Классный час на тему "Поговорим о деньгах"
классный час (10, 11 класс) на тему

Тимербаева Гульшат Фидаиловна

10 класс. Возникают перед юношами и девушками вопросы значения и ценности денег. Возникают противоречия. :"Денежка дорожку прокладывает" или "Лишние  деньги – лишние заботы"?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_dlya_10_kl.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Поговорим о деньгах". 10 класс.

Цель: просветительская работа по природе и значению денег в жизни человека, диагностирование знаний учащихся в форме опросов и викторины по теме.

Предварительная подготовка:

  1. Группа учащихся подбирает пословицы и поговорки о деньгах.
  2. Подготовить  ответ на вопрос: на что вы потратили бы свою первую зарплату?

1.Экскурс в историю денег.

         Деньги – одно из величайших достижений человечества.  У разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные продукты: в древней Мексике – какао-бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца,  на Филиппинских островах – рис, на побережье Западной Африки – раковины 0 каури, на Руси – скот и меха. Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально металлические деньги обращались в форме слитков. Так, денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра – гривны. Наиболее распространенной была гривна весом  в 200 г. Гривна делилась на 20 ногат, 20 кун, 50 резан.

        С развитием функции денег как средства обращения возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в 7 веке до н.э.. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны – Монеты. Отсюда пошел термин – "монета". Монета – денежный знак, изготовленный из металла. Государство своим оттиском – штемпелем на монете удостоверяло чистоту и вес металла. На Руси монеты собственной чеканки, по виду похожие на монеты Византии, появились в конце 10 века. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении. Они теряли вес в результате длительной эксплуатации, а также их можно было легко подделать.

         На замену металлических денег пришли бумажные деньги. Они появились в Китае в 8 веке до н. э. В Европе прообраз бумажных денег можно видеть в кожаных деньгах. В Италии в 12., во Франции при Людовике 9 он представляли как бы обязательства на будущие платежи. В Европе и Америке бумажные деньги появились в конце 17 – начале 18 века. В России бумажные деньги впервые выпущены в 1769 году.

        В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило большое распространение, т.к. это безопасно и удобно. Во многих случаях более удобно выписать чек, чем использовать наличные деньги.

        Большое распространение в развитых странах Запада получила система электронных платежей. Это компьютерные системы расчетов и кредитований. Это деньги, перемещающиеся со скоростью света в масштабах земного шара.

        Самая легкая металлическая монета из серебра была выпущена в Непале в 1740 г. , ее размеры 2мм х 2 мм.  Самая дорогая из современных монет достоинством $ 10 000 отчеканена из платины в 1993 г. В Австралии, ее вес 1 кг и диаметр 57 мм. Самая крупная сума за покупку одной монеты -314 тыс. долларов уплачена 30 июня 1974 года на аукционе в Цюрихе за серебряную декадрахму из древних Афин.

  1. Предварительное слово учителя.

        Почти во всех случаях, когда общаются люди, деньги имеют не последнее значение. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог и телефона. Никакие машины не способны  выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег! Вот так выразил этот факт А.С. Пушкин в "Скупом рыцаре":

Барон смотрит на свое золото.

Кажется, немного,

А сколько человеческих забот,

Обманов, слез, млений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Да! Если бы слезы,  кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь храниться,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп – я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

        Неустанно проклинали бесовскую власть денег великие гуманисты, видя в них зло, причину вражды между людьми.

         А вот так выразил свое мнение о деньгах древнегреческий драматург Софокл: " Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же научают извлекать из всякой вещи только зло и  беззаконие"

        В старину поговаривали, что деньги изобрел дьявол. Миф о деньгах как порождение сатаны – пожалуй, единственный в мировой истории миф, создававшийся усилиями людей простых и самых просвещенных.

        Вот такой парадокс: с одной стороны, деньги – великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это зло, от которого нужно избавляться.

  1. Конкурс знатоков народной мудрости.

        Вспомните известные вам пословицы, которые имеют отношение к деньгам. Проводиться конкурс – аукцион знатоков народной мудрости. Победителем становиться участник, закончивший аукцион.

Деньги счет любят.

Свой грош везде хорош.

Копейка рубль бережет.

Богатство разум рождает.

Долг платежом красен.

Долго спать – с долгом вставать.

Денег куры не клюют.

И слова не скажи, только грош покажи.

Денежка дорожку прокладывает.

Захочешь добра – посыпь серебра.

Тот мудрен, у кого карман ядрен.

С деньгами мил, без денег постыл.

Есть грош, так будет и рожь.

