Классный час "Толерантная личность. Какая она?"
классный час (7 класс) на тему

Гончарова Татьяна Геннадьевна

Ребята знакомятся с понятием "толерантность", узнают, какие черты характера имеет толерантная личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Толерантная личность

Классный час

пгт Ижморский

Классный час «Толерантная личность»

«Прийти вместе – это начало,

 остаться вместе – это развитие,

работать вместе – это успех»

 Г.Форд

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди»

Б. Шоу

Цели:

  1. Улучшение психологического климата в классе.
  2. Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.
  3. Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.

           Задачи:

  1. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
  2. Развивать навыки социального поведения.
  3. Вырабатывать принципы толерантного поведения.        

Ход классного часа.

Звучит песня С.Ротару «Родина моя».

  •        Так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране. В песне следует описание «большеглазых, озорных, черных и цветных», которые, несмотря на  разность внешних данных, интересов и убеждений, довольно не плохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «семья», «город», «школа», «класс».

             Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость...

                Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

 

  • Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Давайте лучше познакомимся со значением этого слова. Смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

На доске термины.

«Толерантность» - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Термин «Толерантность» на разных языках:

французский - отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе, нежели ты сам;

испанский - способность признавать отличные от  собственных идеи или мнения;

английский - готовность быть терпимым, снисходительным;

китайский - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

арабский - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

русский - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). 

Вопросы для обсуждения:

  • Какое определение вам импонирует более всего?
  • Почему толерантность так актуальна в настоящее время?

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг - друга-это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.                                        

Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.

Упражнение №1:

Участники делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.

Вывод:

В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности.

Упражнение № 2 (прием поиска толерантной позиции).

Игра «Волшебная рука»

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

Рисунки можно вывесить на стену.

«Жемчужина в раковине».

Каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Предлагается отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна). Не стесняйтесь говорить о себе хорошо, хвалите себя, если вы можете найти в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас. Чем чаще мы видим нечто хорошее в себе, тем больше мы видим хорошего в других.

Ведущий:

Люди различны, различна их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Упражнение №3.

Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод:

Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить  сообща задание.

Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли  - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.

Упражнение № 4 «Садовник».

Участникам предлагается вытянуть карточку с ролью садовника, учителя, повара, художника, поэта, музыканта, врача и описать яблоко так, чтобы другие догадались, кто ты.

Вывод:

Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.

Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку.

Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. Чтобы с самого утра у ваших друзей и близких было хорошее настроение,  делайте им комплименты.

Упражнение № 5 «Комплименты».

Давайте поиграем в игру «комплимент». Для этого встанем в круг, возьмемся за руки. Каждый придумывает комплимент соседу и произносит его, сосед благодарит его и делает комплимент своему соседу и т.д. (можно взять мяч и бросать его другим участникам с комплиментами, одно условие не выбирать одних и тех же участников).

Вывод:

Видите, нам приятно получать комплименты в свой адрес? Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые его отрицательные качества, мы не говорим о них, понимая, что и у нас есть что-то, что мы хотим в себе исправить.

Однако иногда бывает, что вы сталкиваетесь с проблемой, интолерантным поведением и не знаете, что делать. Встретившись с проблемой, сначала необходимо ответить на вопросы:

Сейчас мы будем учиться решать сложные ситуации. Для этого разделимся на группы, и каждая группа будет обсуждать проблему, используя данные вопросы, а затем предложит найденные общими усилиями пути выхода из ситуации (остальные группы могут соглашаться, возражать и предлагать свои варианты).

Упражнение №6.

 Итак, «Что делать, если…»:

  • Я переехал на новое место и пришел в новый класс.
  • Одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища.
  • Мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей.
  • У меня в голове только мысли о том, что я так немодно одет, и в классе «крутые» ребята со мной не дружат.

Прием «Дерево толерантности»

На листочках в форме листьев напишите то, что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы школа стала пространством толерантности.

Заключение.

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение,  ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками.

Т. Г. Гончарова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Личность ученого в истории науки".

Классный час посвящен выдающемуся советскому физику Игорю Васильевичу КУРЧАТОВУ. 110 лет со дня рождения которого мы недавно отметили.Большинство современных школьников, к сожалению, не только не знаю...

Классный час "Дружба-какое чудесное слово"

Классный час для ребят 5 класса. Значение слова "дружба", пословицы о дружбе, ситуации по теме....

Классный час "Личность и наркотики"

Цели классного часа·        познакомить студентов с последствиями употребления наркотиков;·        выработать у обучающихся негати...

Разработка классного часа "Знаете, каким он парнем был"

Сценарий и презентация классного часа, посвященного Дню космонавтики. В презентации рассказывается об истории космонавтики, о биографии Гагарина. По ходу демонстрации идут занимательные вопросы виктор...

Классный час "Учитель - какое хорошее слово..."

Разработка классного часа была ко Дню учителя. В игровой форме легко и непринужденно можно провести классный час для учителей....

Классный час "Деньги: какие они бывают".

Классный час про деньги, что такое деньги с элементами игры....

Классный час "Деньги: какие они бывают".

Классный час про деньги, что такое деньги с элементами игры....