Классный час "Бюджет семьи"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Классный час на тему
«Бюджет семьи»
Цель: воспитание чувства ответственности за свою семью и своих близких, воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься, развитие у учащихся умений высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание культуры ведения дискуссии, подготовка к семейной жизни.
Эпиграф.
«Старайтесь быть разумным,
А не богатым.
Богатства можно лишиться,
Разумность всегда с тобой»
Эзоп
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства, состоятельность фирмы. Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребенку понятно, что деньги – это бумажки или монетки на которые можно купить все, что угодно. С детства вы знаете, что они всегда нужны и чаще всего их не хватает.
В России бумажные деньги появились в 1769 году. Их называли ассигнации. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100 рублевую купюру, которую ласково называли «Катенькой».
Деньги всегда, во всякий возраст нам пригодны,
Но юноша в них видит слуг проворных.
И не жалея шлет туда – сюда.
Старик же видит в них друзей надежных.
И бережет их как зеницу ока.
(«Скупой рыцарь» А.С. Пушкин)
А что такое бюджет?
Как вы думаете?
Бюджет – смысловое значение этого слова очень сходно с понятием «баланс». Более того, бюджет – это и есть баланс, одна часть которого доходы, другая – расходы. Семейный бюджет, в научном понимании его еще называют потребительским бюджетом. Используется для характеристики уровня жизни людей и представляет собой баланс доходов и расходов семьи.
Возьмем для наглядности условный пример такого бюджета.
Доходы | Сумма | Расходы | Сумма |
1. Заработная плата папы | 15000р. | 1. Истратили на покупку продуктов, одежды, обуви и т.д. | 25420р. |
2. Заработная плата мамы | 8400р. | 2. Плата за квартиру, эл. энергию | 430р. |
3.Пенсия бабушки | 3500р. | 3. Истратили на поездки | 1200р. |
4. Стипендия студента брата | 1150р. | Билеты в театр и кино | 400р. |
5. Компенсация на детей | 1000р. | Ремонт телевизора | 750р. |
всего | 29050р. | всего | 28200р. |
Остаток | 850р |
.
Естественно, денежные суммы в каждом конкретном случае могут быть самые разные в зависимости от состава семьи, от места проживания, от уровня цен на товары и других условий. В данном случае бюджет составлен на месяц. В итоге мы получили превышение доходов над расходами 850 рублей, эта сумма может перейти в доход следующего месяца или быть использована на накопление, т.е. положена в сберегательный банк.
Если бы сумма расходов была больше суммы доходов, то положение семьи было бы гораздо хуже – пришлось бы брать деньги в долг. В этом случае принято говорить о дефиците бюджета, т.е. превышение расходов над доходами.
Бюджет семьи диктует стиль жизни семьи!
Те же самые проблемы возникают и при составлении любого другого бюджета вплоть до бюджета целого государства.
Государственный бюджет – это важный документ, по которому можно судить о состоянии финансов целой страны, что в свою очередь определяет благополучие и возможности каждого жителя этой страны.
Нужно ли планирование семейного бюджета?
Обязательно! И по нескольким причинам: как экономического, так и психологического, воспитательного порядка.
С экономической точки зрения в семейном хозяйстве оправдывают себя те мероприятия, которые приводят к экономии средств.
Налаженное хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи. Отношения в семье становятся спокойными, отпадают поводы для лишних трений, недовольства, скрытых и явных обид. Особенно благотворно действует плановость семейного быта на детей!
В семьях, где бюджет планируется, удовлетворение материальных потребностей происходит спокойно, без особых переживаний, духовных травм и эмоций. Денежные вопросы не только не приводят к конфликтным ситуациям, но даже наоборот сближают, сплачивают семью.
Мы с вами сегодня распределим семейный бюджет. Вам следует учесть ежемесячные расходы:
- затраты на питание;
- затраты на одежду и обувь;
- коммунальные услуги;
- ремонт жилья и др.
Продумайте разумную организацию питания при условии, что у вас есть приусадебный участок. (Класс разбит на группы, каждая группа получает свое задание).
I группа: Доход отца 8000 рублей,
Матери 5000 рублей,
Двое детей дошкольного возраста
Ежемесячная ссуда 2000 рублей.
II группа: Доход отца 7000 рублей,
Матери 5000 рублей.
Двое детей старшего школьного возраста.
III Группа: Доход отца 7500 рублей
Матери 4500 рублей
Двое детей школьного возраста (11, 14 лет)
Ежемесячная ссуда 1500 рублей.
10-15 минут группы распределяют бюджет (звучит спокойная музыка).
Затем каждая группа защищается.
В это время учащиеся разгадывают кроссворд:
Ответы:
По горизонтали 1. бюджет; 2. бизнесмен; 3. валюта;
4. вексель.
По вертикали: 1. брокер; 2. бухгалтер.
Вопросы:
По вертикали:
- посредник между продавцом и покупателем на бирже;
- слово, образованное слиянием двух немецких слов buch(книга) и halten(держать)
По горизонтали:
- баланс, одна часть которого – доходы, другая – расходы;
- человек, занимающийся предпринимательской деятельностью;
- денежная единица какой- либо страны;
- письменное долговое обязательство.
Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом и пирожных, но не экономьте на обедах. Экономить на пище духовной и насущной – явный просчет при планировании семейного бюджета, ошибка эта может в будущем обернуться нежелательными последствиями для здоровья как физического, так и морального. Кроме того, в семьях, где не умеют рационально рассчитывать бюджет, возникает и почва для развода.
Помните, что за деньги не купить хорошее настроение, уважение близких и их любовь. Не обедняйте себя, стараясь, все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!»
Помните, что культура общения с деньгами – это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги. Если у родителей денег хватает и беспокоиться не о чем – попытайтесь представить, что совсем скоро вы станете взрослыми, самостоятельными людьми, и брать деньги у мамы с папой будет просто стыдно. А значит надо самим научиться чему – то, что поможет вам зарабатывать деньги. Образование, кстати, получить, тоже имеет смысл. Не для родителей, а для вас.
Что же касается непосредственно бюджета, то хочется сказать еще одно. Он в разные годы жизни будет разным. Разными будут и потребности. Редко даже самые обеспеченные супруги проживают не познав финансовых трудностей. Только не надо из этого делать трагедию. Деньги определяют многое в нашей жизни, но, к счастью, не все.
Самое главное – научиться жить по средствам, на деньги, что заработаны честным трудом. И при этом не страдать, что не все покупки по карману.
Если счастье не ставить в зависимость от материальных благ, если видеть главную ценность дома в теплых, сердечных отношениях, то они окажутся важнее любых приобретений.
«Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга».
МАОУ Казанская СОШ Селянкина Е.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь классному руководителю. Семья и семейное воспитание.
Материал для бесед классного руководителя с учащимися, родителями....
Классный час "Семья, как много в этом слове"
Классный час в 4 - 5 классе, приуроченный к Дню семьи....
Классный час «Семья – это то, что с тобой всегда».
Семья – это то, что мы делим на всех. Всем понемножку: и слезы, и смех, Взлет и падения, радость, печаль, Дружбу и ссоры,...
Классный час "Семья-это свято, семья-это счастье"
Классный час посвященного взаимоотношениям учащихся с родителями и другими членами семьи, проблемам, трудностям, конфликтам, правилам семейного воспитан...
классный час "Семья=семь+я"
Готовая презентация для проведения классного часа, посвящённого семье и семейным отношениям....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".
Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...