Классный час "Моя малая Родина"
классный час (8 класс) на тему

Хасанова Эльвира Сайфутдиновна

Разработка классного часа  для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_moya_malaya_rodina.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ д.Тереклы

МР Архангельский район

Тема урока:

«Моя малая Родина»

Классный час в 8 классе

     Классный руководитель: Хасанова Э.С.

                   

1 сентября 2014 г.

Задачи урока:

Образовательная:    

1. определить вместе с учащимися понятие «Малая  Родина»;

2. познакомить учащихся со знаменитыми людьми

Развивающая:          

1. способствовать логическому мышлению учащихся;

2. возбуждать мысль и интерес к предмету

Воспитательная:    

1. прививать  любовь к родному краю;

2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;

3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма

Оборудование:

текстовый раздаточный материал

аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»;

набор слайдов

видеофрагменты;

Тип урока: урок- беседа

Ход урока:

             (Звучит песня «С чего начинается Родина?»)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

            А может она начинается

            С той песни, что пела нам мать,

           С того, что в любых испытаниях

            У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

            А может, она начинается

            С веселой запевки скворца

            И с этой дороги проселочной,

            Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли…

            А может, она начинается

            Со стука вагонных колес

            И с клятвы, которую в юности,

           Ты ей в своем сердце принес…

Учитель:

        Именно о Родине, ребята, будет наш сегодняшний урок. Тема урока:

 «Моя малая Родина»

И перед нами  стоит проблемная задача, которую мы должны будем решить, и звучит она так:  Является ли деревня Тереклы   для нас всех, живущих  здесь, Малой Родиной?

- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.

Родина – это земля, государство, где человек рождается.

Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).         Родина…Вслушайтесь и всмотритесь в это слово (на доске написано слово «Родина»)        

 Подберите, пожалуйста, синонимы к слову Родина

Ответы детей:

  • родник,
  • природа,
  • рождение,
  • родня,
  • родной,
  • народ,
  • урожай,
  •  родить,
  • родинка

Учитель: Ребята! У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем.

Текст № 1.Ирина

        «Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.

        Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших  государств и земель, но одна у человека  родная мать – одна у него и Родина». 

Айгуль

Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.

Россия – самая большая страна на свете.

Границы России проходят и по суше, и по морю.

Наша страна очень красива и богата..

Учитель

Все это наша Родина. –

Что каждый из вас считает своей малой родиной?

Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

 

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

А наше родное место – это деревня Тереклы

Чтение строк о Тереклах.

Ученик 2.  Алина.

В "Материалах по истории Башкирской АССР"  5  раз встречается название деревни.

 В 1795 г. в деревне было 353 жителя и 50 дворов, в 1859 г. - 492 человека и 81 двор, в 1896 г. - 562 жителя и 105 дворов. При мечети действовала мектебе.

Музыка  «Любизар»

В формулярных списках за 1839 г. упоминаются имена башкирских воинов,  участников войны, с наполеоновской Францией, доживших до 1839 года. Участники войны:  Муратбай Мухатов, Абдулла Кукбурин, Фахрутдин Кунаккулов, Кусяпкул Абдрашитов,  Юмагузя Юсупов, Абдрахман Мулкашев.  

Таким образом, формулярные списки за 1839 год  являются основным источником по выявлению ветеранов – участников Отечественной войны 1812 г. юго-восточного Башкортостана. В нем нашли отражение и ветераны войны, награжденные медалями являющимися выходцами из современного Архангельского района РБ.

Ученик 2. Азамат.

В 1839 г. на 508 человек (76 дворов) приходилось 280 лошадей, 105 коров, 25 овец и 30 коз. В конце XIX века завели хлебозапасный магазин. Пчеловодство занимало заметное место в хозяйстве: 300 ульев и 15 бортей. Кроме того, жители деревни перевозили руду на Архангельский завод, а также поташ и шадрик в г. Уфу. В деревне было 2 бакалейной  лавки.

Ученик 3.Айгуль.

В 18 веке тереклинцы жили большой неразделенной семьей. Опираясь на архивные документы («Ревизская сказка» от 30 сентября 1816 года), можно сделать вывод, что они были крестьянами-вотчинниками и жили отцовской семьей. И как все башкиры того времени они занимались скотоводством.

В 1816 году деревня Тереклы  насчитывала 65  дворов, в которых проживало 211 мужчин, 193 женщин.

Ученик 3. Расим.

В «Ревизской сказке» 1859 года видно, что семьи занимаются охотой и бортничеством. Предания гласят, что люди на лыжах возили мед в большие города.

В 1916-1917 годах была проведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Материалы переписи указывали состав семьи, сословие, национальность, место и время переселения, грамотность, земельный надел, количество скота, сельхозинвентаря.

По материалам сельскохозяйственной переписи 1917 года, можно сделать вывод, что жители занимались пчеловодством.

Имели  свои  небольшие  лавки: Хабибрахман Абдрахманов(бакалейная лавка), Юмадил Канзафаров ( лавка), Зинатулла Низаметдинов (лавка)

Атангулла Кутлугильдин ( мясная торговая лавка).  

 Вся торговля в деревне  была в руках этих четырех  человек.

