Игровые образовательные технологии и их значение в процессе обучения.
учебно-методический материал ( класс) на тему
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение образовательных технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление процессом обучения и гарантированный успех поставленных учебных целей. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровые образовательные технологии и их значение в процессе обучения
Часть 1.
Игра: понятие, сущность, функции, классификация
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение образовательных технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление процессом обучения и гарантированный успех поставленных учебных целей.
Технология (от греч. « techne» – искусство, мастерство, умения и «логос» –наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Образовательная технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:
- совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;
- логика, последовательность компонентов;
- методы, приёмы, действия, операции;
- гарантия результата.
Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств и программированного обучения.
Технологизация учебного и воспитательного процесса в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технический процесс с гарантированным результатом». Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу.
Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении.
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [21]. Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, – это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры [26].
Рассмотрим далее, в чем заключается сущность и особенности игры.
Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимыдля индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности, и в этом ее основное очарование.
Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (например, в качестве лошади можно использовать палку – лошадь, а автомобиль заменит стул). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие [3].
В жизни людей игра выполняет следующие функции:
1. Развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).
2. Коммуникативную: с помощью игры осваивается диалектика общения.
3. Функцию самореализации, т.к. в игре человек преобретает практические навыки.
4. Терапевтическую функцию: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.
5. Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.
6. Коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
7. Функцию межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.
8. Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с трудом и ученьем игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии – 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
- целеполагания;
- планирования;
- реализации цели;
- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре [13].
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличают следующие черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по
желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:
Функцию социализации. Игра – есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
Функцию межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
Функцию самореализации ребенка в игре. Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостатки опыта.
Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра – «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
«Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».
Функция коррекции – есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций. Игра стратегически – только организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.
Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
Место и роль игровой технологии в процессе обучения, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. Рассмотрим следующую классификацию педагогических игр (Г.К. Селевко):
1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса игры могут быть:
- обучающими, тренировочными, контролирующими, обобщающими;
- познавательными, воспитательными, развивающими;
- репродуктивными, продуктивными, творческими;
- коммуникативными, диагностическими, профориентационными.
3. По характеру игровой методики педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.
Часть 2.
Значение игры в процессе обучения
Интерес, возникший к использованию игровых методик в образовании, не случаен. Дидактическая игра и игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.
Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе образования. Забавно, что некоторые инноваторы, провозгласив игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут обучаться игровым технологиям за границу, видя в ней непререкаемый авторитет. Другие и вовсе не принимают игру, не считают ее особым или самостоятельным направлением в педагогике, либо соглашаются с такими ее формами, которые никакого отношения к игре не имеют. Все это заставляет нас, остерегаясь подобных крайностей, уважительно относиться к игровым методикам как части дидактической науки и обучающих технологий. В отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Кроме игровых технологий этой задаче служат проектный метод, модульная технология и обучение «с погружением». В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в нем. [16]
Однако удивление вызывает тот факт, что среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточно традиционные такие, как игровые. Отнесение игровых педагогических технологий к «новшествам» неправомерно. Эти методики ранее были менее популярны, чем теперь, но в педагогическом процессе присутствовали, всегда. В советской школе игре незаслуженно уделялось мало внимания, однако в дошкольных учреждениях она являлась и является сейчас не то чтобы популярной, а основной методикой воспитания и обучения, то есть развития личности ребенка. Разработаны эти технологии и в практике внешкольных заведений, внеклассные мероприятия также не могут без них обойтись. Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию процесса обучения, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», педегог должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Определение игры как тренинга, безопасного средства освоения навыка, слишком широко, поскольку совпадает с большинством других форм учебной деятельности. В этом определении не хватает указания на личную включенность участников, фактор неожиданности, возможности игроков влиять на развитие событий и других свойствах, присущих именно игре (азарт, интерес). А именно эти факторы обуславливают привлекательность игры.
Часть 3.
