Классный час"Я-человек,но какой?"
классный час (9, 11 класс) на тему
Данный классный час можно проводить в 11 классе, ближе к выпуску из школы. Чтобы обучающиеся могли свободно высказывать свои суждения должно присутствовать:
1.Опыт предшествующих диспутов (это может быть принятые у нас внеурочные занятия при свечах, где обсуждаются проблемы, успехи и неудачи прошедшей недели).
2.Не очень хорошо получается проведение такого классного часа при несформированном классном коллективе и в период адаптации.
3.Граммотное сопровождение всего классного часа учителем (высказывания иногда противоположные и это сказывается на возможности продолжения обсуждения).
4.Кадры из кинофильмов: «Розыгрыш», «А если это любовь?» и т.д.
Очень удачным экспериментом оказалось для меня то, что я сохранила письменные высказывания учащихся и принесла их на встречу с выпускниками через 5 лет, для некоторых это действительно оказалась встреча с юностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Я человек,но какой?" | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Данный классный час можно проводить в 11 классе, ближе к выпуску из школы. Чтобы обучающиеся могли свободно высказывать свои суждения должно присутствовать:
1.Опыт предшествующих диспутов (это может быть принятые у нас внеурочные занятия при свечах, где обсуждаются проблемы, успехи и неудачи прошедшей недели).
2.Не очень хорошо получается проведение такого классного часа при несформированном классном коллективе и в период адаптации.
3.Граммотное сопровождение всего классного часа учителем (высказывания иногда противоположные и это сказывается на возможности продолжения обсуждения).
4.Кадры из кинофильмов: «Розыгрыш», «А если это любовь?» и т.д.
Очень удачным экспериментом оказалось для меня то, что я сохранила письменные высказывания учащихся и принесла их на встречу с выпускниками через 5 лет, для некоторых это действительно оказалась встреча с юностью.
Классный час «Я человек, но какой?»
1 этап. Сообщается тема классного часа. Приводятся в качестве эпиграфа слова Карла Юнга. Обсуждаются вопросы.
Человек, без сомнения, хорош куда менее, чем он о себе думает или чем ему хотелось бы быть. Каждому из нас сопутствует в жизни Тень, и чем меньше она присутствует в сознательной жизни индивидуума, тем чернее и больше эта Тень. Если нечто низкое осознается, у нас всегда есть шанс исправиться. Более того, тогда оно находится в постоянном контакте с другими интересами и может благодаря этому постепенно измениться. Но если это низкое вытеснено и изолировано от сознания, то его уже никогда не исправить. Карл Юнг.
Вопросы для обсуждения:
- Всякий ли человек личность?
- Назовите качества настоящей личности.
- Что должен делать человек, чтобы воспитать себя настоящей личностью?
- Что такое счастье? Как вы это понимаете? Выскажите свою точку зрения, закончив предложение: «Счастье это …»
- Какие качества личности необходимо развивать, чтобы добиться в жизни успеха?
- В чем, с вашей точки зрения, заключается красота человека?
- Зачем человеку другие люди?
- Как бы вы ответили на вопрос: «В чем смысл жизни?»
- Как оценить самого себя? Что для этого надо делать?
2 этап. Групповая работа.
Задание № 1. Раскройте черты юноши, который, по вашему мнению, является настоящим мужчиной.
Задание № 2. Раскройте черты девушки, которая, по вашему мнению, является обаятельной и привлекательной.
Задание № 3. Подберите слова, характеризующие современную молодежь.
Задание № 4. Что такое конформизм? Почему ученическому коллективу свойственно «стадное» поведение? Приведите пример такого поведения из жизни вашего класса. Почему вы сделали то же, что и все остальные? Разделяли вы в этот момент точку зрения лидера?
Задание № 5. Согласны ли вы с точкой зрения русского писателя Н.Г.Чернышевского: «…Каждый отдельный человек должник общества за свое умственное развитие»?
Задание № 6. Определите своё отношение к высказываниям: «Надменный и упрямый делает всё по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений» (Эзоп); «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» (Гёте).
3 этап. Письменные задания.
А сейчас мы все вместе письменно выполним предложенные задания. Каждый из вас должен предельно откровенно ответить на вопросы. Анализируя свои ответы, вы сможете сделать вывод о своих личностных качествах. Может быть, кто-то из вас поставит перед собой ещё и цели самосовершенствования.
Задание № 7. Закончите предложение: «Я живу для того, чтобы …»
Задание № 8. Выбираем свой вариант и заканчиваем выбранное предложение:
а) Я в основном хороший, потому что …
Я в основном плохой, потому что …
б) Я свободен и отвечаю за свои поступки, потому что …
Я зависим и не отвечаю за свои поступки, потому что …
в) Я в основном эгоистичен, потому что …
Я в основном заботлив и добр, потому что …
г) Мои убеждения воздействуют на мою личность, потому что …
Моя личность воздействует на мои убеждения, потому что …
д) Моя национальность – это …
е) Моя раса – это …
ж) Мужчина – это …
з) Женщина – это …
и) Брак – это …
к) Семья – это …
л) Закон – это …
м) Учеба – это …
н) Успех – это …
В результате обсуждения вопросов совместно с педагогом определяется современный идеал гармоничной личности. Затем приводятся слова Швейцера. Альберт Швейцер – нем.-франц.мыслитель, протестантский теолог, миссионер, врач, музыковед и органист(1875-1965)). После чего делается обобщение и сообщаются признаки зрелой личности и качества деловой личности. Их можно представить в виде компьютерной презентации или распечатать каждому ученику. Эти распечатки могут помочь учащимся в составлении плана самовоспитания.
