Классный час для 8 кл "Уход из семьи : вызов или отчаяние?"
классный час (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа
для 8-х классов
«Уход из семьи: вызов или отчаяние?»
Пояснительная записка
Классный час (тренинг общения) для учащихся 8-х классов
"Уход из семьи: вызов или отчаяние?"
Цель: определить причины ухода ребенка из семьи.
Задачи:
1. учиться находить пути разрешения трудных жизненных ситуаций и преодолевать их;
2. научить сосуществовать друг с другом, коммуникабельности;
3. сформировать у учащихся позитивное отношение к себе и окружающим.
Оборудование: интерактивная доска с изображением солнышка и дерева, листы для раздачи в виде тучек и листьев, советы психолога, нетбуки.
Условия и особенности его реализации:
Проведению тренинга предшествует подготовительная работа в форме проведения анкетирования среди учащихся класса и их родителей по вопросу взаимоотношений в семьях между детьми и родителями, а так же формах и методах семейного воспитания. На основе этого строится классный час в 8 классе, который проводится в форме тренинга общения.
I. Постановка целей и задач:
На доске по центру в верхней части написана тема классного часа. Центральная часть доски свободна.
Сценарий урока.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :
-В нашей школе есть ученики, которые стоят на различных формах учета. Многие из детей попали в "трудную жизненную ситуацию, есть дети беспризорные, безнадзорные. Что такое беспризорность? Как вы считаете? Давайте обратимся к закону. Согласно закону, беспризорные и безнадзорные дети - это "лица, не достигшие 18 лет, которые не имеют контроля со стороны родителей или лиц их заменяющих". Дети, а как вы думаете, какие причины толкают детей из семьи на улицу? Голод, пьянство родителей, насилие в семье, пренебрежение к личности ребенка. Итак, главной причиной безнадзорности несовершеннолетних и их противоправного поведения является неблагополучие в семье и невыполнение воспитательных функций родителями, на которых законом возложены данные обязанности. Я рада, что вы так активно ответили на этот вопрос, так как в анкете родителей большинство его игнорировали, n человек сказали не при каких обстоятельствах, двое высказались о том, что обстановка в семье хорошая причин для ухода нет.
Человек биосоциальное существо Что такое "био" понятно. Наш рост и развитие наше становление происходит в обществе, т.е. в социуме. Формируется характер, черты личности, сама личность. Большую роль в этом играют отношения. Вообще, ребята, межличностные отношения сложная вещь. Тебя принимают или не принимают. Ты понимаешь что-либо или кого-либо или нет. Где могут возникнуть проблемы, которые приводят к уходу из семьи?
(Исходя из мнения ребят, рисуем на доске кластер)
Используя цветной мел, дети рисуют кластер в центре доски, составляющие части которого определяются путем дискуссии. Классный руководитель помогаем при необходимости.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :
-Ребята, нам с вами предстоит разобраться в причинах уходов из семьи и определить пути разрешения таких ситуаций. Поможет нам в решении поставленной проблемы тренинг общения.
Правила тренинга я просила вас изучить перед началом классного часа, и, обсудив принять их.
II. Тренинг СОЛНЫШКО
На интерактивной доске изображено Солнце с лучами и тучи. Каждому из детей розданы изображения тучи, листья дерева размером в половину тетрадного листа, и тетрадные листы для работы.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :
- Отношения, как мы уже говорили, сложная вещь. И неважно где: в семье, школе, классе, на улице. Представьте, что Солнышко - это тепло отношений с родственниками, с одноклассниками, с друзьями. Солнышко - это тепло наших отношений, его лучи согревают наши души, дарят нам понимания, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, так как мы оцениваем новое общение с позиций своего "Я".
Какие возникшие проблемы, на ваш взгляд, могут привести к уходу ребенка из семьи?
(Дети на тучах пишут свое мнение, затем встают и записывают его на тучах над Солнцем).
Вывод Ребята, посмотрите, тучи закрыли часть солнца, а возникшие проблемы общения мешают нашим отношениям. Этот тренинг показывает, что у вас есть общие проблемы, которые волнуют всех__________________________ (классный руководитель озвучивает написанные общие проблемы)
Но есть и такие высказанные мнения, которые поднимает не весь класс, в частности_____________ (классный руководитель комментирует индивидуальные точки зрения).
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :
-Хочется отметить, что обозначенные проблемы совпали с результаты ваших анкет. Но были высказаны и новые проблемы общения.
Классный руководитель просит ребят высказать свое мнение и обосновать его.
- Как вы думаете, эта проблема действительно важна для вашей семьи, или она не имеет к этому вопросу отношения? Выскажите свои суждения?
(Ребята высказывают свое мнение. Классный руководитель старается систематизировать высказанные суждения ребят с их согласия).
Вывод: Нам необходимо учиться поведению при неудачах. Уметь преодолевать конфликты внутрисемейного общения.
III. тренинг ДЕРЕВО нашей поддержки.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
-Мы отразили причины ухода из семьи. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо обладать роскошью человеческого общения!
- Вас может поддержать семья? Да
- Вас могут поддержать друзья? Да
- Вас могут поддержать одноклассники? Да
- А может поддержать старший? Учитель?
- Как вы считаете, можно ли выделить из вышеперечисленного самое главное или все они могут препятствовать уходам из семьи?
- А вы со мной согласны?
- На ваш взгляд поддержка должна быть комплексной?
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :
Давайте спрогнозируем ситуацию. Представьте, что вы оказались в трудной жизненной ситуации.
Что или кто могут вас поддержать? Что бы вам хотелось услышать?
(Ребята на местах записывают свои мнения на листочках дерева. По окончании работы каждый подходит и пишет свое мнение на дереве интерактивной доски).
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :
А теперь, посмотрите, как зеленеет наше дерево с листами надежды.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :
(Озвучивает мнения, систематизирует их. Спрашивает, почему были высказаны такие пожелания, просит ребят аргументировать свою точку зрения).
Вывод ребята из этого тренинга можно сделать вывод, что наравне с семьей вы говорили о членах коллектива нашего класса. Поддержка друзей и коллектива очень важна. Я рада, что наш класс вы считаете второй семьей Вам здесь комфортно и легко общаться.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :
-Каждый человек должен искать выход из сложившейся трудной ситуации, и не допустить ухода из семьи.
Основной выход мы совместно с вами нашли - это поддержка. Но кроме этого есть много способов, как выйти из ситуации отчаяния и
беспомощности. Я с точки зрения науки даю вам рекомендации, советы как поступить
Обсуждение советов с детьми.
А вы считаете этот способ для вас приемлемым?
Как вы думаете, мы можем их учитывать? Почему?
Давайте считать, что эта памятка для поведения в трудной жизненной ситуации. Способы преодоления.
IV. Итоговый вывод / рефлексия/
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :
-Вернёмся к теме нашего занятия. Определите ключевое слово? Бродяжничество
Я предлагаю вам составить синквейн с ключевым словом бродяжничество.
( Зачитываем результаты составленных ребятами синквейнов. Похвала за разные мнения, глубокие мысли или за единичность мнения).
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :
-А теперь вернемся к проблеме, обозначенной в нашей теме. Уход из семьи вызов или отчаяние?
Выскажите свое мнение. Аргументируйте его.
( Дети высказывают мнения).
Если вызов
Вызов - чтобы привлечь внимание к проблеме, заявить о себе, способ защиты, самореализация, протест против социальных норм, которые приняты в обществе и семье.
Если отчаяние
Отчаяние - крик души, последний шанс, когда все испробовано, нет сил, слабость характера, беззащитность, неустоявшаяся психика подростка, неумение отстоять свое мнение.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :
-Одним словом однозначным ответ быть не может.
Тренинг убедил нас в том, что жить в обществе очень трудно. Это и жизненные, семейные неурядицы, конфликты. Некоторые из них, мы учились сегодня с вами преодолевать. Получили практические советы. Это наше очередное занятие из системы классных часов - тренингов которые учат нас главной ценности общению. Умению сосуществовать друг с другом, коммуникабельности, коммуникационной компетентности.
Благодарю вас всех за интересное общение. Мне было приятно с вами работать. До свидания!
Литература:
1. Маковецкая Г.А., Захарова Л.И. Ребенок и семья. Самара. – 1994
2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Психология.-2002
3. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.
4. Анн Людмила. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2007
Приложение
Кластер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час"Я и моя семья"
Семейный классный час....
Классный час "Искусство жить в семье"
Данный материал предназначен для учащихся 8 классов....
План подготовки к внеклассному мероприятию "Классный руководитель и я - спортивная семья"
Представлен план подготовки к внеклассному мероприятию "Классный руководитель и я - спортивная семья"1. Положение2. Объявление3. Заявка4.Электронный протокол5.Итоги мероприятия6. Шаблон презентации о ...
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...
Классный час "Уход из семьи: Вызов или отчаянье"
Тренинг общенияКлассный час (тренинг общения) для учащихся 8-х классов "Уход из семьи: вызов или отчаяние?" Цель и задачи: определить причины ухода ребенка из семьи; учиться находить пути разреше...
Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.
Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...
Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»
Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....