Психологическая игра "Толерантность"
классный час (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Классный час в 6 классе
Психологическая игра « Толерантность»
Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношений к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.
Цель: - Ознакомить участников игры с понятием «толерантность»;
Задачи:
- Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.
Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качество толерантной личности.
^ Вводная часть
Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. В разных культурах понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта народа. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность- «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит « позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение …. расположенность к другим», в персидском – « терпение, выносливость, готовность к применению».
В русском языке существует два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Термин « толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках, и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой – либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обычной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Толерантность является важным компонентом жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
В последние десятилетиям понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.
Разминка
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.
Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого – нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
^ Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Материалы: небольшой мяч.
Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.
Рефлексия игры.
- Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какие из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
- Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
- Удалось ли вам узнать о себе что- то новое?
- Основная часть
Упражнение «Что такое «толерантность»
Цели:
дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;
показать многоаспектность понятия «толерантность»
Материалы: определения толерантности. Написать эти определения следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность – это…», а на другой – определения. Перед началом игры прикрепите эти листы на доску, чтоб на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.
Ведущий делит учащихся на 2 группы. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории.
Учитель задает вопрос:
- Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?
^ Упражнение «Лукошко»
Цели:
работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;
развивать фантазию, творческое мышление.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер – сюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой – то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую – нибудь связь между этими предметами и понятием толерантность. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».
Заключительная часть
Рефлексия игры.
- Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какие из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
- Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
- Удалось ли вам узнать о себе что- то новое?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая безопасность или психологический комфорт в образовательном учреждении
Статья для педагогов...
«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»
Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....
Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"
В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...
Учёт, психологических особенностей учащихся с замедленным психологическим развитием в процессе обучения
из опыта работы в классах КРО VII вида...
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...