 Остальная зажиточная часть сельчан занималась сельским хозяйством, имела большие земельные наделы, имели лошадей, скот и получали значительные доходы. Количество лошадей и состав семьи определяли мощность хозяйств. Лошади были единственным средством передвижения, тягловой силой в сельском хозяйстве. На собственные нужды почти  в каждом хозяйстве выращивали также овец. Обилие выпасов и покосов позволяло держать значительное количество скота. Были и такие семьи, которые не имели  ни одной лошади или ни одной коровы.  

Учитель.

В  1918 г. в деревне  укрепилась Советская власть. Большое трудолюбие, поддержка и взаимопомощь помогли сельчанам пережить трудные, голодные послереволюционные годы. В деревне не было ни одного магазина.  Жизнь в деревне стала очень тяжелой, а в 1921 году начался голод, от недоедания погибло много детей. «Где голод – там и болезни», - так гласит народная мудрость. Оспа, чахотка, горячка, брюшной, сыпной и просто тиф косили оголодавшее, лишенное медицинской помощи, измученное войной население. Поэтому,  в Тереклах,  открывают столовую- приют для детей  деревень:  Азово, Айтмембетово, Кизги, Узунларово. Также была открыта вторая столовая для детей нашей деревни.

Ученик 4. Ильсур.

С 1932 по 1934 года   в деревне образовался колхоз «Ильяс».

Алина Гафарова.

1940 год. Ранняя весна, теплое и жаркое лето, холодная осень – казалось, все было как обычно, лишь только дубы всю зиму простояли с листьями. «Это плохое предзнаменование. Следующий год будет тяжелым для мужчин, так как дуб – это символ мужской силы»,- грустно говорили старики. Великая Отечественная война. Из деревни Тереклы  на фронт ушло   222 мужчин, а из них не вернулись 127.

Музыка «Дети войны»

В деревне остались лишь женщины и дети. Но как они трудились! Деревня выстояла, пережила все тяготы военного времени. Дети помогали на быках возить сено, зерно на элеватор, запрягали коров и бороновали землю. Из Карламана (за 40 км) на себе носили зерно для посевной, на огородах и колхозных полях вручную сажали картошку. Большое количество хлеба односельчане отправляли на передовую. Хорошо выделанные шкуры для  полушубков, мед, молоко, мясо – все шло на фронт. В книге «Память» М. А. Аюпова перечислены жители деревни Тереклы, ушедшие на войну. 

Ученик.

После окончания войны в Тереклах начался голод. Не хватало зерна для посевной, а то, что сажали, плохо всходило. Не хватало рабочих рук, поэтому приходилось работать за двоих. У кого был картофель, хоть как-то могли прожить. Люди питались травой, кислой картошкой, редко у кого был скот.

Всеми силами старались поднять деревню. Воспитание любви к родителям, к родному краю, почитание старшего поколения, соблюдение обычаев, традиций наших предков – вот основа сохранения, процветания нашей деревни Тереклы.

Ученик

 Основным занятием жителей, и сегодня, как и много лет назад, осталось скотоводство, пчеловодство  и земледелие.

Во времена перестройки деревня стала приходить в упадок, закрыли 5 ферм, молодежь начала разъезжаться. Сейчас же в Тереклах происходят большие изменения. Благоустроенные дома, асфальтированные дороги, газификация, строительство школы - все на благо человека. Совместная, дружная работа местной администрации, учреждений культуры, педагогического коллектива дает возможность четко организовать как работу населения, так и его досуг. Никто не остается в стороне, никто не остается без внимания. И стар,  и млад едины, вот в этом и заключается связь времен, поколений. Народ живет дружно: и в радости, и в горе вместе. Живет единой, сплоченной семьей, помогая друг другу, поддерживая, как завещали наши предки – в единстве – сила.

Отдельно следует сказать о национальном составе населения деревни Тереклы — оно моноэтничное. Все жители села — башкиры. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., преобладающая национальность — башкиры (96%). Население на  1 января 2009 года составляло 602 человек.

Скажите, пожалуйста, а за что мы любим свою деревню, свой край?

Учитель:

        Итак, возвращаемся к решению проблемной задачи:  так можешь ли ты считать деревню Тереклы своей Малой Родиной? Почему?

Ответы детей:

Учитель:

А как можно назвать человека, преданного своему народу, любящего свою Родину, совершающего ради ее интересов трудовые и героические военные подвиги? Назовите одним словом…

Ответы детей:

  • (патриот)

На доске  patria -  родина, отечество, слово латинское 

Учитель

Мне хочется, ребята, чтобы вы все были патриотами башкирской  земли, независимо от того, куда вас забросит судьба. Вы должны помнить свою деревню, свой дом, свою школу.

Если на земле строятся дома, улицы, дороги, звенят детские голоса, а у калиток сидят старушки в белых платочках – значит,  жизнь продолжается, связь поколений крепнет, история не забыта, и ее не перепишешь, не перечеркнешь.

«С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

            А может она начинается

            С той песни, что пела нам мать,

           С того, что в любых испытаниях

            У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

            А может, она начинается

            С веселой запевки скворца

            И с этой дороги проселочной,

            Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли…

            А может, она начинается

            Со стука вагонных колес

            И с клятвы, которую в юности,

           Ты ей в своем сердце принес…

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"

Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Открытый классный час на тему: "Моя Родина- Россия. Моя малая родина-город Яхрома".

Классный час был проведен 1 сентября 2018 года. Предназначен для обучающихся 3 класса школы -интерната с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...

Классный часМОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ

МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ...