Мастерская "Эмоциональная чуткость: слабость человека или мерило совести?"
план-конспект занятия по психологии (6 класс) по теме
Воспитание в детях человечности, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnaya_chutkost.ppt | 388 КБ |
emotsionalnaya_chutkost.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема: Эмоциональная чуткость: слабость человека или мерило совести?
Цель:
Воспитание в детях человечности, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Задачи:
1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятий «чуткость», «слабость», «совесть».
2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение уважать мнение других.
Технология: мастерская.
Содержание занятия.
Здравствуйте ребята! Я рада вас сегодня приветствовать на нашем занятии! Тема: «Эмоциональная чуткость: слабость человека или мерило совести?»
Начать я хочу с одной притчи.
«Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, была прекрасна, таких красивых крыльев Цветок не видел. Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему бывает грустно и одиноко. Поэтому она решила поселиться поближе, чтобы каждый день его веселить.
Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу.
Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился.
Вскоре в небе появилась Бабочка. Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул: - Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду. Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она била крыльями, хотела вырваться, но всё было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена.
Она взлетела увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «О, это я виновата, это из-за меня, тебя сломали, прости меня, Цветочек».
Педагог: скажите, какие качества вы увидели в бабочки? (доброта, верность дружбе, чуткость)
Эпиграф: «… вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать — значит дать всю возможность быть всегда справедливым». (Ушинский).
Как вы видите из данного эпиграфа и темы, говорить мы будем о чуткости, о человеческой слабости, совести. И каждый для себя поймет, что для него чуткость: слабость или мерило совести.
Давайте познакомимся, что означают эти слова.
Чуткость - уважительное отношение и забота, внимание, тактичное отношение.
Чуткость несовместима с высокомерием, грубостью, нетерпимостью, недоверием к людям.
Но чуткость она всегда рядом со слабостью. А если вы считаете не так, то на это я хочу прочитать маленький рассказ.
Слабость - недостаточная твердость.
О Слабости
«Раскаяние отца» (Ульям Ливингстон Ларнед)
Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Несколько минут назад, я сидел в библиотеке и на меня, нахлынула тяжелая волна раскаяния.
Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, за то, что ты не почистил ботинки, пролил чай, положил локти на стол, слишком густо намазал хлеб маслом.
А когда ты отправился играть, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», а я нахмурил брови и грубо сказал: «Распрями плечи!»
Затем все началось сначала. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти, домой впереди меня, так как на твоих брюках были дыры.
Помнишь, как ты робко, с болью во взгляде вошел в библиотеку. «Что тебе нужно?» — резко спросил я.
Ты ничего не ответил, только, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце. Потом ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.
Сын, после этого мною овладел тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка придираться?
А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами.
Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!
Педагог задает вопрос: Какие чувства вы пережили, прослушав текст?
Какие качества вы увидели в отце?
Совесть - внутренний самоконтроль, уметь оценивать совершаемые поступки.
Педагог обращается к ученикам:
1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?
2. Что ты сделал тогда?
3. А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?
Задание 1: Продолжите рассказ
Притча о старике
Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.
За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.
Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.
Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.
Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали….
Заслушиваются рассказы обучающихся. Затем педагог может зачитать версию автора Им стало СОВЕСТНО, что они обежали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.
Задание 2: на ваших партах есть листочки, зеленый и желтый, выберите один. Желтый если вы хотите быть похожими на мальчика из притчи о старике, и Зеленый, если вы хотите быть похожим на отца из рассказа «Раскаяние отца».
Педагог предлагает объяснить свой выбор.
А затем задает вопрос: С каким чувством вы покидаете занятие?
Обучающие высказывают свое мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока:"Мера человеческого в человеке" ( Интегрированный урок по биологии и русскому языку.)
Интегрированный урок по биологии и русскому языку.Учитель биологии : Журавлева Л. В.Учитель русского языка: Винокурова Л.В.г. Саранск РМ. 10 класс....
Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке".
Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке"....
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: "В чем сила и слабость человека?" (по повести Е. В. Габовой "Дуб Толик Сергеевич"
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: «В чем сила и слабость человека?» (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич») предназначена для учителей русского языка и литера...
Отношение человека к земле как мера его нравственности.
Раскрывается нравственно-философский аспект темы"человек-земля-природа" с опорой на размышление ключевых понятий /добро, милосердие, великодушие, раскаяние,совесть,долг,память,духовность/. Отношение ч...
Статья "Миссия педагога - привить детям нравственную чуткость" Газета "Нравственность в образовании" № 3 ( 22)
Воспитание нравственности и гражданской позиции подрастающего поколения через актуализацию работы школьных музеев...
Методическая разработка открытого урока по литературе Что такое чуткость сердца? «… точно мне содрали кожу с сердца…» (по повести М. Горького «Детство»)
Методическая разработка урока литературы по произведению М Горького "Детство"...
Исследовательская работа Человек - мера вещей
Исследовательская работа Человек - мера вещей...