Кл. час: "Урок мужества"
классный час (6 класс) по теме

Разработка классного часа в 6 "Б" классе. Цели: - воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу, - дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из современной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Таловская СОШ

Урок мужества:

«Есть ли герои у нашего времени?»

Подготовила и провела

классный руководитель 6 «Б» класса

Крякина Н.А.

2011 год

Цели:

- воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу,

- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из современной жизни;

- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию.

Оборудование: компьютер, мультипроектор.

«Благородный человек знает только долг,

низкий человек знает только выгоду»

 Конфуций

Ход мероприятия.

 

1.     Организационный момент.

2.     Вступительное слово учителя.

 Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический человек. А что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого называют героем? Какие качества необходимы для совершения подвига?

Древние римляне говорили так: «Там хорошо, где Родина». Любовь к Родине, ее процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется жизнью не одного поколения. Одна из самых противоречивых страниц нашей истории – война в Афганистане.

Презентация «Солдат войны не выбирает…»

3.     Основное содержание мероприятия.

  • Война в Афганистане.

Целых десять лет продолжалась  кровопролитная война, в Афганистане.

Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.

                                         Есть великое право: забывать о себе.

Есть высокое право: пожелать и посметь!

Стала вечною славой мгновенная смерть.

В  своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. Это и отразилось в письмах солдат.

Давайте послушаем отрывки из писем солдат, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.

 

1-й чтец. «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался… Я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан…» (Казаков Анатолий Евгеньевич).

Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.

 

2-й чтец. «…Сейчас стоим в г. Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно…Мама, все цветет, трава, как у нас, зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам вспоминаю свой дом, край свой…» (Бобров Евгений Петрович).

Ему оставалось жить чуть больше месяца.

 

3-й чтец. «Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!» (Гальченко Сергей Васильевич).

 В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 года, 22 июня написал письмо,

 а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.

 

4-й чтец. «Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твоё получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, всё хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени, я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Вот, наверное, и всё, что я хотел написать. До свидания. Жду ответа. Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся». (Милованов Сергей Александрович)

Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе, а о маме. В письме солдата, находящегося в центре военных действий, нет ни жалоб, ни упреков, ни сожалений, а лишь безграничная любовь и забота о самом близком человеке.

15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»

  • «Подвиг» и «герой»  

Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой».  Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.

(Выслушиваются ответы учащихся)

В словаре такое понятие:

Герой:

1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме? (Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).

 Как вы понимаете слово «подвиг»?

(Выслушиваются ответы учащихся)

В словаре такое понятие:

Подвиг – самоотверженный героический поступок.

А теперь составим портрет героя.

Обсуждение по вопросам: Каков внешне должен быть герой? Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг? Герои – это люди особой профессии? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои живут в каком–то особом месте?

(Выслушиваются ответы учащихся)

Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига. Какими же качествами должен обладать герой?

(Выслушиваются ответы учащихся)

Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты.

По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше».

  • Герои нашего времени.

     С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Подвиги совершаются и в мирное время. И возраста нет у подвига. Иногда герои живут рядом с нами, даже сидят за одной партой.

       Вот так произошло с жителем одного из городов России  учеником 2 класса Евгением Табаковым.  « Женя был самым маленьким среди учеников  класса. 8 лет должно было ему исполниться только в марте, – рассказывает его учительница. Но зато он был самым целеустремленным и справедливым. Не терпел, когда кто-нибудь ссорился, всегда всех мирил. Он готовился быть настоящим защитником, даже специально занимался каратэ». 

Эта история произошла в ноябре 2009 года, когда в квартире Табаковых раздался злополучный звонок, дети были одни. Пошла открывать 12-летняя Яна, брат играл в комнате. Незнакомец набросился на девочку с ножом: “Гони деньги!” Яна заплакала, и тогда грабитель приказал искать деньги ее брату, а сам принялся раздевать девочку. Женя схватил на кухне нож и сразбегу всадил его в поясницу грабителю. Тот упал и выпустил Яну, но накинулся на Женю. Потом на спине ребенка насчитают восемь колотых ран. А сестра уже стучала соседям: “Помогите! Звоните в милицию!” Услышав переполох, преступник скрылся. Им оказался рецидивист Сергей Кияшко, отсидевший в общей сложности 16 лет  за разбой и грабежи. Не найдя работу в Астрахани, он приехал к родственникам в городок. И вновь принялся за старое. Раненый Кияшко (нож вошел в его спину на 3 сантиметра) спрятался в одном из дачных домиков. Здесь его и нашли. А Женя от полученных ран  погиб. Посмертно Евгений Табаков представлен к награде – Ордену Мужества. Эту награду вручили его маме – Галине Петровне.  Женя хотел быть милиционером. Он был справедливым, честным, добрым, каким и должен быть русский солдат, мужчина. Именно такой человек с детства впитывает в себя понятие о том, что надо защищать своих близких и свою Родину. Поэтому надо сохранить в памяти этот подвиг и ещё раз показать всему миру, что русские традиции живы, что у нас отличная молодёжь.

(Примеры подвигов - выслушиваются ответы учащихся)

         3.     Итог мероприятия.

                 

   Слово о подвиге

Что значит подвиг в мире людском -

Долг, верность, совесть, любовь?

Что заставляет идти напролом

В бурях стихий вновь и вновь?

Мальчик, ребенок бывало спешит

Помощь отцу оказать:

Он с ноготок, а коня норовит

Сам из ухаба поднять.

Девочка – кроха, избу метет,

По воду к речке бежит,

Тихо ступает, тихо поёт-

Матушкин сон сторожит.

Это ль не подвиг детской души

Милостью сердца служить?

Подвиг – не идол, стоящий в тиши,

Это – движение быть.

Время течет…, и подрос наш малыш,

Стойкость и силу вобрав.

Жизнь, ты невзгоды подчас нам сулишь,

Чтоб испытать дух и нрав.

Медные трубы, огонь и вода

В роге зловещей судьбы.

Что изберешь ты в смятеньях тогда-

Честь или страх ворожбы?

Я выбираю движение быть,

Днем, и в ночи, и во мгле.

Вечное быть – то любовью светить

Ближнему, всем на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"

Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....

Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"

«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...

Урок мужества "О мужестве, долге, чести."

Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...

урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "

День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....

Урок мужества по теме: «Детство и мужество»

Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности....

Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".

Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....