Виртуальное путешествие "Города-герои"
классный час (11 класс) на тему
Познакмить детей с героическими страницами истории России; способсвовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувств патриотима; пробуждать интерес у детей к общественным явлениям, стремление узнать историю своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_-_goroda-geroi.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»
Провела: воспитатель 11 класса
Шкарлуханова Елена Степановна
Цели:
- ознакомить детей с героическими страницами истории России;
- способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма; пробуждать у детей интерес к общественным явлениям, стремление узнать историю своей страны; воспитывать уважение к людям старшего поколения.
Ход классного часа.
2 слайд
Учитель:
Для современных школьников Великая Отечественная война – это событие далекого прошлого. Но ее города, имена, даты, события до сих пор остаются значимыми для нашей истории, трагическими и победными. Они по праву должны сохраниться в памяти людей настоящего и будущего.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой Победы пройти.
Наше мероприятие посвящено одной из самых трагических страниц нашей истории – Великой Отечественной войне. Войне советского народа против фашистских захватчиков.
3 слайд
Это началось 22 июня 1941 года начало Великой Отечественной войны. Вся Россия встала на защиту Родины. По всему фронту, протяжённостью почти 4 тыс. км, развернулись ожесточённые бои. Непреступной стеной на пути фашистских захватчиков встали советские воины, жители городов и сёл защищать каждую пять родной земли. И длилось это до 9 мая 1945 года, долгие вёрсты Победы.
4 слайд
1418 дней и ночей. 6 гигантских битв, около 40 наступательных операций.
5 слайд, 6 слайд
Мы не можем не вспомнить о героях Советского Союза, которые ценой своей жизни совершили подвиг в годы Великой Отечественной войне.
Виктора Талалихина, он был на войне истребитель, один из первых совершил ночной таран, сбил бомбардировщика врага.
Александра Матросова, рядового, он закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев.
Николая Гастелло, летчика, направившего свой подбитый самолет в скопление танков противника.
Николая Маресьева, летчика, после ампутации обеих ног вернулся к полетам и сбил еще 7 самолетов.
7 слайд
Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной стали местами ожесточённых сражений, местами массового героизма людей. За массовый героизм, мужество и стойкость, проявленными советскими воинами и трудящимися городов в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, Брест, Москва, Минск, Киев, Новороссийск, Тула, Керчь, Смоленск, Мурманск, Одесса, Ленинград, Волгоград удостоены почетного звания «Город-герой», Брестская крепость – «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
8 слайд
Никто не забыт, и ничто не забыто.
9 слайд
Салют!
Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по городам - героям, вспомним их героическое прошлое. О каждом городе нам будут рассказывать экскурсоводы. Они помогут нам восстановить героические страницы прошлого. Итак, в путь!
Начало нашего маршрута – город Брест.
Сл.10, 11, 12. 1 ученик:
Этот город первым принял на себя удар врага. С мужеством и отвагой около месяца сражался гарнизон Брестской крепости. Даже тогда, когда линия фронта отодвинулась далеко на восток, оставшиеся в живых воины всё ещё продолжали борьбу с фашистами. Они приняли решение не сдаваться. «Умрём, но из крепости не уйдём» - такую клятву дали себе защитники Брестской крепости. Отрезанные от внешнего мира, от воды, с мизерными остатками продовольствия, защитники крепости сражались до конца. Об их подвиге сложены легенды. За массовый героизм и мужество его защитников Бресту была присвоена высшая степень отличия – звание «Город - герой».
Учитель: Наше путешествие продолжается. На пути – столица Белоруссии Минск.
Сл. 13, 14. 2 ученик:
Немцы захватили Минск в первые дни войны. Три года продолжалась оккупация. За это время немцы уничтожили более 400 тысяч человек, а сам город превратили в руины. Но Минск не сдался, не покорился врагу. В городе действовало мощное подполье. Подпольщики устраивали диверсии, печатали листовки, в которых говорили правду о фронтовых событиях. Подпольщики были связаны с партизанами. Они устраивали совместные операции, помогали частям Красной армии освобождать Минск. За заслуги в борьбе с нацизмом Минск получил звание «Город-герой».
Учитель: А теперь нас ждёт Киев – столица Украины.
Сл. 15, 16. 3 ученик:
В первый же день войны на город Киев обрушились бомбы врага. И буквально через месяц фашисты уже были под Киевом. У фашистов был двойной перевес в силе, и они собирались захватить город с ходу. Но враг встретил ожесточённое сопротивление. Почти три месяца шли бои за Киев. Солдаты, и жители города показывали чудеса храбрости и героизма. киевское подполье, партизаны ни на минуту не прекращали борьбу. Во время освобождения Киева наши войска провели грандиозную наступательную операцию. Это была поистине легендарная операция. А Киев получил звание «Город - герой».
