Размышления
материал на тему

Говердовская Вера Петровна

Размышления о работе руководителя детского коллектива музыкантов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razmyshleniya_na_temu_orkestra.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления на тему.

О превратностях судьбы

— В свое время, еще будучи подростком, я начала заниматься музыкой в музыкальной школе №2 г. Смоленска . Во Дворце профсоюзов г. Смоленска тогда существовал детский оркестр народных инструментов, которым руководил Владлен Чугунов. Собственно говоря, мое вхождение в необъятный мир музыки было связано именно с этим коллективом. Увлеченность искусством привела меня в Смоленское музыкальное училище, по окончании которого я работала преподавателем по классу баяна и аккордеона, а также руководителем оркестра в музыкальной  школе. В 1987 году, после замужества я переехала в Московскую область в г. Котельники, где продолжила свою профессиональную деятельность. С 2002 года являюсь руководителем и дирижером оркестра русских народных инструментов «Жаворонок». Эта деятельность, по сути, граничит с музыкой и педагогикой, что полностью соответствует моему образованию и профессиональным интересам.

В 2012 году коллектив оркестра был удостоен звания Образцового детского коллектива.

Об оркестре

— Действующий основной состав нашего коллектива — примерно 30 ребят от 11 до 19 лет, в основном, это парни, а вот девчонок пока маловато — это ж не по подиуму пройти в красивом платье. Здесь труд вообще-то тяжкий. Я иногда задаю ребятам провокационный вопрос: «А зачем вам вообще оркестр нужен?». И ответы бывают разные: кто-то просто любит музыку, и я чувствую, что у этого ребенка чистое эстетическое отношение, сегодня самое редкое, то, что без выгоды и только ради самосовершенствования, а кому-то не хватает общения, кому-то самореализации. Мотивация у всех разная. Чем и хороша музыка: с одной стороны — это эфемерность, но при этом не стоит забывать, что творческая деятельность самая сложная, отвечающая высшим потребностям человека (по Маслоу), родовое качество человечества, выделяющая его из животного мира. Не говорю про важность развития мелкой моторики рук, напрямую связанной с развитием интеллекта. Кроме того, коллективное занятие музыкой является моделью достижения цели общими усилиями, работы в команде. Яркий пример собственного прогресса, вот ты пришел, ничего не умеючи, нотной грамотой не владея, пальцы не слушаются, согласованности нет… И постепенно система до тебя начинает доходить, начинает получаться, приходит успех и свобода в исполнении. Для ребенка это огромный позитивный момент: если ты целенаправленно вкладываешь в свою энергию, то результат будет, причем наработанный честным путем, через усилие над собой. Это умение можно затем перенести на любое дело и во взрослой жизни.

О дружбе и ответственности

— На общей репетиции  оркестра коллектив встречается раз в неделю, в остальное время идут занятия по группам, истории и теории музыки, и сплотить ребят очень трудно. Но мы над этим работаем: организовываем походы в лес, где проводим спортивные соревнования, чтобы почувствовать, что мы единая команда. Вообще же ребята — молодцы.   Оркестр воспитывает чувство ответственности. Если одного инструмента нет, то и всего богатства звучания тоже нет. Дети еще, конечно, слабо это осознают, но с точки зрения педагогики музыкальный коллектив — великолепный инструмент взращивания положительных человеческих качеств.

Об общении

Сложилась добрая традиция передачи старшими ребятами своих музыкальных умений и навыков младшим. Старшие ребята заинтересованно учат младших, передавая все лучшее, чему научились за долгие годы. Старшим это помогает лучше уяснить азы музыкальной профессии, приучает к дисциплине, терпению - не всегда все сразу получается у младших, приходится многократно объяснять, поправлять.

У каждого инструменталиста, играющего на домре, металлофоне, ударных и других инструментах есть свои «секреты», приемы игры. В передаче этих приемов, этого «золотого фонда», выработанного ими, ребята видят особый смысл, особое удовлетворение: оставить в оркестре часть своей души, научить малышей тому, чему не научил бы их никто другой.

       Общение со сверстниками из подобных коллективов происходит постоянно. На протяжении многолетней деятельности коллектив оркестра «Жаворонок»  побывал на  многочисленных концертных площадках различных городов России и, конечно же, на сценах различных городов и поселений Московской области.  Ребята нуждаются в  общении  с единомышленниками, делятся впечатлениями от выступлений, дают оценку выступлениям друзей-соперников.

       Частенько в гости к нынешнему составу оркестра приходят выпускники коллектива. Это уже взрослые состоявшиеся ребята, получившие профессиональное образование в различных областях. Однако магия коллективного творчества, магия музыкального вдохновения  в очередной раз приводят их в стены родной школы искусств.