Игровые технологии и их место в процессе обучения
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Определение места и роли игровой технологии в образовательном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от пониманияучителем функций и классификации педагогических игр. [14].
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. Технология развивающих игр Б.П.Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач. Предметные развивающие игры лежат в основе строительнотрудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции. Так знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка. В развивающих играх (в этом заключается их главная особенность) – удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать образовательный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого педагога.
В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, Муммитроль, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключения Буратино») [14].
Ограничение и недостатки использования игр в образовании
Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели ее проведение. Возможно, в будущем будет создан банк игровых образовательных технологий, что позволит экономить силы, но пока его не существует. Игра не является педагогической панацеей. Существует большая опасность использования педагогами псевдоигровых форм. Многие замечательные образовательные технологии оборачиваются пустой оболочкой при использовании их формально. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос – новый материал – закрепление – домашнее задание». Здесь обозначена проблема, пути решения ее можно указать только в общих чертах:
- увлечение самого педагога игровыми формами;
- запрет на «обязательность» внедрения игр;
- проработка требований к игре (наличия легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.).
Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание. Существует также опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от игры). Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже витальные потребности могут быть депривированы – подростки, увлеченные компьютерными играми, могут отказывать себе в еде и питье. Происходит это, по-видимому, из-за того, что игра реализует не менее значимые потребности – в общении, самоутверждении и т.д.
Очевидно, что при возникновении зависимости необходимо выяснить, каков механизм, какую потребность ребенок реализует в игре. И попытаться найти аналог этой деятельности в других сферах жизни. Игра – это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры.
Часть 4.
Методика организации игры в процессе обучения
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах учебного занятия различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна основываться на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Определим требования к подбору игр:
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
4. Урок – деловая игра.
Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Учебные деловые игры имеют следующие отличия:
- во время учебной игры осуществляется моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- происходит поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- во время игры будет иметь место наличие конфликтных ситуаций;
- учебная игра основана на обязательной совместной деятельности участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- обязательное использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- оссуществление контроля игрового времени;
- в учебную игру должен быть включон элемент состязательности;
- Заранее установлены правила, системы оценок хода и результатов игры.
Рассмотрим методику разработки деловых игр.
1 этап. Обоснование требований к проведению игры.
2 этап. Составление плана еѐ разработки.
3 этап. Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры.
4 этап. Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку.
5 этап. Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
6 этап. Разработка способов оценки результатов игры в целом и еѐ участников в отдельности.
Рассмотрим возможные варианты структуры деловой игры на уроке:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение её имитационной модели;
- постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов работы.
Урок – ролевая игра.
Широкие возможности для активизации процесса обучения дает использование ролевых игр. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
В отличие от деловой игры ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
1. Имитационные, направленные на имитацию определѐнного профессионального действия.
2. Ситуационные, связанные с решением какой–либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации.
3. Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры могут быть следующие: путешествие; дискуссия на основе распределения ролей, пресс-конференция, урок-суд и т.д.
Разработка и проведение ролевых игр включает следующие этапы: подготовительный, игровой, заключительный и анализ результатов.
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения включает непосредственно сам процесс игры. На данном этапе осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.
Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры предполагает выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.
В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.
Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся.
Игра «Разброс мнений» представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.
Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.
Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные.
Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.
Игра «Вытащи вопрос».
Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.
Начать занятие можно с вопроса: «Знаете ли вы кого-нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?»
Педагог предлагает обучающимся игру, в которой они смогут придумать интересные вопросы по существу изучаемого предмета. Участники игры записывают составленные вопросы на корточках, складывают их и перемешивают. Далее вытаскивают вопросы и стараются ответить на него. После ответа высказывают мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно.
После проведения игры проводится её анализ. Для прведения анализа целесообразно использовать следующие вопросы:
- Какие вопросы понравились?
- Какой ответ показался более удачным?
- Какие вопросы были трудными?
- Было ли интересно придумывать вопросы?
Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.
Игра «Правила игры».
Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе.
Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: «Предположим, в школе ученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас?» Обучающимся предлагается записать список своих правил. Посовещаться парами, предложить три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраивают обоих участников.
После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ, используя вопросы:
- какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным?
- какое правило, предложенное другой парой, понравилось?
- с каким из школьных правил ученики поспорили бы?
- кого бы ученики хотели видеть лидером класса?
- каковы наиболее важные правила класса?
- с какого класса, по мнению учеников, они могли бы участвовать в обсуждении правил школьной жизни поддерживать их соблюдение?
Работа по составлению правил может проходить только в малой группе. То есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоваться делением класса на группы и встретиться с каждой из них.
Игра «Незавершенность».
Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.
Педагог определяет, какой раздел учебника необходимо изучить за отведенное количество вреиени (10 минут). Обозначает начало работы (по команде). По истечении времени все закрывают учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.
Для эффективного использования игровых технологий на уроках необходимо соблюдать следующие условия:
1) Игра должна соответствовать образовательным и воспитательным целям урока.
2) Должны быть учтены возрастные особенности: игра должна быть доступна для учащихся данного возраста.
3) Умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить следующие виды учебных занятий с использованием игровых технологий:
- ролевые игры на уроке;
- игровая организация процесса обучения с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
- использование игры на определѐнном этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
- различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
- правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
- игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
- в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. Приведем примеры использования игры в процессе обучения.
Игра « Веришь – не веришь»
Учащимся предлагаются два текста про озеро Ямное
Текст 1. « Холодной зимней ночью вблизи озера Ямного послышался сильный грохот, кто-то потом сравнил его с раскатами грома, хотя небо было чистое и звездное. И озера не стало. Вместе с рыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошо хоть, рыбаков над лунками не было…»
Текст 2. «Интересное это озеро Ямное и немного таинственное – может пропасть, уйти куда-то под землю. Знакомая старушка в Михееве нам рассказывала, что в детстве жила на этом озере и помнит, как однажды вода ушла зимой. Ребята подо льдом ходили по дну, как в сказочном дворце» ( из воспоминаний В.В. Бианки).
Далее педагого ставит перед классом вопрос:
- Верите ли вы в то, что озеро может исчезнуть?
Односложные ответы (ДА-НЕТ) не принимаются, необходимо дать объяснение.
Игра «Вот иду я и вижу…»
Учащемуся даётся карточка с картинкой животного и текстом, прочитав который ученик должен загадать загадку одноклассникам. Не называя животного, надо дать ему подробное описание. Следует помнить, что название животного произносить нельзя!
Нпример:
1) Иду я по Индии и вижу… такси __________ с ушами людей везет. (Слон)
2) Иду я по лесу и вижу… исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше
его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Очень
похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый
хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. (Красный волк)
3) Гуляю я как-то в горах и вижу… жителя гор. Обычно он проводит
время на высоте 2000-3000 метров. В теплую погоду забирается даже
под «крышу мира» - на 6000 метров. (Снежный барс)
Экологическая игра «Жалобная книга» предполагает самостоятельную работу с текстом.
Учащимся редлагается игровая ситуация:
Вот иду я по лесу и вижу: на полянке лежит жалобная книга. «Все плохо, плохо, плохо! Пришли люди, вырубили старые сосны и вычистили лесную опушку от обломков стволов. Белки прогнали из дупла. Улетела. А там ведь домик мой. Вороны выгнали из своего прошлогоднего гнезда. Черный дятел и тот из большого дупла велел убираться, полевок и лесных мышей ловить. А куда добычу складывать? А зерно как охранять, если дома нет?» (Сова)
Ребятам предлагаются следующие задания по тексту:
- Прочитайте и догадайтесь, кто жалуется!
- Что нового вы узнали?
- Придумайте познавательный вопрос о животном, которыйнаписал данную жалобу и задайте его одноклассникам.
Экологическая задача.
Учащимся предлагается прочитайте письмо от девочки Иринки. По описанию и по голосу отгадайть птицу.
«Здравствуйте, ребята! Я живу не далеко от Лосиного острова. Около моего дома появилась птица, которую я долго не могла увидеть, только слышала ее пение. Оно у нее очень звонкое и короткое, похожее на крик: «кьяк – кьяк – кьяк» или «гик – гик – гик». Эта птица отличается способностью маневрировать, делать невообразимые головокружительные пируэты. Этому ловцу нет равных! Кто это?»
( Ястреб-тетеревятник, занесенв красную книгу)
Игра «Ты художник»
В этой игре учащимся предлагается занимательная история:
С.Я.Маршак хотел написать книгу о путешествии слов. Вот одна история. «Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай -Ага, что в переводе означало «старый дед». Он был очень свиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозя отправить ксамому Бабай – Аге. Часто говорили: «Спи, а то Бабай – Ага возьмет». Все это было 600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя. Слово Бабай – Ага превратилось в слово Баба - Яга». Может, ты не веришь? Тогда поищи в книгах другую историю этого слова.
На основании услышанной истории дети должны придумать иллюстрацию, сделать игровую закладку (подвижную), нарисовать героиню сказок и рассказать о ней.
Может быть предложено также задание следующего характера:
За свои веселые стихи Агния Барто была награждена… медалью «Улыбка», которой наградили ее польские дети. Придумайте, как выглядела эта медаль, и нарисуйте ее.
После книги «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид
Линдгрен стала писать одну книгу за другой. И… одну за другой получать награды: медаль Нильса Хольгерссона, медаль «Улыбка», Золотую медаль Ханса Кристиана Андерсена.
Как могли выглядеть эти премии? Нарисуй одну из медалей.
Разнообразие приемов и методов игровой технологии повышает познавательный интерес учащихся к процессу обучения, умственную активность, снижает утомляемость.
Игровые приемы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активности, учебной мотивации учащихся.
Т. А. Пимонова описала игровые ситуации на уроках изобразительного
искусства [17].
Уроки изобразительного искусства являются для младших школьниковнаиболее любимыми, а для учителей – одними из самых сложных. Порой уроки изобразительного искусства требуют от учителя большей подготовки, чем уроки по другим предметам: необходимо подобрать зрительный ряд, музыкальное сопровождение, продумать, как заинтересовать учащихся, чтобы они рисовали с удовольствием.
Одним из ведущих методов, используемых на уроках ИЗО, является метод игровых ситуаций. Создать игровые ситуации на уроках рисования можно с помощью сказок. Самый первый урок целесообразно начать со сказки «Старичок Бардачок». Эта сказка настраивает учащихся на запоминание и соблюдение правил, помогающих организовывать рабочее место. В результате первоклассники даже на первых уроках практически никогда не проливают воду и не роняют краски. И что самое удивительное – в классе не бывает того шума, который обычно сопровождает уроки творчества.
Игра «Волшебные палочки»
На уроках творчества ребятам всегда интересно творить чудеса, становиться маленькими волшебниками. При изучении темы «Три основных цвета. Смешивание цветов» можно провести игру «Волшебные палочки».
Детям предлагается ответить на вопрос:
- Что умеют делать волшебники?
На основании ответов педагог делает вывод, что волшебники могут превращать одни предметы в другие, делать некрасивое красивым, а трудное – легким. А помогает им в этом волшебная палочка. Хороший художник – тоже волшебник. Он способен увидеть прекрасное в самом обычном предмете или явлении и показать это всем. А что художнику помогает творить чудеса? Ведь у него нет волшебной палочки! Зато у него есть кисть. Кисть, как волшебная палочка, может, например, превратить один цвет в другой.
Ребятам предлагается совершить волшебство: смешать две краски – красную и желтую, а затем желтую и синюю краски. Получился новый цвет, значит сотворилось волшебство. Значит, все ученики класса – волшебники. Далее предлагается превратить разноцветные пятна в воздушные шарики.
