Памятка "Синдром жестокого обращения с детьми"
методическая разработка на тему

Скворцова Инна Александровна

Памятка "Синдром жестокого обращения с детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы жестокого обращения с детьми.

Что такое насилие в семье?

Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.

Это ситуации. в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни. Например:

  • жестокое обращение с детьми
  • насилие, направленное против супруги(а) или партнерши(а);
  • насилие в отношении престарелых.

Насилие   в    семье   есть   реальное   действие    или   угроза физического,        сексуального,        психологического        или  экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому. с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.

Как правило, насилие в семье характеризуется следующими

чертами:

  • Если уже имею место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и слепень жестокости
  • Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.
  • При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.

Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов.

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействия) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.


Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

1. Физическое насилие

Это   -   преднамеренное   нанесение   физических   повреждений ребенку. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм: Признаки физического насилия над ребенком:

раны и синяки:

ожоги:

укусы:

«синдром тряски ребенка»: 

Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка: боязнь физического контакта со взрослыми; стремление скрыть причину травм; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; агрессивность, жестокое обращение с животными, тревога, сосание пальцев, раскачивание.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если: родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся, у ребенка имеются следы травм различной давности; родители обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений; поздно обращаются за медицинской помощью, или инициаторами обращения являются другие люди.

2. Отсутствие заботы о детях

Это ~ пренебрежение основными потребностями ребенка, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощь; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка: утомленный, сонный вид; санитарно- гигиеническая запущенность (педикулез, дистрофия); отставание в физическом развитии (не растет, не набирает вес или теряет вес); частая вялотекущая заболеваемость;  ребенок  не  имеет  подходящей одежды; устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

3. Психическое (эмоциональное) насилие

Это - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
  • принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • совершение    в    присутствии    ребенка    насилия    по отношению к другим членам семьи или другим людям;
  • причинение боли домашним животным с целью запутать ребенка.

Психическое насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

  • задержка физического и умственного развития ребенка;
  • нервный тик, энурез;
  • постоянно печальный вид;
  • различные соматические заболевания.

Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием: беспокойство, тревожность, нарушения сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; плохая успеваемость.


4. Сексуальное насилие (или развращение)

Это - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в

сексуальные действия  со  взрослыми с  целью  получения

последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований

считать   его    ненасильственным,   поскольку   ребенок   не

обладает   свободой   воли   и   не   может   предвидеть   все

негативные для себя последствия.

Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих

особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:

  • повреждения областей половых органов;
  • заболевания, передающиеся половым путем;
  • жалобы на физическое недомогание;
  • беременность.

Сексуальное насилие позволяют распознать особенности состояния и поведения ребенка:

  • ночные кошмары, страхи;
  • несвойственные характеру сексуальные игры;
  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
  • стремление полностью закрыть свое тело;
  • депрессия, низкая самооценка;
  • проституция, беспорядочные половые связи.

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми

Факторами риска для семьи являются: неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех; наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы; безработица, постоянные финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты; статус беженцев, вынужденных переселенцев; низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции.

Факторами риска являются следующие обстоятельства: нежеланный ребенок; умственные или физические недостатки ребенка; «трудный» ребенок

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

Из статьи 19 Конвенции ООН о правах ребенка «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».


Как защитить ребенка?

Основным правовым документом, защищающим ребенка от

жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах

ребенка:

статья 19 - дает определение понятия «жестокое обращение» и

определяет меры зашиты;

статья 6 - обеспечение   в максимально   возможной степени

здорового развития ребенка;

статья   16   -   защиту   от   произвольного   или   незаконного

вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его

честь и репутацию;

статья  24  - обеспечение мер по борьбе с болезнями  и недоеданием;

статья 27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни.

необходимый    для    физического,    умственного,     духовного.

нравственного и социального развития;

статья 34 - защиту ребенка от сексуального совращения;

статья  37  -  защиту  ребенка от других  форм  жестокого обращения;

статья  39  -  меры  помощи  ребенку,  явившемуся   жертвой

жестокого обращения.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственности: статьи 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;

статьи 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Кодекс РФ об Административных правонарушениях:

статья 5.35 - в отношении лиц, допустивших пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовфшеннолетних.

Закон РФ «Об образовании»:

статья 5 - утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»;

статья 56 - предусматривает административное, наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Семейный Кодекс РФ утверждает:

статья   54 - право ребенка на уважение его человеческого достоинства;

статья 56 - право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка: статья 69 - меру на «лишение родителей родительских прав», как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

статья 77 - немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.


ПАМЯТКА

«Синдром жестокого обращения с детьми»

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

Жестокое обращение с детьми. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) (памятка для педагогов)

Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...