Куда уходит музыка?

— Сейчас говорить о кумирах сложно, в свое время были широко известны исполнители музыки на народных инструментах: Цыганков, Нечипоренко, Шалаев…  А кого мы знаем сейчас? Разве только аккордеонист Дранга иногда появляется в телешоу. Но пусть хоть под таким соусом попадает народная музыка на экраны телевизоров, как результат к нам приходят дети с желанием научиться играть на аккордеоне. Народная музыка сейчас — это своеобразный атавизм.  Грустно даже как-то.

Мы же силами нашего оркестра пытаемся хранить истоки своей культуры и музыки, придавая ей новое звучание.

Балалайка — это модно!

— Не скрою, что в основном дети приходят, желая научиться играть на популярной гитаре или фортепиано. А мы им предлагаем попробовать свои силы на «родной» балалайке или домре. Есть предубеждение, что на балалайке играть очень легко. На самом деле, все совсем не так, по разнообразию технических приемов она стоит наравне со скрипкой, но это уже зависит от подготовки исполнителя. Для некоторых детей наше предложение является стрессом своего рода, представляете, в наши дни играть на народных инструментах почему-то стесняются, боятся неприятия со стороны сверстников-подростков.

Конечно же, ведется разъяснительная работа, слушаем выступления профессиональных коллективов.

Наш оркестр, по возможности, мы пытаемся модернизировать — в его составе не совсем народные цифровое пианино-синтезатор, бас-гитара, ударная установка, придающие определенный эстрадированный колорит звучанию традиционного народного состава. Здесь хочется сказать огромное спасибо всем, кто оказал нам финансовую поддержку на обновление инструментов.

И о глобальном…

— Я бы назвала наш оркестр своеобразным срезом нашего социума, лицом нашей современной действительности: наши дети играют на народных инструментах музыку разных стран и эпох. Есть очень интересная китайская пословица, которую я очень люблю: «Разрушение любого государства начинается с разрушения его музыки». То есть с верхов, с его идеологии, с нематериального, и вот тот факт, что у нас сейчас есть спонсоры, есть инструменты, есть такое здание МБУ ДО ДШИ им. В.К.Андреева г.о. Котельники, есть дети, которые хотят заниматься, — он о многом говорит все-таки.

Содержание и организация оркестрового коллектива

как средство нравственного воспитания школьников

 

Атнеева Г.А.

МОУ лицей № 1, г. Сургут

 

Будучи руководителем оркестра русских народных инструментов в лицее № 1, я столкнулась с проблемой нравственного воспитания школьников в коллективной деятельности. Данная проблема привлекает ученых и практических работников на протяжении всего периода развития общества. Задачи, поставленные в изменение содержательных основ общеобразовательной системы, усиливают ее актуальность и необходимость дальнейшей разработки.

И хотя нравственному воспитанию в оркестровых коллективах уделяется определенное внимание, многие аспекты этой проблемы еще не решены.

Во-первых, отсутствуют специальные исследования, посвященные вопросам содержания и организации деятельности оркестрового коллектива в общеобразовательных школах, а также во внешкольных учебных заведениях.

Во-вторых, не определены основные принципы, содержание и методы организации деятельности в данном оркестровом коллективе.

В-третьих, не раскрываются возможности оркестровых коллективов в формировании таких стержневых качеств личности как коллективизм и ответственность.

Неразработанность этих вопросов в педагогической теории отрицательно сказывается на практике воспитательной работы в самодеятельном оркестре русских народных инструментов.

Таким образом, данная тема является актуальной, а ее исследование - необходимым.

Объект исследования - процесс нравственного воспитания школьников в учебно-воспитательной и творческой работе оркестра русских народных инструментов.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные пути нравственного воспитания школьников в оркестровом коллективе.

В построении исследования мы исходили из гипотезы, что эффективность нравственного воспитания участников оркестра народных инструментов будет зависеть как от содержания деятельности (исполнительский репертуар, направленность репетиционно-подготовительной и концертно-исполнительской деятельности), так и от характера ее организации (перспективы, единые требования, самоуправление, самообслуживание, общественное мнение), а также от согласованности и взаимодействия воспитательных воздействий всех художественных коллективов школы.

Реализация цели исследования обусловили постановку следующих задач:

1)     проанализировать и обобщить передовой опыт руководителей оркестровых коллективов в сплочении и разработке содержания и организации их деятельности;

2)     определить основные принципы, содержание и методы формирования коллективизма, ответственности у школьников в условиях деятельности самодеятельного оркестра народных инструментов;

3)     разработать рекомендации по совершенствованию содержания и организационных форм учебно-воспитательного процесса в оркестровом коллективе.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по избранной проблеме; обобщение передового педагогического опыта; опытно-педагогическая работа; наблюдение; создание педагогических ситуаций; убеждения; упражнения; беседы; анкетирование; сочинения; анализ результатов деятельности.

Изучив и проанализировав историю становления и развития детских оркестров русских народных инструментов, могу отметить, что проблема формирования коллективизма и ответственности у школьников тесно связывается с активным участием их в общественной деятельности. Развивая эту идею, много ценного в ее разработку внесли Виктор Борисович Попонов [7, с.67], Дмитрий Борисович Кабалевский [5, с.53].

Через анализ учебно-воспитательной работы мы вычленили воспитательные аспекты оркестрового коллектива, выделили основные направления в содержании этого процесса связанные: с теоретической подготовкой, владением инструмента. Подробно расписали виды репетиций, подготовку к концертным выступлениям.

Работу над формированием развития творческого воображения, самостоятельного выражения мысли с помощью музыкальных звуков мы описали в методике индивидуальных и групповых занятий. Очень широко освещают эти вопросы Кузнецов Борис Андреевич в своей работе «Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами»[3, с.65] и Брылин Борис Андреевич в работе «Вокально-инструментальные ансамбли школьников»[1, с.47].

Эксперимент проводился в МОУ лицее № 1 г. Сургута ХМАО.

Мы исследовали исходный уровень нравственной воспитанности учащихся оркестрового коллектива; выявили недостатки, тормозящие формирование личности школьников; определили этапы организации и хода опытно-экспериментального исследования; проанализировали результаты проведенного исследования и тем самым осуществили фактическое доказательство выдвинутой гипотезы.

В процессе исследования были выделены и разработаны критерии эффективности педагогических условий совершенствования подготовки учащихся, позволившие получить достаточно объективную характеристику предмета исследования и происходящих в нём изменений:

1. Содержательные и организационные факторы деятельности оркестра, влияющие на создание атмосферы товарищества, коллективизма и вызывающие интерес к музыкальному творчеству.

2. Создание атмосферы коллективной взаимопомощи участников оркестра в музыкально-практической деятельности.

3. Система подготовительной и концертно-исполнительской работы оркестра, влияющая на проявление личной ответственности каждого участника перед коллективом.

Выделили педагогические условия формирования нравственности:

-      стимулирование творческого развития участников оркестра;

-      специально подобранный репертуар;

-      формирование мотиваций;

Чтобы закрепить у школьников опыт положительного поведения и поднять их на более высокую ступень нравственного развития, мы определили причины, тормозящие нравственное становление школьников в оркестровом коллективе, которые оказались прямо пропорциональны уровню воспитанности школьников. Чтобы сделать процесс нравственного воспитания наиболее эффективным, мы строили работу в оркестровом коллективе в соответствии с разработанной нами методикой.

На первом этапе были поставлены близкие, средние и далекие перспективы, связанные с репетиционно-подготовительной, концертно-исполнительской и внутриколлективной деятельностью. Работу над освоением учебно-художественного репертуара и овладением инструментом мы строили таким образом, чтобы школьники овладевали навыками взаимопомощи, требовательности к себе и другим, ответственности за свою игру, принципиальности.

Были выработаны единые педагогические требования, предъявляемые родителям и школьникам, для достижения чувства ответственности перед коллективом у школьников и уважительного отношения друг к другу.

Формирование общественного мнения и личной ответственности перед коллективом включало в себя выполнение таких требований, как: знание оркестровых партий, посещение занятий, дисциплина, выполнение обязанностей в концертно-исполнительской деятельности.

На основе анализа формирующего эксперимента показано, как целенаправленная педагогически организованная деятельность школьников в постановке и реализации перспектив, связанных с овладением музыкальным инструментом в объеме требований программы, с целью освоения репертуара оркестрового коллектива, способствовала установлению между оркестрантами отношения товарищества, дружбы и взаимопомощи. Например, если в начале эксперимента 40% участников не помогали своим товарищам в разборе инструментальных оркестровых партий, то к концу эксперимента в репетициях оркестра наблюдалась атмосфера коллективной взаимопомощи. Особенно увеличилось число школьников с высоким уровнем умения организовать себя и товарищей к деятельности в оркестре, возросшее на 50%. Вместе с тем значительно снизился процент (на 30%) учащихся, которые редко помогали своим товарищам в разборе оркестровых партий и делали это без особого желания (средний уровень).

