Деловая игра "Все профессии нужны"
классный час (7 класс) на тему
Классный час для старшеклассников, о мире труда и профессий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
возвратные глаголы | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ
Учитель: Ондар Урана Анатольевна
Класс: 7 класс
Предмет: русский язык
Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы
Цель: дать понятие о переходных и непереходных глаголах; вырабатывать умение распознавать их; научить на- ходить возвратные глаголы, выделять в них постфикс -ся (-сь); формировать учебно-языковые умения со- ставлять глагольные словосочетания с зависимыми существительными.
Оборудование: учебник, учебные тексты, схема.
Движение и его выражение —
глагол — являются основой языка.
Найти верный глагол для фразы —
это значит дать движение фразе.
А. Н. Толстой
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слово учителя
ИНФИНИТИВ
Слово берет Инфинитив:
— Эх вы, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!
— Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?
— Лучше будущее,— говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время.
— Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Дали ему Вспомогательный Глагол.
Спрягается Вспомогательный — только окончания мелькают. А. Инфинитив и буквой не пошевелит. Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он — Инфинитив, у него нет времени.
(Ф. Кривин)
2.Наблюдение над языковым материалом
Найти глаголы в инфинитиве, обратив внимание на окончания, их правописание. Записать глаголы в тетрадь.
Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник, и страдать, когда ей плохо. И главное — беречь Родину. Не давать в обиду тем, кто, думая только о себе, способен за- быть об интересах Родины.
(По Ю. Яковлеву)
К выписанным глаголам подобрать глаголы совершенного вида. Сравнить их. Можно ли прочитать текст, употребив глаголы совершенного вида? Чем будет отличаться этот текст? Какой звучит верно?
III. Мотивация учебной деятельности слово учителя
— Представьте себе, что вы инструктор по плаванию. Какие глаголы вы будете использовать, обучая ребят плавать? Запишите их.
IV. Изучение нового материала
- Объяснение учителя
— Переходным считается глагол, способный управлять винительным падежом без предлога, например, писать письмо. Задумайтесь:
почему переходным считается глагол, управляющий только винительным падежом без предлога? Разве на слова в форме других падежей действие не переходит или переходит частично? Сравним примеры: вести автомобиль — «управлять автомобилем», смотреть фильм — «любоваться картиной», помнить тот день — «помнить о том дне», награждаю ученика — «вручаю ученику».
В языке есть еще много неясного, над чем стоит поломать голову!
Если к глаголу прибавить частицу -ся, он изменит значение: в одних случаях действие возвратится к деятелю (умываю брата — умываюсь), в других изменения будут значительными. Пример резкого расхождения значений — одно из значений глагола тащить — «вести, тянуть за собой», значение глагола тащиться — «идти или ехать медленно, с трудом», а также буквально понятое значение этого глагола — «тащить самого себя».
2. Ознакомление со схемой (с комментариями учителя)
Переходные и непереходные глаголы
действие →
переходит на предмет, выраженный существительными или местоимениями в форме В. п. или Р. п.
переходный глагол
не переходит на предмет, выражен- ный существительными или место- имениями в других падежных формах
непереходной глагол
1. Написал письмо (В. п. без предлога)
2. Не писал письмо (Р. п. при отрицании) 3. Выпил чая (Р. п., часть от целого)
1. Написал в письме
2. Не писал в письме
3. Приготовил к чаю
Запомните:
купить билет
взять пенал
забыть ключ
Говорите правильно:
надеть (что? на кого? на что?) надеть снять пальто шапку перчатки кольцо
одеть (снабдить одеждой) кого?
одеть раздеть ребёнка сына дочь
3. Работа с теоретическим материалом учебника.
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Выпишите сначала предложения с переходными, а затем с непереходными глаголами А. 1) Сквозь туман кремнистый путь лежит (М. Лермонтов).
2) От работы пила раскалилась добела.
3) море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит (Максим Горький).
Б. 1) Белые ручки чужие труды любят.
2) Напишешь пером — не вырубишь топором.
3) Без букв и грамматики не учатся и математике.
4) Рыбак рыбака видит издалека.
5) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (Пословицы)
2. Работа с упражнениями учебника — упражнения 103, 107 (письменно)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
Какие глаголы называются переходными, а какие — непереходными?
Какие глаголы называются возвратными?
В чем сходство и различие возвратных глаголов в украинском и русском языках?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника.
2. Выполнить упражнение 219 (письменно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"
Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....
Сказка "Все професси важны, все профессии нужны!
Сказка о разнообразии и значимости профессий в жизни каждого человека....
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...
Деловая игра "Все профессии нужны"
Классный час для старшеклассников, о мире труда и профессий...
Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»
В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...
фото «Все профессии важны, все профессии нужны» путешествие в мир профессий
фото «Все профессии важны, все профессии нужны» путешествие в мир профессий...