Памятка "Синдром жестокого обращения с детьми"
методическая разработка на тему
Памятка "Синдром жестокого обращения с детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_formy_zhestokogo_obrashcheniya_s_detmi._chto_takoe_nasilie_v_seme-.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы жестокого обращения с детьми.
Что такое насилие в семье?
Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.
Это ситуации. в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни. Например:
- жестокое обращение с детьми
- насилие, направленное против супруги(а) или партнерши(а);
- насилие в отношении престарелых.
Насилие в семье есть реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому. с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.
Как правило, насилие в семье характеризуется следующими
чертами:
- Если уже имею место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и слепень жестокости
- Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.
- При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.
Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов.
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействия) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
1. Физическое насилие
Это - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм: Признаки физического насилия над ребенком:
раны и синяки:
ожоги:
укусы:
«синдром тряски ребенка»:
Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка: боязнь физического контакта со взрослыми; стремление скрыть причину травм; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; агрессивность, жестокое обращение с животными, тревога, сосание пальцев, раскачивание.
Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если: родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся, у ребенка имеются следы травм различной давности; родители обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений; поздно обращаются за медицинской помощью, или инициаторами обращения являются другие люди.
2. Отсутствие заботы о детях
Это ~ пренебрежение основными потребностями ребенка, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощь; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка: утомленный, сонный вид; санитарно- гигиеническая запущенность (педикулез, дистрофия); отставание в физическом развитии (не растет, не набирает вес или теряет вес); частая вялотекущая заболеваемость; ребенок не имеет подходящей одежды; устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
3. Психическое (эмоциональное) насилие
Это - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
- принижение его успехов, унижение его достоинства;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к другим членам семьи или другим людям;
- причинение боли домашним животным с целью запутать ребенка.
Психическое насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:
- задержка физического и умственного развития ребенка;
- нервный тик, энурез;
- постоянно печальный вид;
- различные соматические заболевания.
Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием: беспокойство, тревожность, нарушения сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; плохая успеваемость.
4. Сексуальное насилие (или развращение)
Это - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в
сексуальные действия со взрослыми с целью получения
последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований
считать его ненасильственным, поскольку ребенок не
обладает свободой воли и не может предвидеть все
негативные для себя последствия.
Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих
особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:
- повреждения областей половых органов;
- заболевания, передающиеся половым путем;
- жалобы на физическое недомогание;
- беременность.
Сексуальное насилие позволяют распознать особенности состояния и поведения ребенка:
- ночные кошмары, страхи;
- несвойственные характеру сексуальные игры;
- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
- стремление полностью закрыть свое тело;
- депрессия, низкая самооценка;
- проституция, беспорядочные половые связи.
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми
Факторами риска для семьи являются: неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех; наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы; безработица, постоянные финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты; статус беженцев, вынужденных переселенцев; низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции.
Факторами риска являются следующие обстоятельства: нежеланный ребенок; умственные или физические недостатки ребенка; «трудный» ребенок
Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.
Из статьи 19 Конвенции ООН о правах ребенка «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».
Как защитить ребенка?
Основным правовым документом, защищающим ребенка от
жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах
ребенка:
статья 19 - дает определение понятия «жестокое обращение» и
определяет меры зашиты;
статья 6 - обеспечение в максимально возможной степени
здорового развития ребенка;
статья 16 - защиту от произвольного или незаконного
вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его
честь и репутацию;
статья 24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;
статья 27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни.
необходимый для физического, умственного, духовного.
нравственного и социального развития;
статья 34 - защиту ребенка от сексуального совращения;
статья 37 - защиту ребенка от других форм жестокого обращения;
статья 39 - меры помощи ребенку, явившемуся жертвой
жестокого обращения.
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственности: статьи 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;
статьи 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Кодекс РФ об Административных правонарушениях:
статья 5.35 - в отношении лиц, допустивших пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовфшеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:
статья 5 - утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»;
статья 56 - предусматривает административное, наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Семейный Кодекс РФ утверждает:
статья 54 - право ребенка на уважение его человеческого достоинства;
статья 56 - право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка: статья 69 - меру на «лишение родителей родительских прав», как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;
статья 77 - немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.
ПАМЯТКА
«Синдром жестокого обращения с детьми»
2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Жестокое обращение с детьми. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) (памятка для педагогов)
Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...