Сл. 17, 18, 19, 20. 4 ученик:
Санкт - Петербург (Ленинград) – один из крупнейших городов мира. В планах гитлеровцев Ленинград занимал одно из центральных мест. В первые дни войны фашисты попытались захватить Ленинград. Но защитникам города удалось его отстоять, и тогда фашисты перешли к длительной осаде. Они окружили город плотным кольцом, надеясь задушить его голодной блокадой. Три года героически держались жители города. Вражеские налёты и обстрелы не прекращались ни на один день. Но город жил, работал, сражался. Единственной нитью, связывающей Ленинград со страной, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Героизм и мужество защитников города-героя Ленинграда вошли в историю, показали величие духа нашего народа.
20 слайд
(Звучит музыка и ученик читает стихотворение)
Вам беззаветным защитникам нашим
Память о вас навсегда сохранит Ленинград
благодарный
Жизнью своею потомки обязаны вам
Бессмертная слава героев умножится в славе
потомков.
Жертвам блокады великой войны
Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих
Гордым героям бессмертная слава
Жизнью своею равненье на павших героев держи.
Сл. 21, 22, 23. 5 ученик:
Одесса - крупный черноморский порт. В первые дни войны Одесса пережила вражескую осаду. Огромная армия врага стояла у стен города и не могла его взять. Черноморский флот с моря прикрывал Одессу. Город стоял насмерть. Одесситы мужественно переносили тяготы осады: бомбёжки, обстрелы, голод. Наши войска всё-таки вынуждены были оставить город, но длительная оборона Одессы имела очень большое значение. Она сковала большие силы противника, нанесла ему большие потери. Враг потерял почти 160 тысяч солдат и офицеров. Подвиг защитников города-героя Одессы бессмертен.
Сл. 24, 25. 26, 27. 6 ученик:
Севастополь – город русских моряков, крупнейшая база военно-морского флота. В первый же день войны немцы бомбили Севастополь. А осенью 1941 года враг решил овладеть городом. Но встретил ожесточённое сопротивление. 250 дней продолжалась героическая оборона Севастополя.
Глубоко под землёй был построен целый город: госпитали, школы, заводы. Моряки, лётчики, солдаты стояли насмерть при обороне города. Во время освобождения Севастополя особенно жестокие бои шли на Сапун-горе.
Сл. 28, 29, 30. 7ученик:
Керчь с самого начала войны подверглась ударам фашистов, несколько раз город переходил из рук в руки. Фашистам удалось захватить его. В городе были старые каменоломни. В них укрылись несколько тысяч наших солдат и жителей города. Здесь, в каменоломнях, они создали мощное подполье, которое вело жестокую борьбу с фашистами. Фашисты опутывали каменоломни колючей проволокой, взрывали и заваливали входы, запускали в штольни газ и дым, устраивали обвалы. Несмотря на острую нехватку воды, продовольствия, медикаментов, боеприпасов, осаждённые совершали дерзкие вылазки, наносили врагу удары, уничтожали посты и танки. Когда наши войска освобождали Керчь, они высадили десант в районе посёлка Эльтиген.
«Огненная земля» - так называли место, где высадился десант. 36 дней и ночей здесь бушевал огненный смерч – десантники вели бой с фашистами, проявляя изумительную отвагу, стойкость и героизм. Керчь по праву носит имя «Города-героя».
Сл. 31, 32. 8 ученик:
Новороссийск – крупный порт на Чёрном море. Отсюда гитлеровцам открывалась дорога на Кавказ. Фашисты делали всё, чтобы завладеть этим городом. Но их остановили наши моряки, солдаты, подпольщики. Они не дали врагу даже высадиться. Героическая страница обороны Новороссийска – «Малая земля». Так называется клочок земли, который в течение 225 дней удерживали наши солдаты. По этому клочку земли вели ураганный огонь десятки артиллерийских и миномётных батарей. Но наши солдаты не отступили. Они защитили тыл, который снабжал фронт всем необходимым. Новороссийску по праву было присвоено звание «Город-герой».
Сл. 33, 34, 35, 36, 37. 9 ученик:
Волгоград (Сталинград) – крупный промышленный и культурный центр. В 1942 году фашисты стянули к Сталинграду огромные силы. В сентябре начался штурм города. Бои были ожесточённые, борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. От ударов вражеской артиллерии и авиации загорелись нефтебаки, разлилась горящая нефть. Горела земля, горела Волга. Ни на минуту не прекращались бомбёжки и обстрелы. Но город боролся. Вся страна знает про Дом Павлова в Сталинграде. Немцы его штурмовали несколько раз, но горстка защитников во главе с сержантом Павловым не сдала свой рубеж. Более 330 тыс. немецких солдат, офицеров и генералов попали в плен. Победа под Сталинградом имела огромное значение. С неё начался коренной перелом в ходе войны. Самая известная высота Сталинграда, где погибло множество людей это Мамаев курган. Сейчас этот город называется Волгоград.
Сл. 38, 39. 10 ученик:
В октябре 1941 года фашистские танки вышли на ближние подступы к Туле. Население города в короткий срок создало оборонительные рубежи на подступах к городу. Одновременно на тульских оружейных заводах жители делали оружие для фронта: танки, пушки, пулемёты, боеприпасы. Тулу в годы Великой Отечественной войны называли оружейной кузницей страны.