Денежка не бог, а бережет.

Денег наживешь – без нужды проживешь.

Лишние деньги – лишняя забота.

Через золото слезы льются.

И то бывает, что и деньгам не рад.

Деньги что каменья: тяжело на душу ложатся.

Будешь  богат, будешь и скуп.

Не хвались серебром, хвались добром.

Без денег сон крепче.

Меньше денег – меньше хлопот.

Без нужды живет, кто деньги бережет.

        И снова противоречие: "Денежка дорожку прокладывает", и в то же время "Лишние  деньги – лишние заботы". В чем же причина такого, порой суеверного, страха перед деньгами? Причина одна. Основа всякого суеверия – непонимание. А природа денег оказывается достаточно сложной, в чем сегодня вы могли убедиться.  "Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег", - заметил по этому поводу Уильям Ю. Гладстон, премьер – министр Великобритании. Мы относимся к деньгам, как неразумное дитя к строгому учителю. А учитель вовсе не хочет нас пугать, не ищет нашей любви или ненависти. Он добивается лишь понимания.

4. Природа денег. Обсуждение с учащимися.

Еще один парадокс, в котором кроется причина упрямого непонимания феномена денег: деньги созданы человеком, однако ведут себя подчас, как природная стихия, причем опасная.

Предпринимателям известно: когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности.  А денежное обращение – это такой чувствительный механизм, что учитывать в работе с ним нужно все. Что, разумеется, невозможно.  Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь.  Мы много слышали о том, как воспитывают детей богатые американцы. Папа миллионер, а сын стоит у контейнера и заворачивает гамбургеры или даже торгует газетами, зарабатывая себе на каникулы.  И это не жестокость  и не редкая жадность, а норма жизни. На Западе деньги - воспитательное средство. Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком, помогая  папе, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиваться самостоятельно. Герой популярного романа С. Моэма "Бремя страстей человеческих" считает деньги едва ли не на каждой странице. Плохо это или хорошо? Но, наверняка, трудно и грамотно. От несчастного случая не спасет, но от грубых ошибок защищает.

За рубежом общество всеми силами старается создать условия, что подростки не спекулируя и не воруя, зарабатывали столько, сколько им требуется. Можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом. Они, как громко это не прозвучит, учат жить, если, конечно, относиться к ним с уважением, не делать накопление денег смыслом всей жизни и не совершать ради них безумные поступки.

В 90 –е годы 19 века электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с оплатой 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечерами уединялся в сарае и работал над новой машиной. Соседи называли  молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного  труда странный парень выехал на экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парни Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших  и уважаемых деловых людей эпохи. Рассказывая о себе, он писал: "Вполне естественно работать  в сознании, что счастье и благословение добиваются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с того естественного пути". В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили о том, что деньги – зло. Сегодня же распространено  мнение,  что деньги самое главное в жизни, что за деньги можно купить все. А самое печальное – то, что люди, считающие деньги способными сделать все, сами готовы все сделать за деньги.

5. Анкетирование. Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами. По каждому из приведенных высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются.

  1. В работе меня привлекает результат, а не процесс. (1)
  2. Я всегда уделяю большое внимание реальной ситуации, а не своим планам. (1)
  3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое. (1)
  4. Деньги – самое главное в жизни. (7)
  5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе. (1)
  6. Я могу работать по 10 -12 часов, даже если работа мне неприятна.(1)
  7. Если я разбогатею, я решу все свои проблемы. (7)
  8. Любая компания признает меня лидером.(5)
  9. Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство.(4)
  10. Я хочу получить в будущем высшее образование. (2)
  11. Бедность – следствие недостатка способностей.(5)
  12. Мне нравиться улучшать жизнь с помощью своих идей. (1)
  13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других.(5)
  14. Я хороший организатор.(5)
  15. Мне не нужно время на "раскачку" перед работой.( 1)
  16. Я никогда не забываю о делах, за которые я взялся.(1)
  17. Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то еще. ( 5)
  18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего.(5)
  19. Я не  могу сидеть без дела.( 1)
  20. Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна.( 1)
  21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш. (1)
  22. Деньги необходимы для решения любой проблемы. (4)
  23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно.(4)
  24. Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег. (7)
  25. Мне легко производить на людей приятное впечатление. (3)
  26. У меня очень  много знакомых. (3)
  27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно. (5)
  28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок. (1)
  29. Я с интересом изучаю иностранный язык. (1).
  30. Я почти никогда не опаздываю. (1)

Результаты:

Меньше 6  баллов. В джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны всем.

