Экологическое воспитание
классный час (5 класс) по теме

Куксова Татьяна Владимировна

Рекомендации к классным часам и сценарии

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Земля — наш общий дом

Цель: создание условий для формирования у школьников нового отношения к вопросам, связанным с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов.

Задачи: 1. Воспитывать чувство доброго отношения ко всему живому на земле, бережное отношение к природе. 2. Доказать, что здоровье людей сейчас и в будущем зависит от того, как мы будем относиться к природе. 3.Продолжить работу по экологическому воспитанию учащихся.

Оборудование: карта политическая, картины художников, открытки, плакаты, выставка тетрадей, рисунков.

Форма: конференция.

Ход мероприятия.

1.Оргмомент. Учитель. Тема нашего занятия: “Земля - наш общий дом”. Данное мероприятие будет проходить в форме конференции, все участники будут выступать в роли ученых разных специальностей и обсуждать экологические проблемы. Эпиграфом являются слова, прочитаем хором.

“Не торопись, не беги, подожди, послушай ласковый голос природы, помоги слабому”.

Учитель: Первый вопрос конференции: Природа и человек.

Эпиграфом к этому вопросу являются слова Л.Н.Толстого:

Самая чистая радость – радость природы”. Ученые нам покажут целостную картину истории развития природы и общества. Слово предоставляется доктору исторических наук.

Доктор исторических наук: “Раньше люди стремились покорить природу, сделать ее своим “господином”. Вооруженный могучей техникой, человек вообразил себя великаном, которому все на планете подвластно. Человек брал от природы столько, сколько позволяли его собственные ресурсы. Но прошло немного времени, и люди увидели, что это не так. “Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, гибели лесов, исчезновению многих растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят ее”.

Кандидат географических наук: “Сегодня люди испытывают тревогу за наш общий дом – Землю. Жизни человечества и всего живого грозит смертельная опасность, т.к. очень сильно загрязнена окружающая среда. Это и небо над головой и земля у нас под ногами, и воздух, без которого мы не можем жить. И ко всему этому человек многие годы относился словно посторонний наблюдатель. В городах, в которых проживает свыше 50 млн. человек, концентрация в воздухе загрязняющих веществ, превышает допустимые нормы в 10 раз и более.

Загрязнены такие города как Запорожье, Уфа, Ангарск, Братск, Волгоград, Горький, Нижний Тагил, (на карте показать, города на карте красным флажком отметить). Курорты – Ялта, Сочи, Юрмала, Всесоюзная здравница сегодня настолько серьезно больна, что сама требует неотложного лечения”.

Профессор водных ресурсов: “Сильно загрязнены многие реки мира: Рейн, Дунай, Сена, Огайо. В тяжелом состоянии находится великая река Волга. Почти на всем своем протяжении она перегорожена плотинами, которые мешают размножению рыб. Не лучше положение в морях. Загрязнена Балтика. В Азовском море улов ценных видов рыб упал за последние 40 лет в 10 раз. Судьба Азова под угрозой. В Каспийском море концентрация только фенола уже сейчас превышает допустимый норматив в несколько раз. Содержание нефтепродуктов в Черном море в 2 раза выше нормы. Не улучшается обстановка на Байкале, Ладоге, Балхаше, Севане и др. крупных озерах.

Губительно влияют на окружающую среду:

- загрязнение водоемов стоками от животноводческих ферм, складов удобрений. В пробах донской воды выше нормы обнаружены нитраты, железо, хром, никель, медь, бензин, смола;

- использование воды Дона и малых рек для орошения полей;
- мелиоративные работы в поймах рек, осушение болот, выпрямление малых рек”.

Кандидат биологических наук: “От неразумной деятельности человека исчезают замечательные леса – джунгли. Эти леса – одно из чудес природы. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, грибов, которые есть на свете. Эти леса называют “легкими нашей планеты”. Надо сохранить леса. Если каждый ученик сбережет за учебную четверть тетрадь, страна сохранит 45 га леса.

В 2000 г. принято решение Администрации Воронежской обл. об образовании памятника природы в Ольховатском лесничестве “Ольховатская сосна”. Около 25 видов растений внесены в Международную Красную книгу.

Решением Воронежского облисполкома №330 от 18 мая 1978 г. под охрану взяты лесные растения, произрастающие и в Верхнемамонском районе:  подснежник, ландыш, черемуха, прострел раскрытый, первоцвет, фиалки, колокольчики, гвоздика узкочашечная, василек, ветреница лесная, змееголовник, зубянка пятилистная, косатик боровой, купальница европейская, купена многоцветковая, медуница узколистная, рябчик шахматный, ятрышник.

По мнению ученых-ботаников ВГУ многие растения из категории редких перешли в исчезающие.

В “Красную книгу” России занесены животные, обитающие в районе: украинская минога, белуга, стерлядь, вырезуб, обыкновенный подкаменщик, черный аист, европейский тювик, змееяд, степной орел, орлан-белохвост, могильник, дрофа, стрепет, кулик-сорока, малая крачка, филин, хорь-перевязка, шмели четырех видов, бабочка-апполон”.