Атаки отборных частей противника следовали одна за другой, но прорваться к Туле не удалось. 45 суток войска Советской Армии вместе с населениями Тулы сдерживали натиск немецко-фашистских войск. В боях с фашистами защитники Тулы показали образцы беззаветной храбрости, стойкости и умения побеждать. Туле присвоено почётное звание «Город-герой».
Сл. 40, 41, 42. 11 ученик:
Москва – столица нашей Родины. Гитлер планировал быстро захватить Москву и поставить наш народ на колени. В июне 1941 года фашисты были под Москвой. У врага было численное превосходство в танках, самолётах, артиллерии и пехоте. Развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны – битва за Москву.
Наши воины не щадили себя. Вместе с ними сражались и москвичи, народное ополчение. Жители города строили баррикады, копали окопы. Вся страна стала на защиту столицы. Противник был остановлен. А уже в ноябре 1941 года в Москве состоялся военный парад, с которого солдаты шли прямо на защиту Москвы. А через месяц враг был отброшен от столицы. Подвиг города-героя Москвы навсегда вошёл в историю нашей Родины как символ стойкости и беспримерного героизма.
Сл. 43, 44, 45. 12 ученик
Смоленск - В результате сражения под Смоленском был сорван гитлеровский план «молниеносной войны».
Смоленское сражение продолжалось 2 месяца: с 10 июля по 10 сентября 1941 года и задержало наступление немецко-фашистских войск на Москву.
За годы войны в Смоленске были уничтожены все промышленные предприятия и разрушено 93% жилого фонда.
После Великой Отечественной войны город был включен в число 15 городов, подлежавших первоочередному восстановлению.
Сл. 46, 47. 13 ученик
Мурманск - Во время Великой Отечественной войны Мурманск был конечным пунктом Северных конвоев – караванов судов из Англии и США, привозивших грузы, необходимые для армии и тыла.
Фашисты пыталась за 3 дня захватить Мурманск. Планы врага были сорваны.
На Мурманск было сброшено более 181 тысячи зажигательных и четыре тысячи фугасных авиабомб.
Разрушено или сгорело большинство жилых домов и 2/3 предприятий.
Но город жил, трудился, воевал.
Сл. 48. Викторина.
1. Сколько городов нашей Родины носят звание «Город-герой»?
( 13 городов)
2. Какой город принял первый бой с фашистскими захватчиками? ( Брест)
3. Как называлась дорога, которая соединила блокадный Ленинград со страной? («Дорога жизни»)
4. Самая известная высота Сталинграда, где погибло множество людей? (Мамаев курган)
5. Как назывался город Санкт-Петербург в годы ВОВ? (Ленинград)
6. Сколько длилась блокада Ленинграда? (900)
7. Какой город в годы Великой Отечественной войны называли оружейной кузницей страны? ( Тула)
Сл. 63. Учитель:
Наше путешествие подошло к концу. Во время путешествия мы словно перелистали героические страницы Великой Отечественной войны. Нам нельзя забывать, что за нашу сегодняшнюю жизнь была заплачена огромная цена. Мы должны помнить своих героев. Предлагаю почтить память погибших за свободу нашей Родины минутой молчания.
Дети встают.
Прошу садиться.
И в завершении нам исполнит песню о войне Швец Надежда.
На этом наше путешествие закончено, Спасибо за внимание.
Литература
- http://ordenrf.ru/geroi-rossii/goroda-geroi.php
- http://warsite.ru/index/goroda_geroi/0-57
- http://www.tvc.ru/channel/brand/id/2304/show/episodes/episode_id/37974/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная экскурсия
Внеклассное мероприятие Тема: «Путешествие по независимому Казахстану» (виртуальная экскурсия) в 5 классе Учитель истории ОСШ № 32 г. КарагандыЦель мероприятия: воспитание гражданственности, толеран...
Виртуальная экскурсия в г.Ковров
Презентация + викторина....
Виртуальная экскурсия "Scouting in the World"
Представенный материал можно использовать как в урочное, так и внеурочное время, так как он знакомит детей с историей международного движения скаутов в стране изучаемого языка и России....
Виртуальная экскурсия в "ЗОНУ ОТЧУЖДЕНИЯ"
Открытый урок в 11 классе по разделу "Атомная физика" - "Чернобыль - 24 года спустя"....
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики через применение виртуального физического эксперимента на основе компьютерных игр
Опыт использования элементов современных компьютерных игр на уроках физики...
Урок - виртуальная экскурсия "Строение и функции эукариотической клетки"
Урок рождается непросто:Порой – с наивного вопроса,Порой со странного ответаОн долго зреет в тайне где – то… В январе 2008/2009 года учитель биологии высшей категории Танченко Татьяна Серге...
Виртуальный урок литературы в 7 классе по теме "М.Ю. Лермонтов"
Виртуальный урок литературы в 7 классе по теме "М.Ю. Лермонтов" проводится первым уроком по теме. Урок разработан по новым требованиям, предусмотрен деятельностный подход в преподавании предмета, прим...