Классный час, посвященный Дню защитника Отечества
классный час (6 класс) на тему

Игошина Лариса Анатольевна

Классный час, посвященный Дню защитника Отечества "Салют защитика Отечества". 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Путешествие по страницам истории

«Салют защитникам Отечества!»

            Дата проведения: 25 февраля 2015 г.

            Цель мероприятия: формировать уважительное отношение к  героям ВОВ,   прошлому   нашей Родины.

            Задачи мероприятия:

                      - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;

                      - расширить знания учащихся о Великой Отечественной  войне и других войнах;

                      - воспитывать у  школьников патриотические чувства: уважение    к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

            Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки-звездочки

            Надпись на доске: «Не ходите войной на Великую Русь, она век       стоит не шатается и века простоит не шелохнется»

            Музыкальное сопровождение:  аудиозаписи «Песни о маленьком трубаче»   (муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова), «Богатырская наша сила» (группа «Цветы»).

Ход классного часа

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.

                                     А.С.Пушкин

  1. Вступительное слово учителя
  2. Путешествие
  3. Физкультминутка
  4. Минута молчания
  5. Образ русского солдата
  6. Игра-викторина
  7. Выступление участников детского патриотического объединения «Росток»
  8. Итоги

  1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лариса Анатольевна, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Ребята, а какой праздник мы только что отмечали? (День защитника Отечества). Этот праздник отмечается в нашей стране с 1912 года. Этот день – дань уважения всем поколениям героического воинства.

Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых нашествия прокатилось по нашей земле и, разбившись о стойкость русских, исчезли в безвестности. Хазарское полчище, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт – все они искали мирового господства. И у всех на пути к нему вставал защитник Отечества. Почему такое гордое название – «защитник отечества». Кто он такой? Сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое и вспомним тех, кто защищал нашу Родину от кочевников, шведов, немцев в годы войн и нашествий.

  1. Путешествие

Итак, открываем 1-ю страничку.

Что на ней изображено?

А назовите русских богатырей

Все вы наверняка помните древние былины, в которых воспеваются богатыри, защитники Родины от набегов кочевников.

А и сильны могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

 А знаете ли вы, что знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю.

Из Древней Руси мы с вами переносимся в 1242 год

Перед нами – знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере, в котором русские войска под предводительством князя Александра Невского разгромили немецких рыцарей.

А кто был их предводителем?

 А как вы думаете, что помогло русским войскам победить в этой схватке?

Перед вами – настоящий защитник Отечества. Храбрый и отважный.

Продолжаем путешествие

В начале 19 века наше Отечество пережило натиск наполеоновской армии. Но и в этой войне мы одержали победу. Не позволили наполеону завоевать наше Отечество. Храбро сражались русские воины на Бородинском поле     в 1812 году.

А вы помните стихотворение, посвященное Бородинской битве, и его автора?

А давайте вспомним имена героев этой войны

Посмотрите на лица этих героев. Это благодаря этим защитникам наполеону не удалось завладеть нашими землями.

Следующая страничка

Много на нашей земле было сражений. А сейчас мы вспомним о войне, которая не зря зовется Великой Отечественной. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов!

Ребята, а с кем в то время воевала наша страна? С фашистами

А вот представьте. Каково было в это время детям! Страшно!!! Бомбежки, артобстрелы. Маленькие, бедные, беззащитные, голодные. Это ваши ровесники. А сколько им пришлось пережить. Не передать, сколько видели они зла – на их глазах убивали их родных, близких.

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Фашистская забава с собаками. Но не остались они в стороне от общего дела, встали вровень с взрослыми на защиту своей страны! Дети принимали участие в сражениях, воевали в партизанских отрядах и в тылу врага. Многие погибли. Сражались повсюду. В небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Леня Голиков, в Брестской крепости, как Валя Зенкина. Силе и мужеству юных защитников Отечества поэты посвящали стихотворения, художники – картины, композиторы писали песню. Есть одна песня автора Сергея Никитина (вы ее, наверное, знаете), в которой поется о маленьком мальчике, который был в отряде трубачом, а когда командир геройски погиб, он не испугался, подхватил знамя и бросился в бой и погиб, как настоящий защитник Отечества, не дрогнув перед врагом. Давайте  мы вспомним эту песню, не стесняемся, пробуем подпевать артисту, слова перед вами.

Продолжаем наше увлекательное путешествие

На самой страшной войне ХХ века и женщине пришлось стать солдатом, которому приходилось наравне с мужчинами, стрелять из снайперской винтовки, ходить в разведку, подрывать мосты. Очень страшно было женщинам!

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

пишет Ю.Друнина

«Я столько раз видала рукопашный…»

На себе выносили с поля боя санитарки раненых бойцов. Не щадили себя, погибали женщины, спасая солдат. Страшно было даже закаленным в боях мужчинам смотреть на это.

На носилках, около сарая,

На краю отбитого села,

Санитарка шепчет, умирая:

- Я еще, ребята, не жила…

И бойцы вокруг нее толпятся

И не могут ей в глаза смотреть:

Восемнадцать – это восемнадцать.

Но ко всем неумолима смерть…

Но есть имя, которое раньше знали все. Это Зоя Космодемьяеская, которая пришла добровольцем на фронт, будучи школьницей. Вскоре ее направили в диверсионно-разведывательную группу, которая действовала по заданию штаба Западного фронта. 

21 ноября 41-го группы наших добровольцев вышли за линию фронта с заданием совершить поджоги в нескольких населенных пунктах. Неоднократно группы попадали под обстрел: часть бойцов погибли, другие заблудились. В итоге в строю остались три человека, готовых выполнить данный диверсионной группе приказ. В их числе была Зоя.

         После того, как девушка была схвачена немцами (по другой версии, она была поймана местными жителями и передана врагам), комсомолку подвергли жестоким истязаниям. После продолжительных пыток Космодемьянская была повешена на петрищевской площади.

Зою вывели на улицу, на груди висела деревянная табличка с надписью "Поджигатель домов". Немцы согнали на казнь девушки почти всех жителей деревни.

По рассказам очевидцев, последними словами партизанки, обращенными к палачам, были: 'Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Вам отомстят за меня! Все равно победа будет за нами".

Тело около месяца провисело на площади, устрашая местных жителей и забавляя немецких солдат: пьяные фашисты искололи мертвую Зою штыками.

Перед отступлением немцы приказали убрать виселицу. Местные жители поспешили похоронить за околицей деревни мучающуюся даже после смерти партизанку.

Космодемьянская стала первой женщиной в годы ВОВ, удостоенной звания Героя Советского Союза (посмертно).

Зоя Космодемьянская стала символом героизма, самоотверженности и патриотизма. Маленькая, хрупкая девушка. Она была настоящей защитницей Отечества. Но она была не единственной: в то время на фронт уходили сотни добровольцев - таких же юных энтузиастов, как Зоя. Уходили и не возвращались. 

Работа со звездочками

Да, у войны не женское лицо. Война – это детский плач и вдовьи слезы, это седина на юных головах и тысячи детей-сирот. Это скорбь всего народа. Ребята, напишите, что такое война, как вы к ней относитесь.

(Ведущий раздает ребятам звезды, вырезанные из бумаги. Учащиеся на звездах описывают свое отношение к войне и прикрепляют на стенд).

Давайте прочитаем, как же вы относитесь к этому страшному явлению. В этом учебном году у вас еще будет много мероприятий, посвященных 70-летию великой Победы. Эти звездочки я передам Галине Васильевне. Я думаю, они вам еще пригодятся.

  1. Физкультминутка

Ребята, во все времена воины – защитники своей родины – были сильными и здоровыми. А вы хотите быть сильными? Для этого нужно с ранних лет заботиться о своем здоровье – правильно питаться, соблюдать режим дня, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе и, конечно же, делать зарядку. Давайте вместе с вами сделаем зарядку.

