Мастерская "Эмоциональная чуткость: слабость человека или мерило совести?"
план-конспект занятия по психологии (6 класс) по теме

Кускова Любовь Сергеевна

Воспитание в детях человечности, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon emotsionalnaya_chutkost.ppt388 КБ
Microsoft Office document icon emotsionalnaya_chutkost.doc40 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: Эмоциональная чуткость: слабость человека или мерило совести?

  Цель:

 Воспитание в детях человечности, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.

Задачи:

   1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятий «чуткость», «слабость», «совесть».

  2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

  3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение уважать мнение других.

 Технология: мастерская.

  Содержание занятия.  

 Здравствуйте ребята! Я рада вас сегодня приветствовать на нашем занятии! Тема: «Эмоциональная чуткость: слабость человека или мерило совести?»

Начать я хочу с одной притчи.

«Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, была прекрасна, таких красивых крыльев Цветок не видел. Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему бывает грустно и одиноко. Поэтому она  решила поселиться поближе, чтобы каждый день его веселить.

 Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу.

Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился.

Вскоре в небе появилась Бабочка. Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул: - Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду. Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она била крыльями, хотела вырваться, но всё было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена.

 Она взлетела увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «О, это я виновата, это из-за меня, тебя сломали, прости меня, Цветочек».

Педагог: скажите, какие качества вы увидели в  бабочки? (доброта, верность дружбе, чуткость)

Эпиграф: «… вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать — значит дать  всю  возможность быть всегда справедливым».    (Ушинский).                                        

                 

Как вы видите из данного эпиграфа и темы, говорить мы будем о чуткости, о человеческой слабости, совести. И каждый для себя поймет, что для него чуткость: слабость или мерило совести.

Давайте познакомимся, что означают эти слова.

Чуткость -  уважительное отношение и забота, внимание, тактичное отношение.

Чуткость несовместима с высокомерием, грубостью, нетерпимостью, недоверием к людям.

Но чуткость она всегда рядом со слабостью. А если вы считаете не так, то на это я хочу прочитать маленький рассказ.

Слабость -  недостаточная твердость.

О Слабости

«Раскаяние отца» (Ульям Ливингстон Ларнед)

Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Несколько минут назад, я сидел в библиотеке и на меня, нахлынула тяжелая волна раскаяния.

Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, за то, что ты не почистил ботинки, пролил чай, положил локти на стол,  слишком густо намазал хлеб маслом.

 А когда ты отправился играть, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», а я  нахмурил брови и грубо сказал: «Распрями плечи!»

Затем все началось сначала. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти, домой впереди меня, так как на твоих брюках были дыры.

Помнишь, как ты робко, с болью во взгляде вошел в библиотеку. «Что тебе нужно?» — резко спросил я.

Ты ничего не ответил, только, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце. Потом ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.

 Сын, после этого мною овладел тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка придираться?

А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами.

Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!

Педагог задает вопрос: Какие чувства вы пережили, прослушав текст?

Какие качества вы увидели в  отце?

Совесть - внутренний самоконтроль, уметь оценивать совершаемые поступки.

Педагог обращается к ученикам:

 1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?

 2. Что ты сделал тогда?

3. А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?

Задание 1: Продолжите рассказ

Притча о старике

Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.

Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.

Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали….

Заслушиваются рассказы обучающихся. Затем педагог может зачитать версию автора Им стало СОВЕСТНО, что они обежали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.

Задание 2: на ваших партах есть листочки, зеленый и желтый, выберите один. Желтый если вы хотите быть похожими на мальчика из притчи о старике, и  Зеленый, если вы хотите быть похожим на отца из рассказа «Раскаяние отца».

Педагог предлагает объяснить свой выбор.

     А затем задает вопрос: С каким чувством вы покидаете занятие?

Обучающие высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока:"Мера человеческого в человеке" ( Интегрированный урок по биологии и русскому языку.)

Интегрированный урок по биологии и русскому языку.Учитель биологии : Журавлева Л. В.Учитель русского языка: Винокурова Л.В.г. Саранск РМ. 10 класс....

Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке".

Интегрированный урок  русского языка и биологии (11 класc)  Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке"....

Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: "В чем сила и слабость человека?" (по повести Е. В. Габовой "Дуб Толик Сергеевич"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: «В чем сила и слабость человека?» (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич») предназначена для учителей русского языка и литера...

Отношение человека к земле как мера его нравственности.

Раскрывается нравственно-философский аспект темы"человек-земля-природа" с опорой на размышление ключевых понятий /добро, милосердие, великодушие, раскаяние,совесть,долг,память,духовность/. Отношение ч...

Статья "Миссия педагога - привить детям нравственную чуткость" Газета "Нравственность в образовании" № 3 ( 22)

Воспитание нравственности и гражданской позиции подрастающего поколения через актуализацию работы школьных музеев...

Исследовательская работа Человек - мера вещей

Исследовательская работа Человек - мера вещей...