Желание просто общаться с друзьями во время репетиций переросло в желание углубить свои знания в области инструментальной музыки. Например, коллектив оркестра русских народных инструментов имеет творческие контакты с другими кружками, он организует музыкальное сопровождение выступлений фольклорного ансамбля, ансамбля частушечников.

Большое значение в нравственном воспитании нашего коллектива имеют традиции.

В течение года происходит награждение за активное участие в школьных и городских праздниках, концертах. В оркестре складываются традиции, связанные с содержанием деятельности и с организацией жизни коллектива, совместным отдыхом. Например, проводятся торжественные празднования знаменательных дат в жизни коллектива, отдельных участников, совместных встреч календарных праздников, походов в лес, где у костра можно петь песни под гитару, поиграть в волейбол, футбол, бадминтон и др. игры. Сложилась добрая традиция передачи старшими ребятами своих музыкальных умений и навыков младшим. Старшие ребята заинтересованно учат младших, передавая все лучшее, чему научились за долгие годы. Старшим это помогает лучше уяснить азы музыкальной профессии, приучает к дисциплине, терпению - не всегда все сразу получается у младших, приходится многократно объяснять, поправлять.

У каждого инструменталиста, играющего на домре, балалайке, ударных и других инструментах есть свои «секреты», приемы игры. В передаче этих приемов, этого «золотого фонда», выработанного ими, ребята видят особый смысл, особое удовлетворение: оставить в оркестре часть своей души, научить малышей тому, чему не научил бы их никто другой.

Эффективность нравственного воспитания участников оркестра народных инструментов напрямую зависит как от содержания деятельности (исполнительский репертуар, направленность репетиционно-подготовительной и концертно-исполнительской деятельности), так и от характера ее организации (перспективы, единые требования, самоуправление, общественное мнение).

 

Примечание

1.     Брылин П.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников. - М.: Просвещение, 1990. - 109 с.

2.     Гуревич К.М. Психологическая диагностика. - М., 1981. - 157 с.

3.     Кузнецов В. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. - М.: Музыка, 1986. - С.65-87.

4.     Кабалевский Д.П. Дорогие мои друзья. - М.: Молодая гвардия, 1979. - С.4-8.

5.     Кабалевский Д.П. Как рассказать детям о музыке. - М., 1977. - 256 с.

6.     Лаптев И. Оркестр в классе. - М., 1990. - 384 с.

7.     Попонов В.П. Русская народная инструментальная музыка. - М., 1984. - С.67-94.

8.     Плахов В.Д. Традиции и общество. - М.: Мысль, 1982. - 224 с.

9.     Триодин В.Е. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных увлечений. - М.: Профиздат, 1987. - 144 с.

10. Фролова И.Т. Философский словарь. - М.: Политическая литература, 1986. - 590 с.

11. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. - М., 1992. - С.173.

" Оркестр - это действенный фактор, уравновешивающий умственное и физическое развитие детей воспитанием художественного вкуса."

"Оркестр - это единый живой организм, в нём 46 сердец объединены в одно большое сердце и в минуты вдохновения на репетициях и особенно на концертных выступлениях все они бьются в одном ритме, настроены на один лад, дышат одним высоким чувством, что заложено в исполняемом произведении."

«Оркестр - это маленькая Россия. Но в нём свет большого народа, его души. Он вбирает и излучает его. Этим светом горят глаза исполнителей и слушателей. Энергия больших мыслей и чувств! Она горяча, светла, чиста, ведь исходит из детских душ и из народных глубин. В ней огромная очистительная сила. Вот что такое школьный оркестр народных инструментов.»

                                                                                  Н.А. Капишников

Духовно-нравственное воспитание как основа качественной подготовки современного учителя

Современное образование характеризуется наличием противоречивых тенденций, когда своеобразно сочетаются историческая память и историческое беспамятство. С одной стороны, декларируется отход от традиций воспитания, сложившихся в обществе советского периода, и становится очевидным, что на самом-то деле в пересмотре нуждаются практически все вопросы, на которые стремилась получить ответы прежняя система образования. С другой стороны, обращения к отечественным дореволюционным традициям воспитания как такового не происходит, а, напротив, всё чаще и активнее внедряются западные образовательные ценности, которые прямо противоположны русской педагогической культуре.