Орнитолог (о птицах): “Голосистый соловей, озорной воробей, неугомонная сорока украшают нашу природу (музыка “голоса птиц”). Птицы не только украшают, но и приносят большую пользу людям. Отношение человека с миром пернатых не всегда складывались благополучно на Земле за последние 350 лет, исчезло около 150 видов птиц. В Красную книгу включено 63 вида и подвида птиц, из которых 26 – на грани полного исчезновения, а 37 редких видов нуждаются в особой охране. В результате осушения болот, обмеления рек сокращается численность водоплавающих птиц. Особенно опасно для водоплавающих птиц – загрязнение водоемов нефтепродуктами. Неправильное применение в сельском и лесном хозяйстве ядохимикатов, минеральных удобрений приводит к гибели пернатых”.

Ихтиолог (о рыбах): “Постоянный спуск в воду промышленных отходов и ядовитых примесей приводит к тому, что в реке Волга почти перевелись осетр, белуга, стерлядь и другие благородные рыбы, которые водились тут раньше в изобилии. Все меньше и меньше становится рыбы у дальневосточных берегов. Вина тому – человек. Он хищнически опустошил рыбные запасы, не заботясь о том, что они могут иссякнуть. Огромный рыболовецкий флот круглый год днем и ночью выбирал сетями рыбу, пока не выбрал почти все. И еще очень страдает и вымирает рыба от загрязнения рек и морей”.

Энтомолог (о насекомых): “Насекомые опыляют растения, дают пищевые продукты и сырье: мед, воск, шелк. Неоценимую помощь оказывают лесные санитары – муравьи. Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100 тыс. насекомых. Гектар леса, охраняемый 4-5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей. В Красную книгу внесено около 200 видов насекомых”.

Учитель. Да, ребята, природа учит нас понимать прекрасное. Здесь уместна пословица: “Где уничтожается природа, там иссякает жизнь”, т.е. мы рубим сук, на котором сами сидим.

Врач: “Главная задача – охрана здоровья человека. В крупных городах на улицах больше молодых, чем стариков – люди здесь долго не живут. Сколько тяжелых болезней, сколько ранних смертей в этих и других городах так называемой “большой химии”. Из труб заводов и фабрик идет дым, в котором содержится много вредных частиц. Затем они вместе с дождем выпадают на землю, так называемые кислотные дожди. В городах становится нечем дышать, т. к. машины загрязняют воздух выхлопными газами”.

Физик: “Большой вред экологической зоне несут АЭС. В 1986г. мир потрясла страшная весть об аварии на Чернобыле. Выброс опаснейших радиоактивных веществ был равен радиации (смертельно опасному облучению), которая образовалась бы при взрыве множества атомных бомб. Радиоактивные вещества не только загрязнили землю и водоемы Украины, Белоруссии и соседних с ними областей России, но и проникли во многие европейские страны. Радиоактивные вещества разносятся ветром, осадками (дождь, снег), реками. Урон, нанесенный аварией, происшедшей в Чернобыле, огромен”.

Почвовед: “Почва – это тоже природа. Русский ученый Докучаев В.В. говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет. 1см почвы образуется в природе за 250–300 лет, 20 см – за 5-6 тыс. лет. Земля – национальное богатство нашей страны, и относиться к ней нужно разумно, бережно. Почва подвергается различным изменениям: механической обработке, орошению, осушению, внесению удобрений. За последние 20 лет снизилось естественное плодородие почв. Леса засыхают на большой площади”.

Общество “Зеленый друг”: “Возле каждого крупного промышленного предприятия можно увидеть отходы – различные банки, склянки, халаты и масса других зараженных предметов. Люди о них не знают – косят траву, пасут скот, отдыхают на природе”.

Учитель. Да, жизнь на Земле находится в большой опасности.

Как яблоко на блюде

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

2. Второй вопрос конференции: “Сохраним родную природу”.

(Говорим свои мысли, что надо сделать).

1.Почвовед – защита почв – одна из задач улучшения земель.

2.Биолог – охранять птиц, делать скворечники, не ломать гнезда, кормушки делать.

3.Професср водных ресурсов – не загрязнять водоемы, не мыть машины.

4.Медик – сажать больше растений, создавать зеленые зоны в городах. Надо соблюдать санитарно – гигиенические нормы.

Главные направления в деятельности государства:

- создание и содержание служб наблюдения и контроля за окружающей средой;

- разработка и принятие специальных законов по ее защите;

- использование различных форм наказания за экологические правонарушения;

- поощрение различных видов природоохранной деятельности;

- компенсация населению потерь в связи с экологическими нарушениями.

В районе проводится системная работа по охране окружающей природы:

- сосновые лесонасаждения;

- лесные полезащитные полосы;

- лесные насаждения остановили рост 30 крупных оврагов,

- лесом защищены почти все пруды;

- в районе построено 632 водозадерживающих вала.

- В 1989 г. принято решение райисполкома “Об охране малых рек Верхнемамонского района”.

- В 1990 г. построены очистительные сооружения канализационных стоков мощностью 700 м в сутки.

- В 1997 г. принято постановление Администрации района “О внедрении природоохранных систем земледелия”, в котором предусмотрена ландшафтно – экологическая система защиты почвы.

- В 1935 г. в районе создано общество охраны природы;

- в 1988 г. – комитет по охране природы и окружающей среды.

Учитель.

Для разрешения экологического кризиса необходимы усилия не только на уровне государства и правительства, каждый из нас может и должен вносить свою посильную ленту в природоохранную деятельность.

Мы должны верить, что доброта и разум победят. Своими руками, действиями, поступками, добрыми делами будем помогать выздороветь планете. Пришвин М.М. сказал:

“Все прекрасное на Земле от солнца, А все хорошее – от человека”.

“Охранять природу, значит охранять Родину”.

Вывод из сказанного можно подвести стихотворением “Берегите землю”.

3. Защита рисунков (3 человека).

Природа имеет общий корень со словами род, родить. Недаром в народе говорят: “мать – природа”, именно у нее искал защиту в трудную минуту человек, она была его советчиком.

4. Рефлексия. Закончи предложения:

Мне понравилось на мероприятии…Я хотел бы…Для меня новым было…Это мероприятие заставило меня задуматься…

5. Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Информационно-развлекательная игра «Экологическое ассорти». 

Цель: воспитание чувства единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств; воспитание любви к природе и родному краю и навыков правильного поведения человека в природе.

Ход классного часа:

Слайд 1. Приветствие, сообщение темы классного часа.

Слайд 2. Эпиграф: Слова эпиграфа на обороте сложенной из частей фотографии планеты Земля.

Давайте будем
Беречь планету.
Во всей Вселенной
Похожей нету,
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?..

Вступление. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.

            Для кого мы охраняем природу? – Для человека.
            От кого мы охраняем природу?  - От человека.

            В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука  пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.

А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

            Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

            В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.

Слайд 3.  Экологический календарь. И сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому был создан специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни.

 

16 сентября

Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября

День леса.

27 сентября

День моря.

4 октября

День защиты животных.

29 декабря

День 6иологического разноо6разия.

22 марта

Всемирный день воды.

1 апреля

День птиц.

18-22 апреля

Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля

День Земли.

5 июня

День охраны окружающей среды.

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой.

    Слайд 4. Словарная работа. Озоновый слой.

 Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.

        И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.
      Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.
        По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:
70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
Ежегодно пустыня поглощает 27 млн. га плодородных земель.
За последние 100 лет водой разрушено более 2 млрд. га плодородной почвы.

ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!

     А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.

    Слайд 5.  Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

Ведь:

Природа нас окружила дивной своей красотой.
Природа нам подарила воздух лесной и степной.
Берег крутой с быстрой рекой,
Синее небо над головой.

2. Основная часть. А теперь вы пройдете несколько испытаний, чтобы доказать, что любите и знаете природу и готовы прийти к ней на помощь.

1)Конкурс эрудитов.

  Слайд 6.

    1.Что в переводе означает экология:
         А) наука о доме;
         B) наука о природе.

  Слайд 7. 2.Какое растение называют сосной сибирской: 
         A) лиственницу;
         B) кедр.

    Слайд 8.  3.Где зимуют ласточки: 
         A) в Австралии;
         B) в Африке.

     Слайд 9. 4.Кит – это: 
         A) рыба;
         B) млекопитающее.

     Слайд 10. 5.Название «адмирал» носит: 
         A) жук;
         B) бабочка

      Слайд 11. 6.С какой стороны дерева растет мох: 
         A) с северной;
         B) с южной

      Слайд 12.7.Хвоинки сосны: 
         A) двухгранные; 
         B) трехгранные

      Слайд 13. 8.Сколько пар ног у паука: 
         A) три; 
         B) четыре

      Слайд 14. 9.На стволе березы растет гриб: 
         A) чага;
         B) подберезовик

     Слайд 15. 10.Какой газ используют для дыхания все живые существа: 
         A) кислород; 
         B) углекислый газ.

ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.

(за правильные ответы учащиеся получают жетоны и определяется лучший эрудит)

2). Конкурс «Лесная аптека». Слайд 16.

Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом. Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых. (подорожник)

Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум (торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)

Физ. минутка для глаз «В лесу». Слайд 17-19

3). Конкурс «Бюро погоды».  Слайд 20.

А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.
Рыба не клюет – она сыта;
пчелы сидят в улье и громко гудят;
ласточки и стрижи летают высоко;
птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
божья коровка, взятая на руку, быстро слетает;
раскрыты цветы кувшинки;
одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
поздно вечером сильно трещат кузнечики;
крот нагребает высокие холмики;
паук усиленно плетет паутину;
голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов определенного цвета, будет награжден званием лучший синоптик)

4). Конкурс «Цветочный калейдоскоп». 