От 6 до 18 баллов. Ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.

От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадете на "золотую жилу" или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток – вас ждет успех.

 Больше 75 баллов. Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достигнуть! Однако, вступая  на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за них платить? Не  забывайте, есть вещи, дороже денег.

6. Работа класса.

        Действительно, если всерьез задуматься над этим вопросом, то можно сделать такой вывод - купить за деньги можно далеко не все. Подумайте, какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить  только за деньги, а какие – нет.

  • познание окружающего мира,
  • спокойная и безопасная жизнь,
  • постоянное саморазвитие,
  • пища, влияние на других людей,
  • модные вещи, одежда,
  • любовь,
  • самоуважение,
  • хорошее здоровье,
  • уважение близких,
  • хорошо устроенный быт,
  • дружба,
  • образование,
  • развлечения,
  • общение с природой,
  • общение с людьми.

         Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравиться.

Помните, что за деньги не купить хорошее настроение. Или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить деньгами.  Далеко не все на свете покупается и продается.  Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана Лабрюйера: "Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая вам  не  по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого".

7.Обсуждение по теме: на что потратить первую зарплату.

 Каждый из вас когда-то пойдет работать и получит собственную первую заработную плату. А давайте обсудим, на что бы вы потратил свою первую зарплату?

8. Викторина.

1. Кто и в каком произведении восклицал: "Пиастры! Пиастры!"? (Попугай Флинт из "Острова сокровищ".)

2. Герои, какого романа, решая вопрос приобретения военной экипировки, выполняли такие расчеты:

- А во сколько вы оцениваете эту экипировку?

- О, дело плохо! Мы только что сделали подсчет, причем были невзыскательны, как спартанцы, и все же каждому из нас необходимо иметь по меньшей мере полторы тысячи ливров.

- Полторы тысячи помножим на четыре, это шесть  тысяч ливров.

- Правда, у нас есть седла….   ("Три мушкетера" А. Дюма)

3. О ком были сказаны слова:

        Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет. (О Евгении  Онегине, герое романа А.С. Пушкина)

4. Между кем и в каком произведении состоялся этот разговор?

- Слушай-ка, если мы выроем клад, то что ты сделаешь с его половиной?

- Я? Каждый день буду покупать пирожок и стакан содовой воды, буду ходить в каждый цирк, который приедет в наш город. Уж я знаю, что мне делать, чтобы прожить весело!

- Неужто ничего не отложишь про запас?

- Откладывать? Это к чему же?

- А к тому, чтобы хватило на будущий год. ( Между Томом и Геком М. Твена "Приключения Тома Сойера")

5. Какие деньги ввел в своем царстве царь Гвидон? (Золотые)

Все скорлупки золотые.

… Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету.

6. "Там царь Кощей над златом чахнет" А где это – там? (В Лукоморье, сказки А.С. Пушкина.)

9. Советы учащимся.

  1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Стендаль до франка прикидывал, сколько ему потребуется на содержание дома, сколько – на путешествия и даже, сколько на любимую женщину.
  2. Избегайте веси подсчеты прилюдно. Многие могут вас не понять и счесть скрягой.
  3. Планируя расходы, будьте  сдержанны.
  4. Не экономьте на заботе о своих близких! Подарки обрадуют  их и вас: ведь подарки дарить также приятно, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?
  5. Если вы в состоянии дать в долг – давайте и никогда не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением.
  6. Старайтесь не влезать в долги!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Поговорим о деньгах"

Обсуждение с учащимися значение денег в жизни человека, диагно­стирование знаний учащихся в форме опросов и викторины по теме....

Классный час «Деньги дают свободу или отнимают ее?»

. Ежедневно мы имеем дело с деньгами. Считаем их необходимыми. А задумывались ли вы когда-нибудь, что этот атрибут жизни не всегда существовал в человеческом обществе. Знаете ли вы, где и когда появил...

Классный час -дискуссия для 10-11 классов "Деньги это счастье или зло"

Классный час. Проводится в форме дискусси. К 11 классу учащиеся имеют устоявшееся мнение по многим вопросам, в том числе и по вопросу денег и отношение к ним. Ребята активно дискутируют высказывают св...

Классный час "Поговорим о деньгах", 11 класс

Классный час "Поговорим о деньгах", 11 класс содержит разработку и презентацию....

Деловая игра «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги – там и тут…»

Деловая игра проводится на первом курсе со студентами изучающими бухгалтерский учет....

Классный час по теме "Карманные деньги"

Классный  час по теме "Карманные деньги" с целью формирования у обучающихся представлений о семейном бюджете....