Идеал культурного человека, как считал А.Швейцер, « есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность».
Признаки зрелой личности.
По-настоящему зрелой личностью мы можем считать только того человека, который прошел путь нравственного совершенствования и, развивая свой характер, смог достигнуть равновесия между волей, разумом и чувствами. Основой всех мыслей или поступков такого человека является любовь, обращённая к другим людям. Зрелая личность – это, прежде всего, человек, умеющий любить. Поэтому ему свойственны этические черты, выражающие его отношение к другим людям:
- Бескорыстие – ставит интересы других людей выше своих собственных, великодушен, неэгоистичен.
- Сыновняя почтительность – уважение, любовь и преданность родителям.
- Верность – надёжен, верен, предан друзьям, семье, стране.
- Жертвенность – готов пожертвовать собой в интересах других людей или важного дела.
- Уважение – уважает других людей, их права, мнения, уважает собственность.
- Терпимость – внимателен к мнению других людей, не имеет предубеждений и предрассудков.
- Демократичность – готов воспринимать других людей как равных.
- Сотрудничество – работает вместе с другими для достижения общих целей.
- Сочувствие – испытывает страдание и боль от страданий и бед других людей, готов помогать другим, умеет глубоко сопереживать.
- Умение прощать – готов забыть обиды, не стремится наказать или отомстить за причиненное зло.
- Доброта – великодушен, чуток, предупредителен.
- Готовность помочь – всегда готов оказать помощь всем, кто в ней нуждается.
Наряду с этим духовно зрелый человек обладает чертами, выражающими его отношение к себе:
- Чувство собственного достоинства – верит в собственную ценность и способности, уверен в себе.
- Ответственность – отвечает за собственные действия.
- Честность – правдив, искренен, свободен от обмана и лжи.
- Отвага – храбр, умеет преодолеть страх.
- Самоконтроль – контролирует свои мысли, желания, чувства и поступки.
- Душевное и физическое здоровье – обладает здравым, разумным отношением к жизни, имеет и поддерживает оптимальное физическое состояние.
Качества деловой личности
- Творческие способности и профессионализм.
- Умение организовать свою деятельность и найти своё место в жизни.
- Умение находить выход из трудных ситуаций и конфликтов.
- Умение отстаивать свою точку зрения, быть понятым и приятным окружающим людям.
- Умение принимать рациональные решения и, не игнорируя законодательства, добиваться намеченных целей в различных сферах жизнедеятельности.
4 этап. Самоанализ
Теперь давайте поговорим о самоуважении и самооценке.
Объективная самооценка и самоуважение так же необходимы для нашего счастья, как солнечный свет и вода для растущего, здорового растения.
Самоуважение и самооценка – вовсе не то, что самовлюбленность, самоуверенность, или высокомерие. Часто люди, не обладающие настоящим чувством собственного достоинства, пытаются «доказать» другим, что они ничуть не хуже, и поэтому ведут себя намеренно вызывающе, из-за чего их легко счесть самоуверенными и высокомерными. Если же Вы хорошего мнения о себе, Вам не нужно «самоутверждаться» перед другими, просто потому, что Вам нечего утверждать. Вы тот, кто Вы есть. Утверждая собственное достоинство, научившись любить и ценить себя, гораздо легче увидеть и полюбить добро и других.
Люди с низкой самооценкой | Люди с высокой самооценкой |
|
|
Задание № 9. Перечислите основные желательные и нежелательные эмоции (чувства), которые вы испытываете по отношению к себе, другим, учебному заведению:
Желательные эмоции | Нежелательные эмоции | |
Я | ||
Другие | ||
Учебное заведение |
Задание № 10. Напишите, как вы обычно ведёте себя, выполняя различные социальные роли и занимаясь различными видами деятельности:
Социальные роли, виды деятельности | Желательные поступки | Нежелательные поступки |
Сын /дочь | ||
Брат /сестра | ||
Ученик | ||
Гражданин | ||
Работа | ||
Спорт | ||
Свободное время |
Эта таблица для самоанализа. Проанализируйте свои социальные роли, своё отношение к различным видам деятельности. На основании своих записей сделайте вывод, какой вы человек. Можно ли вас назвать личностью? Сравните себя с тем идеалом, который мы описали ранее.
5 этап. Рефлексия
Учащиеся письменно отвечают на вопрос: «Какие выводы для себя я сделал на этом классном часе?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Характер человека. Самооценка"
Классный час для старших классов...
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Классный час "Права человека"
Актуальность проблемы по правам человека стоит остро в современном мире....
Классный час "Быть человеком"
Это классный час-практикум. Цель этого мероприятия- стимулироватьу детей стремление к самовоспитанию, способствовать развитию у них чувства ответственности за свои поступки. Участники- дети 5-7кл...
классный час "Права человека"
классный час "Права человека" Учитель Чернякова Ольга Вячеславовна ...
Классный час "Я - Человек"
Классный час помогает формировать нравственные ценности учащихся, стимулировать стремление к самовоспитанию, способствует развитию чувства ответственности за свои поступки, желанию найти с...
Классный час «Гармоничный человек - здоровый человек» для учащихся 11 класса
Возраст участников17, 18 лет. Мероприятие продолжается 40 минут, используется интерактивная доска. Подготовлена выставка «Лучшие люди мира». Тема классного часа «Гармоничный человек...