Узнай растение (СЛАЙД-ШОУ)

Слайд 21. 1) росянка 
Она невзрачна и мала. 
Но поймала комара.

Слайд  22. 2) ландыш 
В рассветный час, сырой и сумрачный.
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки.
Да так, что глаз не отвести.

Слайд 23. 3) пастушья сумка 
Много беленьких цветочков по четыре лепестка.
Плод стручочек, как мешочек на спине у пастуха.

Слайд 24. 4) тысячелистник 
Тысяча долек в зеленом листе.
Белых цветочков в корзинке не счесть.

Слайд 25. 5) ромашка 
Нарядные платьица. Желтые брошки.
Ни пятнышка нет на красивой одежке.

Слайд 26. 6) шиповник 
Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.
Шипами огорожен я, об этом не забудь.

Слайд 27. 7) дуб 
Он раскидист и могуч. 
Головой коснулся туч.

Слайд 28.8) черемуха 
Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,
Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.

Слайд 29 .9) береза
В белом сарафане
стояла на поляне.
Прилетели сестрицы
сели на косицы.

Слайд 30.10) ель 
Ее всегда в лесу найдешь, 
стоит колючая как еж.

(по результатам конкурса определяется лучший травник)

Вручение сертификатов лучшему синоптику, лесному аптекарю, лучшему травнику.

 

3.Заключение. Вы показали неплохие знания природы. Однако мы должны помнить, что ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки.

     С чего  же начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит.

Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда! Слайд31.

Давайте же вместе создадим плакат об охране природы.

4. Итог. Какой теме был посвящен наш классный час?

               Что нового вы узнали?

               Как нужно относиться к природе?



Предварительный просмотр:

Цель: воспитание любви к природе, развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру; развитие творческой инициативы.

Оформление: класс зал оформлен плакатами-высказываниями писателей и поэтов о природе. Выставка детских поделок из природного материала.

Звучит мелодия «Голубая планета» Рыбникова.

1-й ведущий            Берегите все вокруг:

Лес, поляну, речку, луг,

Одуванчика пушинку,

В лепестках цветка росу,

За окном сосульку-льдинку,

Муравейничек в лесу.

Дай зерна зимою птицам,

Посади в саду цветы,

Кошке дай чужой напиться,

И тогда увидишь ты,

Что добрее станут люди,

Зла, жестокости не будет,

Будет мир на всей планете,

Будут счастливы все дети.              (Н. А. Афанасьева)

2-й ведущий. Первая страница нашего журнала — «Экологический набат».

Ученик. Каждый день фауна земного шара становиться беднее на один вид животных. Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. В считанные минуты вырубаются двадцать гектаров тропических лесов. Пять миллиардов тонн углекислого газа выбрасываются в атмосферу Земли.

Ученица. На грани превращения в пустыню 200 млрд квадратных километров — территория, в два раза превышающая площадь Канады.

Ученик. Сегодня более 1000 видов животных и 25 000 видов растений находятся на грани исчезновения. Многие из них не доживут до конца нашего века! Уходят тигры, орлы, соколы, львы, медведи — могучие, величавые. Уходит радость, без птичьих песен скучным кажется лес.

Ученица. По некоторым оценкам, в начавшемся столетии человечество может столкнуться с наибольшим за последние 10 тысяч лет потеплением, в результате которого уровень моря может повыситься на 88 см, а обширные районы многих стран (Бангладеш, Китай, Египет) окажутся под водой.

Угрожающие глобальной катастрофой процессы вызваны неконтролируемым использованием индустриальных технологий и расходом топлива промышленно развитыми странами.

Ученица. В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли. В золотой рыбке мы увидели природу — мудрую, строгую и щедрую, а в жадной старухе — самих себя. Сказка предсказывает: «Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться, в конце

Ученик. Очень важно, совершенно необходимо не дать сегодня погибнуть тем, кто еще жив, ибо, махнув рукой на одних, мы создадим неизбежную цепь потерь, и, в конце концов, Земля с ее обитателями погибнет.

Ученица. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, эсе вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано...

Земля с ее биосферой — величайшее чудо, и она у нас только одна.

Переворачивая странички нашего экологического журнала, мы с вами будем отвечать на вопросы.

1-й ведущий. Мы любим полноводные реки и тихие озера родного края, бескрайние леса и безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Мы стремимся сюда, чтобы побыть наедине с природой, послушать шелест листьев, плеск волн, тишину полей. Куда бы ни вела полевая тропинка, как бы причудливо ни извивалась вдоль опушек, по склонам холмов, она прокладывает путь любви к родному краю.

(Звонят колокола, на сцену выходят три чтеца.)

1-й ч т е ц. Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда голосу человеческому не под силу было выкричать боль.

По ком звонят колокола сегодня?  Они  звонят  по  каждому  из  нас, живущему на планете Земля! Они возвещают о приблизившейся вплотную ко всем нам экологической катастрофе.

2-й чтец          Природа в опасности, Люди, поймите!

И в Красную книгу Еще загляните.

А в ней — то исчезли, Редки иль пропали —

Ведь люди природу Уже исчерпали.

I-й чтец              В реки сливают Отходы заводы,

Моют машины, Губят Природу.

Воздух отравлен Парами бензина,

Смазкой, мазутом, Еще никотином.

Люди, опомнитесь! Люди, спешите,

Если в живых вы Остаться хотите!              (Н. Раковская)

Ученик. Следующая страничка нашего журнала «Лесная»

1-й ведущий. Трудно представить себе Землю без лесов. Лес — чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Леса украшают Землю. Вслушайтесь в неповторимые звуки леса.

(Прослушивание в грамзаписи голосов птиц.)

2-й ведущий. Люди не могут обойтись без леса. Без него жизнь на земле давно бы исчезла. Ведь листья деревьев, травы поглощают углекислый газ, который выбрасывают заводы, фабрики, автомобили, и выделяют кислород, которым мы дышим. Без кислорода человек может прожить не более 3-х минут. Лес — легкие нашей планеты.

1-й ведущий. Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля. В лесу растут грибы и ягоды, живут птицы и звери.

2-й ведущий. А как приятно отдыхать в лесу! В хорошую погоду во все времена года в нем много людей. Лес всем дарит радость и здоровье.

1-й ведущий. Сколько необходимых для себя вещей делает человек из древесины: дома, мебель, бумагу, ткани, карандаши и так далее. Вот почему лес так важен для человека, вот почему его надо беречь. Лесов на Земле много, но ни одно дерево нельзя срубить зря.

2-й ведущий        Две тучи цвета темной пасты

Бежали резво на восток...

И снег пошел, густой, лапастый

И навалил сугробов впрок.

Идешь — и снег скрипит певуче

Замрешь — и он притихнет вдруг.

Его роняли щедро тучи

На шапки, как лебяжий пух.

Роняли, но... со знаньем дела —

Ни рек не стало, ни лугов...

А сколько тех, чья побелела

Вдруг голова от их снегов?

А в чащах, среди кленов черных,

Застыло время — на века...

И греет снегирей проворных

Рябины жаркая щека.                        В. Щербаченко)

1-й ведущий. А теперь вопросы игрокам.

  1. Какая птица носит фамилию русского писателя? (Гоголь)
  2. Кто написал сказку «Гадкий утенок»? (Г. К. Андерсен)
  3. Какая птица выше всех летает? (Орел)

1-й ведущий. А сейчас у нас страничка «Чудеса природы».

1-й чтец              Много есть чудес на свете.

Чудо — солнце, чудо — ветер,

Чудо — травка и цветок,

Чудо — воздуха глоток.

Чудо — тонкий ломтик хлеба,

Чудо — радуга в полнеба,

Пчелка — маленькое чудо.

Чудеса эти откуда?

2-й чтец              Чудо — рыба, зверь и птица,

Окунь, заяц и синица.

Чудо — облако и туча,

Стройный клен и дуб могучий.

Чудо — звездочка вдали,

Чудо — в море корабли.

Да и море — тоже чудо.

Чудеса эти откуда?

Много есть чудес на свете.

Кто еще какие встретил?                (Н. А. Афанасьева)

2-й ведущий. По некоторым растениям можно определить, какие элементы имеются в почве, что это за растения.

  1. Там, где растет костенец (асклепий), почва может содержать никель и хром, где произрастает фиалка полевая,— ищут цинк.
  2. На щелочных почвах растут мать-и-мачеха, василек, молочай, можжевельник.
  3. На кислых почвах растет хвощ, вереск, черничник, щавель.

1-й ведущий. Четвертая страница журнала называется «Чистая вода». Вопрос здесь такой: Как можно определить качество воды?

Ответ: сделать это помогут личинки насекомых. У чистой воды под камнями будут личинки поденок и веснянок. При небольшом загрязнении появляются личинки ручейника, плоских червей и пиявок. Там, где вода загрязнена, можно найти пиявок, да и то не всегда.

2-й ведущий. Вы все молодцы. А теперь давайте дадим всем несколько добрых советов поведения на природе.

  1. На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
  2. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
  3. Охраняй чистоту вод, заботься о колодцах и родниках. Звучит песня «О земной красоте».



Предварительный просмотр:

  1. Классный час по теме: "Цветы в легендах и преданиях"

Задачи:

  1. Развивать умение работать с дополнительной литературой, развивать интерес к народным традициям; продолжить знакомство с православными праздниками, мифами и легендами
  2. Воспитание бережного отношения к окружающей среде

Эпиграф:

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище. (С. Красиков.)

Вступительное слово учителя (Вальс цветов П. И. Чайковского.)

