Тема классного часа: « Семья и семейные ценности»
методическая разработка (8 класс) на тему
Тема классного часа: « Семья и семейные ценности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_raspisaniyu.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема классного часа: « Семья и семейные ценности»
Классный руководитель: Пелевина Ирина Николаевна
Цель: раскрыть понятие «семья», дать представление о её функциях и семейных ценностях.
Задачи:
- формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей;
- воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные;
- помочь ребенку оценить свое место в семье.
Оборудование: видеопроектор, презентация, музыкальные композиции (Л.Лещенко «Родительский дом»; Л.Долина «Погода в доме», Э.Пьеха «Семейный альбом»), кувшин или прозрачная чаша, камни, песок, фасоль, вода и соль, ручки, листы бумаги, бумага с липким краем.
Ход занятия
В начале звучит звучит песня Л.Лещенко «Родительский дом».
Педагог: Добрый день, уважаемые ученики! Сегодня нашу с вами встречу я хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Кувшин» (все действия, происходящие в притче демонстрируются)
«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.
Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.
Он повернулся к группе и сказал:
- Скажите мне, этот кувшин полон?
Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.
(В это время учительзаполняет чашу – камнями)
Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щелки между камнями, пока не дошла до самого верха, и уже невозможно было насыпать даже малую толику.
- Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?
Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон, наверное.
(Учитель заполняет чашу, вместо гальки – фасоль)
Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около его ноги была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.
Он повернулся к группе студентов и спросил:
- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?
Ответом была тишина.
(Учитель заполняет чашу песком)
Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.
Он повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?
(Учитель заполняет чашу водой)
В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают свои ногти или оценивают чистоту своих ботинок.
Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.
И снова профессор повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, а сейчас кувшин полон?
(Классный руководитель демонстрирует заполнение чаши солью)
Один очень милый студент встал и сказал:
- Нет, профессор, он еще не полон.
- А-аа! – протянул профессор. – Но он полон.
Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации. Как мы можем ее интерпретировать? И несколько минут спустя профессор уже выслушивал их предложения.
(Идет обсуждение значения данной ситуации. Выслушиваются мнения учащихся)
Интерпретаций было столько же, сколько студентов в этой аудитории.
Каждый из присутствующих является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. Их интерпретации просто отражали их жизненный опыт, особый уникальный взгляд, через который они понимают мир.
И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные. И он поинтересовался, интересна ли группе его собственная интерпретация?
Конечно, всем было очень интересно.
- Что ж, - сказал он, - моя интерпретация проста. Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте, будьте, уверены, что сначала вы положили камни».
Педагог: Думаю, то, что вы будете говорить сегодня, в течение нашей с вами встречи – это и есть ваша собственная интерпретация, которая не хуже, чем все остальные, и которая может послужить кому-то примером.
Педагог: Сегодня мы с вами затрагиваем непростую, но очень значимую тему.
И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки. Я называю слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.
Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ» учащиеся приводят свои слова-ассоциации с этим словом)
Ученик читает наизусть стихотворение:
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Педагог: Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
- Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?
Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.
Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.
Педагог: Ребята, а современная семья - это кто? Ведь эта семья тоже может включать в себя много людей.
Ученики: Мама, папа, братья, сестры. Самые близкие и родные люди.
Ученики: Бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Они всегда очень добрые и заботливые.
Ученики: А еще есть тети и дяди. Они всегда очень внимательные.
Ученики: А кто-то имеет племянников и племянниц. С ними так весело.
Педагог: Правильно. И ко всем родственникам нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья.
И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Итак, что же такое семья?
Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.
Семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т. д.
А в ваших семьях кто вы?
А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу.
Читает ученица:
Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (7 человек)
Дедушка, бабушка, папа, мама, сын, сестра,
Папа, мама, сын, невестка, сын, дочь,
Педагог: Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей?– работа с определением понятия – ценности. А что вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?
(Учащиеся записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом ценности. Затем идет зачитывание определений и прикрепление этих листочков к дереву, на доске.)