(Делаем зарядку под музыку  «Богатырская наша сила» (26).

  1. Шаги (колени прямые, держим спинку)
  2. Наклоны шеи (руки на поясе, вправо-влево, вправо-влево)
  3. Махи локтями с разведением рук (по 2 раза)
  4. Повороты туловища в наклоне (руки на поясе, по час. – против час. – 2 раза)
  5. Махи плечами (кисти рук на плечах. Вперед 3 раза, назад 3 раза)
  6. Махи руками вертикальные (1 рука вверху, 1 внизу – по 2 раза)
  7. Повороты туловища в наклоне (руки на поясе, по час. – против час. – 2 раза)
  8. Наклоны туловища вправо-влево (с вытянутой рукой, по 2 раза в разные стороны)
  9. Приседания – 4 шт.
  10. Прыжки.

Мы продолжаем наше путешествие.

И сейчас посмотрим фильм о еще одном храбром защитнике Отечества. Внимание на экран.

Фильм

Так какой же подвиг совершил Александр Матросов?

27 февраля 1943 года 2-й батальон Сибирской добровольческой бригады Калининского фронта получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Калининской области Как только советские солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника — три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека.

Долговременная защищенная огневая точка

Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков; второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков, но пулемёт из третьего дзота продолжал простреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли красноармейцы Пётр Огурцов и Александр Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, из дзота вновь был открыт огонь. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения.

Ребята, а вы знаете, что такое таран?

 Таран - это наивысшая степень геройства, когда на весах жизнь летчика, когда впереди неизвестность: можно ли выпрыгнуть из смятого и поврежденного самолета? Таран - это особая смелость летчика. Таран - это на грани самопожертвования.

А кто совершил первый таран?

Но особенно отличились в боях с врагом советские летчики. Среди таких героев и наш земляк – Виктор Талалихин. В ночь на 22 июля 1941 года был первый вражеский налет самолетов на Москву, а в июле - августе налеты немецкой авиации участились.

Первый бомбардировщик Виктор Талалихин сбил в ночь с 5 на 6 августа - это был немецкий бомбардировщик «юнкерс-88».

Под Москвой август 1941 года - это беспокойное, тревожное и грозное военное время. Бесконечные ночные бомбежки немецкими самолетами Москвы и се пригородов.

Ночь с 6 на 7 августа была теплой, тихой, звездной. Виктор Талалихин сел в кабину самолета и подготовился к боевому дежурству. В московском небе заработали прожектора. Множество ярких лучей пронзали темное небо, ища неприятельские самолеты.

Истребители стояли в укрытии на опушке небольшого леса, вблизи поселка, ожидая боевого сигнала. Самолеты Виктора Талалихина и других летчиков получили сообщение: «Самолеты противника появились в квадрате 82 на высоте 4 тысяч метров». Талалихин услышал команду: «Воздух!». «Ястребок» Талалихина поднялся в небо и набрал высоту. Внизу железнодорожные станции Львовская, Столбовая. Талалихин заметил блестящую точку, от которой шли зелено-красные вспышки. Это от моторов вражеского самолета.

Талалихин стремительно вел «ястребок» к цели - бомбардировщику «хейнкель-111». Он шел на высоте 4,5 км. Бомбардировщик вооружен семью пулеметами и одной пушкой. Талалихин зашел бомбардировщику в хвост, стал ловить «хейнкеля» в свой прицел, нажал гашетку. Правый мотор фашистского бомбардировщика задымил, «хейнкель-111» вздрогнул. Талалихин вновь атаковал, целясь в кабину самолета. Немецкий самолет изменил курс, повернув на запад. Талалихин снова и снова атакует, выпускает несколько огненных очередей. Увеличив скорость, «хейнкель-111» пошел на снижение, но «ястребок» преследовал его.

