Классный час "Я - человек на планете Земля"
классный час (9 класс) на тему

Классный час был проведён с целью расширения знаний ребят о понятиях«индивид», «организм», «индивидуальность», «я», «личность».   «гражданин» и «гражданская позиция», развития у учащихся умения излагать свои мысли, рассуждать, отстаивать свою точку зрения, воспитания толерантности,  патриотизма.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_lichnost.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Я -ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ».

Цели и задачи: расширить знания ребят о понятиях«индивид», «организм», «индивидуальность», «я», «личность».   «гражданин» и «гражданская позиция», развитие у учащихся умения излагать свои мысли, рассуждать, отстаивать свою точку зрения, воспитание толерантности,  патриотизма. 

Ход классного часа:

I. Оргмомент.

Классный руководитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, кто такой человек, какова его роль на планете Земля.

Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Итак, тема сегодняшнего нашего занятия - "Я - человек на планете Земля"

II. Работа над понятиями "индивид", "индивидуальность", "организм", «я»

1. Классный руководитель: Кто же такой человек? Какую роль выполняет он на Земле, и каждый из нас, живущий на этой планете?(Читаю стихотворение):

 Живя  в 21 веке,

 В отечестве своем,

 Хочу о человеке поговорить своем.

 Раскрыв листы газеты,

 Раздумываю зло,

 Определенье это

 Откуда к нам пришло?

 Какие же понятия включает в себя это слово? Посмотрите на схему:

            Индивид                                   Человек                               Гражданин

                       Организм

                                   Индивидуальность      Я              Личность

Все эти понятия относятся к каждому человеку. Со всеми этими понятиями вы знакомы. Сначала проверим, как вы понимаете понятия «индивид», «организм», «индивидуальность», «я».

2. Игра в лото.

Класс разделён на группы. У каждой группы на столе находятся эти понятия, а в  конверте определения всех этих понятий. За 5 минут каждой группе нужно соединить определение с понятием

На столе у каждой группы есть карточки, которые подходят к каждому понятию. Распределите их, как считаете нужным и прикрепите к  понятиям на нашей схеме

Каждая группа объясняет одно из понятий. ( ответы детей обосновываются, уточняются, при необходимости вносятся изменения и исправления).

Человек – индивид. Природное существо, принадлежность к роду человеческому.

Человек – организм. Голова, руки, ноги, система кровообращения, система пищеварения.

Человек – индивидуальность. Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

Человек Я. Реальное представление о  себе самом, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться.

Классный руководитель:

- Можно ли назвать индивидом котенка? Почему нельзя? А душевно больного?  Новорожденного ребёнка?

3. «Мозговой штурм»

Каждый родившийся человек включается в жизнь общества. В обществе между людьми складываются отношения. Один и тот же человек в разных жизненных ситуациях играет разные социальные роли.

Сейчас за 3 минуты надо написать какие социальные роли вы выполняете в разных жизненных обстоятельствах.

В семье -_______________, в школе _______________ ,в магазине ____________, при переходе дороги__________ , в поликлинике _____________ , на улице __________ в кино ____________ , т. д.

- Часто мы выполняем одинаковые социальные роли. Но каждый из нас выделяется своей неповторимостью, своими особенными качествами. 

Включаясь в систему социальных связей, получив знания, человек под воздействием общества превращается в личность. Личностью не рождаются, а становятся, и не всякий индивид может выступать в этом качестве. Так, личностью не является ребенок и душевнобольной человек. Вряд ли можно считать личностью первобытного дикаря, в рабовладельческом обществе, раб не признавался личностью. Личность в обществе всегда индивидуальна и неповторима. В понятие личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

III. Работа над понятиями "уважаемая" и "сильная" личность.

1. Понятие «цельная, уважаемая личность» 

            Мы рождены, чтобы жить, но жить можно по-разному. Можно коптеть, а можно гореть. Послушайте стихотворение и подумайте, к кому можно отнести эти слова:          

В жизни можно по-разному жить: 
В горе можно и в радости. 
Вовремя есть, вовремя пить, 
Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать 
И, помышляя о чуде, 
Рукой обожженной до солнца достать 
И подарить его людям!

- Если человек просто ест, пьёт, спит, делает "гадости" - он "коптит" или "горит"?

-  А как живет тот, кто совершает добро не только для себя, но и для других? Помогает, поддерживает в трудную минуту, заботится.  Он - ……..

      Человек может стать цельной и уважаемой личностью но может ею и не стать. Какими качествами должен обладать человек, чтобы носить гордое звание цельной личности?

         На экране пары слов: чуткость – равнодушие, безучастие; скромный – наглый; ответственность – безответственность; смелость – трусость; честность, бескорыстие – эгоизм, искренность - лживость, подлость; доброта – жадность; откровенность – скрытность, хитрость; смелость, храбрость – трусость; сочувствие – равнодушие и т.д.

Выберите и запишите те качества, которые присущи цельной гармоничной личности.

Можете ли вы назвать примеры уважаемых людей в нашей школе?

2. Понятие "сильной личности".

Примером беззаветного служения людям можно назвать вымышленного героя рассказа М.Горького "Старуха Изергиль". Вы знаете (помните) как его зовут?

Послушайте отрывок из этой легенды и подумайте, какой поступок совершил Данко? ( на фоне музыка читается отрывок)

Что сделаю я для людей? - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал.... А тьма разлеталась от света его. Люди же, изумленные, стали как камни.

- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало, пылало!

И вдруг лес расступился перед ним и остался сзади, а Данко и Есе те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем.

Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся город. А потом упал и - умер.

Данко - вымышленный герой, но его можно назвать личностью? Почему? А как еще можно назвать это поступок? Почему он совершил подвиг? Его еще можно назвать сильной личностью.

Итак, давайте же сделаем вывод, кого можно  назвать сильными людьми? "Сильные люди - это сильные личности, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей. (определение сильной личности на плакате)

 -  Приведите примеры из нашей жизни.

3. "Поиск выдающихся людей".

Еще с древних времен люди размышляли о понятиях человек- личность. Так, знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин и кричал: "Ищу человека!", в то время, как улицы были полны людьми, бедными и богатыми, молодыми и старыми.... И каждый из них был человеком. Кого искал Диоген? Какую личность он искал? Попробуем отыскать ее и мы.

Давайте вспомним и назовем выдающиеся имена человечества, в том числе и наших земляков. Называем имена и говорим, чем отличился этот человек.

Молодцы, ребята! Скажите, отчего же зависит, какой же личностью будет каждый из нас?

IV. Физминутка «Запрещённое движение».

V. Работа над понятием «Гражданин».

1. Смысл слова «гражданин» .

- Как вы думаете, кто такой гражданин?

Это слово употребляется в разных смыслах:

а)  это жители какой-то страны, имеющие право гражданства;

б) это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий законы и отвечающий за свои поступки.

  2. Что значит «гражданская позиция»

Каждый человек нашего общества  должен иметь свою гражданскую позицию, основанную на политической, нравственной и правовой культуре.

 Граждан ская позиция – осознанное участие человека в жизни общества. Ребята, как вы  проявляете гражданскую позицию?  

- Сейчас мы с вами попробуем составить портрет гражданина, который имеет активную гражданскую позицию. Какими качествами он должен обладать?  (ответы участников записываются), примерные ответы:

- любит Родину, свой край

- активно участвует в политической жизни страны

- хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины

- выполняет священный долг Родине

- заботится о природе

- борется с несправедливостью

- не может быть равнодушным

 2. Обсуждение ситуаций с точки зрения гражданской позиции. (Просмотр видеосюжетов)

Ситуация 1: Обсуждение вопроса о курении в общественных местах.

1. Личное ли это дело каждого?

2. Имеет ли право человек курить в общественном месте?

3. Какие законы, права нарушает?

4. Какова его гражданская позиция?

Ситуация 2. Двое мальчишек в классе балуются с ломают стул учителя. Договариваются  никому об этом не говорить. Учителю не удаётся выяснить, кто виноват, поэтому весь класс собирает деньги на новый стул.

1. Имели ли мальчики право брать учительский стул?

2. Должны ли мальчики, если они порядочные люди, сознаться в случившемся?

3. Наказан весь класс. Способно ли это обстоятельство пробудить совесть виновных.

4. Какую жизненную позицию они занимают?

3.  Рассуждение над смыслом жизни человека.

Ребята, продолжите это предложение: Все мы рождены, чтобы ………………

Oб этом очень хорошо сказал поэт Муса Джалиль:

Уж если живет человек,

Пусть память продлит его век,

Пусть каждый оставит свой след, Глубокий на тысячу лет.

А какой след мы можем оставить после себя?

VI.  Подведение итогов занятия.

Мы сегодня рассмотрели важные понятия, какие?

 Я надеюсь, вы всегда  будете следовать золотому правилу Дейла Карнеги "Поступай с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой" и поможет вам в этом его книга (показываю книгу). Не поленитесь, прочитайте ее, она даст вам очень много полезного и интересного.

Мы сегодня говорили о разных проявлениях гражданской позиции, о качествах, которыми должен обладать гражданин. Мы должны понимать, что от нашего выбора зависит будущее страны

Я уверена. Что вы всегда сделаете правильный выбор ибудете достойными гражданами России!

Спасибо вам, ребята. Мне было очень приятно пообщаться с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая работа по теме: "Человек на планете Земля"

"Инновационные технолгии в рамках национального проекта "Образование" с использованием ИКТ на основе УМК "Сферы"...

Контрольная работа по географии "Человек на планете Земля" 7 класс

Контрольная работа по географии для 7 класса , линия "Сферы"...

ЧТО УНИЧТОЖИЛ ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ...

22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА По обществознанию «Человек на планете Земля» (для учащихся 16 – 17 лет)

Программа отображает потребность общества и государства в качественном образовании, которое, как указано в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». В соответс...

Проверочный тест по теме «Человек на планете Земля»

Тест на два варианта по теме "Человек на планете Земля"....

Контрольная работа по географии 7 класс "Человек на планете Земля"

Контрольная работа по географии 7 класс "Человек на планете Земля"...

Проверочная по теме Человек на планете Земля УМК Сферы 7 класс

Проверочная по теме   Человек на планете Земля    УМК Сферы 7 класс...