- О возникновении цветов на нашей планете сложено много легенд. Вот одна из них: в стародавние времена во мраке и стуже лежала Мать Сыра Земля. И пронзил однажды Ярило – у древних славян бог солнца, земли и плодородия, пламенем взора своего слои мрака над спавшей Землёй. Сразу воссияло красное Солнышко, даруя свет и тепло просыпающейся планете. Жадно пила она щедрые солнечные лучи, нежилась в юной своей красе, набираясь до краёв животворной силой. Молвил тогда Ярило: “Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми….”

Вот так и пришли на Землю цветы. С тех пор каждую весну пробуждается Ярило от зимнего сна, садится на коней своих и украшает Мать Сыру Землю цветами и злаками, оживляет поля, луга, рощи и дремучие леса.

- Мы сегодня говорим о цветах, потому что мы закончили изучать какой отдел Царства Растения? (после ответа на доске открывают магнитную табличку).

- Ярким проявлением любви к цветам являются праздники цветов, проводимые у разных народов. Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купала (Ивана Травника).

Ночь на Ивана Купалу (сообщение ученика)

Только несведущие да совсем пропащие могут спать в ночь с 23 на 24 июня (по новому стилю 7 июля), когда вновь решается судьба мира: быть ли Свету или мир поглотит злобная Тьма. Каждый год сражение выигрывают силы Добра, но победа эта не приходит сама собой.

Пока длится это святое и странное время, нужно многое успеть, через костер перепрыгнуть, в живительных водах омыться, травы собрать, которые только на Купалу и набираются особой целебной силы. А еще нужно стадо через угли прогнать, чтобы скот от всех хворей избавить. Ну а самые отважные побредут в чащу на поиски цветка папоротника. Кто его добудет, тот без труда любой клад отыщет.

В древние времена после праздника выносили за деревню и бросали в реку чучело богини любви и лета Лады. Наверное, думали, что раз на Масленицу сжигают чучело зимы – Марены, то после солнцеворота следует распрощаться с Ладой. Потом опомнились и стали и весной, и летом терзать Смерть-Матрену. Так ей, злодейке, и надо!

Имя Купала означает ярко-белый. Потому белый цветок кличут купавой, а для особой белизны подобрали слово “кипень”. Так и говорят: кипенно-белый цвет.

Православная церковь в этот день чествует память Иоанна Предтечи, который крестил самого Иисуса Христа. Может, потому и сошлись вместе эти два праздника, что очищение происходило в обоих случаях водой.

- Давайте немножко поиграем.

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок –

И остался стебелёк. (одуванчик)

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое –

Что это такое? (ромашка).

Беленькие горошки на зелёной ножке. (ландыш)

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты,

Яркие, пахучие…

Ай-ай-ай! Колючие ! (розы)

Хоть прячется Алёна

За веточкой зелёной,

Но красная щека

Видна издалека. (яблоко)

Давайте немного прогуляемся по полю, лугу, лесу, заглянем на садовые участки – везде цветы.

На экране – картинки с точным изображением растения (лилия, роза, василёк, тюльпан, люпин).

Учитель: Мы с вами подольше задержимся на этом растении.

На экране – изображение лилии (желательно белой).

- Я не случайно выбрала именно этот цветок. Совсем недавно весь православный мир отмечал большой праздник – Рождество Христово. Может быть кто-то из вас был в это время в церкви или смотрел трансляцию богослужения по телевизору, и вы не могли не заметить, что церковь празднично украшена веточками елей и белыми лилиями. Это не случайно – для христиан белая лилия – символ невинности и чистоты.

Дома ученики готовят сообщение о следующих растениях:

Иван-да-марья,

Берёза,

Калина.

Сообщение № 1.

- Все знают этот скромный лесной цветок (проекция на экран). Я хочу рассказать красивую легенду, которая меня поразила.

История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней. Случилось так, что однажды бог Семаргл встретил здесь богиню ночи – Купальницу. Они поженились, у них родились мальчик Купала, названный в честь матери, и девочка Кострома. Брата похитили птицы и унесли в дальние края. Поэтому Кострома росла одна, не зная о том, что когда-то у нее был брат. Выросла она писаной красавицей и похвалялась, что нет ей равного жениха, а потому она и замуж ни за кого не пойдет. Услыхали ее похвальбу боги, страшно разгневались и решили наказать дерзкую Кострому – вернули на родину Купалу. Плыл он в ладье, увидел проплывающий мимо венок, да и поднял его, а по обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный девушкой, то обязан был на ней жениться. Купала и не возражал – очень ему приглянулась незнакомка. И Кострома полюбила прекрасного юношу с первого взгляда. Сыграли они свадьбу. И лишь после этого боги сообщили Купале, что женился он на собственной сестре! Такой позор можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку – Мавку. Погиб и ее брат, ринувшийся в костер.

Месть богов удалась, но мало было в том для них радости: вышла она слишком жестокой. Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни. Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, - Кострома. Раньше этот цветок так и назывался – Купала-да-Мавка. Лишь потом, в христианские времена его переименовали: на 24 июня выпадает праздник в честь Ивана Крестителя, и Купала стал Иваном, а несчастную его сестру (ее чествуют 29 июня) нарекли в честь Богородицы – Марией. Так цветок обрел новое имя – Иван-да-Марья. Он самый главный на обоих праздниках, Купалы и Костромы. Да, и символы очищения от греха остались все те же: огонь, через который парами прыгают влюбленные, и вода, которой поутру умываются.

Сообщение № 2.

- А я хочу рассказать о другом растении – калине. В книге “Времена года” говорится: “Все породы деревьев смолистых называются красным лесом. Все остальные породы деревьев, теряющие свои листья, называются черным лесом или чернолесьем. К нему принадлежат и кустарники: калина, орешник, шиповник. Растет калина в сырых лиственных лесах, на лугах, по берегам рек. Весной цветет белыми душистыми цветками. Осенью, в сентябре, украшает лес яркими гроздьями ягод, которые остаются на ветвях до морозов. Название “калина” в переводе с древнеславянского означает “кустарник”, растущий на болоте. По другой версии “красный” - из-за как бы раскаленного цвета плодов. У многих славянских народов калина считалась символом девичьей красоты, любви и счастья”.

Калина считалась также “свадебным деревом” и была непременной участницей свадебным деревом” и была непременной участницей свадебного обряда. Букетами калины украшали столы, свадебные караваи, девичьи венки, блюда с угощениями. Невеста перед свадьбой дарила жениху полотенце, расшитое листьями и ягодами калины. Косточка плода своей формой напоминает сердце, поэтому в народе рубиновые плоды калины стали символом мужества людей, которые отдали свою жизнь в борьбе с врагами.

Рассказывают, что это сердца девушек, которые заводили отряды татаро-монгол в непроходимые дебри для спасения своих близких. Из крови их, погибших от вражеских сабель, выросли кусты калины, поэтому ягоды калины красные, как кровь, и напоминают всем об их великом подвиге.

Девочка исполняет песню:

В саду Маша гуляла,

В саду Маша гуляла,

Гуляла, гуляла, гуляла,

Красавица Маша гуляла.

Цвет калины срывала,

Цвет калины срывала,

Срывала, срывала, срывала,

Красавица Маша срывала.

Во пучочки вязала,

Во пучочки вязала,

Вязала, вязала, вязала,

Красавица Маша вязала.

Край дорожки бросала,

Край дорожки бросала,

Бросала, бросала, бросала,

Красавица Маша бросала.

На Украине существовало такое предание: “Давно когда-то плыли через море брат и сестра. Он доплыл до берега, а у нее не хватило сил. Умирая, она просит брата: “Не пей, братец, из этого моря воды – это кровь моя, не лови рыбы – это тело мое, не коси травы – это косы мои, не ломай калины – это красота моя”.

Растет калина в лесу над водой, что придает ее образу оттенок печали, робости, даже незащищенности, поэтому в большинстве народных преданий, стихотворений, песен ее образ связывают с трагическими событиями.

В одной из украинских легенд калина – это возлюбленная молодогказака, которая не смогла соединиться с любимым и стала калиной. Рассказана эта легенда по пьесе Леси Украинки:

Казак умирает, а девушка плачет:

Ты возьми меня в могилу, она горе спрячет.

Ой, и мать не станет так тужить о сыне.

Как ты, моя калиночка, в девичьей кручине.

Сообщение № 3.

- А я хочу начать свой рассказ с загадки, которую в своё время не сразу отгадали, как рассказывал мне папа, даже Знатоки из передачи “Что? Где? Когда?”:

Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья:

первое – больным на здоровье,

другое – от темени свет,

третье – дряхлых, вялых пеленанье,

а четвёртое людям – колодец.

Седьмая неделя после Пасхи называется семицкой (Русальной, зелёной, зелёными святками), а четверг семицкой недели – Семик.

В семицкую неделю повсеместно совершались обряды поминовения усопших родителей, сохранившиеся до наших дней. Правда, сегодня праздник сводится к посещению всей семьёй могил своих родных. А ещё в начале XX в. в городах и сёлах устраивались народные гулянья с ярмарками и балаганами.

Основа семицкой и троицкой обрядности – культ растительности. В России – это культ берёзы, ставшей символом русской природы. На Троицу (в субботу вечером) украшали зеленью дома снаружи и внутри, пол в избе обязательно устилали душистыми травами и цветами, а на улице ставили молодые деревца. Этот старинный обычай вошёл и в церковный ритуал – церковь тоже украшали зеленью, пол устилали травой, а к обедне ходили с букетами цветов. Зелень должна была обеспечить плодородие, хороший урожай, принести здоровье людям и домашнему скоту, уберечь от всего нечистого, вредоносного.