Таким же очевидным представляется и то, что во всём мире для преодоления кризисных ситуаций в развитии человека необходимы, прежде всего, не трансформации общественных структур, в каких бы формах - революционных или эволюционных — они ни проходили, но нечто гораздо более сложное: глубокие изменения в сознании и поведении современного человека, которые облагородили бы его внутренний мир, наполнили бы новым содержанием его стремления, социальные и эстетические идеалы, представления о добре и зле. Проводя эксперимент по внедрению дополнительной подготовки и новых специальностей в области социальных наук, главный вопрос состоял перед нами в том, какого человека и к какой жизни мы должны подготовить через современную систему профессионального  образования.

Мы понимали и понимаем, что существует проблема такого построения педагогического процесса и такого отбора содержания образования, которые обеспечат студентам реальную возможность свободного выбора своего пути и определения смысла и цели жизни. Важным фактором решения этой проблемы, на наш взгляд, является обращение к основам русской педагогики в вопросах о сущности человека, его воспитании и смысле жизни.

Отечественная традиция задаёт иной, отличный от светского образования, вектор воспитания человека — воспитание для вечности. Такое воспитание имеет двухуровневую структуру: первый уровень - рациональный, второй - духовный (мистический). Рациональный уровень охватывает сферу определяемого словами, сферу того, чему можно научить, что можно передать, того, что поддаётся анализу, прогнозированию, организации. Это моральные нормы, такие как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Наряду с миром рационального существует сфера, которую нельзя препарировать научными методами, ибо она относится к сакральным ценностям, включающим, например, чувство благоговения перед святынями. Особенность почитания святынь заключается в его духовном происхождении, чем оно отличается от уважения, которое может быть вызвано и рациональными причинами. Поэтому очевидна необходимость такой общекультурной и профессионально-педагогической подготовки учителя, которая бы стала основой его готовности к целенаправленному систематическому духовно-нравственному воспитанию молодежи в истинном смысле этого понятия.

На небольшой опыт по реализации областной программы по духовно-нравственному воспитанию, принятой в 2006 году и на ее основе – в нашем городе, мы осознали, что духовно-нравственное воспитание и развитие личности было и будет насущной потребностью не только педагогического образования, но и его ценностным ориентиром в обществе. Своей работой за эти годы мы доказали, что именно система образования взяла на себя функции компенсации социально-нравственных потерь современного этапа развития общества. Без духовности становятся бесполезными научные знания, новейшие технологии, и самое главное гибнет культура. Без духовности нет нравственности.  Духовность в ней не только проявляется, но и является законом ее существования.

Изучив труды известных философов, психологов, педагогов: В.В. Зеньковского, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, И.А. Ильина, мы пришли к убеждению, что нравственность духовна, поэтому она добродетельна. «Сознательно или бессознательно, тайно или явно, но «нравственное» оказывается «двигателем всех человеческих дел».

Атрибуты духовности выступают как ценностные ориентиры человеческих действий, направляют нашу активность, формируют интересы не только участников образовательного процесса, но и всех людей. Утверждение С.И.Гессена, что «…могущество индивидуальности» коренится не в ней самой,   не в природной мощи ее психофизического механизма, а  в тех духовных ценностях, которыми проникаются  тело и душа человека в процессе его образования и которые просвечивают в них как задания его творческих устремлений». Полностью отражается в наших с вами делах.

Характерно, что наш коллектив в течение этих лет переосмыслил многое и рассматривает духовность как нравственный императив, как критерий нравственной зрелости, определяющий  служение человека обществу, исполнение гражданского долга. Мы убедились, что в гражданском выражении духовность обладает свойствами, признание и развитие которых являются составной частью гармонизации социальных отношений.

Ведя подготовку по социальным специальностям и дополнительным подготовкам, таким образом, мы подошли к раскрытию к сущности социального образования, смогли выделить важную особенность этого образования – его духовность, тесно связанную личностными свойствами и ценностями, находящимися за пределами индивидуальной и личной выгоды.

Ориентация студентов на духовные общечеловеческие ценности в контексте указанных позиций и идей  реализует сущностные потребности личности в самосознании своего внутреннего духовного мира, преобразовании  себя в движении к высшим духовным и нравственным ценностям: любовь к Отечеству, Родине, ближнему, к своему народу, уважение к его традициям, культуре, истории, уважение к другим нациям  и народностям, служение профессиональному долгу, самоценность   личности каждого человека, милосердие и отзывчивость, сострадание, сопричастность ко всему происходящему  в окружающей жизни, верность и преданность истине, добру и красоте, свобода, которая должна привести к добру  и ответственному самостоятельному выбору  своей гражданской позиции, совестливость, доброжелательность и трудолюбие, великодушие и скромность.

