал, поднялся и упал тоже навзничь. Хорошо, не на меня».

 Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав.   Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района,   Серёжа (Сергей Петрович) Малин и Саша (Александр Михайлович) Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом. Больше недели колхозники ухаживали за А.П. Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача.

6 (слайд) Однажды Андрей Дехтяренко получил приказ вылететь за линию фронта, чтобы вывезти с оккупированной врагом территории тяжело раненного советского летчика, сбитого в воздушном бою. И в первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А.Н. Дехтяренко. Задание Андрей Николаевич успешно выполнил.  И  Алексей Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь.

7 (слайд) Сын лётчика Виктор Маресьев в интервью» вспоминал: отец рассказывал, что в госпитале он с заражением крови   и гангреной   лежал уже на каталке по пути в морг. Мимо умирающего Маресьева проходил профессор Теребинский; он спросил: «А этот что тут лежит?» С Маресьева сняли простыню и сказали: «А это лейтенант молодой с гангреной». Тогда Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!» Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.(Мальцев)

8 (слайд) Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского лётчика Первой мировой войны А.Н. Прокофьева-Северского,  который потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся в небо.

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории,   куда он был направлен в сентябре 1942 года.   В начале 1943 года   прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).  (Агафонова)

9(слайд) В феврале 1943 года   совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года  прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.   Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы   была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А.М. Числов   и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года   Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой. (Срабионова)

Я 10 (слайд)  24 августа 1943 года   Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза   за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей.

11 (слайд)  Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

12 (слайд) В 1944 году   А.П. Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

13 (слайд) В 1946 году А. П. Маресьев был уволен из ВВС. Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2 ) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. На этом его небесная эпопея закончилась. Самое удивительное, что все эти годы он жалел не об отрезанных ногах, а о том, что не дано ему управлять реактивным самолётом. И то, и другое было безвозвратно потеряно для него, но о ногах А.П. Маресьев не говорил никогда, а о самолётах – всегда.

14(слайд) О  его подвиге Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке» (слайд)   и Александр Столпер снял одноимённый фильм с Павлом Кадочниковым  в главной роли.

Автор - Черников Владимир Петрович, летчик, гвардии полковник, ветеран Великой Отечественной войны, председатель Союза фронтовиков написал стихи посвящённые подвигу лётчика.

Рождает  Родина героев,

Коль нашу землю топчет враг,  

Они, прикрыв ее собою,

Не отступают ни на шаг…Зонин

И летчики сражались смело,

Срывая вражеский налет,

Их сила духа без предела,

Они ее берут в полет. Кубанов

У Алексея первый вылет,

Удар по технике врага,

На бреющем фашистов били,

Не дрогнула его рука…Серебрянская

Под Старой Руссой в жесткой схватке

Был самолет его подбит.

Мотор заглох, и нет площадки,

Но хорошо, что не горит. Леспух Саша

Упал на лес, сбивая сучья,

В куски распался самолет,

Вот он, особый этот случай,

Когда остался жить пилот…Слоян Артур

Как он прополз те восемнадцать

Голодных выстраданных дней?

Как телу трудно подниматься,

Но сила воли все ж сильней… Соловьев

Врачи его смотрели долго

И вывод сделали один…

Лишь сила воли, чувство долга

Его оставили живым. Евтушенко

Взяв костыли, стал двигать ноги -

Как трудны первые шаги!

 Учителя уж больно строги,

А в помощь только две руки.

 «Я должен быстро научиться

Ходить и двигаться, как все.

Иначе в воздух не пробиться,

А без полетов трудно мне». Я

И он с упорством, силой воли

Тренировался каждый час.

Хотя в душе стонал от боли

И падал на пол много раз…Тягнирядно

И доказал, что и в протезах

Готов на фронте воевать,

В ногах его теперь железо,

Лишь нужно им повелевать. Буйный

А жарким летом в сорок третьем

Попал на Курскую дугу,

Друзей своих на фронте встретил

В гвардейском боевом полку. Полушин

По восемь раз за день взлетали,

Громили, разрывая строй,

И в небе пушки грохотали,

Здесь каждый миг – смертельный бой!Барилова

И вот однажды, тем же летом

К ним в полк приехал Полевой,

Проговорили до рассвета

О буднях жизни боевой. Леспух Леша

Он рассказал, как жизнь сложилась,

Почти что спал, закрывши веки…

И вскоре «Повесть…» появилась

О Настоящем Человеке! Кадыров

ВЫВОД: Подводя итоги нашего классного часа. Я бы хотела сказать что в жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе,честность и добросовестность — все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнём, но и в борьбе с ленностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Алексей Петрович  Маресьев как и многие другие герои ВОВ доказали, что героями не рождаются, героями становятся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустре...

сценария классного часа для 5-6 класса "Помним, Гордимся : Героями не рождаются, героями становятся»

Методическая разработка сценария классного часа для 5-6 класса"Помним, Гордимся : Героями не рождаются, героями становятся»...

Классный час Героями не рождаются, героями становятся 7 класс

Классный час посвящен Дню Героев в России и содержит материал регионального компонента....

Сценарий мероприятия, посвященного Дню героев отечества, "Героями не рождаются - героями становятся"

Материал предназначен для детей среднего и старшего школьного возраста....

Классный час "Героями не рождаются, героями становятся"

Классный час "Героями не рождаются, героями становятся"...

Классный час "Героями не рождаются, героями становятся"

Герой — это человек, совершивший или совершающий благородные поступки, связанные с риском для его жизни. “Существуют ли герои в сегодняшней России?” Герои существуют везде, где есть ...