Почти повсеместно в русских деревнях существовал обряд “завивания берёзки” и заплетания венков. В Семик до обеда всей семьёй ходили на могилы родителей, где после поминовения ели ритуальные блюда – яичницу и блины. Затем девушки и молодые женщины уходили в рощу завивать на берёзах венки. Завивали веночки “на желание”, “на себя” и на всех родных. Потом девушки выбирали одну берёзку, украшали её лентами, бусами, платками, а в некоторых местах ещё и печеньем в виде веночков (козулями) и устраивали праздничную трапезу с яичницей, кашей, пирогами и квасом. Первая ложка каши давалась берёзке а после трапезы вокруг деревца водили хороводы и пели песни.

В этот же день проводился ещё один обряд – кумления. В центре большого венка, сплетённого из берёзовых веток, подвешивались крестики, а в нижней части – кукушка (кукла из тряпок или соломы). Девушки по очереди парами целовали крестики, потом друг друга и давали клятву “не браниться, не ругаться”, обменивались кольцами и крестиками. После этого они считали себя кумами, сестрами. Завершался обряд “похоронами кукушки” - “до новых берёз”, “до новой травы”.

В воскресенье, в Троицу, также непременно до обеда ходили на кладбище. После этого девушки отправлялись развивать венки. На венках загадывали: если чей-то венок на берёзке распался или завял, то или сама девушка, или тот из её семьи, на кого она завила венок, заболеет или умрёт. Одну из молодых берёзок срубали и несли в деревню с песнями и плясками. Каждая девушка в венке из берёзовых веток и первых цветов старалась к вершине берёзки прикрепить свою ленту одним концом, чтобы за другой конец держаться, как бы получая от берёзки живительную силу.

В одних местах срубленное дерево устанавливали на улице и водили хороводы, а когда приходили парни, начинались игры и совместная трапеза. В других областях с берёзкой обходили всех девушек, которые устраивали угощение. Уже к вечеру молодёжь с грустными песнями шла к реке, где берёзку “раздевали” и бросали в воду, умывались, черпая воду из центра венка, чтобы быть красивыми, а потом гадали на венках – бросали их в реку и смотрели - потонет или нет? остановится или поплывёт дальше? чей венок плывёт первым, чей остаётся последним? Бросали свои венки и влюблённые. Если венки сблизятся – значит, скоро свадьба, а коли потонут – смерть.

Троицей называют день сошествия Святого Духа, т. к. с этого дня открылось миру действие всей Пресвятой Троицы: Дух Святой был послан на землю Сыном, вознесшимся к Отцу. С этого дня христиане поклоняются Пресвятой Троице – одному богу в Трёх лицах: Отцу, Сыну и Святому Духу.

(видеосюжет “Троица А. Рублёва”).

Аптечный ряд.

Учитель:

- Цветковые растения не только радуют нас своей красотой, но и помогают нам, когда нам больно. Существует много книг (показать) о лекарственных свойствах растений. Но в каждой семье существуют свои рецепты, которые передаются из поколения в поколение. Я просила вас поговорить со своими бабушками и мамами, чтобы они поделились с нами своими секретами.

Ученики зачитывают некоторые рецепты.

Учитель:

- Вот и закончилась наша прогулка. Русская пословица гласит: “В гостях хорошо, а дома лучше. ” Это потому, что дома, в семье всегда ждут любящие мама, папа, сестра, брат, бабушка или дедушка. И если нам хочется доставить радость нашим близким, мы дарим им цветы. Давайте посмотрим на фотографии из ваших семейных альбомов.



Предварительный просмотр:

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление: а) на доске – эпиграф:   Берегите эти земли, эти воды,

                                                                Даже малую былиночку любя.

                                                                Берегите всех зверей внутри природы,

                                                  Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.                        2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.                4. Природа знает лучше.

Ход классного часа

1. Вступительное слово. Тема классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Кл. руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа

Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы:- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди. - В природе всё находится в равновесии, всё связано. - Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы: - Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка. - В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах. - В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

4. Информационный блок «Законы экологии»

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

1 закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

2 закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

3 закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

4 закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Кл. руководитель. Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы: - Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление. - Нарушены первый и второй экологические законы. - Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Кл. руководитель. Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы: - Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать. - Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей. - Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Кл. руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +40 до +400 С. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы.- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Кл. руководитель. Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы: - Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт! - Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть. - Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Кл. руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы»

Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

1 группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

2 группа напишет военным.

3 группа подготовит обращение к учёным.

4 группа обратится к фермерам и крестьянам.

5 группа напишет морякам и рыбакам.

6 группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп. К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя»

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко. О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы: - Что нужно беречь природу. - Что нельзя убивать зверей. - Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Кл. руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы: - Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д. - Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке. - Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Кл. руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

  1. Подведение итогов (рефлексия) Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы: - Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус. - Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём. - Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня. - До культуры ещё далеко, но понятно, что делать. - Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...