Не обижайте старость!
классный час на тему

классный час

Цели: 1) Воспитывать уважительное отношение, внимание к пожилым

 людям.

 2) Учить детей оценивать собственные поступки и поступки

 других детей.

 3) Воспитывать в детях основы трепетного, высокоморального

 отношения к родным, чуткость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_obizhayte_starost.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: "Уважай старость"

Цели: 1) Воспитывать уважительное отношение, внимание к пожилым

 людям.

 2) Учить детей оценивать собственные поступки и поступки

 других детей.

 3) Воспитывать в детях основы трепетного, высокоморального

 отношения к родным, чуткость.

                                  1. Вступительная беседа.

 С. Михалков.

«Старый клоун» ( Калухова София)

 Умирал в больнице старый клоун,

 Старый клоун цирковой.

 На обманчивых уколах

 Он держался чуть живой.

 Знали няньки, сестры знали,

 Знали мудрые врачи:

 Положенье безнадежно,

 Хоть лечи, хоть не лечи!

 И судьбой приговоренный

 Сам артист, конечно, знал,

 Что теперь уже бессилен

 Медицинский персонал.

 Навестить его в палату

 Приходили циркачи:

 Акробаты и жонглеры,

 Прыгуны и силачи.

 Приходили, улыбались

 Лишь бы только правду скрыть

 О житье-бытье негромко

 Начинали говорить

 Он встречал собратьев шуткой

 Старой байкой ободрял.

 Не смешную клоунаду

 Перед ними он играл.

 И в последнее мгновенье,

 В скорбный миг прощальный свой

 Он в глазах детей увидел

 Свет арены цирковой.

- Очень печальное стихотворение. Это очень страшно, когда пожилой человек всю свою жизнь, отдавший на то, чтобы доставлять людям радость, веселье, свои последние минуты проводит в одиночестве. Это хорошо, что его навещают сослуживцы, к нему по-доброму относятся врачи, медсестры, но рядом с ним нет самых дорогих людей-родных. Ведь родные знают друг друга лучше. Они знают интересы, слабости, предпочтения. И кто как ни родные приходят на помощь в трудную минуту.

 Уважение и признательности достойны бабушки и дедушки за бескорыстный труд, любовь к вам, своим внукам, заботу о вас. Отблагодарите их за это, нежно любите и цените, не причиняйте боли своими словами и поступками, будьте добрыми, чуткими к ним.

 Наш классный час называется «Уважай старость. На нем мы поговорим о наших родных, знакомых и незнакомых пожилых людях, о том, как им живется, как они нуждаются в нашем внимании.

 (дети читают стихи) (Мурадянц Анаит)

 «Две бабушки на лавочке»

 Две бабушки на лавочке

 Сидели на пригорке.

 Рассказывали бабушки:

 «У нас одни пятерки»

 Друг друга поздравляли

 Друг другу жали руки

 Хотя экзамен сдали

 Не бабушки, а внуки

 Ходит в школу на собранья,

 Варит бабушка бульон

 Ей за это каждый месяц

 Носит деньги почтальон.

 Если бабушка сказала:

 То не трогай, то не смей,

 Надо слушать, потому что

 Дом наш держится на ней.

- Да зачастую наши бабушки и дедушки знают о вас больше чем ваши родители, у которых мало свободного времени. Зато бабушки и дедушки всегда рядом. Они играют с вами, делают уроки, чему-то учат, сказки рассказывают.

- А теперь давайте попробуем рассказать о том, что мы знаем о них.

- Вы принесли фото своих дедушек и бабушек. А теперь я хочу послушать ваши рассказы.

 (Дети выходят к доске, показывают фото, коротко рассказывают о своих родных).

- Мне очень приятно было слушать о том, что вы знаете интересы, историю жизни ваших дедушек и бабушек.

 Наше старшее поколение отдает себя, свои душевные силы сердце, тепло семьи, детям, внукам, порой жертвуя своими удобствами, временем, здоровьем. Поэтому отношение к поколению бабушек и дедушек должно быть бережным и благодарным. Как важны здесь чуткость, тактичность, снисходительность.

- Подумайте и скажите, а что вы можете сделать, чтобы ваши бабушки и дедушки не чувствовали себя одинокими, заброшенными?

(Помнить о них, навещать почаще, не забывать об их днях рождениях, приглашать на праздники, говорить с ними, не обижать грубостью).

 - К пожилым людям надо быть снисходительными. Уступать им, не замечать их слабостей, не спорить с ними, не обижаться на них.