Продолжался воздушный ночной поединок. Подбитый, но недобитый фашистский бомбардировщик продолжал лететь, снова атака - шестая. Талалихин жмет на гашетку, но пулемет молчит, кончились патроны,

«Хейнкель-111» уходит в темень ночи. Талалихин мгновенно принимает решение - идти на таран, информирует на землю - кончились боеприпасы. Талалихин догоняет «хейнкеля-111», приближается к нему, пристраивается мастерски к хвосту самолета, из «хейнкеля-111» сверкнула пулеметная очередь, обожгло правую руку Талалихину - рука прострелена. Но «ястребок» у цели - осталось 10 метров. Всей своей машиной Талалихин протаранил бомбардировщик, «ястребок» перевернулся в воздухе, летчик покидает самолет и около тысячи метров летит затяжным прыжком, а потом раскрывает парашют.

Фашистский бомбардировщик «хейнкель-111» падает.

Открываем презентацию

Это был первый в истории войны ночной таран, и за этот подвиг Виктору Талалихину было присвоено звание героя Советского Союза. Советские летчики совершили дневной таpaн в первый день войны под Ленинградом, а за годы войны советские летчики совершили сотни таранов. Были летчики, которые таранили дважды и трижды. Немецкие летчики на таран в войну не шли.

  1. Минута молчания

Да, ребята, много людей погибло в этой войне.  Жертвенному поколению, павшим и живым, выстоявшим и победившим в той кровопролитной Великой Отечественной… посвящается. Прошу почтить память погибших минутой молчания.

(Звук метронома, все встают).

Следующая страничка

А следующей остановкой нашего путешествия будет наш родной поселок Львовский, в котором тоже есть участники и ветераны Великой Отечественной войны.

 А вы встречались с нашими ветеранами?

Может, у кого-нибудь из вас есть родные, принимавшие участие в Вов, расскажите о них

Сейчас на поселке Львовский живет замечательная женщина - Кикоть Зинаида Михайловна. Шестнадцатилетней девчонкой она ушла на фронт, героически сражаясь с фашистами, прошла путь от Москвы до Берлина. Зинаида Михайловна – частый гость лицея, и ученица 9 класса нашей школы Сергеева Анастасия, потрясенная подвигом Зинаиды Михайловны, посвятила ей стихотворение собственного сочинения.

Выступление Насти

Земля стонала, воздух выл,

Когда нестройными рядами

Мимо девчонок с красными флажками

Поток колонн в бой уходил.

Была девчонка та уж очень молода.

В солдатской серенькой шинели,

Замерзшая…

Но в пламенных глазах

Два верных Родине огня горели.

Казалось, все ей было нипочем:

И грязь, и пыль, свист падающей бомбы, вой снарядов,

Она колонной маленьким флажком

Как дирижер оркестром управляла.

О подвигах людей, прошедших дни войны,

О трудных буднях их и доблестных победах

Слагали оды и стихи,

Писали песни и поэмы.

Мы с болью в сердце говорим о тех,

Кто не дожил до светлых дней Победы.

Мы низко кланяемся им, и всем, оставшимся в живых,

Беречь Россию мы даем обеты.

  1. Образ русского солдата

 По всей стране и за ее пределами установлены памятники, обелиски, мемориальные комплексы как дань памяти тем, кто защищал нас в годы той страшной войны, кто, не щадя сил своих, дни и ночи трудился в тылу, кто отдал жизни свои, но не сдался. Только на нашей малой Родине, в Подмосковье, находится более 2-х тысяч памятников воинской славы.  

Ребята, так какой же он, русский солдат? Почему именно ему устанавливают памятники во многих странах мира?

(Ребята отвечают).

Давайте напишем

  1. Игра-викторина

А сейчас посмотрим, хорошо ли вы знаете нашу историю. Внимание на экран.