- Дорисуйте ниточки и блики – у вас получится очень красивая работа!
При изучении темы «Морозные узоры на окне» можно провести игру-сказку «Морозные узоры и Снежная королева».
В начале урока учитель рассказывает о двух подходах к появлению морозных узоров на стекле:
Ученые считают, что это замершие на стекле капельки воды. А сказочники уверяют, что их рисует своим волшебным морозным дыханием Снежная королева. Она любит украшать все вокруг: деревья, кусты, заборы. Провода, крыши домов. Но особенно ей удается ледяные картины на окнах. Снежная королева расписывает стекла причудливыми серебристо – белыми мазками, из которых складываются удивительной красоты растения с резными листьями и диковинными цветами. Люди, любуясь этими картинами, забывают про холод и перестают грустить о теплом лете. Снежная королева любит не только рисовать сама, но и наблюдать за работой художников. Может, это она у них подсматривает узоры? Увидев, красивый рисунок, Снежная королева радуется и смеется, и тогда на землю начинают падать звездочки – снежинки.
Ребятам предлагается порадовать Снежную королеву и создать сказку своими руками, выполнив задание.
Сказка «Веселая кисточка»
При объяснении темы «Чем и как работают художники» урок целесообразно начать со сказки:
- Жили-были у одного мальчика разные кисточки. Одни кисточки были широкими и рисовали только толстые линии и большие пятна. Другие кисточки – средние рисовали линии потоньше. И были еще совсем тонкие линии. Однажды все кисточки ушли в гости к знакомому художнику. Дома осталась только одна кисточка. Мальчику вдруг очень захотелось рисовать. Он взял лист бумаги, обмакнул кисть в краску и замер. Время шло, а он не рисовал. Что случилось? Оказывается, юный художник не знал, как одной кисточкой можно изобразить разные линии. Вдруг кисточка в его руке заговорила: «Если тебе надо изобразить широкую линию, представляй, что я еду на лыжах, и нажимай на меня посильнее – получится широкая линия. А если тебе надо провести тоненькую линию, представляй, что я хрупкая балерина и порхаю над сценой, едва касаясь ее своими туфельками. Ты тоже чуть касайся бумаги самым кончиком кисти». Мальчик очень удивился, что кисточка умеет разговаривать, но воспользовался ее советами, и у него получился замечательный рисунок».
В преподавании различных предметов все большее распостранение получает идея «множественного интеллекта», которая нашла свое воплощение в так называемом многосенсорном подходе (multisensory approach). Одним из его положений является то, что необходимо обращать внимание и на кинестетические каналы памяти и стараться развивать кинестетические способности, проявляющиеся в том, что дети многое запоминают через движение и прикосновение к окружающим предметам, что успешно осуществляет технология игрового обучения.
При преподвании предметов гуманитарного цикла предгагается использовать следующие подвижные игры:
Цели | Описание игры |
Семантизация новой лексики (счет) | Игра «Отгадай число» (двое учеников изображают число с помощью своих тел, а другие отгадывают это число). |
Формирование фонетических, лексических и грамматических навыков | Игры с мячом: учитель бросает учащимся по очереди мяч (или мягкую игрушку), называя глагол, учащиеся возвращают мяч, называя формы этого глагола. Можно называть слова с определенным звуком, прилагательные, обозначающие цвет и другое. |
Формирование лексических навыков | На уроках инстранного языка целесообразно применять игры с водящими: дети становятся в цепочку и за спиной передают какую-нибудь игрушку. Водящий считает до 10 и командует: “Stop!” После этого он пытается угадать, у кого игрушка, задавая при этом вопрос: “Have you got a dog?” Если он угадал, ученик отвечает: “Yes, I have.” и становится водящим. |
Формирование фонетических навыков | Хоровод: дети водят хоровод и проговаривают считалочку. Как только считалочка завершается, дети должны назвать имя того, на ком она закончилась, кто не успел или неправильно назвал, садится на место. Данную игру можно усложнить заданием: назвать глухие согдасные в имени. |
Семантизация новой лексики (названия цветов) | Игра «Дотронься до красного». Нужно найди все предметы красного (или другого) цвета и дотронуться до них. Можно определить число, род этих предметов. |
Использование игровых технологий на уроках гарантирует позитивное эмоциональное состояние и атмосферу ощущения посильности заданий.
Их применение способствует формированию дружного коллектива в классе, воспитанию ответственности и взаимопомощи учащихся, развитию самостоятельность учащихся в проявлении себя, учит поиску согласия, выработки общего мнения о том, что и как надо делать, учит работать в команде. Практика использования игровых технологий показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи — также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея использования игровой технологии - обучение в сотрудничестве, которое предполагает вместе учиться, а не просто что-то выполнять вместе.
В настоящее время школа нуждается в такой организации деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании особенностей психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.). В связи с этим возникает актуальность использования игровых технологий в современной школы, т.к. изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию в которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Литература
1. Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной
деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 43–45.
2. Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Мир искателя, 2004. – 440 с.
3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы
психологии, 1989. – С. 105.
4. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод.
пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. –
361с.
5. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2003. – 168 с.
6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности
школьников. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
7. Дружинина Н.М. Наглядность на уроке внеклассного чтения. – Л.: АСТ,
1982. – 101 с.
8. Дрязгунова В.А. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 1981. – 78 с.
9. Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. – 154 с.
10. Зверев А.Т. экологические игры. – М.: Владос, 2001. – 84 с.
11. Зимняя А.Н. Педагогическая психология. – М.: Владос, 2006. – 243 с.
12. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М.: Просвещение
2004. – 186 с.
13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению
в школе. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – С. 69.
14. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная
школа. – изд. 2-е. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 384 с.
15. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.:
Просвещение, 2003. - 152 с.
16. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и
развитии: Учебное пособие. – М.: Рос. пед. агенство, 1996. – С. 5.
17. Пимонова Т. А. Игровые ситуации на уроках изобразительного искусства
// Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 79 – 80.
18. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. – М.:
Владос, 2007. – 206 с.
19. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. – М.: Изд. центр «Академия»,
2005. – 176 с.
20. Сладков Н.И. Иду я по лесу. – М.: Детская литература, 1988. – С. 64.
21. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М.: Учпедгиз, 1991. –
С. 54.
22. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа,
1994. – С. 14.
23. Педагогические игры. – М.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2007. – 238 с.
24. Современные образовательные технологии. – М..: Народное образование,
1998. – С. 23 – 58.
25. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. – Ростов н/Д.:
«Феникс», 2008. – С. 97.
26. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост.
Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Просвещение, 1983. – С. 114
27. Игра – обучение, тренинг, досуг / Под ред. Летрусинского В.В. – М.:
Новая школа, 2006. – 163 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок французского языка (игровая образовательная технология)
Тема урока : « Путешествие». Цель урока: Развивать навыки монологи ческой речи,...
Игровые образовательные технологии в современной школе, функции игры и взаимодействие учителей.
Вашему вниманию предлагается статья, посвященная использованию игровых методов в обучении иностранному языку....
Презентация на тему: "Игровые образовательные технологии и их значение в преподавании английского языка"
Использование игр при обучении детей на уроках английского языка....
Статья по математике «Игровые образовательные технологии и их значение в процессе обучения». Учитель математики Рогачева Татьяна Павловна, ГБОУ гим. №402
Игра является одной из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры позитивно эмоционально окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации, а эмоциональные д...
Современные образовательные технологии. Личностно-ориентированный подход в процессе обучения английскому языку
Личностно-ориентированный подход в процессе обучения английскому языку...
«Образовательный квест как интерактивная образовательная среда и деятельностная форма организации процесса обучения»
Материал для ШМО...
Использование современных образовательных технологий как способ мотивации в процессе обучения английскому языку в ГБОУ "Школа №1367" города Москвы
Информационные технологии стремительно вошли в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовани...