Конфликт
классный час (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час по теме "Конфликт"
Цель:
- научить участников конфликта успешно решать его;
- рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми;
- формировать у учащихся уважительного отношения к окружающим людям;
- помочь родителям, классным руководителям и детям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций;
- способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
Задачи:
Образовательные:
- учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;
- ознакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;
- формировать представления о различных вариантах человеческого общения;
Развивающие:
- воспитать уважительное отношение к окружающим людям;
- формировать социально одобряемые формы поведения;
- на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;
Конфликты в школе....
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения.
Существует разные виды педагогических конфликтов:
- конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально – личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности;
- конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;
- конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учениками учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности.
В основе школьных конфликтов лежит человеческий фактор выстраивания человеческих отношений разных возрастов - учеников, учителей и администрации. Но есть и еще одна группа людей, заинтересованных во всем, что происходит в школе. Это родители. Все учителя знают, что самые неприятные конфликты связаны именно с родителями и только потому, что о проблемах, возникающих в школе, родители узнают только со слов ребенка.
Изжить конфликт в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во взаимодействии учеников, учителей (предметников и классных руководителей) и родителей, и успех возможен лишь при отлаженной системе успешной работы со всеми выше перечисленными категориями людей. Исходя из практического опыта данная система работы выглядит следующим образом:
Система работы по решению конфликтной ситуации | ||
Родители | Учащиеся | Педагоги |
Круглые столы, устные журналы, дискуссии, обмен мнениями, деловые игры, лектории, практикумы. | Классные часы. Внеклассные мероприятия. | Семинары, практикумы. |
Но не многие дети могут хорошо усвоить учебный материал, кроме того не все учащиеся ответственно относятся к выполнению домашнего задания и в результате периодически получают неудовлетворительные оценки. Но самооценка учащихся и их родителей завышена, родители считают, что их детей недооценивают и относятся к ним предвзято, в следствие чего с выставленной двойкой не соглашаются, обвиняя во всем учителя и не предъявляя никаких требовании к ребенку, идут на конфликт с учителем предметником.
Идеализация детей родителями расхолаживает учеников и. чувствуя такую поддержку со стороны родителей, дети осознанно идут на конфликт с учителем, вводя в заблуждение при этом родителей и тем самым втягивая их в конфликт. Поэтому участниками конфликта становятся одновременно и классный руководитель, и родители, и учитель, и ученик.
Модель нарастания конфликтной ситуации: ученик не готов к уроку, учитель обоснованно этим не доволен и дает негативную оценку деятельности ученика. Ученик в свою очередь не согласен с учителем и жалуется родителям (вводит их в заблуждение). Родители, идеализируя ребенка и не предъявляя к нему никаких требований, обвиняют учителя в предвзятом отношении к нему.
В чем функции классного руководителя?
Это зависит от преследуемых им целей.
- поддержать родителей и ученика, т.е. вступить в конфронтацию с учителем;
- поддержать учителя, значит спровоцировать на конфликт родителей;
Роль классного руководителя
В данной ситуации единственно верное решение для классного руководителя - выступить в роли посредника, не отдавая при этом явного предпочтения той или иной стороне, но все же найдя компромисс. Успешное решение конфликтной ситуации целиком и полностью зависит от профессионализма, коммуникабельности, личностных качеств посредника человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение, управляя конфликтной ситуацией, и не допуская перерастания ее в конфликт.
Если бы мир жил по закону "око за око ", оно было бы незрячим.... Народная мудрость
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Тема нашего классного часа — конфликты. Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.) Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски-истины, открытия, самоутверждение) Могут ли люди обходиться без конфликтов?
II. Работа с понятиями
Классный руководитель. В толковом словаре слово "конфликт" означает "столкновение, серьезное разногласие, спор". Давайте поработаем с этим понятием в парах.
Первая группа объяснит, кого мы называем «конфликтным человеком»?
Вторая группа объяснит, что значит " конфликтовать".
Третья группа найдет значение выражения «конфликтная ситуация».
Четвертая группа пояснит значение слова «компромисс».
(В течение 5 мин. Дети обсуждают задания в парах.)
Классный руководитель. Теперь предлагаю высказаться (Дети высказываются)
III. Восстановление логических цепочек. "Угадай стратегию!"
Классный руководитель. Конфликт- это столкновение интересов. И. как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество.
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)
Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)
Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)
Конкуренция — стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)
Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?
Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь, (учитель читает описание поведения, дети угадывают.)
Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.)
Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.)
Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы - разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.)
Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.)
Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.
Интерактивная беседа
Классный руководитель. Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к неприятным для вас последствиям разрыву отношений с близкими, вызову родителей в школу, проблеме с правоохранительными органами и т.д. (Учитель подводит учащихся к недавно произошедшего конфликта, подробно описанного в данном мастер - классе.)
- Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять?
- Чему вас научила эта ситуация?
- В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умным, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта. Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?
Ответы:
Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.
Классный руководитель. А какие черты характера нужны, чтобы следовать этому золотому правилу? Эти черты характера даны нам от рождения или их можно воспитать в себе? К каким же выводам мы можем прийти?
Учащиеся. Улаженный конфликт, комплимент, улыбка сберегают нервную систему человека, а значит и его здоровье.
Заключительное слово
Классный руководитель. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других - уступит, в третьих - найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.
- Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.
- Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.
- В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.
- Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте.
- Предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.
- Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.
- Не спешите реагировать на чужое раздражение.
- Идите на все возможные компромиссы.
- Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.
- Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном.
- Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье.
- Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.
- Помните, что безвыходных ситуаций не бывает.
Формула успешного решения школьных конфликтов
- Доброжелательность.
- Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
- Тактичность.
- Разговор по существу.
- Поиск компромисса
- Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения
- Соблюдение чужого персонального пространства
- Правильный выбор роли
- Умение слушать и слышать друг друга
- Справедливость.
IX Подведение итогов
(Классный руководитель просит учащихся всегда помнить закон жизни)
Правда.
Справедливость выше правды, но выше справедливости милосердии
Если бы Наше общество жило по закону "око за око", весь мир был бы незрячим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"
Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...
Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)
Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"
Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...
«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»
по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель урока: помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...