- Пожилые люди очень чувствительны к вниманию. Они любят поговорить о своих проблемах, болезнях. Надо стараться выслушать их, посочувствовать. К сожалению, в жизни часто бывает наоборот.

Учитель. Сейчас я прочитаю вам рассказ Виля Казыханова, который, на мой взгляд, очень точно передаёт отношение  многих из нас и общества в целом к немощным старикам.

«Этот дом расположен на окраине города в малонаселённом районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и потому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками, четвёртые … Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведёт узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким – то холодом. Вокруг него не растёт ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чём – то между собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что – либо съестное, однако вскоре отстают.

Впрочем, старики не больно – то и обращают на них внимание, собаки просто – напросто убегают дальше по улице в поисках более приветливого места.

Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботёсанные скамейки и по долгу сидят , задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого – то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей… А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и хозяек этого дома.

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25 – 30 лет, вся пышет здоровьем и неуёмной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно». Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

- Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алёши сегодня день рождения.

Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо дома, женщина как – то просветлела и, облегчённо вздохнув, громко произнесла: «Слава Богу, наконец – то, дошли!». Правда вокруг не было никого, кто мог бы разделить её радость. Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор», она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:

- Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда – то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.

Старуха поспешно взяла тяжёлый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

-Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего места, я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?

Женщина вынула из сумочки какой – то свёрток, небрежно завёрнутый в газету. И положила перед директором на стол:

- Вот, читайте. Здесь, между прочим, всё написано.

Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платок, не спеша, старательно протёр стёкла очков. Затем развязал тесёмочку на свёртке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:

-Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?

-Как это кем? Дочерью, конечно.

-Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

- Да, -ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила:

- Что – то не так с документами? Мне в СОБЕСе заверили, что «всё в порядке».

- Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор.»

Учитель. Действительно ли «всё в порядке» в данной ситуации? Что вы думаете по этому поводу?

(организуется общение)

Учитель. Давайте всё же до конца дослушаем эту печальную историю.

« - Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько вы оставляете свою маму у нас?

И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:

- Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.

- Да, да, - поддержала её мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили по свободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

- Сколько раз мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни в какую не соглашается. Упёрлась на своём, как деревенский бык. И всё тут!...

- Сейчас мне всё стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошёл вплотную к старушке и спросил напрямую:

- Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, всё – таки пришли сюда?

- Да откуда такому желанию – то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так уж не обессудьте старуху».

Учитель. Как вы думаете, чего же не смогла вынести пожилая женщина? Чем допекла её собственная дочь?

(Организуется беседа)

- Ребята мы с вами живем в Северной Осетии. У осетин в отношении пожилых людей существуют глубокие вековые традиции. Послушайте, что говорят об этом исторические источники:

« Родители у осетин пользуются величайшим уважением. Почтенные отцы семейств выслушивают и исполняют с покорностью всё даже прихотливые желания своих престарелых родителей.

Предсмертные их слова имеют часто силу духовных завещаний. Родители для осетин почти, то же, что святые.

- На доске пословицы о старости, о молодости.

У молодых дерзанье – у старых – опыт.

Стар да умен – два угодья в нем.

Молодость плечами покрепче, старость – головою.

Прочитайте их внимательно. Какое качество старости считается самым ценным? (мудрость)

Итоги, заключительное слово учителя:

- Да, без мудрости молодым не прожить. И я надеюсь, что послушав все, что прозвучало на нашем классном часе вы станете ещё более чуткими, внимательными к вашим родным, будете всегда о них помнить, окружите их вниманием и заботой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час ко Дню пожилого человека "Не обижайте старость!"

Направлен на формирование нравственных качеств личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь...

Не обижайте старость

Классный час в рамках месячника "От сердца к сердцу"...

План урока Тема: «Не обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!» ( По рассказам В. П. Пугачёвой « Прости меня, мама! и Е.Б.Ауэрбах «Я поздно понял…»)

Методическая разработка о недостойном поведении подростков, о недоброжелательном отношении к матерям....

«Не обижайте старость!»

laquo;Не обижайте старость!» текст...

«Не обижайте старость!»

laquo;Не обижайте старость!» иллюстрации...

Классный час "Не обижайте старость"

Классный час в 4 классе. Этическая беседа с элементами творческой деятельности....

классный час" Не обижайте старость"

День пожилого человека – праздник чистый и светлый, праздник наших родителей, бабушек и дедушек, день, когда мы отдаём им свою любовь, уважение и признательность....