  1. Он всегда соблюдал правила истинно рыцарской чести – никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы» (то есть «начинаю сражение») Кто он? (князь Святослав).
  2. Как называется головной убор русского богатыря? (шлем).
  3. В каком году  русские войска под предводительством князя А.Невского одержали победу над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище). 1242 год.
  4. Русский император, под командованием которого русская армия под Полтавой разгромила шведскую. Петр 1.
  5. Русский полководец, на счету которого взятие турецкой крепости Измаил в 1780 году, автор слов: «Пуля – дура, штык – молодец!»
  6. Год сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией под Бородиным. 1812 год.
  7. Город-герой, жители которого в Вов мужественно пережили блокаду.(Ленинград – ныне Санкт-Петербург).
  8. Начало контрнаступления советских войск в битве под Москвой (ВОв). 1941 год.
  9. Неофициальное название истребителя МИГ-29 (стриж).

Молодцы! Вот с такими ребятами, знатоками Отечественной истории, не страшно пойти и в разведку!

  1. Выступление участников детского патриотического объединения «Росток»

В одной древней легенде чужеземный князь завещает своим сыновьям: «И я детям и внукам наказываю – не ходите войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется». Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защитить, не жалея жизни, свое Отечество. И сейчас растет молодое поколение, верное традициям своих дедов и прадедов, готовое встать на пути врага.

Скажите пожалуйста, а в вашей школе есть детское патриотическое объединение?

А как оно называется?

В лицее уже 13 лет существует  детское патриотическое объединение «Росток», члены которого пришли сегодня к вам в гости.

Включаю музыку

Выступление «Ростка»

Именем солнца, -

Именем Родины клятву даем!

Именем жизни

Клянемся павшим героям:

То, что отцы не допели,

Мы допоем!

То, что отцы не построили,

Мы построим!

Мир – это главное слово на свете,

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен детям!

Мир нужен взрослым!

Мир нужен всем!

Поэтому думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно и ежечасно

Что может враг? Разрушить и убить.

И только-то?

А я могу любить,

А мне не счесть души моей богатства,

А я затем хочу и буду жить,

Чтоб всю ее,

Как дань людскому братству,

На жертвенник всемирный положить.

Грозишь?

Грози.

Свисти со всех сторон.

Мы победили.

Ты приговорен.

О.Берггольц. «Твой путь».

  1. Итоги мероприятия

На память о сегодняшнем мероприятии хотелось бы подарить вам  символ нашей Родины – флаг Российской Федерации, флаг нашей Отчизны, которую мы должны беречь и защищать.

(«Росток» дарит флажки)

Ребята, а что вам больше всего понравилось и запомнилось из нашего сегодняшнего путешествия?

Я надеюсь, что вы узнали много нового о защитниках нашего Отечества. Это и представители далекого прошлого нашей родины, и наши современники. Я надеюсь, что и вы станете настоящими защитниками Отечества. Я всех вас благодарю за внимание, за активное участие, и я надеюсь, что вам запомнится наша сегодняшняя встреча.

Российский воин бережет

Родной страны покой и славу.

Он на посту. И наш народ

Гордится армией по праву.

Спокойно дети пусть растут

В российской солнечной отчизне –

Он сохраняет мир и труд.

Прекрасный труд во имя жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный Дню защитника Отечества

В работе приводится содержание внеклассного мероприятия посвященного Дню защитника Отечества. Мероприятие рекомендуется провести в форме соревнований между мальчиками в классе или между параллелями....

Классный час, посвященный Дню Защитника Отечества, "Сильные, смелые, смекалистые"

Развивать творческую деятельность учащихся, интерес к спорту, к службе в армии, к профессии военного  через использование нетрадиционной формы мероприятия и занимательного материала; развивать во...

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Защитника Отечества "ВСТРЕЧА ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ"

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству....

классный час, посвященный Дню Защитника Отечества.

Цель: воспитывать патриотические чувства обучающихся, способствовать формированию любви к родине, чувства долга и готовности к ее защите....

Классный час, посвященный Дню защитника Отечества

Разработка классного часа с конкурсами и поздравлениями....

Сценарий классного часа, посвященного Дню Защитников Отечества

Кл. рук.: Сегодня не просто февральский день, сегодня особенный день. Мы собрались, чтобы поздравить наших мальчиков.1-я девочка:                   ...