Для нас стали возможным  следующие пути реализации процесса движения   личности студента к духовным и нравственным ценностям: интеграция  учебных дисциплин с акцентом на их ценностное содержание; решение и углубление поливариативного содержания знаний о сущности и целостности личности, где духовность является системообразующей самой целостности, о месте личности в структуре человеческих отношений; свобода выбора, поиска, оценки,  проекции ценностей во всех видах деятельности и общения в   целенаправленно организуемых ситуациях, что создает  условия для механизмов ориентации личности студента. При этом актуализируются, в первую очередь,  такие ценностные установки как гуманистический критерий взаимодействия студента и преподавателя, который определяется ориентацией преподавателя  на признание многомерности и ценности личности каждого студента, его прав на свободу выбора ценностей в деятельности и общении; желание педагога способствовать расцвету индивидуальности студентов; стремление преподавателя поставить студента в позицию осмыслении ценностей мира, выделения высших духовных ценностей; направленность на духовное начало в общении педагога и студента (преподаватель стремится к полному своего «внутреннего Я», способен обеспечить открытость и доверительность отношения, в котором духовный, интеллектуальный и нравственный потенциал каждого собеседника становится глубже и разностороннее). А это влияет, в свою очередь, на воспитательную систему колледжа и утверждает в ней как важнейшую совместную исследовательскую деятельность преподавателя и студентов, предусматривающую творческий характер и ценностное выражение в окружающем образовательном пространстве.

Сохраняя и передавая студентам нравственные ценности, колледж становится средством духовного наследования и нравственной преемственности в обществе и нашем территориальном сообществе.

Православная педагогическая культура изначально была представлена в трудах ученых-богословов. Духовная сущность человека, возвышающая его над биологическим миром, его высокое предназначение и достоинство, смысл существования, забота о воспитании и взращивании собственной души, предупреждение дурных поступков, образование и подготовка к достойному вступлению в общественную жизнь - эти вопросы всегда были предметом их рассмотрения.

Так, в духовно-литературном наследии святителя Феофана Вышенского основное внимание уделялось вопросам христианской антропологии, духовного мира человека, устроения его души и заботы о ней, вопросам совершенствования духовной жизни в процессе жизненного пути. Выделение духовного начала и нравственности человека как предметов особенной заботы в воспитании не умаляло в суждениях православных педагогов значимости физического, эстетического и трудового воспитания. Темы воспитания человеческой души, чувств патриотизма и национального достоинства, значимости и роли отечественной культуры в воспитании гражданина России, необходимо осуществлять во взаимосвязи светской и православной педагогической культуры. Главное, что коллектив, работая  в рамках инновационной педагогики, обратил внимание на необходимость светской педагогической культуры, проникнулся тем пониманием личности, какое дает христианство. Речь идет не о том, чтобы искусственно связать истины православия с проблемами и построениями современной педагогики, а о том, чтобы раскрыть внутреннюю связь.

С этой целью в созданном пространстве колледжа для студентов предоставлена свобода выбора мировоззренческих взглядов, идеалов, в русле духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, прежде всего, через образовательный процесс, который выстроенн на основе принципов последовательности, системности, научности и доступности.

Только в 2008-2009 учебном году обновлено содержание общеобразовательных и специальных дисциплин с акцентом на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание студентов; разработаны программы дополнительных подготовок по Религиоведению, Регионоведению, которые реализуются как составляющая часть  профессионального образования.

Качественно обновлено содержание методик преподавания по всем педагогическим специальностям, что позволило студентам во время всех видов профессиональной практики совместно с методистами колледжа и учителями общеобразовательных школ апробировать технологические приемы по развитию духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания. Ценно то, что преподаватели колледжа профессионально откорректировали знаниевый блок гуманитарных, социально-экономических  дисциплин с позиции трансформирования социокультурного опыта человечества, духовности, гражданственности.

В результате такого переосмысления доминантами в преподавании отечественной истории стали – гражданско-патриотическое содержание и значение исторических событий, высоко гражданское наследие знаменитых и известных людей Российского государства, влияние общечеловеческих ценностей, патриотизма и нравственности на человечество  на разных исторических этапах развития государства.  

В процессе изучения истории Сибири акцент был сделан на формирование национальной идентичности, мировоззренческих установок. Освоение содержания дисциплин Основы философии,  Основы социологии и политологии нацелено  на формирование диалектического  понимания природы, общества, мышления, осознанное усвоение ценностей,  строящегося гражданско-правового общества в России.

Изучение особенностей речевого взаимодействия в отечественной культуре, культура речи и нравственность, патриотическое самосознание населения стали ключевыми вопросами курса русский язык и культура речи.