Обобщение всего полученного. Даётся определение, что такое ценности, взятое в БСЭ и словаре Ожегова:
- то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;
- значимость, польза, полезность
Педагог: Нас с вами наиболее интересуют семейные ценности.
Они тоже бывают самыми разнообразными
- Ценность родительства
- Ценность родства
- Ценность супружества
- Ценность здоровья
- Обычаи и традиции
- Взгляды
Педагог: Остановимся на семейных традициях…
- Что мы можем назвать семейными традициями?
- С большей долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания семейные традиции у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети». И действительно, если закрыть глаза, и мысленно произнести слово «дом», так вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в мыслях возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать «семейной традицией». Эти воспоминания находятся глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства. Если в вашей семье не было устоявшихся традиций, в памяти вырисовываются другие воспоминания из детских лет – обычно яркие и красочные, но они не имеют отношения к семье.
- Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей.
Строительство дома из основных понятий на доске (на столе разложены основные семейные ценности)
Педагог: Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Выходит по одному ученику, объясняя, почему он выбрал именно то или иное понятие.
Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье. (Учащиеся выбирают «правильные» понятия – в идеале, отрицательные остаются. Если идет выбор отрицательного понятия детьми – необходима помощь учителя, идет беседа-рассуждение).
Подведение мини-итога, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье. И во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности.
Педагог: Поиграем с вами. Я называю определения терминов – задача учеников, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Тот ученик, который обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)
Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте - Сопереживание
Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга - Равенство
Всей семьёй Вы способны на многое - поддержка
Умение принимать человека таким, какой он есть - толерантность
Умение уступать друг другу - компромисс
Нежная забота друг о друге - любовь
Преданность друг другу - верность
Чуткое отношение друг к другу - нежность
Прислушиваться друг к другу - умение слушать
Уважение и благодарность - признание
Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства - приспособляемость
Чувство безопасности и уверенности - доверие
После того, как солнышко построено делается вывод
Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать нам? Жизнь, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
Педагог: И получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество. Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным. (задать вопрос о долге, обязанности перед кем?, перед чем?)
Обязанности человека делятся на четыре рода:
1) на обязанности перед самим собой;
2) перед семьей;
3) перед государством;
4) перед другими людьми вообще.
Педагог: Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть.
И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Не забывайте о добрых делах.
Учитель. Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей: (на лист распечатаны заповеди)
Заповеди ( читают ученики)
• свято храни честь своей семьи;
• люби свою семью и делай её лучше;
• будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
• подари родителям радость;
• умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
• жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Рефлексия
Педагог: Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
Ученица: В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
Педагог: Очень правильно сказала. Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.
Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию – дерево, дом, солнце и трава. Я хочу, чтоб в ваших семьях было также мило и тепло, как на этой композиции
Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План Классного часа "Семья и семейные ценности"
Классный час 1 сентября 2012года «Семья и семейные ценности»5б класс Классный руководитель: Максимова Станислава Николаевна. Дерево держится корнями, а человек семьей.(Пословицы и пого...
классный час "Семья и семейные ценности". Презентация.
Презентация к классному часу "Семья и семейные ценности" ....
конспект классного часа "Семья и семейные ценности"
Конспект классного часа "Семья и семейные ценности"....
Разработка и презентация классного часа "Семья и семейные ценности"
Сценарий и презентация подготовлены для проведения классного часа по теме "Семья и семейные ценности"в 11 классе....
Конспект и презентация классного часа "Семья и семейные ценности".
В ходе классного часа дети знакомятся с понятием «семья» и «счастливая семья», узнают о важности уважения к членам своей семьи, людям старшего поколения....
Конспект классного часа «Семья и семейные ценности» (для обучающихся 5-6 классов)
Цели: воспитывать любовь и уважение к семье как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа; формировать духовные и нравственные качества личности....
Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности»
Выбор темы классного часа «Семья и семейные ценности» обусловлен тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в Российской Федерации. Семья я...