Современные воспитательные технологии как средство управления процессом социализации
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий) Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после события» для обучения на собственном жизненном опыте. Важно наличие педагогической ситуации.
Технология и методика ситуационного классного часа (Н. Капустин) Для технологии и методики индивидуального воспитания используется такая форма, как ситуационный классный час . Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана для самостоятельного конструирования тематических классных часов.
Ситуационный классный час Оперативен Корректен Динамичен Способствует осознанию и проверке самого себя
Достоинства отсутствие наказаний, «чтения нотаций» даёт возможность вести диалог служит почвой для открытых взаимоотношений между детьми и учителями.
Темы классных часов «Я и школа» «Наши отношения в классе» «О счастье» «Листая свой школьный дневник …» «Я попал в конфликтную ситуацию», « Как достичь взаимопонимания?» «Дружба это…» и др.
Определение темы. Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала). Информация (по материалам предварительной подготовки). «Я - позиция» и ее причины (учащиеся по кругу). «Я – позиция» и общественно значимая норма. Дискуссия. Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?). Свободный выбор. Мотивация. Мониторинг отношения учащихся. Этапы ситуационного классного часа
Рассмотрим методику проведения классного часа «Итоги четверти (года)». Цель классного часа (сообщается учащимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе и определить пути их преодоления. Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми
Технология классного часа Методика классного часа Размещение учащихся в круге. Информация (3 мин.). Демонстрация сравнительной таблицы уровней обученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год). Изложение «Я – позиция» и ее причины (7 мин.). Учащиеся по кругу отвечают на вопросы: Удовлетворены ли вы своими результатами, почему? Что каждому из вас мешает лучше учиться? Что может помочь вам в учебе? «Я – позиция» и общественно значимая норма. Работа учащихся в группах по 4-6 человек (7 мин.). Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы: В жизни существует две точки зрения на учение: учиться надо, можно не учиться. Выберите свою точку зрения и докажите ее. Укажите 2-3 основные причины, мешающие вам лучше учиться. Что надо делать, чтобы устранить указанные причины? Методика проведения классного часа «Итоги четверти (года)».
Дискуссия (10 мин.). Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы. Рефлексия (5 мин.) Учащиеся по кругу отвечают на 1-й вопрос, а на 2-й, 3-й – желающие. Что вы считает полезным для себя в этом обсуждении и почему? Что понравилось, почему? Что не понравилось, почему? Свободный выбор. Речь классного руководителя (2-3 мин.). Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению. Поддержка вниманием, помощью и заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своем поведении. Мониторинг. Наблюдение.
Ограничения в методике: Нельзя уличать детей в неискренности и нечестности; Не давать оценки событиям, а выражать свою точку зрения, своё отношение к ним; Не ограничивать свободу выбора ребёнка, а подводить его к выбору путем сравнения « Я-позиции » с общественно значимой нормой. Вести конкретное, а не абстрактное обсуждение ситуации: вместо слов «Мы все..», должно звучать «Я думаю…», «Я участвовал..», «Я считаю..». Не обсуждать действия учителей и родителей.
Рассмотрим методику проведения классного часа «Счастье это когда тебя понимают. Так ли это» Цель классного часа (сообщается учащимся) – сегодня мы поговорим с Вами о том, что такое «счастье» и о том, что нужно человеку, чтобы быть по-настоящему счастливым. Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся в чем настоящий смысл счастья, изменить негативное отношение к нравственным ценностям путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми. Размещение учащихся в круге .
Изложение «Я – позиция» и ее причины 25.01.2016 Учащиеся по кругу отвечают на вопросы: 1) Счастье – это… 2) Считаете ли вы себя счастливым человеком ? Если да (нет), то почему ?
«Я – позиция» и общественно значимая норма. 25.01.2016 Сейчас я Вам зачитаю ситуации из жизни, а вы попробуете их проанализировать . Сталкивались ли вы когда-нибудь с подобными ситуациями? Как вы относитесь к происходящему в данной истории ? Группам дается задание подготовить ответы на вопросы.
Дискуссия. 25.01.2016 Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы.
Подведение итогов. 25.01.2016 Каждой группе было предложено выполнить творческое задание: в течение 5 минут необходимо определить «Слагаемые человеческого счастья » и оформить их в виде цветка счастья.
Свободный выбор.
Свободный выбор. Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – счастье , с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет.
25.01.2016 “Дари себя детям! Постоянно ищи в ребенке богатство его души!”. Ш. Амонашвили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса
Презентация и сценарий заседания МО по теме "Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса"...
Концепция воспитательной работы "Становление личности в процессе социализации, воспитании и самовоспитании"
Данная концепция содержит основные направления , цели и задачи воспитательной работы с учащимися....
Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя» Педагогический совет №4 от 26.03.2019 г. «Эффективные технологии воспитательной деятельности, как средство реализации ФГОС ООО»
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте дост...
Статья в журнал ОКО " Облачные технологии как средство управления самостоятельной деятельностью обучающихся"
Организация самостоятельной работы обучающихся...
Применение современных воспитательных технологий в учебно-тренировочном процессе
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участник...
Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по обновлённым ФГОС
В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому....