Система работы коллектива школы по формированию навыков здорового образа жизни
методическая разработка (7 класс) на тему

Лапина Валентина Ивановна

Доклад на семинаре классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanovskiy_filial_mbou_bondarskoy_sosh.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

      Граждановский филиал МБОУ Бондарской СОШ.

                                              Доклад

           на семинаре классных руководителей

                                   на тему:

          «Система работы коллектива школы по формированию навыков здорового образа жизни»

                                                                                                                         

                                                                            Доклад подготовила:                                                                                                                        

                                                                                     Лапина В.И.,

                                                                                кл. рук. 7 класса.

                                             

                                                       2015 г.

    Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Основной целью своей работы мы видим формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

Исходя из цели, мы разработали систему, включающую следующие направления работы:

- Организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН.

- Работа по социальной адаптации учащихся и сохранению их психологического здоровья.

- Внеклассная работа классных руководителей и заместителя директора по ВР.

- Медицинское обслуживание учащихся медработниками.

Реализация работы данных направлений осуществляется с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.

Четкое функционирование всей системы возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников УВП. Конкретная постановка администрацией школы задач, совместная работа педколлектива, учащихся, их родителей, работников столовой, медиков, техперсонала позволили нам добиться определенных результатов.

Нашей школе 44 год. Здание построено в 1972 году, поэтому необходимо укрепление материально – технической базы.

На данный момент мы имеем следующую материально-техническую базу:

Учебные кабинеты со стендами, содержащими информацию по здоровому образу жизни, с эстетически оформленным озеленением, а в кабинетах начальных классов имеется еще и спортинвентарь для проведения подвижных перемен.

Спортивный зал .

Лыжная база.

Спортивная площадка, на которой порядок поддерживается учителем физической культуры и учащимися школы.

Школьная столовая

Для личной гигиены учащихся, работников школы оборудованы умывальники, санузлы.

Уходит в прошлое роль школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний. На смену приходит новая функция образования – быть субъектом преобразования общества. Наряду с обучением и воспитанием приоритетной является задача - сохранение здоровья учащихся, успешное решение которой в первую очередь зависит от кадрового обеспечения УВП.

В школе  учителя - профессионалы не только в преподавании предмета, но и ввоспитательной работе.

Информационное обеспечение деятельности педколлектива по формированию здорового образа жизни включает в себя:

- страницу здорового образа жизни на сайте школы;

- выпуск учащимися стенных газеты, посвященных различным темам ЗОЖ.

С целью эффективной работы по формированию ЗОЖ мы проводим анкетирование участников УВП, обобщенные результаты которого позволяют администрации школы «держать руку на пульсе»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные пути их решения.

Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни.

Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т. д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе.

Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.

Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, психологический климат.

Организован питьевой режим для учащихся.

Проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.

Рассадка учащихся в каждом классе осуществляется согласно рекомендациям врача.

Утренняя зарядка, подвижные перемены для учащихся начальной школы способствует укреплению здоровья детей.

В рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают необходимую информацию об основах безопасной жизнедеятельности человека, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, для формирования конкретных навыков и моделей поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию у учащихся практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент. 

Учебно–воспитательный процесс в группах продленного дня осуществляется в соответствии с режимом: прогулка на свежем воздухе, горячее питание, спортивные занятия, занятия по интересам, выполнение домашнего задания. Все виды деятельности организуются при обязательном выполнении требований СанПиН. Основными мероприятиями по воспитанию ЗОЖ в ГПД являются сюжетно-ролевые игры, практические занятия по привитию гигиенических навыков, спортивные часы, экскурсии, прогулки. 
Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда. Тестирование, определяющее личностные качества учащихся, помогает выявить уровень тревожности, самооценку, мотивацию, интересы школьников, а также темперамент, социальный статус.Педагоги используют различные формы для эффективной работы по формированию эдорового образа жизни: игры, спортивно – правовые праздники, круглые столы, диспуты. 
Физкультурно–оздоровительные мероприятия для учащихся любой категории: младших или старших, мальчишек или девчонок  всегда одинаково интересны.
Учащиеся школы всегда активно участвуют в соревнованиях круглогодичной районной спартакиады, в школьных мероприятиях «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты». Классные руководители совместно с родителями, начиная с первого класса, организуют экскурсии, туристические походы, что способствует формированию навыков здорового образа жизни и в семье.
В ходе мониторинга уровня физической подготовленности учащихся 5 – 9 классов можно определить не только уровень подготовленности каждого класса, но и увидеть качество работы учителя физической культуры.
Медицинское обслуживание в школе организуют работники Бондарской ЦРБ: которая ежегодно проводит профилактический осмотр каждого ученика.
Контроль со стороны медработников за выполнением требований СанПиНа, организации учебного процесса, питания школьников – действенная помощь администрации школы в узких профессиональных вопросах.
Мониторинг здоровья в школе проводят совместно с медицинскими работниками классные руководители, учитель физкультуры, администрация школы. В паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. Ежедневно анализируются причины пропусков уроков. Каждый классный руководитель имеет папку «Контроль пропусков уроков», где фиксируется причина отсутствия учащегося в школе и хранятся оправдательные документы.  Система организации питания в школе ставит перед собой следующие задачи:  - обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;
- формировать культуру питания и навыки самообслуживания.
В школе охват горячим питанием составляет 100%. Пищеблок  отремонтирован, оснащен оборудованием.  Одним из направлений внеклассной работы по охране здоровья является организация школьного оздоровительного лагеря во время каникул. Его посещают как учащиеся начальной школы, так и ученики 5 –7 классов. За это лето в школьном лагере в двух сменах отдохнуло 25 человек. Самой популярной формой работы по охране здоровья является проведение конкурсов: «Мы за здоровый образ жизни», «Праздник Светофора», инсценирование сказок по ЗОЖ, рекламных роликов, «Минздрав предупреждает», КВН «В стране здоровья», конкурс плакатов и другие, в которых участвуют учащиеся с 1 по 9 классы.  Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить лишь в экологически чистом окружении. На протяжении лета и всего учебного года наши ребята являются активными участниками акции «Чистый двор» по наведению порядка на школьной территории. Ученики с удовольствием участвуют в таких конкурсах, как «Целлофановая мода», «Осенний букет», «Царица осень», «Экологическая мода». А в акции «Бумаге вторую жизнь» всегда активно принимают участие не только дети, но и родители.  Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Для того, чтобы наши дети развивались, были здоровыми, сильными и умными, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».

«Формирование целостного отношения к физической культуре  в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: -  формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...

Основные направления превентивной работы по формированию навыков здорового образа жизни

Из опыта работы по формированию навыков здорового образа жизни...

"Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"

работа включает в себя несколько направлений в формировании навыков здорово образа жизни...

Проект по теме "Формирование навыков здорового образа жизни школьников – ресурс социально-педагогической деятельности школы"

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективност...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Одной  из  важнейших  задач  системы  образования  является  забота  о  здоровье  молодого поколения нашей страны, обучение детей здоровому образу жиз...

Формирование навыков здорового образа жизни в современной школе.

Образ жизни человека включает его трудовую, общественно-политическую и непроизводственную деятельность, последняя представляет собой социально-культурную и медицинскую (характер взаимоотношений с меди...

Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»

Создание педагогических условий  для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате...