Деловая игра "Все профессии нужны"
классный час (7 класс) на тему

Ондар Урана Анатольевна

Классный час для старшеклассников, о мире труда и профессий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл возвратные глаголы17.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 7 класс

Предмет: русский язык

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы

Цель: дать понятие о переходных и непереходных глаголах; вырабатывать умение распознавать их; научить на- ходить возвратные глаголы, выделять в них постфикс -ся (-сь); формировать учебно-языковые умения со- ставлять глагольные словосочетания с зависимыми существительными.

Оборудование: учебник, учебные тексты, схема.

Движение и его выражение —

глагол — являются основой языка.

Найти верный глагол для фразы —

это значит дать движение фразе.

 А. Н. Толстой

Ход        урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слово учителя

ИНФИНИТИВ

 Слово берет Инфинитив:

 — Эх вы, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!

 — Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?

 — Лучше будущее,— говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время.

— Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!

Дали ему Вспомогательный Глагол.

Спрягается Вспомогательный — только окончания мелькают. А. Инфинитив и буквой не пошевелит. Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он — Инфинитив, у него нет времени.

 (Ф. Кривин)

2.Наблюдение над языковым материалом

 Найти глаголы в инфинитиве, обратив внимание на окончания, их правописание. Записать глаголы в тетрадь.

Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник, и страдать, когда ей плохо. И главное — беречь Родину. Не давать в обиду тем, кто, думая только о себе, способен за- быть об интересах Родины.

 (По Ю. Яковлеву)

К выписанным глаголам подобрать глаголы совершенного вида. Сравнить их. Можно ли прочитать текст, употребив глаголы совершенного вида? Чем будет отличаться этот текст? Какой звучит верно?

III. Мотивация учебной деятельности слово учителя

 — Представьте себе, что вы инструктор по плаванию. Какие глаголы вы будете использовать, обучая ребят плавать? Запишите их.

IV. Изучение нового материала

  1. Объяснение учителя

 — Переходным считается глагол, способный управлять винительным падежом без предлога, например, писать письмо. Задумайтесь:  

почему переходным считается глагол, управляющий только винительным падежом без предлога? Разве на слова в форме других падежей действие не переходит или переходит частично? Сравним примеры: вести автомобиль — «управлять автомобилем», смотреть фильм — «любоваться картиной», помнить тот день — «помнить о том дне», награждаю ученика — «вручаю ученику».

В языке есть еще много неясного, над чем стоит поломать голову!

 Если к глаголу прибавить частицу -ся, он изменит значение: в одних случаях действие возвратится к деятелю (умываю брата — умываюсь), в других изменения будут значительными. Пример резкого расхождения значений — одно из значений глагола тащить — «вести, тянуть за собой», значение глагола тащиться — «идти или ехать медленно, с трудом», а также буквально понятое значение этого глагола — «тащить самого себя».

2. Ознакомление со схемой (с комментариями учителя)

Переходные и непереходные глаголы

действие →

переходит на предмет, выраженный существительными или местоимениями в форме В. п. или Р. п.

переходный глагол

не переходит на предмет, выражен- ный существительными или место- имениями в других падежных формах

 непереходной глагол

1. Написал письмо (В. п. без предлога)

 2. Не писал письмо (Р. п. при отрицании) 3. Выпил чая (Р. п., часть от целого)

1. Написал в письме

2. Не писал в письме

 3. Приготовил к чаю

Запомните:

купить билет

  взять пенал

забыть ключ

Говорите правильно:

 надеть (что? на кого? на что?)             надеть снять пальто шапку перчатки кольцо

одеть (снабдить одеждой) кого?

                                                                                      одеть раздеть ребёнка сына дочь

3. Работа с теоретическим материалом учебника.

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

 1. Выпишите сначала предложения с переходными,  а затем с непереходными глаголами А. 1) Сквозь туман кремнистый путь лежит (М. Лермонтов).

 2) От работы пила раскалилась добела.

3) море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит (Максим Горький).

 Б. 1) Белые ручки чужие труды любят.

 2) Напишешь пером — не вырубишь топором.

3) Без букв и грамматики не учатся и математике.

4) Рыбак рыбака видит издалека.

 5) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (Пословицы)

 2. Работа с упражнениями учебника — упражнения 103, 107 (письменно)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

  Какие глаголы называются переходными, а какие — непереходными?

  Какие глаголы называются возвратными?

 В чем сходство и различие возвратных глаголов в украинском и русском языках?

VII. Домашнее задание

 1. Выучить теоретический материал учебника.

2. Выполнить упражнение 219 (письменно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Сказка "Все професси важны, все профессии нужны!

Сказка о разнообразии и значимости профессий в жизни каждого человека....

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Деловая игра "Все профессии нужны"

Классный час для старшеклассников, о мире труда и профессий...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»

В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...

фото «Все профессии важны, все профессии нужны» путешествие в мир профессий

фото «Все профессии важны, все профессии нужны» путешествие в мир профессий...