Особенности социальных групп, влияние нравственности, духовности, патриотизма на социальный статус населения, социальные отношения в обществе, отношение к религии в общественном мнении как институте гражданского общества рассматриваются в процессе образовательной деятельности на  семинарах, проблемных лекциях как на основных, так и дополнительных специальностях. Например, Религиоведение, Нестандартные движения и культы,  Основы социологии и политологии и др.

Наиболее полно представлено место и значение духовной составляющей в культурных ценностях, нормах и традициях нашего населения, культурная самоиндентичность личности, деятельность социальных институтов культуры по развитию духовности, нравственности, патриотизма. Так,  занятия по мировой художественной культуры способствуют переосмыслению лексического понятия и значения культуры в воспитании личности. Именно здесь студенты приобщаются к разрешению проблем духовности, нравственности, патриотизма, гражданственности.  Наиболее свободно идет обсуждение проблем духовно-нравственного воспитания на занятиях, включенных в учебный план в рамках национально-регионального компонента: Религиоведение, Нестандартные движения и культы, История Сибири, Творчество сибирских писателей,  Литературное краеведение и др.

С целью продуктивного взаимодействия, развития личности студентов, проявления активной нравственной позиции по смыслообразующим жизненным вопросам в образовательный процесс  активно внедряются  информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы, приемы обучения. Например, деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры, дискуссии, дебаты, мозговые атаки, круглые столы,  анализ конкретных ситуаций способствуют самостоятельному выбору самоопределению.

Содержание таких дисциплин, как Психолого-педагогические методы взаимодействия с общественностью, Связи с общественностью помогает студентам освоить необходимые методы общения с населением, чтобы определиться в системе отношений с коллективом и миром, овладеть различными социальными ролями, научиться позиционировать себя. Кроме этого, содержание данных дисциплины в совокупности с содержанием дисциплин предметной подготовки, таких как Информатика, Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, Электронный практикум и другие позволяют студентам находить,  обмениваться информацией в сети Интернет, проводить оценку общественного мнения, разрабатывать и реализовывать социальные, творческие проекты. Так, студентами создан сайт «Нет наркотикам», «Наш город Черемхово»; выполнена серия видеозарисовок наблюдений за природой зимнего леса с применением программы Power Director; творческий проект, посвященный 64 годовщине ВОВ «Дума о вечном» в редакторе Windows Move Maker и др.;

 В 2008 году преподаватели колледжа разработали программно-методическое обеспечение дополнительной подготовки в области социально-гуманитарных дисциплин, которое включает в себя знания по культурологии, истории мировых цивилизаций, граждановедению с методикой преподавания, краеведение с методикой преподавания.  

Завершена работа по разработке программно-методического, учебно-методического сопровождения программы дополнительного профессионального образования «Религиоведение». Заслуженное одобрение учителей области получило учебное пособие «Словарь терминов по религиоведению», «Неоиндуистские религиозные движения» на областном форуме «Образование Приангарья».

В колледже накоплено богатейшее учебно-методическое обеспечение для использования в работе, как преподавателей, так и студентов для воспитания духовно-нравственного, гражданско-патриотического образования. Любой может использовать такие учебные пособия как  «Культурологическая летопись Иркутска», «Декабристы и Сибирь»,  методическое пособие «Тренерский сундучок», сборник классных часов Маркетинг личности: формула успеха и др.

Особое внимание уделяется научно-исследовательской работе преподавателей и студентов. Подготовлено за 3 года более 100 выпускных квалификационных работ по проблемам духовно-нравственного воспитания. Студенты выполняют работы по изучению педагогического наследия просветителей российской школы, по исследованию теоретических основ православной педагогики, деятельности современных православных педагогов России. Результаты исследования представляются на научно-практических конференциях в колледже и других  учебных заведениях, на Международном образовательном форуме «Образование без границ 2008,2009». С каждым годом крепнет сотрудничество колледжа со Свято-Никольским храмом города Черемхово, молодежными движениями города Черемхово и территориального сообщества. Студенты и преподаватели сотрудничают с образовательными  и культурными учреждениями города и области, организуют круглые столы по проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи.

Преподаватели педагогики и психологии проводят занятия по педагогическим дисциплинам не только со студентами, но с учащимися, учителями, воспитателями на основе сопоставления традиционной отечественной и современной концепций воспитания и образования. В колледже работают курсы повышения квалификации, освещающие современные вопросы образования,   в том числе русской православной культуры. С 2006 года ежегодно проводятся научно-практические конференции по духовно-нравственному воспитанию с выпуском сборников статей, в которых обобщен опыт педагогов, студентов колледжа, учителей, воспитателей города и района.

 Среди новых направлений работы оказание методической помощи студентам и педагогам других образовательных учреждений, а также подготовка материалов, обеспечивающих реализацию программы обучения основам православной культуры.  Активно работает проблемный совет под руководством Мэра города Черемхово по духовно-нравственному воспитанию, который объединяет людей разных профессий, специальностей, конфессий, нацеленный на воспитание здоровой личности гражданина.

Особую роль играет  воспитательная работа в колледже, которая была отмечена во время процедуры аккредитации. Основой всей воспитательной работы является опора на традиции русской духовности, общечеловеческие ценности, нравственность, гражданский долг простого человека. Это способствует формированию и развитию ценностных ориентиров, духовных и нравственных начал, становлению гражданина своего Отечества, профессионала педагога, способного транслировать приобретенный опыт свои ученикам. Традиционными стали праздники: Дни русской духовности, конкурс «Испытай себя», День влюбленных и др. на которых студенты демонстрируют личные достижения. Студенческие проекты, по проблемам молодежи, по экологическим проблемам, связанных с существованием планеты Земля раскрывают творческий потенциал будущих педагогов, которым не безразлично состояние нашего общества и его экологической составляющей. В этих проектах отражается гражданская зрелость их авторов. Стали традиционными социальные акции в Доме ветеранов; в детских домах «Гармония», «Надежда», «Дом малютки» «Подари детям радость», «Игрушки детям»; участие в форумах «Молодое Черемхово»; акциях «Больше доноров – больше жизни», «Здоровье молодежи - богатство России»; социальное партнерство с ГОВД, Психиатрической больницей, СПО, НПО, общеобразовательными школами не только по духовно-нравственному воспитанию, но и по всем проблемам молодежи. В этой работе отражается сформированность гражданской позиции, высокий уровень нравственности его участников.        

Особое внимание уделяется работе с семьей, подготовке студентов к семейной жизни, воспитания любви к ближнему, формирование духовно-нравственных начал является основой семейного воспитания у наших студентов. Более 70 % приняли участие в различных видах деятельности, посвященных семье. Были прекрасно представлены  проекты «Любимое дерево нашей семьи», «Семья в куче – не страшна и туча», «Семья в моей жизни», «Семья это то, что с тобою всегда»; «Семейное счастье», «Родительский дом – начало начал», «Всегда мы будем прославлять то имя, что зовется Мать», «Нет ничего дороже матери на свете», «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках», «Загляните в мамины глаза».

В рамках подготовки к 75-летнему юбилею коллежа студенты совместно с преподавателями колледжа разработаны классные часы, видеозарисовки,   «Здесь каждый камень историей дышит», «Мы молодежь…», «Годы и люди», «Любви все возрасты покорны», «Под крышей нашего дома».

Особое внимание уделяется здоровому образу жизни, мы уверены, что в здоровом теле, должен быть здоровый дух. В колледже активно действует программа «Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами», рассчитанная до 2010 года.

 Но, тем не менее, при всех наработках современный учитель и преподаватель колледжа испытывают потребность в знаниях, которые позволяли бы решать актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи, взращивать у подрастающего  поколения духовные и нравственные ценности отечественной культуры, ценностные ориентиры бытия человека в мире природы и общества.

Наша с вами совместная работа, взаимопонимание, помогает нам всем воспитывать себя к самостоятельному бытию и мышлению, обретать ясные и четкие ориентиры своего духовного пути, дает представление о христианских ценностях и служит ступенью к личностному, духовному опыту, содействует профессиональному творческому становлению всех нас и таким образом делает нас способными взрастить национальный характер  в наших детях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России"

Цели урока:  Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве...

Школьные учебники химии Информация к размышлению

Как выбрать один учебник из множества существующих? У учителя химии нет времени внимательно изучить все учебники, которые включены в Федеральный перечень учебников. Реклама всегда показывает достоинст...

Статья «Размышления на тему дополнительного образования детей»

Работаю в дополнительном образовании с 1993 года. За время работы сложилось своё мнение по поводу обучения детей в дополнительном образовании. Свои мысли излагаю в  данной статье....

Размышление о родном городе. Антонов Максим. 10 А класс

В этом году нашему городу 230 лет. Что мы знаем, что мы можем показать туристам? Какой красатой наслаждались первые "тетюшане" . Вся история России и Татарстана связана с этим  маленьким городком...

Размышления перед уроком

Каждый урок имеет своего учителя, своё имя, свою особенную драматургию.                     В.М. Лизински...

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" Тема: Размышления о человеческой красоте. (По сказке В. Вересаева «Состязание»)

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" с использованием технологии критического мышления и технологии правильного типа читательской деятельности...